Укажите на что необходимо обратить внимание работникам школы при обучении вашего ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Рассматриваем вопрос о том, обязан ли классный руководитель посещать семьи учащихся для проведения обследования условий их жизни, с юридической стороны.

Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.

Классный руководитель. Кто это такой?

Функции классного руководителя

Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика. Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию. Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда

Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.

Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.

7 вещей, которые нужно знать учителю о вашем ребенке

Что вы можете сказать учителю, что поможет ему лучше выполнять свою работу? Вы можете быть удивлены. В то время как учитель вашего ребенка является экспертом в области образования, никто не знает о вашем ребенке больше, чем вы.

Для родителей так же важно рассказать учителям о проблемах дома, которые могут повлиять на успеваемость в школе, как и для учителей, чтобы сообщить, как дети учатся в классе.

Студенты учатся лучше, когда родители и учителя работают вместе в качестве партнеров. Начало нового учебного года- прекрасное время, чтобы начать диалог с учителем вашего ребенка. Не знаете, с чего начать?

Что нужно рассказать учителю о ребенке

Вот 7 вещей, которые учителя хотели бы, чтобы вы им рассказали. Обмен этой информацией с учителем поможет ей лучше понять потребности вашего ребенка и заложить основу для сотрудничества в течение всего учебного года.

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Мамы часто забывают об этих пунктах, считая их второстепенными. Тем не менее не стоит упускать их из виду при разговоре с учительницей вашего первоклассника.

Если у вас тоже есть, чем поделиться, пишите нам в редакцию (жмите на кнопку ниже)!

Учеба в школе уже не за горами, и родители первоклассников ждут этого момента с особым волнением. Предположу, что расписание, количество уроков, школьные принадлежности, вопросы, связанные с продленкой, питанием, второй обувью и формой для физкультуры, — все эти темы уже обсуждались на родительском собрании.

А я хотела бы остановиться на вопросах, которые кажутся второстепенными, но, на мой взгляд, они не менее важные, и обсудить их с первой учительницей вашего ребенка надо обязательно.

Безопасность

Почти во всех школах, особенно крупных городов, первоклашек приводят в школу и забирают домой взрослые. Как правило, в таких случаях родители пишут заявление, где указывают, в какие дни и кто будет забирать ребенка из школы.

Здесь очень важно уточнить следующий момент: а как поступать в случае форс-мажора?

Если в какой-то день некому забирать ребенка или, наоборот, привести в школу? Учитель должен подсказать алгоритм действий, как действовать в таких ситуациях, чтобы не нарушать никаких правил и не подводить педагога.

Обратная связь с учителем

Почти всегда учитель сообщает всем родителям на собрании свои контакты — телефон, электронную почту. Но случаи, когда нужно связаться с учителем достаточно оперативно и что-то срочно сообщить, обязательно будут (ребенка нужно раньше или позже забрать с уроков, передать информацию, связанную со здоровьем, и так далее).

Нужно обязательно уточнить, какой канал связи предпочитает учитель в экстренных случаях.

Домашнее задание

Во многих школах домашнее задание первоклассникам не задают. Поэтому в электронном дневнике в первые месяцы учебы вы не увидите заданий по математике, русскому языку и чтению.

Но задавать детям на дом все-таки будут — потренироваться в чтении, письме, счете.

Поэтому чтобы быть в курсе того, а что, собственно, ребенку задают на дом, спросите у учительницы альтернативный источник получения этой информации — это может быть родительский чат или группа в соцсети.

Учебный процесс

Если ребенок не понял новую тему на уроке, не разобрался, не знает, как выполнять домашнее задание, — как в этом случае поступать?

Разные педагоги отвечают на этот вопрос по-разному, поэтому рекомендации вашего учителя нужно узнать заранее.

Например, учительница иностранного языка моей дочери всегда настойчиво просила не помогать детям выполнять домашку. Аргументировала она это тем, что в таком случае она не видит результата своей работы и не поймет, что и как нужно изменить в работе с классом. При этом она всегда приветствовала, если ребенок сам подойдет и что-то уточнит у нее до или после урока.

Усвоение материала

В первом классе оценок не ставят, а для нас, родителей, оценка является чуть ли не основным показателем знаний и успешности или неуспешности ребенка в школе.

Поэтому у учителя нужно спросить, на что ориентироваться родителям, чтобы понять степень успеваемости ребенка в первом классе.

Особенности вашего ребенка

Бесспорно, у всех людей есть свои особенности, и дети в этом случае не исключение. Это касается как восприятия нового материала, общения с другими людьми, так и вкусов в еде, особенностей здоровья и так далее.

Если у вашего ребенка есть такие особенности, обязательно проинформируйте об этом учительницу.

Это поможет ей подобрать правильную тактику поведения и общения с ребенком, и она будет знать, как поступать в том или ином случае.

У моего сына в дошкольном возрасте была такая особенность: в состоянии волнения или переживания потребность в посещении туалета у него учащалась. Я сообщила об этом учительнице и попросила ее всегда отпускать его в туалет, если он поднимет руку и попросится выйти. К счастью, неприятных ситуаций в первом классе у нас не возникало благодаря пониманию педагога, и сейчас эта проблема давно осталась позади.

Поэтому очень важно нам, родителям, не мешать педагогу работать с нашими детьми.

И важно с самого начала быть в контакте с учителем и попытаться найти с ним взаимопонимание.

Образование в России бесплатное, но у родителей есть права, о которых иногда забывают. Из-за этого с них собирают деньги на расходные материалы и ремонт, заставляют записывать ребенка на факультативы, не рассказывают о медицинских обследованиях.

Отстаивать права в школе бывает непросто, но всегда полезно знать о том, на что можно рассчитывать.

1. Выбирать школу, форму обучения и язык

Школа не обязательно должна быть по месту жительства, но в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников. Иногда можно выбрать форму обучения, предметы для углубленного изучения и языки — здесь все зависит от конкретной школы

2. Не платить за то, что должно быть бесплатным

Обучение в школе бесплатное. Можно вложиться в ремонт, подарки, спортивный инвентарь — по решению родительского комитета, но только если все согласны. Другой вариант — поддержать школу с помощью благотворительного взноса

3. Отказаться от навязанных факультативов и олимпиад

Любая школа может ввести платные услуги: факультативы, кружки, секции — цены утверждает местная администрация. Но нельзя заставить родителей платить за них и записывать ребенка на занятия вне общей программы

4. Перейти на семейное обучение

Такая форма обучения предусмотрена законом , но требует больше дисциплины и сил, чем обычная. Главное — сообщить школе о переходе, составить план консультаций с учителями и проходить промежуточную аттестацию

5. Знакомиться с лицензиями, уставом и другими документами

В них бывает много интересного: чем кроме учебы занимается школа, есть ли продленка и летний лагерь, как работает библиотека. Все документы должны быть на сайте школы : отсканированные, с печатями и в актуальной редакции

6. Покупать форму и другие принадлежности там, где захочется

Школа может прописать в документах требования к форме : цвет, фасон, правила ношения. Но не может обязать покупать ее в конкретном месте — это же касается обуви, ручек, дневников и любых других вещей, которые покупают родители

7. Узнавать, как учат детей

Есть общие стандарты образования , но некоторые вещи в школах отличаются: количество часов, темы уроков, план обучения и даты каникул. Родители могут сравнить программы заранее: их размещают на сайтах школ

8. Проверять оценки и успеваемость ребенка

Учителя часто не показывают журнал детям, но родителям показывать обязаны. А еще можно попросить выставлять оценки по каждому предмету в дневник или на отдельном листе

9. Защищать интересы детей

Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования или в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее

10. Узнавать о медицинских и психологических обследованиях

Если с детьми работали врачи или психологи, можно запросить результаты : сходить к нужному специалисту или написать заявление. Еще можно не давать согласие на обследования или попросить, чтобы с ребенком беседовали при вас

11. Участвовать в управлении школой

Родители могут влиять на решения : сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, какие семьи поддерживать материально. Об этом пишут в уставе школы — обычно нужно вступить в родительский комитет или управляющий совет

12. Помнить о своих правах

В подробном разборе у нас есть плакат, который удобно сохранить и поделиться им с другими родителями: вместе бороться за справедливость легче

Как вырастить ребенка-школьника и не остаться без нервов

О том, какие права есть у вашего ребенка и что вы можете требовать от школы, мы регулярно рассказываем в статьях Т—Ж. Еще мы любим делиться лайфхаками и обсуждать вопросы, которые касаются детей и денег.

Подпишитесь и получайте лучшие материалы к себе на почту. Без рекламы и спама. Кстати, за подписку подарим полезный бонус — подробный гид для родителей школьников: что вам должна школа, а что вы должны ей.

В нем мы расскажем, как разобраться с родительским комитетом, что делать, если вы хотите перевестись в другую школу или на домашнее обучение, как обеспечить безопасность ребенка и помочь ему поступить в вуз.

Читайте также: