А бине педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Альфред Бине является приверженцем объективного метода исследования, разработчиком теста IQ, одним из основоположников детской патопсихологии.

Бине родился в Ницце $11 июня 1857 года$. Он воспитывался только матерью, и с ней в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Париж.

Первое образование Альфред Бине получил на факультете юриспруденции в престижном колледже Парижа. Именно это стало толчком для получения звания доктора наук и открыло перед ним возможность ведения адвокатской практики.

В $1890$ году Альфред Бине публично выступил с резкой критикой Шарко и покинул Сальпетриер. После этого он устроился ассистентом в лабораторию психологии Сорбонны, которым руководил Анри Бони.

В период $с 1910 года по 1911 год$ Бине активно увлекся патопсихологией.

Готовые работы на аналогичную тему

Скончался Альфред Бине $18 октября 1911 года$ в Париже.

Исследования интеллекта Бине

Перед психологическим обследованием на уровень интеллекта все испытуемые подвергались общему физическому осмотру и процедурам сбора информации о них. Бине считал, что комплексное обследование индивидуума дает более результативные и объективные данные.

Бине, в результате наблюдений, определил два основных психологических типа детей:

В эксперименте применялось почти двадцать методик. Для выявления наблюдательного типа использовались методики изучения познавательных психических процессов, в частности описание событий и предметов, запоминание определенного ряда чисел, вычеркивание лишних символов из текста. Фантазирующий тип выявлялся при помощи проективных методик, в частности заканчивание данных предложений, написание сочинения на определенную тему.

Альфред Бине считал, что указанные типы не являются постоянными и врожденными, различия между ними сглаживаются в процессе развития человека.

Огромную работу Бине провел в части разработки собственной теории мышления и выделил в мышлении три главных компонент:

  • образ,
  • мыслительная деятельность,
  • слово.

Бине определил и механизм взаимодействия данных компонентов и назвал его - процесс идеализации.

Умственное развитие и работы Бине

Исследуя проблематику индивидуального развития в рамках детской психологии, Бине сталкнулся с вопросом измерения умственного развития у детей. Для этих целей в $1905 году$ им было основано общество изучения ребенка, в которое привлекалась научная общественность и широкая публика.

Бине предложил оценивать интеллект на основе образовательного уровня, достигнутого ребенком.

  • замедленность физического развития,
  • неравномерность роста,
  • дезорганизация умственных способностей.

Главными критериями оценки авторы считали способность к логическому мышлению и речь, как форму его внешнего выражения. На базе этого они разработали классификацию задержек психического и умственного развития:

  • идиотия - невозможность индивидуума общаться посредством речи;
  • имбецилия - возможность общаться посредством устной речи, но отсутствие способности к овладению чтением и письмом;
  • дебильность — владение всеми видами речи с отставанием в образовательном плане.

В $1908$ году была опубликована шкала умственного развития для детей в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Это был первый вариант шкалы Бине-Симона, которая используется до сих пор.

В истории психологии известно немало примеров того, когда имя выдающегося ученого и мыслителя оказалось прочно связано с созданным им исследовательским или диагностическим методом, хотя этот метод был лишь одной из его конкретных разработок, служащей для уточнения какого-то аспекта его учения. Так, Ганс Айзенк преимущественно известен как автор популярных опросников, а его теория личности, которую и призваны были подтвердить данные опросников, столь широкого признания не получила. Генри Мюррей известен как создатель всемирно популярного ТАТа, но мало кто может похвастаться знанием той теории, которую данные этого теста призваны иллюстрировать. То же можно сказать про Леопольда Сонди, чей тест достаточно широко известен, а лежащая в его основе теория прочно забыта. Но первый и, пожалуй, самый известный пример такого рода – Альфред Бине. О шкале Бине-Симона знает сегодня любой третьекурсник психфака (в 1984 г. журнал Science отнес ее к 20 главным изобретениям ХХ столетия), но далеко не каждый профессор психологии знает хоть что-нибудь еще о ее создателе, разностороннем исследователе и мыслителе. Постараемся восполнить этот пробел. Тем более, что многое из наследия Бине и современному психологу может оказаться интересно и полезно.

Альфред Бине, единственный сын врача и художницы, родился 11 июля 1857 года в Ницце. Вскоре после его рождения родители расстались, и Альфред воспитывался одной матерью, вместе с которой в возрасте 15 лет переселился в Париж. Здесь он поступил в престижный юридический колледж, окончание которого впоследствии позволило ему получить степень доктора юриспруденции и лицензию, дававшую право на адвокатскую практику. Однако Бине, будучи человеком весьма обеспеченным, отказался от открывавшихся перед ним перспектив и предпочел продолжить свое образование, вернее – самообразование, которому он с упоением предался в стенах Национальной библиотеки. На этом основании некоторые авторы биографических очерков о Бине называют его психологом-самоучкой. Впрочем, такое определение подходит почти любому пионеру экспериментальной психологии, ибо в конце XIX века психологическое образование как таковое практически не существовало.

Чтение трудов Джона Локка, Чарлза Дарвина, Александра Бэна, Джона Стюарта Милля возбудило у Бине живой интерес к психологическим проблемам. Интересно отметить, что Бине, владевший английским языком почти так же свободно, как родным французским, предпочитал английских авторов, а немецких, чьи труды прочесть в оригинале затруднялся, – практически игнорировал.

Естественно последовавшее за этим увольнение из Сальпетриер не оставило, однако, Бине безработным. В 1891 г. он случайно – на железнодорожной платформе – познакомился с Анри Бони, директором психологической лаборатории Сорбонны, и предложил ему свои услуги, причем совершенно безвозмездно. Бескорыстие Бине подкупило Бони, и он взял его своим ассистентом. В этой должности Бине и проработал (жалования, как и договорились, не получая) до последовавшей в 1894 г. отставки Бони, которого он и сменил на посту директора лаборатории. (Как видим, бескорыстие иной раз окупается сторицей!) На этом посту Бине бессменно пребывал до самой смерти. Занимался он и преподавательской деятельностью, причем сумел снискать репутацию блестящего лектора. Однако эта работа его не слишком увлекала, и от нескольких предложений занять профессорский пост в том или ином университете от без колебаний отказывался.




В 1899 г. Бине был приглашен войти в состав вновь созданного Свободного общества по изучению ребенка. В ту пору французская система образования переживала драматические перемены в связи с введением обязательного школьного обучения для детей в возрасте до 14 лет. Становилось очевидно, что традиционные педагогические доктрины плохо применимы в условиях массового обучения. Общество ставило своей задачей содействие психологическому обоснованию процессов воспитания и обучения. (С этой же целью, в частности, Бине совместно с Ф.Бюиссоном в том же году основал лабораторию экспериментальной педагогики.)

Отмечая различие этих двух типов, Бине не считал преграду между ними непреодолимой, не рассматривал их как врожденные и неизменные. По его мнению, различия между типами в значительной мере могут быть сглажены педагогическим воздействием. Дальнейшие исследования подтвердили это предположение.

Строение этого первого в мире теста интеллекта психологам хорошо известно и не требует подробных разъяснений. Следует лишь отметить, что Бине, предлагая свою шкалу, настойчиво предупреждал: ее применение в обязательном порядке требует тщательного анализа результатов, подробного их комментария, сопоставления с иными диагностическими данными. В противном случае, по мнению Бине, предложенная им процедура утрачивает всякую ценность. Столь же высокие требования он предъявлял к квалификации экспериментатора. Важно также отметить указание Бине на то, что недопустимо смешивать уровень умственного развития, измеряемый с помощью его методики, с так называемыми школьными способностями, которые включают не только интеллект, но и внимание, желание учиться (в современной терминологии – мотивацию учения), характерологические особенности ребенка. В оценке интеллектуальных характеристик ученика следует учитывать сложный комплекс врожденного интеллекта, школьных знаний, жизненных наблюдений и языковой компетентности.

Вторую редакцию своей шкалы Бине опубликовал незадолго до своей безвременной кончины (он умер в 1911 году в возрасте 54 лет). Нет сомнения: проживи он дольше, то и далее продолжал бы совершенствовать свой метод. Увы, за него это сделали другие, причем во многом вопреки его замыслам. В 1912 г. В.Штерном было предложено понятие коэффициента интеллекта, использованное Л.Терменом в его Стэнфордской редакции шкалы Бине, которая и получила всемирную известность. Вряд ли сам Бине одобрил бы такую трактовку. Ведь задолго до Штерна идея численной квантификации ума высказывалась В.Вундтом. Бине отнесся к этому крайне негативно. Он заявил: природа ума слишком сложна, чтобы ее можно было выразить одним числом. Так что во всех последовавших издержках тестирования IQ Бине не виноват, более того – совершенно к ним не причастен. Его попытка найти для каждого возрастного периода задачи, показательные для умственного развития детей на данном этапе, не может вызвать возражений.

Задачу своей книги Бине видел в том, чтобы помочь педагогу не только понять ребенка, но и построить обучение так, чтобы подготовить его к будущей жизни, помочь ему найти свое место в обществе. С этой точки зрения, по его мнению, и следует оценивать, хорошо или дурно построено образование. При этом всегда следует иметь в виду интересы обеих сторон: и индивида, и общества. Анализируя некоторые статистические данные о судьбе школьников в послешкольной жизни, Бине пришел к заключению, что хорошо успевающие школьники сумели лучше устроить свою жизнь в дальнейшем. Это обусловлено тем, что школьная и социальная жизнь подобны друг другу, подвергаются влиянию одних и тех же факторов. К числу факторов несомненно влияющих на успех человека в школе и жизни, Бине отнес три главных – здоровье, ум и характер. Определенную роль играет и четвертый фактор – имущественное положение, дающее возможность успешно реализовать природные потенции. Поэтому содержание школьного образования должно сообразовываться с особенностями и возможностями учащихся, с их темпераментом и характером, а также учитывать экономические условия, в которых будет протекать их жизнь. Так как школьные и жизненные успехи во многом координируются, очень важно уделять самое серьезное внимание правильной оценке школьной успеваемости.

Но одного установления успешности или неуспешности учения и развития ребенка недостаточно. Постановка диагноза, по убеждению Бине, составляет лишь половину дела. Педагогика в известном смысле подобна медицине, которая включает не только диагностику, но и лечение. Необходимо помочь школьнику преодолеть имеющиеся у него недостатки. И в этом случае подход должен быть сугубо индивидуальным. Найдя причину отклонения в развитии ребенка, надо искать наиболее подходящие средства для устранения недостатков. В этих целях надо поочередно исследовать физическое состояние ребенка, его органы чувств, его умственные способности, его память и характер. В такой последовательности Бине и рассматривает в своей книге каждый из этих вопросов.

Природа оделяет людей памятью в разной мере. Педагогу необходимо учитывать это обстоятельство. Применяя приемы, измеряющие память, учитель сможет лучше соразмерять задаваемые уроки со способностями учеников, не будет наказывать ребенка с плохой памятью за ленность и т. п.

Рассмотрев различные виды мнемической деятельности, Бине наметил обширную программу воспитания памяти. Она включала целую систему упражнений. Особенно настаивал он на постепенном усложнении этих упражнений.

В последние годы жизни Бине стал много заниматься проблемами патопсихологии, продолжая сотрудничество с Т.Симоном. Ими были описаны психологические признаки различных душевных болезней. Очень важное значение придавали они отношению больного к своим психическим отклонениям. Например, галлюцинация не является свидетельством патологии, если человек отдает себе отчет в том, что это галлюцинация, и она не нарушает общего хода его душевной жизни. Бине было сделано множество тонких психологических наблюдений над душевнобольными и их отношением к своей болезни.

Бине был создан также ряд оригинальных работ и по другим проблемам – по проблеме внушаемости, умственного утомления, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков, по психологии искусства и судебной психологии, и др.

(1857–1911)

В истории психологии известно немало примеров того, когда имя выдающегося ученого и мыслителя оказалось прочно связано с созданным им исследовательским или диагностическим методом, хотя этот метод был лишь одной из его конкретных разработок, служащей для уточнения какого-то аспекта его учения. Так, Ганс Айзенк преимущественно известен как автор популярных опросников, а его теория личности, которую и призваны были подтвердить данные опросников, столь широкого признания не получила. Генри Мюррей известен как создатель всемирно популярного ТАТа, но мало кто может похвастаться знанием той теории, которую данные этого теста призваны иллюстрировать. То же можно сказать про Леопольда Сонди, чей тест достаточно широко известен, а лежащая в его основе теория прочно забыта. Но первый и, пожалуй, самый известный пример такого рода – Альфред Бине. О шкале Бине-Симона знает сегодня любой третьекурсник психфака (в 1984 г. журнал Science отнес ее к 20 главным изобретениям ХХ столетия), но далеко не каждый профессор психологии знает хоть что-нибудь еще о ее создателе, разностороннем исследователе и мыслителе. Постараемся восполнить этот пробел. Тем более, что многое из наследия Бине и современному психологу может оказаться интересно и полезно.

Альфред Бине, единственный сын врача и художницы, родился 11 июля 1857 года в Ницце. Вскоре после его рождения родители расстались, и Альфред воспитывался одной матерью, вместе с которой в возрасте 15 лет переселился в Париж. Здесь он поступил в престижный юридический колледж, окончание которого впоследствии позволило ему получить степень доктора юриспруденции и лицензию, дававшую право на адвокатскую практику. Однако Бине, будучи человеком весьма обеспеченным, отказался от открывавшихся перед ним перспектив и предпочел продолжить свое образование, вернее – самообразование, которому он с упоением предался в стенах Национальной библиотеки. На этом основании некоторые авторы биографических очерков о Бине называют его психологом-самоучкой. Впрочем, такое определение подходит почти любому пионеру экспериментальной психологии, ибо в конце XIX века психологическое образование как таковое практически не существовало.

Чтение трудов Джона Локка, Чарлза Дарвина, Александра Бэна, Джона Стюарта Милля возбудило у Бине живой интерес к психологическим проблемам. Интересно отметить, что Бине, владевший английским языком почти так же свободно, как родным французским, предпочитал английских авторов, а немецких, чьи труды прочесть в оригинале затруднялся, – практически игнорировал.

Естественно последовавшее за этим увольнение из Сальпетриер не оставило, однако, Бине безработным. В 1891 г. он случайно – на железнодорожной платформе – познакомился с Анри Бони, директором психологической лаборатории Сорбонны, и предложил ему свои услуги, причем совершенно безвозмездно. Бескорыстие Бине подкупило Бони, и он взял его своим ассистентом. В этой должности Бине и проработал (жалования, как и договорились, не получая) до последовавшей в 1894 г. отставки Бони, которого он и сменил на посту директора лаборатории. (Как видим, бескорыстие иной раз окупается сторицей!) На этом посту Бине бессменно пребывал до самой смерти. Занимался он и преподавательской деятельностью, причем сумел снискать репутацию блестящего лектора. Однако эта работа его не слишком увлекала, и от нескольких предложений занять профессорский пост в том или ином университете от без колебаний отказывался.

В 1899 г. Бине был приглашен войти в состав вновь созданного Свободного общества по изучению ребенка. В ту пору французская система образования переживала драматические перемены в связи с введением обязательного школьного обучения для детей в возрасте до 14 лет. Становилось очевидно, что традиционные педагогические доктрины плохо применимы в условиях массового обучения. Общество ставило своей задачей содействие психологическому обоснованию процессов воспитания и обучения. (С этой же целью, в частности, Бине совместно с Ф.Бюиссоном в том же году основал лабораторию экспериментальной педагогики.)

Отмечая различие этих двух типов, Бине не считал преграду между ними непреодолимой, не рассматривал их как врожденные и неизменные. По его мнению, различия между типами в значительной мере могут быть сглажены педагогическим воздействием. Дальнейшие исследования подтвердили это предположение.

Строение этого первого в мире теста интеллекта психологам хорошо известно и не требует подробных разъяснений. Следует лишь отметить, что Бине, предлагая свою шкалу, настойчиво предупреждал: ее применение в обязательном порядке требует тщательного анализа результатов, подробного их комментария, сопоставления с иными диагностическими данными. В противном случае, по мнению Бине, предложенная им процедура утрачивает всякую ценность. Столь же высокие требования он предъявлял к квалификации экспериментатора. Важно также отметить указание Бине на то, что недопустимо смешивать уровень умственного развития, измеряемый с помощью его методики, с так называемыми школьными способностями, которые включают не только интеллект, но и внимание, желание учиться (в современной терминологии – мотивацию учения), характерологические особенности ребенка. В оценке интеллектуальных характеристик ученика следует учитывать сложный комплекс врожденного интеллекта, школьных знаний, жизненных наблюдений и языковой компетентности.

Вторую редакцию своей шкалы Бине опубликовал незадолго до своей безвременной кончины (он умер в 1911 году в возрасте 54 лет). Нет сомнения: проживи он дольше, то и далее продолжал бы совершенствовать свой метод. Увы, за него это сделали другие, причем во многом вопреки его замыслам. В 1912 г. В.Штерном было предложено понятие коэффициента интеллекта, использованное Л.Терменом в его Стэнфордской редакции шкалы Бине, которая и получила всемирную известность. Вряд ли сам Бине одобрил бы такую трактовку. Ведь задолго до Штерна идея численной квантификации ума высказывалась В.Вундтом. Бине отнесся к этому крайне негативно. Он заявил: природа ума слишком сложна, чтобы ее можно было выразить одним числом. Так что во всех последовавших издержках тестирования IQ Бине не виноват, более того – совершенно к ним не причастен. Его попытка найти для каждого возрастного периода задачи, показательные для умственного развития детей на данном этапе, не может вызвать возражений.

Задачу своей книги Бине видел в том, чтобы помочь педагогу не только понять ребенка, но и построить обучение так, чтобы подготовить его к будущей жизни, помочь ему найти свое место в обществе. С этой точки зрения, по его мнению, и следует оценивать, хорошо или дурно построено образование. При этом всегда следует иметь в виду интересы обеих сторон: и индивида, и общества. Анализируя некоторые статистические данные о судьбе школьников в послешкольной жизни, Бине пришел к заключению, что хорошо успевающие школьники сумели лучше устроить свою жизнь в дальнейшем. Это обусловлено тем, что школьная и социальная жизнь подобны друг другу, подвергаются влиянию одних и тех же факторов. К числу факторов несомненно влияющих на успех человека в школе и жизни, Бине отнес три главных – здоровье, ум и характер. Определенную роль играет и четвертый фактор – имущественное положение, дающее возможность успешно реализовать природные потенции. Поэтому содержание школьного образования должно сообразовываться с особенностями и возможностями учащихся, с их темпераментом и характером, а также учитывать экономические условия, в которых будет протекать их жизнь. Так как школьные и жизненные успехи во многом координируются, очень важно уделять самое серьезное внимание правильной оценке школьной успеваемости.

Но одного установления успешности или неуспешности учения и развития ребенка недостаточно. Постановка диагноза, по убеждению Бине, составляет лишь половину дела. Педагогика в известном смысле подобна медицине, которая включает не только диагностику, но и лечение. Необходимо помочь школьнику преодолеть имеющиеся у него недостатки. И в этом случае подход должен быть сугубо индивидуальным. Найдя причину отклонения в развитии ребенка, надо искать наиболее подходящие средства для устранения недостатков. В этих целях надо поочередно исследовать физическое состояние ребенка, его органы чувств, его умственные способности, его память и характер. В такой последовательности Бине и рассматривает в своей книге каждый из этих вопросов.

Природа оделяет людей памятью в разной мере. Педагогу необходимо учитывать это обстоятельство. Применяя приемы, измеряющие память, учитель сможет лучше соразмерять задаваемые уроки со способностями учеников, не будет наказывать ребенка с плохой памятью за ленность и т. п.

Рассмотрев различные виды мнемической деятельности, Бине наметил обширную программу воспитания памяти. Она включала целую систему упражнений. Особенно настаивал он на постепенном усложнении этих упражнений.

В последние годы жизни Бине стал много заниматься проблемами патопсихологии, продолжая сотрудничество с Т.Симоном. Ими были описаны психологические признаки различных душевных болезней. Очень важное значение придавали они отношению больного к своим психическим отклонениям. Например, галлюцинация не является свидетельством патологии, если человек отдает себе отчет в том, что это галлюцинация, и она не нарушает общего хода его душевной жизни. Бине было сделано множество тонких психологических наблюдений над душевнобольными и их отношением к своей болезни.

Бине был создан также ряд оригинальных работ и по другим проблемам – по проблеме внушаемости, умственного утомления, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков, по психологии искусства и судебной психологии, и др.

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка, так как в это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Проблема возникновения самосознания чрезвычайно спорная, она рассматривается совершенно различно в противоположных теоретических перспективах. В работе рассматривается экспериментальная психология Бине. Альфред Бине занимался проблемами патологии сознания, умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии.

Ключевые слова

Текст научной работы

Альфред Бине был французским психологом, педагогом и графологом, известным своим вкладом в экспериментальную психологию, дифференциальную психометрию и особенно своим вкладом в развитие образования. Он считается отцом теста на интеллект.

Среди его самых выдающихся работ, за которые он наиболее известен, он был вместе с Теодором Саймоном создателем теста прогнозирования успеваемости в школе. Этот тест, предназначенный для измерения интеллекта, был основой для того, что мы знаем сегодня как тесты интеллекта, а также для создания коэффициента интеллекта (IQ).


Бине, уроженец города Ницца, Франция, родился 8 июля 1857 года, но после того, как его родители были разлучены, когда он был еще совсем маленьким, он переехал жить в Париж под постоянную опеку своей матери, художника того времени. , Он жил, учился и умер в этом городе 18 октября 1911 года..

Образование и влияние

Академический мир для Альфреда Бине начинался не с психологии. В конце средней школы он учился на юридическом факультете, карьера которого завершилась в 1878 году..

Шесть лет спустя он женился и в то же время вернулся к учебе, на этот раз в области медицины в Университете Парижа, при поддержке отца своей жены, французского эмбриолога, Эдуарда Жерара Бальбиани..

Однако его больше всего интересовало самообразование, поэтому он проводил большую часть времени в библиотеке. Именно там он увлекся психологией, чтением статей и работами по дисциплине.

Бине интересовались постулаты известного ученого Чарльза Дарвина и шотландского философа Александра Бэйна. Но тем, кто определил его карьеру, был Джон Стюарт Милль, особенно для теорий, которые он разработал в области интеллекта, предмет, который станет ключевым элементом в его карьере психолога..

Начало его карьеры


Начало его профессиональной карьеры было в 1883 году в качестве научного сотрудника в неврологической клинике Пити-Сальпетриер. Заряд он получил до того, как специализировался в психологии, но плод его индивидуального обучения, которым он был известен.

Бине пришел в это учреждение благодаря французскому доктору Шарлю Фере и работал под руководством президента клиники Жана-Мартина Шарко, который станет его наставником в области гипноза, специалистом которого он был..

Работа Шарко по гипнозу оказала большое влияние на Бине. И его интерес к гипнозу был работой, которую он сделал в сотрудничестве с Шарлем Фере. Оба исследователя определили явление, которое они назвали переносом, восприятием и эмоциональной поляризацией..

К сожалению, это исследование не получило одобрения специалистов в данной области. Было известно, что испытуемые знали, что от них ожидают в эксперименте, поэтому они просто притворялись.

Для Бине и Фере это было неудачей, так как из-за давления Шарко пришлось публично признать ошибку, оставив главу следствия свободным от унижения..

Бине основал всю свою карьеру на этом расследовании, и в 1890 году ему пришлось отказаться от лаборатории Ла Сальпетриера. Этот публичный провал заставил его перестать интересоваться гипнозом..

После рождения двух дочерей Мадлен (1885 г.) и Алисы (1887 г.) исследователь заинтересовался новой темой исследования: когнитивное развитие..

В 1891 году Бине встретился с Анри Бони, физиологом и психологом, который создал психофизиологическую лабораторию в 1889 году. Беон был директором и предложил Бине должность исследователя и заместителя директора, что было не более и не менее что экспериментальная лаборатория психологии Сорбонны.

Именно в этом учреждении Бине начал исследовать отношения, существующие между физическим развитием и интеллектуальным развитием. Вскоре после начала работы в этой области он начал знакомить студентов с областью психических процессов..


В 1894 году Бине стал директором лаборатории, должность, которую он занимал до самой смерти. В том же году Бине и Бони основали ежегодный французский журнал по психологии под названием, L'Annee Психологическая.

Бине занимал должность как директора, так и главного редактора журнала. Кроме того, в первые годы руководства лабораторией психиатр Теодор Саймон связался с Бине, чтобы он был наставником его докторской диссертации..

Бине согласился руководить работой Саймона, который получил докторскую степень в 1900 году. Это станет началом длительных и плодотворных отношений между обоими профессионалами..

Исследования по когнитивному развитию: шахматы и интеллект


В 1984 году, будучи директором Экспериментальной лаборатории психологии в Сорбонне, Бине имел полную независимость для проведения своих исследований. Одно из первых психологических исследований Бине было сосредоточено на шахматах. Задача исследователя состояла в том, чтобы узнать о когнитивных способностях шахматистов.

По его гипотезе, умение играть в шахматы определялось специфическим феноменологическим качеством: зрительной памятью..

Однако, проанализировав результаты своих тестов, он пришел к выводу, что хотя память влияет, это еще не все. То есть зрительная память в данном случае является лишь частью всего когнитивного процесса, который влияет на развитие игры в шахматы..

Для проведения исследования игроки были лишены своего зрения на протяжении всей игры. Идея заключалась в том, чтобы заставить их играть наизусть. Исследователь обнаружил, что любители и даже некоторые, кто играл в течение некоторого времени, не могли провести игру. Тем не менее, опытные игроки без проблем играли в этих условиях..

С этими наблюдениями Бине пришел к выводу, что для того, чтобы быть хорошим шахматистом, необходимо не только обладать зрительной памятью, но и опытом и творчеством. Он обнаружил, что, хотя у игрока была хорошая зрительная память, у него все равно могла быть неуклюжая игра, если у него не было других навыков.

С другой стороны, Бине также провел исследование когнитивного развития, сфокусированное на интеллекте. Рождение его дочери побудило его работать в этой области.

По этой причине в 1903 году он опубликовал книгу под названием Экспертиза знаний (Экспериментальные исследования по разведке), где он проанализировал около 20 предметов. Тем не менее, центральными предметами этой работы были его дочери, Мадлен, которая в книге стала Маргариткой, и Алиса, которая стала Армандой.

Проанализировав каждую из девушек, Бине пришла к выводу, что Маргарита (Мадлен) была объективисткой, а Арманде (Алиса) субъективистом. Маргарита мыслила четко, обладала большой способностью к вниманию, практическим умом, но слабым воображением, а также имела большой интерес к внешнему миру..

В отличие от этого, мыслительный процесс Арманда был не так хорошо определен. Он был легко отвлечен, но имел большое воображение. Его чувство наблюдения было плохим, и у него был отрыв от внешнего мира.

Таким образом, Бине удалось разработать концепции самоанализа и интроспекции задолго до того, как Карл Юнг говорил о психологических типах. Таким образом, исследования Бине со своими дочерьми помогли ему усовершенствовать свою концепцию развития интеллекта, особенно в отношении важности способности внимания и внушения в интеллектуальном развитии..

После того, как карьера Бине выберет этот подход, исследователь опубликовал более 200 книг, статей и обзоров во многих областях психологии, таких как те, которые сейчас известны как экспериментальная психология, психология развития, педагогическая психология, социальная психология и психология. дифференциал.

С другой стороны, эксперты в этой области предполагают, что эти работы Бине, возможно, повлияли на Жана Пиаже, который в 1920 году работал с Теодором Саймоном, сотрудником Бине..

Шкала Бине-Симона


Когда этот закон вступил в силу, было отмечено, что дети поступают в школу с очень разным уровнем образования. По этой причине классификация их по возрасту оказалась неэффективным методом..

Чтобы найти решение этой проблемы, французское правительство создало комиссию по обучению умственно отсталых студентов. Цель состояла в том, чтобы создать инструмент, который бы идентифицировал студентов, которые могут нуждаться в специальном образовании. Бине и другие члены общества были назначены для этой задачи, таким образом, родившись шкала Бине-Симона.

Бине определил, что невозможно оценить интеллект человека путем измерения физических характеристик. По этой причине он отверг биометрический метод, защищенный психологом сэром Фрэнсисом Гальтоном..

Затем Бине предложил метод, в котором интеллект рассчитывался на основе ряда задач, требующих понимания, владения словарем, арифметических способностей, среди прочего.

Основываясь на этой идее, Бине разработал первый тест, который смог дифференцировать двух типов студентов: тех, кто имел навыки, которые позволили бы им адаптироваться к нормальной системе образования, и тех, кто нуждался в дополнительном подкреплении для адаптации..

Кроме того, этот тест также указал на недостатки этих студентов. Эти проблемы появились объяснены в его книге Этюдный экспериментальный центр разведки (Экспериментальные исследования по разведке).

Но эта работа не осталась там. Бине провел новое расследование, но на этот раз он сотрудничал со своим бывшим учеником, психиатром Теодором Симоном. Два эксперта работали над разработкой нового теста, который измерял бы умственный возраст (средняя способность человека - ребенка - в определенном возрасте). Так в 1905 году родилась первая шкала Бине-Симона..

В 1908 году эта шкала была пересмотрена. В этом процессе новые тесты были отброшены, изменены и добавлены. Цель состояла в том, чтобы уметь адаптировать требования этих тестов, чтобы можно было применять их к детям в возрасте от 3 до 13 лет..

Шкала, созданная Бине и Саймоном, состояла из тридцати задач возрастающей сложности. Самым простым из них было выполнение действий, таких как следование за светом глазами или возможность двигать руками, следуя ряду инструкций, данных экзаменатором. Такого рода задачи могут быть без труда решены всеми детьми, в том числе теми, у кого была серьезная задержка.

В случае чуть более сложных заданий детей просили быстро указать на некоторые части тела или сосчитать три-три в обратном порядке. И в более сложных задачах детей просили установить различия между двумя объектами, сделать рисунки памяти или составить предложения с группами из трех слов..

Наконец, последний уровень сложности заключался в том, чтобы попросить детей повторить случайные последовательности до семи цифр, найти рифмы для данного слова и ответить на некоторые вопросы..

Результаты этих тестов приведут к умственному возрасту ребенка. И таким образом удалось определить место, которое ребенок должен занимать в системе образования. Бине заметил в своих исследованиях, что различные существующие виды интеллекта могут быть изучены только качественно.

В 1911 году Бине опубликовал третью версию шкалы Бине-Симона, но она не была завершена. Следователь так и не смог закончить его из-за внезапной смерти от инсульта. Позже шкала Бине-Симона была переведена на английский язык и адаптирована к американской системе образования. Переименован в Стэнфорд-Бине.

Читайте также: