Какое влияние оказывает внутренняя культура безопасности жизнедеятельности школы на социальное

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
formirovanie_kultury.docx 40.23 КБ
formirovanie_kultury.pptx 1.42 МБ

Предварительный просмотр:

учащихся в начальной школе.

В результате освоения данного материала выпускники начальной школы должны знать:

  • ПДД ,(Правила перехода дороги, перекрестка и т. д).
  • Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиа -транспортом, обязанности пассажира;
  • Особенности жизнеобеспечения дома(квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • Правила безопасного поведения в лесу,у водоёма
  • Меры пожарной безопасности
  • Правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице,в общественном месте.

Дети должны помнить:

  • Действовать в неблагоприятных погодных условиях
  • Действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживаний
  • Оказание первой медицинской помощи
  • Ориентироваться на местности
  • Организация безопасной переправы через водные преграды
  • Правильное поведение и соблюдение правил дорожного движения.

У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

( прежде всего практической направленности:)при выполнении отдельных видов заданий. К ним относятся:

Цель работы кружка:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.

2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.

4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.

5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометодический.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Добровольность участия в данном виде деятельности.

3. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

4.Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Предполагает постепенное усложнение материала.

К сожалению, зачастую причиной дорожно- транспортных происшествий бывают дети. Донести знания до детей, выработать потребность в соблюдении ПДД для самосохранения – в этом и состоит моя задача и кружка ЮИД.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому мы устраиваем конкурсы рисунков, проблемных ситуаций. Готовим выступления агитбригад, которые дают возможность детям донести до других информацию, которой они владеютв творческой форме. Это не очень лёгкое дело, но очень интересное. Игры, когда дети выступают в роли водителей. Отвечающих за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причём, знание и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.

В работе кружка участвуют учащиеся 2-7 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • Самостоятельности в принятии правильного решения;
  • Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.
  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

36 часов – 1 час в неделю.

Введение в образовательную программу кружка.

История правил дорожного движения.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Изучение правил дорожного движения.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Фигурное вождение велосипеда.

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.

- ворота с подвижными стойками;

- коридор из коротких досок.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

Решение билетов для закрепления полученных знаний.

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
  • в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

6. Викторины, конкурсы, кроссворды.

10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

Занятия проводятся в кабинете.

- компьютер с экраном и проектором;

- препятствия из автогородка.

- билеты по ПДД, страхованию, медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Вводное занятие. Цели, задачи.

Правила дорожного движения. Основные термины и понятия.

Права, обязанности и ответственность участников ДД.

ПДД. Дорожные знаки. Элементы улиц и дорог. Перекресток. Дорожная разметка. Решение карточек.

Велосипед. Правила движения велосипедиста и мопедиста.

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Практическое занятие.

История Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения. Решение карточек. Встреча с инспектором ГИБДД.

ПДД. Регулировка движения на перекрестке.

Дидактические игры при изучении ПДД.

Проведение пропаганды изучения ПДД в нач. классах.

Медицина. Раны, вывихи, переломы, ожоги, отравления. Первая помощь

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Фигурное вождение на велосипеде.

Медицина практика. Страхование.

Конкурс плакатов по ПДД в школе.

Встреча с инспектором ГИБДД. Ответы на вопросы.

1.Юный инспектор движения обязан:

1.1.. Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командира

1.2. Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.

1.3. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего школьного и дошкольного возраста по пропаганде Правил дорожного движения.

1.4. Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, учатвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.

1.5. Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.

2.Юный инспектор движения имеет право:

2.1.Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.

2.2. Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.

2.3. Овладев знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получить звание «Юный инспектор по безопасности движения!. Звание присваивается после проверки умений в практической работе. В торжественной обстановке юному инспектору вручаются удостоверение, значок и нарукавная повязка.

2.4. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного порядка в местные органы милиции и ГИБДД.

2.5. Носить установленные знаки различия юных инспекторов движения.

2.6. Под руководством работников милиции, членов добровольных дружин участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школ, внешкольных учреждений по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе.

2 « Культура безопасности жизнедеятельности – способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Выпускник начальной школы должен знать: ПДД (правила перехода дороги, перекрестка и т. д ). Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиа- транспортом, обязанности пассажира; Особенности жизнеобеспечения дома(квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации; Правила безопасного поведения в лесу , у водоёма… Меры пожарной безопасности Правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте … 3

Обладать навыками: Действовать в неблагоприятных погодных условиях (в лесу , у водоёмов) Действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживаний Оказание первой медицинской помощи Ориентироваться на местности Организация безопасной переправы через водные преграды Правильное поведение и соблюдение правил дорожного движения. 5

Цель: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности. 8

Задачи: Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубле - ние их. 2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. 3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге. 4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке. 5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения. 6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности. 9

Основные методы, используемые для реализации программы кружка: В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометодикой . В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. 10

Главные принципы: Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы. Добровольность участия в данном виде деятельности. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности. 5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий. 6. Предполагает постепенное усложнение материала. 11


В этом видеоуроке мы с поговорим о причинах низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Узнаем, как влияют институты социального воспитания на формирование нравственности молодёжи. Выясним, какое влияние оказывает внутренняя культура безопасности жизнедеятельности школы на социальное воспитание школьника. А также поговорим о том, какие социальные институты и организации оказывают деструктивное влияние на духовное развитие молодёжи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания"

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде. Важной задачей любого государства является защита его граждан от наступления нежелательных угроз.

Безопасность — это необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом.

Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?


Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств как отдельных людей, так и социума в целом возможно только путём формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.


А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни, трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

• на индивидуальном уровне — это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

• на коллективном уровне — это корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

• на общественно-государственном уровне — это традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.


Государство столкнулось с серьёзными вызовами, на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и правила безопасности в повседневной жизни.

Культура безопасности жизнедеятельности — это часть общей культуры человека в современном мире. Но несмотря на все принимаемые государством меры, культура безопасности жизнедеятельности людей в России в производственной и бытовой сферах, даже при наличии необходимых знаний, остаётся на достаточно низком уровне. Почему люди не всегда соблюдают правила техники безопасности? Почему подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни? Почему человеческий фактор — это самая частая причина аварий? И как объяснить парадокс: знаний много, а культуры безопасности мало?


Вероятные причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности в обществе, по мнению учёных, это:

• психологические: снижение внимания к потенциальным опасностям в привычных условиях;

• духовные: низкие личностная мотивация и осознание личной ответственности за свою и чужую жизнь; доминирование в сознании сиюминутных ценностей, заставляющих спешить, экономить, надеяться на авось, надеяться на сознательность других людей, доверять незнакомым;

• социальные: низкий контроль соблюдения культуры безопасности жизнедеятельности в общественных местах, на предприятиях. Отсутствие жёсткого контроля нарушений и обязательного адекватного наказания мерами правовой ответственности;

• экономические: нестабильность экономики, динамика и кризисы, сильное расслоение общества, неуверенность большинства людей в завтрашнем дне;

• образовательные: поверхностные, отрывочные теоретические знания, слабо развитое абстрактное и аналитическое мышление.

Эти причины оказывают определяющее влияние на качество формирования культуры безопасности жизнедеятельности в обществе. В других странах мира — свои проблемы и условия: социально-экономические, климатогеографические, общественно-политические. Например, в Японии учения по гражданской обороне население воспринимает с благодарностью к властям за бесплатный и очень ценный опыт обучения спасению в чрезвычайных ситуациях. Приезжающие в Израиль на постоянное место жительства должны обязательно пройти обучение и сдать экзамен по гражданской обороне, чтобы активировать свои гражданские права.

Цель современного общего образования — это развитие ключевых компетенций личности: информационных, когнитивных, коммуникативных и социальных. Ключевые компетенции выпускника школы — это общие способности личности, обеспечивающие эффективное решение задач в различных сферах жизнедеятельности. А основа развития ключевых компетенций — это освоение знаний и способов мыслительной и практической деятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности — это образовательный ресурс интегрированного научно-практического знания, который решает задачи повышения общей грамотности населения России по вопросам обеспечения общественной и личной безопасности. Компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности рассматривается государством и обществом как необходимая составная часть общей культуры человека.


Образованность — необходимое условие не только профессионального становления личности, но и качества жизни человека, его благополучия и безопасности в современном мире. Однако образованность человека ещё не является гарантией благополучия его деятельности. Философы Древней Греции утверждали, что многознание не учит мудрости. Только духовное сознание, а также нравственный выбор определяют характер действий человека: гуманность во имя добра, сохранения жизни и здоровья людей и природы или циничность и асоциальность поступков, действий только для личной пользы.

Увлекательность и эффективность образования зависит от главного умения человека — продуктивно учиться: самостоятельно ставить познавательные цели, добывать необходимую информацию, перерабатывать её и использовать в жизни с учётом законов общества. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их несоблюдение!

С каждым годом непрерывно и гигантскими темпами растёт поток информации, которую должен перерабатывать мозг современного школьника в знания и умения. Процесс реформирования образования становится постоянным в динамично развивающемся мире. Современному человеку приходится учиться всю жизнь, иногда кардинально менять профессию, регион проживания, образ жизни. Многие страны мира сегодня реализуют концепцию непрерывного образования, продолжающегося в течение всей жизни человека.

Ошибочно полагать, что необразованный житель Экваториальной Африки намного глупее образованного туриста из Европы или Америки, который приехал в Африку. У аборигенов Африки больше шансов выжить в экстремальных для европейца условиях. Тем не менее турист-европеец, хорошо подготовленный к опасному путешествию, может насладиться красотой экзотического края без потерь для здоровья.

Общественные и государственные институты активно участвуют в социальном воспитании молодого поколения — определяют образовательную политику, утверждают государственные образовательные стандарты, программы, финансируют образовательную деятельность организаций основного и дополнительного образования молодёжи (кружки, дома творчества и спорта, школы олимпийского резерва).

Наиболее сильное влияние на формирование мировоззрения личности (кругозора, потребностей, ценностных предпочтений, нравственных установок и образцов поведения) оказывают институты социального воспитания: семья, религия, этнокультура рода (раса, национальность, традиции быта, язык мышления), школа, объединение дополнительного образования, неформальные группы и лидеры молодёжной субкультуры, средства массовой информации и другие организации.

Но надо быть очень осторожным, чтобы не стать жертвой деструктивной организации: секты, экстремистской или террористической организации, или криминального сообщества, реализующих асоциальные идеи и методы. Специалисты в области образования ведут непростую борьбу за социальную направленность духовного развития молодёжи, предлагая модели продуктивного и безопасного поведения с учётом законов, норм и правил общежития (общего жития).

Конечно же социальные законы несовершенны. Но позволяют регулировать наиболее значимые для большинства социальные процессы. Школьнику помогают адаптироваться к жизни в сложном и противоречивом современном мире. Развитие способностей, освоение опыта продуктивного поведения формирует функциональную грамотность и социальную зрелость человека.


Социальное взросление личности — это процесс осознания и освоения законов, правил поведения, норм морали и нравственности, с учётом индивидуальных особенностей развития человека.

В заключение ещё раз отметим, что сегодня вопросы безопасности, их значение не только для самого человека, но также общества и государства являются очень актуальными. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. Для её успешного решения в российском обществе разработана концепция современной культуры безопасности жизнедеятельности, ведущей идеей которой является осознание каждым гражданином значимости безопасного поведения в повседневной жизни. От ценностных установок человека, мотивов поведения, качеств личности, профессиональных компетенций зависит эффективность мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности отдельного индивида и общества в целом, снижению индивидуальных и коллективных рисков и в конечном счёте успешное решение вопросов национальной безопасности Российской Федерации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура безопасности жизнедеятельности в школе.

Культура безопасности жизнедеятельности - это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

- программ интегрированного обучения основам безопасности;

- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ);

- личности педагога, владеющего культурой безопасности.

Безопасность жизнедеятельности в школе - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала школы, осуществляемых под руководством директора, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность школы включает:

1. Обучение учащихся всем видам безопасности (уроки ОБЖ)

2. Пожарная безопасность

3. Профилактика правонарушений и ПДД

4. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5. Антитеррористическая безопасность

Обучение учащихся всем видам безопасности (ОБЖ)

Учебные занятия: 8, 10, 11 классы - тематический план.

Обеспечение пожарной безопасности в школе полностью подчинено требованиям пожарной безопасности, установленными нормативными документами.

В школе создана добровольная пожарная дружина. Образовательное учреждение оснащено всеми средствами пожаротушения.

Пожарная безопасность обеспечивается путём:

- реализации комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров;

- повышение знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров (уроки ОБЖ в 8, 10, 11 классах);

- укомплектованность учреждения первичными средствами пожаротушения и периодическая их проверка;

- своевременный вывоз с территории образовательного учреждения твердых бытовых отходов (МУСОРА).

Противопожарное состояние учреждения отвечает установленным требованиям пожарной охраны. Решаются и немедленно устраняются все замечания, сделанные при проверках пожарного надзора.

Профилактика правонарушений и ПДД

В школе ведется работа по профилактике правонарушений, появлению вредных привычек. Активное участие большинства ребят, в общественной работе, разного уровня конференциях, конкурсах, проектная и исследовательская деятельность помогают детям ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни.

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в школе с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для школы стоит в приоритете формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия опираются на :

- формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

- подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Работа по патриотическому воспитанию учащихся занимает важное место в образовательном процессе. Команда школы постоянно является одним из победителей районных соревнований по военно-патриотической песне.

Ведутся кружковые занятия;

- прикладные виды спорта, юноши десятых классов в полном составе выезжают на учебные сборы на базе воинских частей;

-другие внешкольные и внеклассные мероприятия.

Безопасность дорожного движения.

На входе в учреждение находится информационный стенд по правилам поведения на дорогах. В школе на уроках ОБЖ проводятся занятия по профилактике детского дорожного травматизма. Создан отряд ЮИДД (юный инспектор дорожного движения), с которым проводят занятия представители ГИБДД. Учащиеся, входящие в состав отряда, участвовали в различных акциях и соревнованиях, и это освещалось нашей прессой и телевидением.

Безопасность дорожного движения обеспечивается через:

- реализацию плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и транспортного травматизма среди учащихся школы;

- пропаганду знаний правил дорожного движения среди учащихся;

- развитие в школе движения ЮИДД.

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 85% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка в школе носит непрерывный характер на всех этапах обучения безопасности жизнедеятельности.

- выполнению учебной программы и качественному усвоению новых форм и методов в пропаганде ГО;

- проведению занятий с учащимися в соответствии программой.

В школе планомерно ведется работа с нормативными документами по обеспечению антитеррористической защиты, а именно:

- разработаны мероприятия по антитеррористической безопасности;

- планы охраны на время проведения культурно-массовых мероприятий;

- планы эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности школы являются меры предупреждения и профилактики.

Эта работа включает:

- проведение совещаний и инструктажей по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительским комитетом и родителями.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора.

Антитеррористическая защищенность достигается путем:

- реализации плана по антитеррористической деятельности школы;

- подготовки учащихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма;

- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности школы от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.

Ведется целенаправленная работа по организации рациональных действий персонала и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях, а именно: обнаружение взрывоопасного предмета, поступление устной угрозы по телефону о террористическом акте, в случае захвата людей в заложники.

Охранная деятельность учреждения организуется и обеспечивается только своими силами.

Согласно рекомендациям вышестоящих органов проводились инструктажи педагогическими, техническими работниками с учащимися по предупреждению террористических актов.

В связи с обострением криминальной обстановки проводится определенная профилактическая работа в течение учебного года:

- приняты необходимые дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школу;

- приведены в порядок запасные выходы;

- приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание школы;

- неоднократно проводятся инструктажи с дежурной и сторожами, педагогическими и техническими работниками, учащимися;

- периодически проводится разъяснительная работа среди педагогов, учащихся по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановке.

В школе отработана система эвакуации. В зданиях имеются эвакуационные выходы, предназначенные для быстрой эвакуации личного состава учреждения. Все эвакуационные выходы находятся в исправном состоянии.

В школе во всех классах ведутся журналы по безопасности, в которых проводится инструктаж по всем видам безопасности. Журналы находятся у каждого классного руководителя.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

- занятия общественно-полезным трудом;

- спортивные занятия, соревнования;

- кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.

В учебном году происходит постоянное взаимодействие с компетентными инстанциями: органами власти, МВД, ГИБДД, Прокуратура и медицинские работники, которые оказывают помощь в профилактике правонарушений.

В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознавать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

автор определяет главную цель педагогической деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности в средней школе, анализирует содержание и смыслы личности безопасного типа, как современного этапа социального развития человека в его взаимосвязи с культурой безопасности. в статье исследована специфика культуры безопасности. показана взаимосвязь культуры безопасности и формированием личности безопасного типа. в статье подробно исследованы влияние различного рода факторов и их влияние на формирование человека как личности. показана взаимосвязь культуры безопасности с окружающей средой. на основе выделенных положений дается определение личности безопасного типа. проводится краткое исследование основных качеств личности безопасного типа. в статье делается вывод о необходимости выработки качественно нового подхода в понимании воспитания культуры безопасности и формирования личности безопасного типа. сделан акцент на изменения, происходящие в обществе. обучающийся должен уверенно моделировать и свою деятельность соразмерно предполагаемым изменениям. обоснована потребность общества в подготовке человека к безопасному сосуществованию. таким образом, обоснованы роль и современной школы по формированию культуры безопасности, как важнейшей составляющей личности безопасного типа

особенности современного жилища и его жизнеобеспечения

сельских жилищ, в отличие от городских, меньше коснулась современная цивилизация. большинство их обитателей проживают в деревянных одноэтажных домах. не в каждом селе и деревне есть газ, водопровод, канализация. многие сельские жители пользуются водой из колодцев, для приготовления пищи и обогрева помещений применяют газовые и обычные печи. службы безопасности чаще всего находятся в соседних городах и поселках городского типа. поэтому во многих случаях сельский житель должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

Оправданный риск, это когда вы идете на риск, зная что вы получите при этом что-то. например- кидаетесь в воду что бы спасти человека, который совершенно не умеет плавать, в отличии от вас, имеющего 3 разряда по плаванию. ситуация неоправданного риска- заключаете например, крупную сделку на 10.000, с человеком которого едва знаете. вот здесь неоправданный риск- он может вас подставить и т. п.

Читайте также: