Работа педагогов по привлечению обучающихся основной школы к работе в проектной деятельности

Обновлено: 30.06.2024

Проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной педагогике. Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 16 г. Павлово Екатерина Александрова рассказала об актуальности проектной технологии, роли учителя и о современных методиках применения проектной деятельности.

Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.

Что дает эта технология?

Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.

Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.

Какие бывают проекты

  • Практико-ориентированный
  • Исследовательский
  • Информационный
  • Творческий
  • Ролевой
  • Монопроект
  • Межпредметный
  • Мини-проект (в течение части урока или даже перемены)
  • Краткосрочный
  • Недельный
  • Долгосрочный (годичный)

Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности

  1. Учитель подбирает иллюстрации по теме урока.
  2. Ученикам предстоит написать статью по теме, используя предложенные иллюстрации.
  3. Оформление и очередность расположения иллюстраций дети выбирают самостоятельно.
  4. Обязательное условие — все иллюстрации должны быть прокомментированы и взаимосвязаны.

Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.

Разработка буклета

Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).

РАФТ-технология

Что такое РАФТ-проекты?

Название приёма произошло от первых букв слов:

R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)

РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.

Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности – это и есть приоритеты новой школы.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности – это и есть приоритеты новой школы.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Какова же структура проекта.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

1 этап. Выбор темы.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка.

Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап: Организация деятельности

А). Постановка целей исследования. (что и для чего мы будем делать?)

Б).Задачи исследования. Выработка плана действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

-прочитать в книге; -понаблюдать; -посмотреть в компьютере;

-задать вопросы родителям, специалистам; -подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах; -посмотреть по телевизору и т.д.

Г).Результаты исследования. (Анализ информации)

3 этап: Подготовка и представление готового продукта

Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Какую же роль проживает учитель в ходе руководства над проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.

- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и

направляя их в направлении достижения цели

- компетентен в нескольких (не во всех!) областях

- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к

- может четко спланировать и реализовать проект

- организует обсуждение способов преодоления

возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную

- поддерживает групповой процесс решения проблем

- дает четкий анализ результатов как выполненного проекта

в целом, так и отдельных его этапов

В школьной практике используется проектная деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Проектные уроки проводятся на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.

Внеурочные проекты ребята готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект - инсценировка, организационный проект, проект - выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, мультимедийный проект.
Результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы. Они должны получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.

Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят со стороны учителя. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Педсовет.doc

Цель педагогического совета:

1. Ориентация деятельности педагогического коллектива школы на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно-исследовательской технологии в обучении.

2. Пропаганда проектно-исследовательских технологий обучения, обмен педагогическим опытом, осмысление педагогического, методического потенциала проектной деятельности.

Присутствует:____ учителей; Отсутствует: ____ учителей

Регламент: 5-7 минут на выступление (длительность педсовета 60 минут).

3 слайд: Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

5 слайд: Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

6 слайд: Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям: 1) стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 2) непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного.

7 слайд: Основными этапами проектной деятельности являются:

- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

- Подготовка и защита презентации;

- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

8 слайд: Основные этапы исследования:

- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

- Постановка цели и конкретных задач исследования.

- Определение объекта и предмета исследования.

- Выбор метода (методики) проведения исследования.

- Описание процесса исследования.

- Формулирование выводов и оценка полученных результатов

9 слайд: В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации.

10 слайд: В практике используются следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

11 слайд: Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите:

повысить мотивацию школьников к учению;

расширить свой творческий потенциал ;

способствовать развитию личности ученика : его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

создать условия , в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

слайд: Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

слайд: Проектная деятельность: роль учителя

слайд: Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

- Умение проектировать процесс (изделие).

- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

- Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

16 слайд: Коммуникативные умения:

- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

- Умение вести дискуссию

- Умение отстаивать свою точку зрения

- Умение находить компромисс

- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

- Навыки монологической речи

- Умение уверенно держать себя во время выступления

- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

- Умение отвечать на незапланированные вопросы

17 слайд: Рефлексивные умения:

- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

- Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; - Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - Умение находить несколько вариантов решения проблемы; - Умение выдвигать гипотезы; - Умение устанавливать причинно-следственные связи.

18 слайд: Вывод:

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?
Проект - это метод обучения

- Может применяться на уроке и во внеурочное время.

- Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.

- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

- Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения

- Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект - это форма организации учебного процесса

- Может стать альтернативой классно-урочному обучению .

19 слайд: Смогут ли педагоги использовать потенциал проектной технологии? Станет ли метод проектов основой для повышения качества образовательного процесса?

5) Выступление Комаровой Н.А.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

1. Отметить положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе и рекомендовать к использованию в педагогическом коллективе.

2. Заместителю директора продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности в ОУ.

3. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.

4. Организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.


В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, технология проектирования, младший школьный возраст.

Одной из главной особенностью ФГОС является деятельностный характер, главная цель которого — это развитие личности школьника. В школе формируется умение учиться, способность к организации своей деятельности: сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение принимать, планировать свою деятельность, осуществлять её оценку и контроль, взаимодействовать с педагогами и сверстниками [4, с.119]. Большое внимание уделяется организации проектной деятельности обучающихся со стороны педагогов и администрации школы. Требования ФГОС НОО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса по организации проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся, является составной частью основной образовательной программы школы [4, с.119]. Именно поэтому использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится всё более актуальным. В ходе проектной деятельности можно реализовать развивающие, образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом [3, с.62]. Метод проектов позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным, более увлекательным, и поэтому более эффективным [2, с.403]. Метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.

Педагогическое управление проектной деятельностью обучающихся является сложным процессом. Важной характеристикой личности современного педагога, является готовность к организации проектной деятельности обучающихся. Одной из самых сложных задач для педагога в ходе проектирования — это играть роль независимого консультанта. Сложно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся выполняют что-то неверно [1, с.212]. Но необходимо отвечать на возникающие вопросы у школьников в ходе консультаций. Существуют разнообразные формы консультаций в работе с обучающимися: семинары-консультации для обобщённого и коллективного рассмотрения проблемы, которая возникает у значительного количества школьников; индивидуальные консультации; различные практикумы и т. д. [1, с.212]. Педагог на всех этапах выступает в роли помощника и консультанта, а упор обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний [2, с.403].

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-ученик; ученик-ученик; психолог-ученик и пр. В процессе проектирования обучающиеся участвуют в экспериментировании и исследовании, в театрализованной и изобразительной деятельности [5, с.44]. Получаемые при этом спектр эмоций побуждают обучающихся к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.

Начальным этапом вхождения в проектную деятельность является младший школьный возраст, который формирует фундамент дальнейшего овладения данной деятельностью [5, с.44]. Так как создание проектов является процессом длительным и трудоёмким, педагогу важно стимулировать познавательную активность обучающихся положительными подкреплениями и поощрять школьников в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы, создавать и придумать что-то новое, дать возможность делать ошибки и самостоятельно исправлять их [5, с.44]. Именно педагог (учитель), воспитатель, психолог и др., является главной движущей силой, который помогает школьникам раскрыть свой творческий потенциал.

В этой связи актуальным является анализ анкетирования, который был проведён среди 20 педагогов на базе ГОБОУ Мурманской КШИ № 3 и 20 педагогов на базе МБОУ СОШ № 31.

Анализ результатов анкетирования показал следующее:


70 % педагогов коррекционного образования и 40 % педагогов инклюзивного образования отметили, что проектная деятельность — это творческая, учебно-познавательная деятельность обучающихся, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде проекта.

30 % педагогов коррекционного образования и 60 % педагогов инклюзивного образования отметили, что проектная деятельность — это метод развивающего обучения, который направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений и т. д.


60 % педагогов коррекционного образования используют в своей работе проектную деятельность достаточно редко — 1 раз в четверть; 30 % педагогов — 1 раз в месяц; 10 % педагогов отметили, что не занимаются реализацией проектной деятельности.

50 % педагогов инклюзивного образования реализуют проектную деятельность 1 раз в четверть; 10 % — 1 раз в месяц; 40 % отметили, что не используют в своей работе проектную деятельность.


80 % педагогов коррекционного образования в достаточной мере осведомлены о видах и структуре проектов; 20 % дали отрицательный ответ.

70 % педагогов инклюзивного образования ответили, что в достаточной мере осведомлены о видах и структуре проектов; 30 % отметили, что не достаточно осведомлены.


70 % педагогов коррекционного образования ответили, что проектная деятельность считается частичным показателем результативности в процессе обучения, т. к. в большинстве случаев, по мнению педагогов, на проекты затрачивается большое количество времени, что влияет на динамику учебной деятельности, где придерживаются строгой регламентации; 20 % согласны, что проектная деятельность является результативной, т. к. благодаря проектам, обучающиеся смогут на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта; умение взаимодействовать в группе; умение защищать и презентовать свои проекты. Защита проектов — это результативное средство самореализации обучающихся, формирования у них уверенности в своих силах, мотивации, данное средство выступает как способ стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности. 10 % педагогов ответили, что не считают проектную деятельность результативной, т. к. отдают предпочтение классно-урочной системе обучения.

80 % педагогов инклюзивного образования считают, что проектная деятельность даёт частичную результативность в обучении; 10 % педагогов считают проектную деятельность результативной, т. к. у обучающихся происходит самоопределение в области познавательных интересов; 10 % педагогов дали отрицательный ответ, т. к. считают, что у некоторых обучающихся происходит переоценка своих возможностей.


50 % педагогов коррекционного образования сталкиваются с организаторскими трудностями: переход педагога от роли наставника к роли консультанта (сотрудника); отмечают трудности с созданием материально-технических условий для организации проектной деятельности обучающихся; отмечают трудности с недостатком времени, которое необходимо затратить на той или иной проект; сталкиваются с трудностями прогнозирования конечного результата, поэтапного выполнения проектных мероприятий; 30 % педагогов сталкиваются с методическими трудностями, а именно: подбор дидактического материала, с которым будем интересно работать обучающимся; выдвижение гипотез; планирование проектов; 20 % педагогов сталкиваются с психологическими трудностями, а именно отмечают эмоциональную перенапряжённость.

70 % педагогов инклюзивного образования также отметили, что сталкиваются с организаторскими трудностями, особенно отмечают нехватку времени; 20 % педагогов сталкиваются с методическими функциями: нахождении приёмов и способов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех обучающихся, исходя из их подготовки и способностей; 10 % педагогов выделили среди психологических трудностей — эмоциональную перенапряжённость.


40 % педагогов коррекционного образования отмечают положительные моменты использования проектной деятельности связанные с формированием исследовательских умений обучающихся; 40 % педагогов отмечают — развитие самостоятельности; 10 % отмечают мотивирующий характер и 10 % развитие организаторских способностей обучающихся.

60 % педагогов инклюзивного образования также отметили, что в ходе проектной деятельности у обучающихся формируются исследовательские умения; 20 % отмечают мотивирующий характер; 10 % педагогов в ходе положительных моментов отмечают развитие организаторских способностей; 10 % педагогов отмечают развитие самостоятельности.



50 % педагогов коррекционного образования отметили познавательную литературу, как поиск информации; 20 % педагогов отметили — интернет; 10 % отметили — посещение музеев; 20 % педагогов отметили — беседы с родителями.

80 % педагогов инклюзивного образования отметили, что наиболее приемлемыми средствами поиска информации в рамках проекта для обучающихся является, познавательная литература; 20 % отметили — интернет, т. к. считают данный источник наиболее быстрым для поиска информации.

  1. Метод педагогического проектирования: история и современность: моногр. [Текст] / Е. М. Каргина. — Пенза: ПГУАС, 2014. — 212 с.
  2. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник [Текст] / Д. Г. Левитес. — М.: ИНФА-М, 2017. — 403 с.
  3. Поздеева, С. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников [Текст] / С. И. Поздеева, Т. В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. — 2010. — № 3. — 62 с.
  4. Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. и др. Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС: метод. пособие [Текст] / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 119 с.
  5. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? [Текст] / М. А. Ступницкая. — М.: первое сентября, 2010. — 44 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, педагог, инклюзивное образование, коррекционное образование, обучающийся, проектная деятельность обучающихся, метод проектов, умение, достаточная мера, младший школьный возраст.

Читайте также: