Анализ стиха брюсова каменщик кратко
Обновлено: 07.07.2024
Произведение является общественно-политическим стихотворением поэта, в котором в качестве основной идеи представляется необходимость проведения радикальных изменений в обществе.
Сюжетная линия стихотворения основывается на диалогах между выполняющими свою тяжелую работу каменщиками и прохожим, являющимся представителем богатого сословия, который бередит душу простых работяг навязчивыми вопросами.
В качестве стихотворного размера в произведении выбирается трехсложный дактиль, в котором ударение ставится на первой стопе, имеющей смысловую нагрузку, поскольку данный размер позволяет наиболее ярко выразить разговорную речь.
Композиционная структура стихов состоит из четырех строф с использованием перекрестной рифмовки. Отличительной особенностью произведения является применение в повествовании простой лексики с включением в нее просторечных слов, а также использование лексических повторов, создающих реальный образ человеческого разговора и усиливающих впечатление навязчивости собеседника. Кроме того, используемые слова, имеющие в своем составе шипящие согласные, позволяют ассоциировать повествование с работой каменщиков в виде звуков плещущего цементного раствора, его соприкосновение с кирпичами, скольжения рабочего инструмента.
Средства художественной выразительности в стихотворении представлены в незначительном объеме и, в основном, обозначаются многочисленными глаголами, выражающими безысходность и обреченность человеческой жизни.
В образах каменщиков, описанных в стихотворении, поэт использует собирательный взгляд на простой русский народ, понимающий собственную угнетенность, но покорно и добровольно принимает кабальное положение.
В качестве символа бесправного общества, разделенного на несправедливые сословия, поэт изображает образ тюрьмы, которую возводят герои стихотворения, прекрасно осознающие, что строят ее для своих близких и родных, но не пытающихся что-либо изменить в этом положении.
В образе прохожего описывается человек, стремящийся посредством своих вопросов натолкнуть каменщиков на путь истинный, требующий необходимость радикальных перемен в обществе, однако рабочих не интересует их собственное положение в стране, а заботят лишь насущные, бытовые проблемы.
Тем самым, стихотворение передает авторскую идею о проведении революционных перемен в стране, остро назревших в тот период времени.
От декадентства в произведении присутствует мрачность и безысходность, что прослеживается и в самой работе каменщиков, и в их мыслях по поводу того, что именно они строят. С другой стороны, образы героев этого стихотворения весьма символичны, так как олицетворяют собой весь русский народ, угнетенный и добровольно загоняющий себя в кабалу. Автор пытается показать, что люди прекрасно осознают безвыходность собственного положения, но при этом не пытаются что-то изменить в своей жизни. Стремление уйти от проблем, которые очевидны, поэт считает настоящим бичом современного общества. Он убежден, что такой путь развития является тупиковым, он неизбежно ведет к пропасти.
С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей — абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия.
Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.
только это нашла, удачи) )
Зеленоглазая Дымка
Гуру (3429) 5 лет назад
-Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь? кому? — Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму. — Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать? — Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать. — Каменщик, каменщик, долгие ночи Кто ж проведет в ней без сна? — Может быть, сын мой, такой же рабочий Тем наша доли полна. — Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй. Тех он, кто нес кирпичи! — Эй, берегись! под лесами не балуй. Знаем все сами, молчи!
прости нашла стихотворение, а анализ не нашла, поищи через поиск
Несколько интересных сочинений
Я живу в городе в красивом городе. Мой город не очень большой. В нем живет около 450 тысяч человек.
Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя как традиционные приемы, встречающиеся в устном на-родном творчестве, так и авторские находки, превращаю-щие произведение в едкую социально-политическую са-тиру.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- Характеристика героев сказки Дикий помещик
- дикий помещик гротеск
- эпитеты в сказке салтыкова-щедрина дикий помещик
- анализ сказки дикий помещик салтыков-щедрин
- картинки сказки тютчева здравомысленный заяц
В сказке “Дикий помещик” герои оказываются в фантастической ситуации, которая раскрывает сословные отношения и подчёркивает зависимость верхов от простого народа. Мольбы глупого помещика об истреблении мужиков услышал Господь и исполнил его желание. Описание унылого быта помещика в рассказе Салтыков Щедрин подчёркивает постоянными окриками хозяина, зазывающего своего слугу Сеньку. Каждый раз помещик вспоминает, что дом пуст, но не расстраивается, а продолжает “крепиться”. Мастерски гиперболизируя характеристику одичавшего помещика, автор описывает его диалог с медведем, который открыто заявляет, что мужика надо бы вернуть.
Литературное направление и жанр
Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего господина. Но стихотворение стало знаменитым благодаря своему символическому подтексту.
Жанр стихотворения – гражданская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.
Тропы и образы
Белый фартук и верная лопата (эпитеты) нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.
Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит (тюрьму), но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды (во второй раз он спрашивает, кто в ней будет рыдать, а в третий – кто в ней проведёт ночь без сна).
Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ – обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который всё же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик – образ собирательный, он символизирует весь народ. Недаром Брюсов использует местоимение нам.
Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет ещё.
Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдёт к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырёхстопный чередуется с трёхстопным). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
Стихотворение “Каменщик” было написано Валерием Брюсовым в 1901 году. Оно входит в сборник “Urbi et orbi”.
Композиционно стих представляет собой диалог между каменщиком и богатым прохожим. Каменщик строит тюрьму. Но сидеть в ней будут не богачи, а такие же бедняки-работяги.
Стих относится к гражданской лирике. Брюсов освещает социальное неравенство, бытовавшее в обществе. Разделение людей на богатых и бедных – вот разрушительная сила, которая не позволяет гражданам жить в мире и гармонии. А простой народ, сбитый с толку, и сам не понимает, что вредит себе же самому.
Лирический герой – богач, который всегда откупится от тюрьмы. Стихотворный размер – дактиль, перекрестная рифма. Брюсов использует в стихе анафору: “Каменщик, каменщик…”
Идея стихотворения – борьба против социального неравенства. Автор сочувствует простым людям.
Стихотворение “Каменщик” было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике “Urbi et orbi” в 1903 г. в цикле “Картины. На улице”.
Литературное направление и жанр
Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего господина. Но стихотворение стало знаменитым благодаря своему символическому подтексту.
Жанр стихотворения – гражданская
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.
Тропы и образы
Брюсов использует риторическую фигуру анафору (единоначатие). Каждое обращение лирического героя начинается с дважды повторенного “каменщик”. В первом и во втором обращении лирический герой прибавляет к обращению яркую характеристику рабочего: в фартуке белом и с верной лопатой.
Брюсов ошибается дважды. Белые фартуки носили пекари, продавцы, а у каменщиков фартуки были темные, чтобы не видно было грязи. Кроме того, рабочий инструмент каменщика – вовсе не лопата, а мастерок.
Белый фартук и верная лопата (эпитеты) нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.
Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит (тюрьму), но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды (во второй раз он спрашивает, кто в ней будет рыдать, а в третий – кто в ней проведет ночь без сна).
Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ – обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который все же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик – образ собирательный, он символизирует весь народ.
Недаром Брюсов использует местоимение нам.
Во-первых, каменщик сообщает, что “мы заняты делом”. Труд – постоянное состояние народа. Но, сколько бы он ни трудился, его положение не улучшается.
Это символически выражено в образе тюрьмы, овеществление фразеологизма “Россия – тюрьма народов”.
Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет еще.
В третьей строфе каменщик, наконец, отвечает на вопрос прохожего. Его ответ содержит сразу несколько особенностей менталитета русского народа. Он не верит в лучшее, хотя и надеется (это выражено вводным словом может быть).
Каменщик не верит в то, что его сын будет жить не только лучше, но и по-другому, сможет преодолеть сословный барьер (такой же рабочий). Философское обобщение каменщика – “тем наша доля полна” – это не только констатация факта, но и смирение.
В четвертой строфе возникает образ другого каменщика – угрожающего. Его собеседник проявляет бестактность, настаивая на ненормальности поступка каменщика – строить тюрьму собственному сыну, который вспомнит, что это сделал родной отец. Но каменщик и сам страдает от своего рабского положения: “Знаем все сами”.
Поэтому он даже угрожает прохожему, прогоняя его: “Отойди, под ногами не балуй”.
Стихотворение Брюсова написано в лучших некрасовских традициях. Речь каменщика содержит междометия (эй) и просторечия (верно, не балуй), что приближает ее к живой разговорной. Угрозы каменщика от грубого “не мешай” вначале усиливаются до “берегись” и “молчи”, которые он готов привести в исполнение.
Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдет к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.
Как и любое произведение символизма, стихотворение “Каменщик” имеет множество прочтений. Одно из них связано с масонами, называющими себя вольными каменщиками. Их идея состоит в преобразовании мира к лучшему (как они это понимают).
Так что каменщик может быть символом такого преобразователя, зажатого в тиски обстоятельств. Или народ Брюсов наделяет функцией преобразователя, предупреждая об опасности таких преобразований “снизу”.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырехстопный чередуется с трехстопным). Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырёхстопный чередуется с трёхстопным). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич
Тропы и образы
фартук и
верная
лопата (эпитеты) нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.
Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит (тюрьму), но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды (во второй раз он спрашивает, кто в ней будет рыдать, а в третий – кто в ней проведёт ночь без сна).
Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ – обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который всё же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик – образ собирательный, он символизирует весь народ. Недаром Брюсов использует местоимение нам
Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет ещё.
В третьей строфе каменщик, наконец, отвечает на вопрос прохожего. Его ответ содержит сразу несколько особенностей менталитета русского народа. Он не верит в лучшее, хотя и надеется (это выражено вводным словом может быть
Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдёт к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.
С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей — абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия.
Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Пушкина Осень
Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора - Анализ стихотворений Лермонтова
- Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс
Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства - Анализ стихотворения На корабле Фета
Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии - Анализ стихотворения Осень Фета
Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни.
только это нашла, удачи))
Зеленоглазая Дымка
Гуру (3429) 5 лет назад
Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь? кому? — Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму. — Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать? — Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать. — Каменщик, каменщик, долгие ночи Кто ж проведет в ней без сна? — Может быть, сын мой, такой же рабочий Тем наша доли полна. — Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй. Тех он, кто нес кирпичи! — Эй, берегись! под лесами не балуй. Знаем все сами, молчи!
прости нашла стихотворение, а анализ не нашла, поищи через поиск
Анализ 2
Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными. Точнее, предреволюционными, но многим были понятны текущие тенденции и творческая элита зачастую носила в себе именно идеи перемен. Брюсов относился именно к таким людям, он верил в прогресс и революционные преобразования, поэтому старался сопереживать простому народу и фактурно представлять нелепость общественного устройства.
Тем не менее, если автор предлагает в своем стихотворении определенную позицию, то попробуем разобраться именно в смысловом содержании, которое предлагает Брюсов.
Каменщик – представитель рабочего класса, строит тюрьму. Как оказывается, строит фактически для себя самого, ведь богатым незачем воровать и такое право он оставляет за представителями рабочего класса. Причем, по сути, каменщик называет и собственную работу и потребность воровать принуждением, хотя не совсем понятно для чего нужно воровать если работаешь и работать, если воруешь, разве только, от привычки и следования заведенному укладу.
Конечно, тут поэт говорит не о конкретной работе, но указывает на потребность поразмыслить над собственной деятельностью, быть немного рассудительнее и осторожнее. Как известно из истории предостережения поэта были весьма актуальными.
Анализ стихотворения Каменщик по плану
— Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь? кому?
— Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму.
— Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать?
— Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать.
— Каменщик, каменщик, долгие ночи Кто ж проведет в ней без сна?
— Может быть, сын мой, такой же рабочий. Тем наша доля полна.
— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй, Тех он, кто нес кирпичи!
— Эй, берегись! под лесами не балуй… Знаем всё сами, молчи!
От декадентства в произведении присутствует мрачность и безысходность, что прослеживается и в самой работе каменщиков, и в их мыслях по поводу того, что именно они строят. С другой стороны, образы героев этого стихотворения весьма символичны, так как олицетворяют собой весь русский народ, угнетенный и добровольно загоняющий себя в кабалу. Автор пытается показать, что люди прекрасно осознают безвыходность собственного положения, но при этом не пытаются что-то изменить в своей жизни. Стремление уйти от проблем, которые очевидны, поэт считает настоящим бичом современного общества. Он убежден, что такой путь развития является тупиковым, он неизбежно ведет к пропасти.
С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей – абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия. Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.
Вопрос:
Ответы:
Читайте также: