Почему переход от одной экономической системы к другой связан с определенными трудностями кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему изменяются экономические системы? Нужен вполне обширный ответ на етот вопрос (пишу кр по политэкономике) Спасибо кто поможет, а то сил нету искать.

Вопросами экономических систем занимались многие науки. В частности "Экономическая теория" объясняет различия между ними. А "История экономических учений" говорит о том, как менялись взгляды отдельных ученых.
Экономическая система лежит в основе функционирования любого государства, как система обеспечения его потребностей.
Например традиционная экономическая система базируется на самообеспечении, то сть на натуральном хозяйстве и отсутствии общественного разделения труда.
Рыночная экономическая система (а по другим источникам - капитализм) подразумевает удовлетворение различных потребностей при помощи рыночного механима, на основе спроса и предложения.
Ну а плановая экономика (или иными словами - социализм) подразумевает общественную собственность на средства производства и полное регулирование государством всех хозяйственных отношений в обществе.
Это одна классификация.
Другая классификация (по Марксу) подрузумевает первобытно-общинное состояние, рабовладельче6ство, крепостничество, капитализм и социализм.
Дело в том, что управление государством подразумевает наличие (использование) некой экономической системы в рамках которой и происходит правление. При этом, марксистская политэкономия объясняет смену одной экономической системы другой тем, что идет постоянная политическая борьба за власть. А так же борьба между трудящимися (пролетариями) и теми, кто владеет средствами производства.
То есть борьба за власть основана на борьбе за материальную основу власти: собственноть (имущество) . Вопрос остро встает так: кто и на каком основании будет владельцем результатов чужого труда?
Понятно, что когда в стране рабовладельчество - то часть населения бессловесные рабы. рано или поздно они могут поднять бунт против эксплуататоров и вырваться на свободу. Страна руштся, но тут же возникает другая страна с другим типом экономической системы.
Аналогично крепоснический строй: владельцы земли, владеют и властными структурами страны. Остальное начеление - бесправные крепостные. Длительное время это происходит без бунтов, а потом появляется промышленность и появляются новые лица. стремящиеся к власти: купечество (торговцы) и промышленники. Появляются и новые пролертарии - класс рабочих. Опять бунт, смена власти, развал государства и переход к капитализму.
Далее при капитализме власть в рках купных промышленников и банкиров. А пролертарии - то есть большей частью рабочие какие-то время так же соглашается с этим.
Ну и может подойти время, когда пролетарии захотят взять власть в свои руки и наступит диктатура пролетариата а за ней социализм. .
В общем экономические отношения изменяются и развиваются постоянно, совершенствуются. Меняется техника. .
Ни что не состоянии остановить технический прогресс и борьбу за власть. Вот в этом и есть суть движущих сил истории, которая сопровождается сменой экономических систем.
Человек всегда стремиться к лучшей жизни. Нельзя ни кого бесконечно долго унетать и эксплуатировать, люди хотят равества, справедливости и все больших благ в обмен за свой труд.
То есть в стремлении жить лучше и заключен прогресс человечества в том числе ип смена общественно-экономических формаций (то есть экономических систем) .
В настоящее время рыночная экономика считается общепризнанным наиболее прогрессивным типом экономических систем, но она не однородна. Существуют подвиды и разновидности в зависимости от типа госуправления и менталитета нации. Например в рамках рыночной экономики может возабладать кейсианство (контроль госулдарства) или монетаризм (свобода в экономических отношениях с минимальным вмешательством государства) . Есть и так называемый "шведский соуиализм", когда рынок ориниентирован на социльное раве6нство, особый путь в Англии, Германии, Франции: там у всех своя специфика в рамках рыночной системы.
И так рыночная система учитывает юридические отношения собственности, тип экономичсеского правления, техническое и политическое развитие общества и постоянно меняется.

Переходная экономика представляет собой время перехода от одной экономической системы к другой.

Она имеет ряд особенностей, учитывая которые, можно сделать этот переход менее болезненный.

При реализации переходной экономике в стране меняются все экономические и социальные отношения внутри государства, то есть вся система экономики претерпевает глобальные перемены в своей основе и структуре. Также полностью подлежат изменениям основные принципы, методы, способы хозяйствования в стране. Начинает по - новому организовываться производственный процесс, меняются условия экономических взаимодействий, распределение ресурсов начинает происходить по другим направлениям. В том числе меняется и законодательство в области экономических отношений, из-за глобальных изменений экономической структуры и системы в целом, где-то вносятся дополнения в законы, а в некоторые законодательные документы подлежат полному пересмотру.

Основной особенностью переходной экономики ученые всего мира признают то, что в данном случае реализуется переход к совершенно другому типу экономической системы, но не как не способу регулирования этой системы.

Основной целью переходной экономики является формирование грамотной устойчивой новой экономической системы, которая способна развивать экономику страны в дальнейшем.

Переходная экономикам в любой стране ведет за собой ряд реформ, а реформы всегда сопровождаются проблемами в разных областях хозяйствования.

Общие проблемы переходной экономики

Переходная экономика – это сложный этап в деятельности любого государства, как для правительства, та и для общества в целом.

Переходная экономика не может реализовываться без большого количества разноплановых проблем, как экономических, так и политических, общественных, научных, социальных и т.д. Все проблемы переходной экономики можно условно разделить на общие и особые проблемы.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие проблемы потому и называются общими, что подходят для большинства политических и социальных систем, такими проблемами являются:

  • Проблемы производственного характера: необходимо наладить производство в рамках новой системы, организовать процессы обмена и распределения внутри производственных процессов, обеспечить рациональность производственного труда и отношений и т.д. Новая экономическая система в любом случае будет основана на производственных процессах, которые необходимо правильно и грамотно организовать, чтобы сделать их основой экономики нового поколения;
  • Проблема технологического характера, новой экономической системе необходимо определиться с направлением технологического процесса, который ляжет в основу новой экономики и будет способствовать технологическому прогрессу. Технологический выбор определяет характер производственных процессов и направления развития общества и государства на мировых и внутренних рынках;
  • Проблема определения форм собственности и их роли в новой системе. Переход к новой экономической системе в любом случае предполагает трансформацию частной собственности и правил работы с ней. Новая политика может дать свободу, а может, наоборот, ограничить права граждан на собственность, ее формирование, покупку, работу с ней и т.д.;
  • Проблема регулирования кредитных отношений в государстве при новой системе экономики. Данная проблема ставит необходимость пересмотра всех финансово – кредитных отношений внутри государственной системы, так как это напрямую влияет на экономику. Также есть проблема определения всех экономических благ, которые будут действовать в новой экономической системе, а также и неэкономических благ.

Проблемы, связанные с регулированием, а также эффективным использованием всех факторов производства, роли государства в этом процессе. С приходом новой экономической системой необходимо пересмотреть все направления работы в областях организации труда на производствах, кредитную политику производителей, программы ценообразования, конкуренции и т.д.

Данные проблемы являются общими для всех типов переходных экономик. С ними сталкиваются все экономические реформаторы, поэтому в условиях плановой переходной экономики частично можно уже заранее решить некоторые проблемы или более тщательно подготовится к их решению.

Особые проблемы переходной экономики

Помимо общих проблем существуют еще особые проблемы:

  1. При переходной экономике все формы правления, законы, методы управления имеет неустойчивый характер, особенно когда переходная экономика в большей степени носит революционный характер, то есть переход происходит за короткое время, в один раз, а не постепенно и плавно, как при эволюционном варианте;
  2. Происходящая борьба старых и новых форм экономических систем, которые господствовали до и во время переходной экономики, их противоречивость и несхожесть во взглядах и теориях, мнениях и суждениях, а также то, что определенное количество времени им надо сосуществовать вместе.

Особые проблемы касаются уже в большей степени конкретный вид, форму и тип новой экономической системы, которая предполагает обосноваться в государстве и стране. Если старая и новая системы схожи по концепции, то переходная экономика будет проходить более успешно и плавно, нежели, когда типы и формы противоречат по своим основным взглядам, формам и концепциям.

Таким образом, переходная экономика – это достаточно болезненный период для любого общества и государства, в данном случае существует множество проблем от перехода одной экономической системы в другую. Из проблем выделяют общие проблемы и особые, тогда как общие можно приурочить к любой форме и виду экономической системы, а особые формируются на основании типа и формы новых экономических отношений. Заранее планирование решения этих проблем, снизят уровень болезненности перехода и сохранят устойчивость новых форм переходной экономики.

Переход в экономике от одного типа системы к другому представляет собой процесс, т.е. последовательную смену состояний. Этот процесс может быть быстрым или медленным, прямолинейным либо зигзагообразным, прогрессивным или даже регрессивным, но в любом варианте он означает протекающие во времени изменения в экономике. Иначе говоря, переход –это путь и, как таковой, он имеет свои этапы.

Первым, а точнее, нулевым этапом переходного процесса можно назвать скрытый (латентный) его этап, когда более или менее заметно возникают и множатся предвестники перехода.

Кризисный этап перехода может быть более или менее длительным, более или менее разрушительным как для экономики, так и для общества в целом. Но он особо болезненный для производственной сферы, впадающей в состояние спада или упадка, а то и полной потери экономической дееспособности. На этапе системного кризиса особенно страдают основные массы населения, уровень жизни которых так катастрофически падает, что за чертой бедности оказывается половина и больше людей.

Кризисный этап переходного периода, отражая умирание системы, выражается в кризисе и ее элементов. Поэтому он охватывает и производительные силы, которые теряют свою эффективность и даже дееспособность, и экономические отношения во всех основных их звеньях, и движущие силы системы, и, конечно, механизм координации.

Второй этап переходного периода общесистемного типа — это этап борьбы нового и старого и относительной стабилизации.

Третий этап переходного периода — этап активного создания новой системы и ее утверждения. Это — решающий этап системного перехода. Пока он не состоится, вряд ли можно говорить о том, что переход произошел, и новая система образовалась. Конкретное содержание третьего этапа может быть разным, оно в решающей степени зависит от того, какая новая экономическая система приходит на смену старой, т.е. от чего к чему осуществляется переход.

Ответ на эти очень непростые вопросы зависит от многого.

Во-первых, от мировых тенденций развития.

Во-вторых, от конкретного исходного этапа исторического развития данной страны.

В-третьих, национальная модель перехода предопределяется естественными (природно-географическими) особенностями той или иной страны.

В-четвертых, конкретное содержание и направленность перехода зависят от сложившихся социокультурных традиций и ценностей, которые передаются из поколения в поколение и определяют своеобразие данной страны и ее народа.

В-пятых, значительное влияние на эти процессы оказывает политическая власть, ее ориентация и воля.

Сложность перехода, таким образом, связана с тем, что переход от одной экономической системы к другой (особенно при специфике нашей трансформации) не означает простое повторение уже известной, универсальной модели. Это, скорее всего, переход к новой модели, не отработанной еще опытом и историей, но объективно обусловленной факторами национальной и социокультурной специфики перестраивающихся стран. Уловить, познать и учесть все эти особенности в переходный период может и должно государство.

Преобразования переходного периода не только продолжительны по времени, но и очень сложны по содержанию, что особенно относится к трансформационным переходам.

Основное содержание такого перехода, а он, как отмечалось, есть уникальный переход от одного типа экономической системы к другому, можно представить в виде нескольких слагаемых (или блоков). Главными, ключевыми блоками таких преобразований можно считать следующие:

преобразование и создание новых основ собственности, ее многообразия как фундаментальной базы новой экономической системы; проведение экономической либерализации, что напрямую связано с изменением принципов и способов хозяйственного поведения экономических субъектов; институциональные преобразования — изменения правовых основ и создание новой системы управления экономикой; структурные преобразования экономики и ее отраслей; социальные преобразования (изменения в социальной сфере и политике).

В переходный период особо важное значение приобретает экономическая безопасность страны, ибо, только сохраняя такую безопасность, государство может оставаться независимым, а в экономике могут решаться сложные проблемы по ее трансформации и стабилизации.

Под экономической безопасностью понимают такое состояние экономической системы и ее институтов, при котором обеспечивается надёжная (достаточная) защита общенациональных экономических интересов от внутренних и внешних угроз и негативных воздействий.

За рубежом оценка экономической безопасности дается по отдельным направлениям угроз, скажем, экономической преступности, теневой экономики, валютных операций и т.п., всего порядка 20 важных показателей.

В России разработан проект системы, включающей для отслеживания около 600 показателей экономической безопасности. Это — расширительный подход.

В Республике Беларусь разрабатывается система, включающая около 160 показателей экономической безопасности, среди них примерно 60 – особенно важных.

Однако ясно, что даже самая совершенная система таких показателей сама по себе не сможет уберечь экономику и страну, обеспечить их безопасность. Главное средство здесь, как свидетельствует мировая практика, – это укрепление и усиление экономического потенциала своей страны. А для Республики Беларусь, которая не богата природными ресурсами, этим потенциалом являются, прежде всего, её интеллектуальные и научные ресурсы. Суметь их мобилизовать и умело использовать – важнейшая задача.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 17 № 12548

В чём, с точки зрения автора, заключается суть состояния переходной экономики? Назовите три уникальные черты переходной экономики, которые приводит автор. В чём он видит основную трудность переходного периода?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Переходная экономика — переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. Суть этого состояния — в осуществлении принципиального преобразования основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и её особенности. Выделяют следующие уникальные черты переходной экономики: переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своём базисе (типе собственности на средства и продукты производства; форме хозяйственных связей; типе координации деятельности между субъектами экономики).

Важной чертой переходной экономики является её многоукладность.

Третьей чертой переходной экономики является неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты: сочетание рынка и государственного регулирования; совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них. Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира.

Основная трудность переходного периода — это создание, в том числе и государством, институтов рыночной экономики. Экономические институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др. Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка.

Читайте также: