Как образуются имена существительные кратко

Обновлено: 28.06.2024

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы; ;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

Основные способы словообразования с примерами

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Основные способы словообразования

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Морфологические способы словообразования

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая– соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная– объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

Словообразование имён существительных

Существительные образуются от разных частей речи следующими способами:

  • суффиксальным,
  • приставочным,
  • приставочно-суффиксальным,
  • сложением слов или основ слов


Существительные образуются от разных частей речи следующими способами:

  • суффиксальным,
  • приставочным,
  • приставочно-суффиксальным,
  • сложением слов или основ слов

Существительные образуются суффиксальным способом от разных частей речи. Например:

Существительное волейболист образовано от существительного волейбол при помощи суффикса ист—

Существительное прыгун образовано от глагола прыгать при помощи суффикса ун—

Существительное разрушение образовано от глагола разрушить при помощи суффикса ени—

Существительное пустота образовано от прилагательного пустой при помощи суффикса от—

Суффиксы разделяются на основные группы:

1) суффиксы, образующие существительные со значением лица, это суффиксы: —ист, —тель, —чик, —щик, —ник, —к-:

футболист←футбол, учитель←учить, грузчик←грузить, каменщик←камень, дворник←двор, незнакомка← незнакомый;

футболис, учитель, грузчик, каменщик, дворник, незнакомка

2) суффиксы, образующие имена существительные с отвлечённым значением, это суффиксы: —ость, —от(а), —ени(е):

смелость, чистота, усвоение

3) суффиксы, образующие существительные со значением конкретных предметов, это суффиксы: —ник, —лк(а) эл-ка, лка, —к(а) к (кратко), ка

чайник, зажигалка, печка

4) суффиксы, образующие существительные со значением уменьшительным, увеличительным, ласкательным, пренебрежительным, это суффиксы: —к-, —оньк-, —еньк-, —ик, —ек, —ышк-, —ишк-, —ушк-, —юшк-, —иц-, —ищ-:

речка, берёзонька, ключик, гнёздышко, платьице, домище

Существительные женского рода часто образуются от существительных мужского рода с помощью разнообразных суффиксов:

Артистка, сторожиха, докторша, учительница

Существительные образуются приставочным способом от других существительных. Например:

пригород ←город, непогода ←погода, демонтаж ← монтаж

Существительное пригород образовано от существительного город при помощи приставки при—

Существительное непогода образовано от существительного погода при помощи приставки не—

Существительное демонтаж образовано от существительного монтаж при помощи приставки де—

Существительные образуются приставочно-суффиксальным способом от других существительных. Например:

подоконник ←окно, пододеяльник ←одеяло

Существительное подоконник образовано от существительного окно при помощи приставки под— и суффикса –ник-.

Существительное пододеяльник образовано от существительного одеяло при помощи приставки под— и суффикса –ник-.

Сложные существительныеимеют чаще два корня и образуются путем сложения двух или нескольких слов или их частей.

Сложные существительные образуются:

платье-костюм←платье и костюм, генерал-лейтенант←генерал и лейтенант, вагон-ресторан← вагон и ресторан

Существительное платье-костюм образовано путём слияния существительных платье и костюм

Существительное генерал-лейтенант образовано путём слияния существительных генерал и лейтенант

Существительное вагон-ресторан образовано путём слияния существительных вагон и ресторан

  • Сложные существительные образуются также путём сложения основ слов с помощью соединительных гласных о, е. Например:

серо-синий←серый + синий, грязеводолечебница ←грязь + вода + лечебница

Существительное серо-синий образовано путём сложения основы слова серый и слова синий при помощи соединительной гласной о

Существительное грязеводолечебница образовано путём сложения основ слов грязь, вода и слова лечебница при помощи соединительных гласных е, о

  • Сложные существительные образуются также путём сложения начальных букв слов. Например:

ТЮЗ ←Театр юного зрителя, вуз ←высшее учебное заведение

Существительное ТЮЗ образовано путём сложения начальных букв слов Театр юного зрителя

Существительное вуз образовано путём сложения начальных букв слов высшее учебное заведение

Повторим

Существительные образуются суффиксальным способом:

Существительные образуются приставочным способом от других существительных.

Существительные образуются приставочно-суффиксальным способом от других существительных.

Сложные существительные имеют чаще два корня и образуются путем сложения двух или нескольких слов или их частей без помощи или с помощью соединительных гласных.

В этом уроке обратимся к составу имён существительных и понаблюдаем, как они образуются.

Раздел науки о языке, изучающий способы образования новых слов, называется словообразованием.

Имена существительные могут образовываться от основ других существительных (лес – лесок, мороз – заморозок) и от основ глаголов (мыслить – мыслитель, резать – резчик).

Существует несколько способов образования новых слов:


– суффиксальный – когда новое слово образуется при помощи суффикса;

– приставочный – новое слово образуется при помощи приставки;

– приставочно-суффиксальный – в образовании нового слова участвуют приставка и суффикс одновременно;

– способ сложения основ двух слов – слова, образованные таким образом, называются сложными.


Словообразование не нужно путать со словоизменением, когда у слова меняется только окончание, иначе говоря, меняется форма.


При словообразовании появляются новые однокоренные слова:

Суффикс и приставка – настоящие труженики. Ученые-языковеды подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с их помощью.

Рассмотрим подробнее роль суффиксов в образовании имён существительных.

В русском языке большинство слов строятся по определённым словообразовательным моделям, то есть у многих слов похожи приставки и суффиксы.

Даже если в слове закрыть корень и поглядеть только на суффикс, мы можем догадаться, что слово означает: маленький это предмет или большой, взрослое существо или детёныш и так далее.

Поэт В. Гиляровский придумал таких героев:


Листья жёлтые лежат

А под листьями шуршат:

Шурш, Шуршиха и Шуршонок.

Нетрудно понять, что Шурш, Шуршиха и Шуршонок– это папа, мама и ребёнок. Помогли нам это определить суффиксы -их- и -онок-.

Можно сказать, что у суффиксов в словах разные профессии.

Рассмотрим, с помощью каких суффиксов образуются имена существительные от основ существительных:

Что объединяет вторые слова в парах? Они все произносятся ласково.

Образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-.


Рассмотрим ещё пример.

По какому признаку слова объединили в

В первом столбике имена существительные обозначают самок животных, во втором и третьем – детёнышей животных и отличаются числом. Образовались все эти существительные при помощи суффиксов: -их-, -иц-,-онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-.

– людей по их занятиям (садовник, мельник, помощник);

– предметы по их назначению (чайник, градусник);

– место, где растёт что-то определённое (малинник, осинник, брусничник).

Теперь рассмотрим, как образуются имена существительные от основ глаголов.

Профессионал – потому что при помощи суффикса -тель- образуются имена существительные, которые называют человека по его профессии или действиям (водитель, исследователь, читатель).

Суффиксы -щик- и -чик- тоже дружат с глаголами. С их помощью образуются существительные, называющие человека или предмет, выполняющий действие (пильщик, танцовщик, резчик, лётчик).

Это, конечно, не все словообразующие суффиксы. Главное – найти их в слове и понять, от какого слова образовано имя существительное.

Подведем итоги урока:

1.Имена существительные образуются от основ глаголов и других существительных.

2.Основными способами образования новых слов являются: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.

3.Имена существительные строятся по определённым словообразовательным моделям, благодаря которым мы можем, не видя корня, понять значение слова, а также легко разбирать имена существительные по составу.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани) , лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек) , веществ (крупа, мука, сахар, сливки) , живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб) , фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх) , а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

имена существительные могут быть образованы разными спосабами: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.

Самый распространённый способ образования существительных в русском языке-суффиксальный: Лес-лесНИК, печь-печНИК, учитель-учительНИЦа. .
Приставочный способ: город-ПРИгород.. .
Приставочно-суффиксальный: ПОДоконНИК.. .
Отсечение суффиксов: рань (от ранний). .
Сложение (разных видов) : стенгазета, пароход, сапоги-чулки, вуз. .
Переход других частей речи в разряд имён существительных (субстантивация) : столовая (комната).

Самый распространённый способ образования существительных в русском языке-суффиксальный: Лес-лесНИК, печь-печНИК, учитель-учительНИЦа.
Приставочный способ: город-ПРИгород.. .
Приставочно-суффиксальный: ПОДоконНИК.. .
Отсечение суффиксов: рань (от ранний).
Сложение (разных видов) : стенгазета, пароход, сапоги-чулки, вуз.
Переход других частей речи в разряд имён существительных (субстантивация) : столовая (комната).

Способов образования в русском языке очень много. Их выделяют 6 штук. 1) Приставочно-суффиксальный например слово подснежник (корень "снеж" при приставка и ник суффикс) 2) Приставочный рассветать образованно от слова светать поэтому приставка рас 3) Суффиксальный слово лесок образованно от слова лес суффикс ок. 4)бессуффиксный слово переход образованно от слова переходить суффикса нет. Эти способы морфемные. 5) сложение основ слово ледокол от слов лёд и колоть 6) сложение слов диван-кровать здесь всё понятно.

имена существительные могут быть образованы разными способами: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.

Способов образования в русском языке очень много. Их выделяют 6 штук. 1) Приставочно-суффиксальный например слово подснежник (корень "снеж" при приставка и ник суффикс) 2) Приставочный рассветать образованно от слова светать поэтому приставка рас 3) Суффиксальный слово лесок образованно от слова лес суффикс ок. 4)бессуффиксный слово переход образованно от слова переходить суффикса нет. Эти способы морфемные. 5) сложение основ слово ледокол от слов лёд и колоть 6) сложение слов диван-кровать здесь всё понятно.

Читайте также: