Абуталиб гафуров план урока

Обновлено: 05.07.2024

После вступительного слова Шапиевой К.А., учителя дагестанской литературы школы №7 г.Кизилюрта ученицей 7 класса Данияловой Асият была представлена презентация о жизни и творчестве Абуталиба Гафурова .

Стихи о весне, о Родине, о любви на русском языке прозвучали из уст учащихся 4 и 9 школ города. На лакском языке, родном поэта, его произведения прочитали учащиеся 1 и 5 гимназий. Переведенное Расулом Гамзатовым стихотворение на аварском языке прочла ученица школы №8 Магомедовой Марьям.

Гости и участники мероприятия окунулись в 19 век, ознакомились глубже с творчеством поэта-аксакала. Работники отдела образования выразили благодарность за организацию литературной гостиной, посвященной поэту Абуталибу Гафурову, ведущей вечера Шапиевой Кусум Абдулаевне администрации школы №7.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детство и юность Абуталиба Гафурова

Народный дагестанский поэт родился 21 ноября 1882 года в бедной семье батрака и был 10 ребенком в семье. Официальная биография знаменитого поэта считает, этих строчек достаточно, чтобы описать детство будущего орденоносца. На деле, чтобы понять истоки таланта, нужно обратиться к первоисточнику, к словам самого Абуталиба Гафурова о своем детстве. В описании нет жалоб или попыток приукрасить действительно, намерений подчеркнуть свое исключительно пролетарское происхождение. Есть скупые строчки о самом счастливом дне 10-летнего ребенка. В этот день ему подарили чарыки, то есть традиционные восточные туфли. До этого момента обуви о паренька, который пас скот в горах, собирал дрова и косил траву, никогда не было.

Родина дагестанского поэта и мыслителя – аул Шуни (Казикумухский округ). Отец – батрак, не имевшие собственной земли и работавший на чужих людей. Сам Абуталиб позже вспоминал, что играть на свирели он начал, чтобы заглушить чувство голода. В традиционной исламской семье, где к столу подходят по старшинству, младшему оставались после братьев только крошки.

Удивительно, но даже эти годы поэт вспоминает со светлой грустью, говоря, что они научили его работать – к 10 годам ребенок знал несколько простых рабочих профессий. Он умел кроить одежду, пасти овец, разделывать шкуры, плести корзины, класть кирпич, лудить металл.

Это не говоря о мастерстве делать удивительно звонкие деревянные дудочки, которое в его ситуации считалось баловством.

В 11 лет, через 3 дня после того как осчастливить ребенка первой в его жизни обувью, отец отдал сына в подмастерье к отходнику. По сути такой договор был рабством, – за мальчишку семья получила несколько монет, одновременно избавившись от лишнего рта.

Абутабил Гафуров, стихи

Надо понимать, что оплачиваемой или престижной не была работа не только самого подростка, но даже его работодателя. Отходники – сезонные рабочие, которые брались за любые поручения. Настоящей удачей стала относительно стабильная занятость в качестве лудильщика – за запаянные кувшины и чайники, которые в деревнях передавали из поколения в поколение, платили не только продуктами.

И этот период мудрец тоже называл светлым. Изначально отправившись со своим хозяином в Грузию, Абуталиб Гафуров прошел Тбилиси, Гянже, Дербент, Астрахань, Волгоград (Царицын), Махачкалу (Петровск). Овладевая ремесленным мастерством, он учил языки народов, с которыми контактировал. Также виртуозно и остро, как и родным лакским языком, он владел кумыкским, азербайджанским, грузинским языками. Чуть хуже литературным русским, что не мешало острословить и отпускать замечания, которые разошлись на цитаты и стали считаться народными. Путь к возмущению стал и дорогой к творчеству, – позже в творчестве переплелся фольклор м мудрость всех этих народов.

В 18 лет Абуталиб Гафуров вернулся в Дагестан и продолжил пасти овец, параллельно подрабатывая починкой металлической посуды. Односельчане ценили паренька не только за трудолюбие, но и за музыкальность. К этому моменту он уже играл на зурне, чонгури и агач-кумузе, а дудочки-флейты искусно вырезал сам.

Зарождение легенды

Многие детали биографии поэта остались неизвестными. К моменту, когда ее решили записать, очевидцев практически не осталось, а сам герой на вопросы только отшучивался. Если какие-то истории из своей жизни он и сообщал, то отличить их от вымысла и красивой легенды уже было невозможно.

Главная легенда – рассказ о его любви к Хатимат. Девушка приходила чинить кувшин, а молодой лудильщик специально делал работу плохо, чтобы посуда снова нуждалась

в починке. После признаний предприимчивый парень получил отказ, и написал песню, в которой рассказал о своих чувствах. К сожалению для молодого человека и к счастью для литературы девушка выбрала более богатого Мусу, а Абуталиб продолжил писать песни. Часть произведений из того раннего творчества позже вошла в сборники стихов в переводе.

Насколько эта история правдива, судить сложно. Но даже в преклонном возрасте, говоря о смерти, поэт заверял, что отдать ей может только тело, а его любовь давно отдана.

Абуталиб Гафуров – поэт и гражданин

Во время революции как типичный представитель самого бедного класса, Абуталиб поддержал изменения. Новое время дало ему действительно многое – он попал в первую волну культпросвета, обучился грамоте и смог наконец записать свои стихи. Отплатил революции он многочисленными сборниками, посвященными достижениям Октября, в которые искренне верил.

Памятник Абуталибу Гафурову

В 1939 году литератор был награжден званием народного поэта Дагестана и орденом Трудового Красного Знамени. В 40-х Абуталиб стал народным депутатом и председателем местного комитета партии.

Из рассказов народного поэта Дагестана Абуталиба Гафурова о себе учащиеся узнали, каким трудным и безрадостным было его детство, как его родители из-за материальных трудностей вынуждены были отдать своего малолетнего сына на служение богатым людям, которые бесчеловечно издевались над ним.

Рассказы Гафурова – это короткое повествование о каком - либо случае из жизни поэта. Они все сочны, насыщены афоризмами, богаты народным юмором и метким языком. Он писал философские, публицистические, пейзажные, лирические произведения, басни, детские стихи, рассказы-миниатюры, памфлеты, поэмы.

Лейтмативом творчества поэта является труд. Он отмечает огромное облагораживающее значение труда – основы жизни человека, призывает к творческому труду.

Гафуров всегда жил интересами своего народа, его думами и помыслами. Несколько раз его избирали депутатом Верховного Совета ДАССР. Был он членом президиума Верховного Совета республики, членом Дагестанского комитета сторонников мира.

Став известным, Гафуров остался таким же простым, скромным человеком, как прежде.

Абуталиб Гафурова известен как человек, как талантливый поэт, как мудрец и оптимист.

Абуталиб долгие годы был без обуви, в старой одежде, на пропитание зарабатывал сам. Такая судьба была не только у Абуталиба, но и у многих детей дореволюционного периода. Увидев горькую судьбу поэта, сравнив своё и его детство учащиеся сделали вывод, что нужно уметь ценить то что имеешь, быть милосердным, трудолюбивым, человечным.

Родился 21 сентября 1882 года в дагестанском селении Шуни в семье многодетного крестьянина.Приобщаться к труду Абуталиб стал с восьми лет — пас телят состоятельных односельчан.В одиннадцать лет он был отдан на обучение к кузнецу-лудилыцику в селение Кумух. Овладев мастерством, он вместе с хозяином-мастером отправляется на отхожий промысел.

Абуталиб побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Тбилиси, Астрахани, Царицыне (Волгограде) и выучился говорить по-кумыкски и по-азербайджански, по-грузински и сносно по-русски.

Вернувшись в Дагестан восемнадцатилетним парнем, Абуталиб стал аульским чабаном. Смастерив себе камышовую свирельку-балабан, наигрывая на ней, стал сочинять незамысловатые песни. Позже научился играть на зурне, чонгуре и агач-кумузе. К тому периоду (1915-1916 гг.) и относится начало его творческой деятельности.Революционные события 1917 года Абуталиб Гафуров встретил, находясь на заработках в Карабудахкенте.

В годы Гражданской войны он вступил в отряд красных партизан и участвовал в боях за установление Советской власти в Дагестане. В бою под Араканами он был ранен. Позже сражался под Манасом с турецкими оккупантами. В 20-е годы XX в. несколько лет работал сезонным рабочим на рыбных промыслах, позже — кустарем-лудилыциком в Махачкале.

В годы культсанштурма Абуталиб овладел грамотой и начал записывать свои стихи. С 1929 года А. Гафуров стал работать (по совместительству) музыкантом в национальном ансамбле Даградиокомитета.В начале 30-х годов XX в. произошла встреча А. Гафурова с Э. Ка¬лиевым, которая предопределила его дальнейший творческий путь и открыла читателям его самобытное творчество.

В годы Великой Отечественной войны А. Гафуров работал на строительстве оборонительных сооружений на подступах к Дагестану. Военное командование высоко оценило самоотверженный труд поэта, представив его к награждению орденом Трудового Красного Знамени и Почетной грамотой Дагестанского государственного Комитета Обороны (ГКО).

Имя Абуталиба золотыми буквами вписано в историю дагестанской литературы. Его творчество и поныне светит, как солнце. Его жизнь — пример человеческого достоинства и чести.

Он был истинным сыном своего народа, знал жизнь из самых ее глубин и устоев. Он – свидетель и участник своего века, честно отражал всё, что происходило в жизни, и в этом видел предназначение истинного поэта.

Литература народов Даг.среднев. эпохи и первой половины 19 в.

Записи в тетрадях

Ответы на вопросы.

Знать теоретический материал.

Портреты поэтов 19 в.

Устное творчество народов Дагестана.

Сказки народов Дагестана.

Работа со словарём

Пословицы и поговорки народов Дагестана.

Загадки народов Дагестана.

Работа со славарем

Героико-исторические и эпические песни народов Дагестана.

Работа со славарем.

Сражение с Надир-шахом.

Работа со словарём

Работа со словарём, записи в тетрадях

Песня о герое Муртазали.

Работа с учебником

Выучить отрывок наизусть.

Записи в тетрадях.

Записи в тетрадях

Знать особенности повествования.

Давди из Балхара.

Записи в тетрадях.

Характеристика главных героев.

Горские баллады. Юноша из Кумуха и девушка из Азайни.

Записи в тетрадях,работа со словарём.

Иметь представление о горских балладах.

Тестирование по пройденным темам.

Работа со словарём.

Уметь выбрать правильный ответ.

Литература народов Дагестана новой эпохи.

Изучение нового материала.

Работа со словарём

Письменные ответы на вопросы

Иметь предст. о второй половине 19-начало 20в.

Записи в тетрадях.

Знать биографию,уметь анализировать стих-е

Работа со словарём.

Работа со словарём.

Чтение и анализ прочитанного.

Уметь высказать свое мнение .

Работа с учебником.

Изучение нового материала.

Ответы на вопросы.

Уметь отвечать на поставленные вопросы

Записи в тетрадях.

Работа в группах.

Работа со словарём.

Записи в тетрадях.

Знать биографию поэта.

Характеристика главных героев.

уметь отвечать на вопросы.

Записи в тетрадях.

Работа со словарем.

Портрет поэта, учебники.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Записи в тетрадях.

Ответы на вопросы.

Литература народов Дагестана нового времени.

Изучение нового материала.

Отв.на поставл. вопросы.

Беседа о писателе.

Знать биографию поэта.

Контрольная работа по пройденным темам.

Уметь отв. На поставленные вопросы.

Повторение пройденного материала.

Повторение и обобщение пройденного материала.

Работа со словарём.

Чтение дополнительной литературы.

Записи в тетрадях.

Знать биографию поэта.

Литература новейшего времени.

Работа в словарях.

Иметь представление о развитие литературы в 1917-1945 годах.

Сулейман Стальский. Рассказ о себе.

Беседа о личности поэта

Знать биографию поэта, выучить стих-е наизусть.

Чтение и анализ стих-я.

Уметь отвечать на вопросы .

Работа со словарём .

Уметь анализировать стих-е.

Записи в тетрадях

Работа со словарём.

Уметь охарактеризовать героев произв.

Тестирование по творчеству Гамзата Цадасы.

Контроль знаний. Повторение пройденного материала.

Уметь отвечать на вопросы .

Жизнь и творчество Алим -Паши Салаватова.

Беседа о личности поэта.

Знать биографию поэта.

Изучение нового материала.

Чтение по ролям.

Ответы на вопросы.

Характеристика главных героев.

Работа в группах.

Знать об описании как типе речи, уметь подбирать материал.

Жизнь и творчество Абуталиба Гафурова.

Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Знать жизненный путь поэта.

Портрет поэта, учебники.

Уметь отвечать на поставленные вопросы

Изучение нового матер.

Работа над индивидуальными заданиями

Изучение нового материала.

Ответы на вопросы.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Опрос по выбору.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Уметь отвечать на пост.вопросы.

Изучение нового материала.

Беседа о жизни и творчестве поэта.

Жизнь и творчество Эффенди Капиева.

Изучение нового материала.

Ответы на вопросы.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Разговор о поэзии.

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Изучение нового материала.

Опрос па выбору.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Контрольная работа по пройденным темам.

Обобщение пройденного материала.

Работа по карточкам.

Ответы на вопросы.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Повторение пройденного материала.

Работа с учебником.

Знать отв.на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Календарно-тематические планы по музыкальной литературе

Календарно-тематические планы по музыкальной литературе для всех классов народного и фортепионного отделения ДШИ.


Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной.


Календарно-тематический план по предмету:литература

Календарно-тематический план по предмету:литература для студентов 1 курса.


Календарно-тематический план по дисциплине "Литература"

Календарно-тематический план составлен на основе рабочей программы по дисциплине "Литература" (1 курс, 1 семестр, 48 часов).

Тематический план по зарубежной литературе для 7 класса

Материал содержит тематический план по литературе для учащихся 7 класса ( вариатив ). План рассчитан на 1 час в неделю. Это дополнительный урок к основному курсу литературы.

Читайте также: