Как назвать уголок логопеда в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета логопедического уголка группы

МБДОУ детский сад №14

Согласно ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, использование материалов, оборудования для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы предметно-развивающей среды:

1. содержательно-насыщенной,

2. трансформируемой,

3. полифункциональной,

4. вариативной,

5. доступной,

6. безопасной.

Для детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи кабинет учителя-логопеда также является частью предметно-развивающей среды, так как дети посещают подгрупповые и индивидуальные занятия учителя- логопеда в логопедическом кабинете.

Основное назначение логопедического кабинета

Создание условий для выявления детей с нарушением речи, осуществления квалифицированной коррекции и профилактики речевого развития детей,

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

Информационно-просветительской, консультативной и методической помощи педагогам и родителям.

Центр коррекции речи

Направления коррекционной работы

• Формирование правильного звукопроизношения.

• Развитие артикуляционных движений.

• Совершенствование фонематических процессов.

• Совершенствование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие связной речи

• Совершенствование просодической стороны речи.

В кабинете есть логопедическая шхуна. Она представляет собой встроенный компьютер в мебельную стенку со множеством полок и ящиков в форме корабля. Компьютер оснащен игровыми комплектами МЕРСИБО + и ЛОГОМЕР 2.

Эти игры охватывают все направления коррекционной работы

• Формирование правильного звукопроизношения.

• Развитие артикуляционных движений.

• Совершенствование фонематических процессов.

• Совершенствование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие связной речи

• Совершенствование просодической стороны речи.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Для решения такой важной задачи, в логопедическом кабинете создан центр коррекции звукопроизношения. Он оборудован: настенным зеркалом, рабочим столом, зондозаменителями, артикуляционными профилями, методическими пособиями, т.е всем тем, что необходимо для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Для развития звукопроизношения в кабинете имеются карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений.

Из этих картинок можно составить комплексы упражнений для постановки любой группы звуков (свистящих, шипящих или соноров) и придумывать к ним любую сказку. Для детей дошкольного возраста чрезвычайно важен принцип наглядности, и глядя на это наборное полотно, дети быстро и с удовольствием разучивают

Особенный интерес у детей вызывают логопедические сказки, благодаря которым дети не только выполняют артикуляционные упражнения, но и пополняют словарный запас, узнают новые сказки, учатся добру и справедливости.

АВТОМАТИЗАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И

ВВЕДЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В РЕЧЬ

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от дефектно произносимого, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в дальнейшем и овладения грамотой. Поэтому в логопедическом кабинете имеется достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития слухового внимания и фонематического слуха.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её интонационной выразительности. В презентации представлены пособия на выработку длительного, плавного речевого выдоха.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Одной из важных задач логопедии является развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. В логопедическом кабинете имеются пособия способствующие решению этой задачи: предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, игры на образование относительных и притяжательных прилагательных, множественного числа существительных, согласование числительных с существительными, игры на уточнение, расширение и активизацию словарного запаса, детские развивающие игры и многое другое.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Как педагогам, так и родителям известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только ловкость рук, но и речевое развитие у детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Еженедельно (каждый вторник) родители приносят выполненные задания, и забирают новые задания в пятницу .

Логопедический уголок группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи как часть предметно-развивающей среды

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие в целом. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. В логопедических группах особую значимость приобретает речевой уголок . Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

"Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Цель коррекционный уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

1. Формирование фонематического восприятия и слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

При подборе составляющих коррекционного уголка необходимо учитывать:

1.Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается.

2. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.

3. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке.

* * Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т.к. это затрудняет выбор.
** Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.

** Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на :

--развитие и коррекцию речи,

--развитие фонематического восприятия,

--игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи, максимально вербализированы.
Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:

артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).


мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;

дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;


фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

Основное назначение логопедического кабинета – это максимальное создание условий для коррекции речевых расстройств у воспитанников группы. Стараясь создать именно такие условия в своем в кабинете, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка на логопедических занятиях была не только развивающей и познавательной , но и комфортной, эстетически оформленной.



Оснащение коррекционно-логопедической зоны.
Игры по формированию воздушной струи.
Картотека игр по развитию дыхания.







Информационная зона для родителей (в прихожей группы).
График работы логопеда.
Расписание индивидуальных занятий.
Рекомендации и советы логопеда. Памятки.



Игры, пособия и дидактический материал по обучению грамоте, формирования грамматического строя речи. Игры по формированию навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.














Логопедический инструментарий.
Логопедические зонды и шпатели (постановочные).
Логопедические зонды и шпатели (массажные).
Бокс для замачивания инструментов.
Стерилизатор гласперленовый.

Речевое развитие – это одно из главных условий формирования личности ребенка. Со всеми детьми, имеющими речевые нарушения, проводится коррекционная работа в ДОУ.

Федеральный государственный стандарт предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только тогда дети могут избавиться от дефектов и подготовиться к дальнейшему обучению в школе.


При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:
• Кабинет должен быть доступен. Все материалы должны находиться в доступном для детей месте – в открытых полках на уровне детей.
• Весь материал должен быть систематизирован. Все материалы должны быть разделены по темам и находится в отдельных местах.
• Должен соблюдаться принцип интеграции. То есть материал одной образовательной области должен применяться и в других образовательных областях.
• Кабинет должен быть мобилен. Столы переставляться для образования других видов коррекционной работы.
• Должен быть принцип вариативности. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны - в зависимости от целей обучения, возраста детей.
• Всё в кабинете должно привлекать внимание детей и быть эстетичным. Дидактический и наглядный материал, игрушки, мебель, оформление должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Кабинет учителя-логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

Таким образом, я представляю вашему вниманию свой кабинет, в котором происходит коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи.


Опись имущества кабинета




1. Настенный стенд с еженедельно меняющейся информацией по лексической теме.
2. Полка с Консультациями и брошюрами для родителей и педагогов по теме:
1. Правильная речь – залог успеха первоклассника.
2. Почему важна домашняя работа?
3. Как выполнять домашние задания?
4. Этапы работы по коррекции звукопроизношения.
5. Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
6. Как быстро выучить стихотворение с ребенком.
7. Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации.





Учебно-образовательная зона:
- Стол детский – 5 шт.
- Стулья детские – 10шт.
- Доска магнитная,
- Колокольчик,
- Мел,
- Домик гласных звуков,
- Домик согласных звуков,



- ТСО: магнитофон, нетбук, диапроэктор с развивающими фильмами.
- 37 папок с наглядным, демонстрационным материалом, играми, рекомендациями для родителей, алгоритмом, игрой на загадывание и отгадывание данной темы и т.д. по лексическим темам:
1. День знаний
2. Игрушки. Народные игрушки. Народные промыслы.
3. Человек по имени Я (Права ребенка)
4. Почта
5. Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
6. Овощи. Фрукты. Труд людей на полях, огородах и в садах.
7. Грибы, ягоды, орехи. Лес осенью.
8. Откуда пришел хлеб?
9. Перелетные птицы
10. Одежда, обувь, головные уборы.
11. Посуда. Продукты питания
12. Домашние животные и их детеныши.
13. Дикие животные и их детеныши
14. Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы.
15. Транспорт. Виды транспорта.
16. Мой организм. Человек и здоровье.
17. Новый год.
18. Дом. Семья.
19. Вежливо о вежливом
20. (Этикет. Правила поведения)
21. Мир технических чудес (электроприборы)
22. Спорт мы любим с детства.
23. Профессии. Инструменты.
24. Мебель
25. Наша Армия. Папин праздник.
26. Животные севера и жарких стран
27. Весна. Приметы весны. Мамин праздник.
28. Мир рек, морей и океанов.
29. Наша Родина-Россия. Столица-Москва.
30. Наш родной город.
31. Неделя смеха.
32. Космос.
33. Я и мои друзья (Домашние питомцы и комнатные растения)
34. Книжкина неделя
35. День Победы.
36. Не играйте с огнем. Правила пожарной безопасности. ПДД.
37. Лето. Цветы. Насекомые.




- 33 папки с буквами, их артикуляцией, артикуляционный гимнастикой на этот звук, чистоговоркой, раздаточным и демонстрационным материалом.



Коррекционно-развивающая зона:
1. Зеркало.
2. Стол и 2 стульчика для занятий у зеркала.
4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Спирт.
6. Песочные часы.







36. Картотека фонематических потешек – 54 шт.
37. Картотека фонематических потешек – 88 шт.
38. Картотека карточек на дифференциацию звуков -54 шт.





15. Кубики магнитные 2 комплекта
16. Зеркала – 12 шт.
17. Магнитная доска
18. Набор магнитных букв (3 комплекта)
19. Наборы крышек разного цвета (синий, красный, зелёный) для звукового анализа слов



20. РАБОЧАЯ ТЕТАРАДЬ
21. Н. А. Ткаченко М. П. Тумановская Раннее обучение.
22. Мои первые прописи после БУКВАРЯ
23. РАБОЧАЯ ТЕТАРАДЬ
24. Н. М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы.
25. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.
26. РАБОЧАЯ ТЕТАРАДЬ
27. Н. М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы.
28. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.
12. Игры на развитие связной речи:


Сенсомоторная зона:



Организационно-методическая зона:


Зона игрового сопровождения:
Игры на развитие ВПР (высших психических функций)





В статье подробно описана предметно-развивающая среда логопедического уголка в логопедической группе.

ВложениеРазмер
Предметно- развивающая среда логопедического уголка. 19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно - развивающая среда логопедического уголка .

При организации развивающего пространства в логопедическом уголке, созданы комфортные условия, обеспечивающие безопасность детей. Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки , интересные пособия – немаловажные детали. Уголок логопеда находится в спальной комнате группы, где я создала и наполнила необходимым оборудованием зоны, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности .

Уголок имеет несколько зон:

1.Зона для индивидуальной работы с ребенком.

Зона с зеркалом и двумя (тремя) стульчиками для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Здесь имеется то, что необходимо для постановки звуков: одноразовые шпатели, ватные палочки, марлевые салфетки, вязаная лягушка с большим языком и картинки для проведения артикуляционной гимнастики.

В этой зоне располагаются дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания ( индивидуальные свистки, свистульки, ветряные мельницы, перышки и т.п.).

2.Зона для развития всех видов моторики (тонкой, ручной, общей) .

Массажные мячики разных цветов и размеров. Мяч среднего размера.

Игрушки – шнуровки, игрушки – застежки.

Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

Мелкие и средние бусы, макаронные изделия разных цветов и леска для их нанизывания.

Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам.

Танамарески с прорезями для пальчиков.

Картотека по развитию общей моторики.

Картотека по развитию мелкой моторики.

Картотека по развитию речевого дыхания.

Картотека для гимнастики глаз.

3. Зона дидактического и игрового сопровождения.

Данная зона отражает развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Сюда входят: картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков.

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки , тексты, словесные игры.

Лото, домино по изучаемым темам.

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

Наборы игрушек для инсценировок сказок.

Пальчиковый бумажный театр.

Настольно – печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

Множество пособий сделано своими руками и придумано мною самой

свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных звуков.

свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных звуков.

5.Зона по обучению грамоте.

Здесь представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности.

Настенный и разрезной алфавит.

кубики с буквами,

Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. Атрибуты для игры в школу.

Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (плоскостные изображения корзинок, паровозика для определения места звука в слове, квадраты трех цветов).

Делая акцент на развитие связной речи, уголок оснащает более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.

5. Зона методических материалов и пособий.

Она представлена шкафом, и содержит следующие разделы:

Справочная литература по логопедии.

Материалы по обследованию речи детей.

Методическая литература по коррекции звукопроизношения.

Методическая литература по преодолению ФФНР.

Методическая литература по преодолению ОНР.

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и пластиковых конвертах) .

Паспорт логопедического кабинета.

Методический комплект программы.

Перспективное планирование на учебный год.

Журнал посещаемости детьми логопедических занятий.

Планы индивидуальной работы с детьми.

Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда. Составляя еженедельные задания воспитателям, я не только даю им методические рекомендации, но и обеспечиваю педагогов необходимыми играми и пособиями из своего уголка, что позволяет эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

6. Зона современного оборудования.

Здесь располагается личный ноутбук с набором обучающих компьютерных программ, диски с программами, логопедическими играми и авторские электронные пособия.

7. Консультативная зона для работы с родителями (в приемной).

Здесь расположено информационное окно , с краткой информацией для родителей, папка с рекомендациями , представлена специальная литература и меняющаяся подборка речевых игр.

Организация предметно - развивающей среды в уголке логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом уголке – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

Читайте также: