Философия как учение о целостной личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убежде&ниям. Так вели себя философы Древней Греции — родины фило&софии.

Более свежее определение философии гласит, что это на&ука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие филосо&фы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведе&ния. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостно&сти, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль под&спудно живет во всех философских сочинениях. Как философ по&могает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумав&шись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места).

Они должны ве&рить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в преди&словии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон при&влекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концеп&цией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдава&ли за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззрен&ческой, критической также интеграционную функцию. По отно&шению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отно&шению к обществу и природе — в создании социальной и косми&ческой гармонии.

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратить&ся по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою глав&ную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут филосо&фами, а философствование — обычным делом каждого. Филосо&фия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по- видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

  1. Что дает философия для познания истины?
  2. Что такое философская истина?
  3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные философы?
  4. Каково соотношение между философией и метафизикой?
  5. Что дает философия для определения смысла жизни?
  6. В чем мировоззренческое значение философии?
  7. В чем специфика отношения к философии современного человека?
  8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за фило&софию?
  9. Каково значение философии для становления целостной гармони&чески развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи&лософов. — М., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Прочтите следующий текст Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии. Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей. Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление.

Прочтите следующий текст Чем выше уровень исторического развития и чем более неотложным является решение общественных проблем, тем ответственнее становится роль философии. Она составляет мировоззренческую и методологическую основу поиска средств и направлений движения к будущему, раскрывает социальные черты крупнейших осложнений, предупреждает об опасной иллюзии недооценки сложностей социальных преобразований.

Прочтите следующий текст В современных условиях задачи философии связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, порождённых человеческой цивилизацией в XX в. К ним относятся: во-первых, проблема предотвращения войны и обеспечения мира. Она обусловлена вступлением человечества в ядерную эпоху. Сегодня предотвращение ядерного самоубийства стало ценностной установкой, с которой должны сравниваться любые программы организации и перестройки общественной жизни.

Прочтите следующий текст Во-вторых, глобальные экологические проблемы и обусловленная ими необходимость радикальных изменений в отношении людей к природной среде. В-третьих, вследствие ускорения социального развития в XX в. чрезвычайно остро встала проблема человеческих коммуникаций, общения, преодоления отчуждения человека от порожденных им социальных условий жизни. Усложнение социальных процессов и расширение поля человеческих коммуникаций часто вызывает усиление стрессовых нагрузок, дегуманизацию социальных связей.

Прочтите следующий текст Роль философии в жизни общества, определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Прочтите следующий текст Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность? Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.

Прочтите следующий текст Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся обще гуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

Прочтите следующий текст Современная философия переживает кризис идентичности. Он вызван не столько дефицитом новейших когнитивных подходов или оригинальных идеологических установок, сколько утратой философией статуса знания, в котором социум ищет ответы на важные для него вопросы. Философии, которой отказано в праве познавать сущности и постигать смыслы, остается лишь изучать семиотические средства и среды – языковые знаки, культурные коды, дискурсивные и коммуникативные практики.

Прочтите следующий текст Этот процесс продолжился и в ХХ в., в результате чего философия все более начинает восприниматься как род знания, который в теории бесполезен, а на практике – опасен. Происходит заметное снижение статуса философии среди других наук. В классической культуре философия выступает как дисциплина, которая определяет трансцендентные начала и основания познания, закладывая тем самым фундамент других дисциплин. Современная культура, отвергая трансцендентные начала и объективную истину, постулируя равноправие всех дискурсов, лишила философию нормотворческой функции. В ее представлении философия – это всего лишь возможный способ описания мира. В новой социокультурной ситуации формой философского дискурса (мыслительный посыл) стала интеллектуальная игра, а формой презентации – социально-политический эпатаж.

Прочтите следующий текст В результате логос превратился в ноэзис – переживание чистого сознания, для которого не существуют ни реальные вещи, ни идеальные сущности. Познание человека подменяется погружением в глубины своей философской индивидуальности, а познание мира и общества – гипостазированием (признанием на уровне реальных объектов) языковых знаков и культурных кодов.

Ответьте письменно на вопросы 1. Назовите фундаментальную черту философии. 2. Как философ помогает другим стать себе подобным? 3. Дайте определение мировоззрения. 4. Перечислите задачи философии в современных условиях. 5. Опишите роль философии в жизни общества. 6. Чем вызван кризис идентичности современной философии? 7. Дайте определение симулякра. 8. Что послужило причиной произошедшей перемены смысла самой деятельности философов? 9. К чему привело снижение статуса философии? 10. Перечислите тенденции современной философии.

фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти её можно только на базе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — её смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и её ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

Философия как учение о целостной личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия как учение о целостной личности" 2015, 2017-2018.

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах. [читать подробнее].

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах. [читать подробнее].


В статье рассматривается феномен целостной личности с точки зрения метафизики человека. Основное внимание уделяется феномену собирания человека как личности в целостность. Такое собирание подразумевает точки сбора, такие как дух, бытие, проект, идеал, логос. Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию онтологической пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности. Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью онтологического одиночества.

Ключевые слова: личность, целостность, собирание себя, дух, бытие, пустота, полнота, метафизический акт, онтологическое одиночество, усилие.

Собранность человека никогда не может быть окончательной. Она постоянно требует рефлексивного опыта самого себя во всех временах. Только в рефлексии себя настоящего, в воспоминаниях о себе прошлом и представлении себя будущего, человек пребывает целостно в каждом моменте времени как личность. Пребывая в состоянии целостной личности, человек живет в гармонии со временем и со своими желаниями, людьми миром и собственной совестью. Собранность предполагает восхождение к новому собиранию. Она в своей полноте недостижима при жизни, так как жизнь предполагает постоянное движение и протекание ее в действительности. Но при этом целостность личности возможна, лишь, когда человек включен в полноту бытия.

Основные термины (генерируются автоматически): бытие, целостность, собирание, дух, идеал человечности, личность, онтологическое одиночество, полнота, пустота, сфера духа.

Читайте также: