Как можно объяснить всплеск национализма в современном мире кратко

Обновлено: 03.07.2024

Перевод статьи Foreign Affairs - американского журнала по тематике международных отношений и внешней политики США, выходящий шесть раз в год. Издатель — Совет по международным отношениям. Журнал считается наиболее авторитетным в вопросах внешней политики США.

По своей сути все формы национализма разделяют одни и те же два принципа: во-первых, члены нации , понимаемые как группа равных граждан с общей историей и будущей политической судьбой, должны управлять государством , а во-вторых, что они должны делать это в интересах нации . Таким образом, национализм противопоставляется иностранному правлению, как было, например, в колониях и многих династических царствах, а также правителям, игнорирующих интересы и потребности большинства.

За последние два столетия национализм сочетался со многими разными политическими идеологиями. Либеральный национализм процветал в Европе и Латинской Америке XIX века, фашистский национализм победил в Италии и Германии в межвоенный период, а марксистский национализм мотивировал антиколониальные движения, которые распространились по миру после окончания Второй Мировой Войны. Сегодня почти все, будь то левые или правые, признают обоснованность двух основных принципов национализма, указанных выше. Это становится яснее, если противопоставить национализм другим доктринам государственной легитимности. В теократиях государство должно управляться во имя Бога, как в Ватикане или в ИГИЛе. В династических монархиях государство принадлежит и управляется семьей, как в Саудовской Аравии. В Советском Союзе власть объявила, что действует в интересах класса: пролетариата.

После распада Советского Союза мир стал миром национальных государств, управляемых в соответствии с националистическими принципами. Но отождествление национализма исключительно с политическим правом означает недопонимание его природы и игнорирование того, как глубоко он сформировал почти все современные политические идеологии, включая либеральные и прогрессивные. Национализм обеспечил идеологическую основу для формирования таких институтов, как демократия, государство всеобщего благосостояния и государственное образование. Все они были оправданы во благо единого народа с общим чувством цели и взаимной обязанностью. Национализм был одной из великих движущих сил, которые помогли победить нацистскую Германию и импералистическую Японию. Националисты в том числе освободили большую часть человечества от европейского колониального господства.

Национализм не является каким-то иррациональным чувством, которое можно изгнать из современной политики путем просвещения; Национализм это один из основополагающих принципов современного мира, и он гораздо сильнее распространен, чем признают его критики. Кто в Соединенных Штатах согласился бы быть под господством французских дворян? Кто в Нигерии публично бы призвал британцев вернуться? За редким исключением, мы все националисты сегодня.

Национализм - сравнительно недавнее изобретение. В 1750 году большая часть мира управлялась огромными многоэтническими империями - австрийской, британской, китайской, французской, османской, русской и испанской. Но затем произошла американская революция 1775 года и французская революция 1789 года. Учение о национализме, как правление во имя нации, постепенно распространилось по всему земному шару. В течение следующих двух веков империя за империей распадались на ряд национальных государств. В 1900 году примерно 35% поверхности земного шара находились под управлением национальных государств; к 1950 году это значение было уже 70%. Сегодня осталось лишь полдюжины династических царств и теократий.

Откуда появился национализм и почему он стал таким популярным? Его корни уходят в Европу начала Нового Времени. Европейская политика в этот период - примерно с XVI по XVIII века - характеризовалась постоянными войнами между все более централизованными бюрократическими государствами. К концу XVIII века эти государства в значительной степени вытеснили другие институты (такие как Церковь) в качестве основных поставщиков общественных благ на своей территории, вдобавок они ликвидировали или подчинили себе такие центры силы, как независимое дворянство. Более того, централизация власти способствовала распространению общего языка в государстве, по крайней мере, среди грамотного населения, и обеспечивала общий вектор развития для все возникающих организаций и объединений гражданского общества, которые затем занимались государственными вопросами.

Конкурентоспособная и склонная к войне европейская система побудила правителей извлекать еще больше налогов из своего населения и расширять роль простых людей в армии, создав национальные армии по призыву. Это, в свою очередь, дало простым людям возможность и право требовать от своих правителей более широкого участия в политической жизни, равенства перед законом и доступа к общественным благам. В конце концов, появился новый общественный договор: правители должны руководствоваться интересами населения, и пока они это делают, население дает им свою политическую лояльность, солдат и платит налоги. Национализм сразу же отразил и оправдал этот новый договор. Он постановил, что правители и граждане принадлежат к одной нации и, таким образом, имеют общее историческое происхождение и будущую политическую судьбу. Политические элиты должны заботиться, прежде всего, об интересах простых людей, а не своих собственных.

Почему эта новая модель государственности была такой привлекательной? Ранние национальные государства - Франция, Нидерланды, Великобритания и США - быстро стали более могущественными и влиятельными, чем старые династические королевства и империи. Национализм позволил правителям повышать налоги с населения и рассчитывать на их политическую лояльность. Возможно, самое важное, это способность национальных государств побеждать империи на поле битвы. Всеобщая воинская повинность, изобретенная революционным правительством Франции, позволила национальным государствам набирать многочисленные армии, солдаты которых были мотивированы сражаться за свое отечество. С 1816 по 2001 годы национальные государства выиграли где-то 70-90% войн с империями или династическими государствами.

Поскольку национальные государства Западной Европы и США стали доминировать на международной арене, амбициозные элиты во всем мире стремились соответствовать экономической и военной мощи Запада, подражая его националистической политической модели. Возможно, самым известным примером является Япония, где в 1868 году группа молодых японских дворян свергла феодальную аристократию. После приступив к программе превращения Японии в современное промышленно развитое национальное государство - известное как реставрация Мэйдзи. Только через одно поколение Япония смогла бросить вызов западной военной мощи в Восточной Азии.

Однако национализм распространился не только благодаря своей привлекательности для политических элит. Он был привлекателен и для простых людей, так как национальное государство предложило лучшие отношения взаимоотношений с правительством, чем любая другая предыдущая модель государственного устройства. Вместо постепенного получения прав, основанных на социальном статусе, гражданами, национализм обещал равенство всех перед законом. А вместо того, чтобы ограничивать политическое руководство дворянством или другим привилегированным классом, оно социальные лифты для талантливых простых людей. Вместо того, чтобы предоставлять общественные блага гильдиям, деревням и религиозным учреждениям по отдельности, национализм показал, что сила государства в продвижении общего блага. И вместо того, чтобы увековечить презрение элиты к безкультурному плебсу, национализм повысил статус простых людей, сделав их новым источником суверенитета.

В странах, где был реализован националистический договор между правителями и гражданами, население стало отождествлять себя с нацией, как с некой расширенной семьей, члены которой были обязаны друг другу верностью и поддержкой. Это заложило основу для множества других позитивных событий.

В то время как национализм установил новую иерархию прав между гражданами и иностранцами, он также содействовал равенству внутри самой нации. Поскольку националистическая идеология утверждает, что народ представляет собой единое целое без каких-либо различий, она укрепила идеал этохи Просвещения, что все граждане должны быть равны перед законом. Другими словами, национализм вступил в симбиотические отношения с принципом равенства. В частности, в Европе переход от династического правления к национальному государству часто шел рука об руку с переходом к представительной форме правления и верховенству закона. Эти ранние демократии первоначально ограничивали избирательные права для владельцев собственности, но со временем эти права были распространены на всех граждан - в Соединенных Штатах, сначала на бедных белых мужчин, затем на белых женщин и потом на всех остальных.

Национализм также помог в создании современных государств всеобщего благосостояния. Чувство взаимного долга и общей политической судьбы способствовало распространению идеи, что все члены нации, даже совершенно незнакомые между собой, должны поддерживать друг друга в трудные времена. Первое современное государство всеобщего благосостояния было создано в Германии в конце XIX века по указанию канцлера Отто фон Бисмарка, который видел в этом способ обеспечения лояльности рабочего класса немецкой нации, а не международному пролетариату. Однако большинство европейских государств всеобщего благосостояния были созданы уже после эпох радикального национализма, в основном после Второй мировой войны, в качестве национальной солидарности после общих страданий и жертв.

Тем не менее, как известно любому, у национализма есть и темная сторона. Верность нации может привести к демонизации других народов, будь то иностранцы или якобы нелояльные этнические меньшинства. Во всем мире рост национализма увеличил частоту войн: за последние два столетия основание националистических организаций в стране было связано с увеличением ежегодной вероятности того, что эта страна будет вести войну. Вероятность увеличивалась в среднем в промежутке 1,1-2,5%.

Около трети всех современных государств родились в националистической войне за независимость против империй. Рождение новых национальных государств также сопровождалось некоторыми крайне жестокими эпизодами, такими как этническими чистками меньшинств, которые считались нелояльными по отношению к нации или подозревались в сотрудничестве со врагами. Во время двух балканских войн, предшествовавших Первой мировой войне, независимые Болгария, Греция и Сербия, разделив европейские части Османской империи между собой, изгнали миллионы мусульман обратно. Затем, во время Первой мировой войны, Османское правительство участвовало в геноциде мирных армян. Во время Второй мировой войны Гитлер привел к Холокосту. После окончания войны миллионы мирных немцев были изгнаны из вновь созданных Чехословаки и Польши. А в 1947 году огромное количество индусов и мусульман было убито в результате конфликта между Индией и Пакистаном, когда те стали независимыми.

Этнические чистки, пожалуй наиболее вопиющая форма националистического насилия, но все-таки это явление довольно редкое. Чаще встречаются гражданские войны, в которых участвуют либо националистические меньшинства, желающие отделиться от существующего государства, либо это войны между этническими группами, борющимися за доминирование в новом независимом государстве. С 1945 года 31 страна столкнулась с насилием со стороны сепаратистов, а 28 стран столкнулись с вооруженной борьбой вокруг формирования нового национального правительства.

Хотя национализм имеет склонность к насилию, это насилие распределяется неравномерно. Многие страны оставались мирными после перехода к национальному государству. В некоторых странах меньшинства были представлены на самых высоких уровнях национального правительства с самого начала. Например, Швейцария объединила говорящие на французском, немецком и итальянском языках группы в устойчивое соглашение о разделении власти, которое никто не ставил под сомнение с момента основания в 1848 году. Соответственно, в швейцарском националистическом дискурсе отображены все три языковые группы. А в самой стране никогда не было движения со стороны франко- или италоязычного швейцарского меньшинств, чтобы отделиться от государства.

В других странах, однако, государство было захвачено элитами определенной этнической группы, которые затем стали вытеснять другие национальности из политической власти. Это породило призрак не только этнических чисток, проводимых параноидальными государственными элитами, но также сепаратизма и гражданской войны, развязанной самими элитами. Современная Сирия является отличным примером этого сценария: президент, кабинет министров, армия, секретная служба и весь высший уровень бюрократии находятся во власти алавитов, которые составляют всего 12% от населения страны. Неудивительно, что многие представители сирийского арабского большинства в Сирии готовы вести долгую и кровопролитную гражданскую войну против того, кого они считают чужими.

Вопрос, сложилась ли конфигурация власти в конкретной стране в более инклюзивном или эксклюзивном направлении, является вопросом истории, уходящей корнями в прошлое, во времена до появления современного национального государства. Инклюзивные правящие коалиции, как правило, возникали в странах с долгой историей централизованной, бюрократической государственности. Сегодня такие государства могут лучше обеспечить своих граждан общественными благами. Это делает их более привлекательными в качестве партнеров по общественному договору для простых граждан, которые смещают свою политическую лояльность с этнических, религиозных и племенных лидеров в сторону государства. Долгая история централизованной государственности также способствует принятию общего языка, что опять таки облегчает создание политических союзов между различными национальнастями. Наконец, в странах, где гражданское общество развилось относительно рано (как это было в Швейцарии), возникли многоэтнические союзы для продвижения общих интересов, что в конечном итоге привело к формированию многоэтнических правящих элит.

К сожалению, необходимость в определенном историческом развитии, которое вело бы к появление определенных условий, показывает, что трудно, особенно для посторонних, продвигать инклюзивные правящие коалиции в странах, в которых нет условий для их появления, как это имеет место быть во многих развивающихся странах. Западные правительства и международные институты, такие как Всемирный банк, могут помочь в создании этих условий, проводя долгосрочную политику, которая увеличивает возможность правительства предоставлять общественные блага, стимулирует развитие организаций гражданского общества и способствует языковой интеграции. Но такая политика должна укреплять государства, а не подрывать их или стремиться выполнять за них их функции. Прямая иностранная помощь может снизить, а не способствовать легитимности национальных правительств. Анализ опросов, проведенных Азиатским фондом в Афганистане с 2006 по 2015 год, показывает, что афганцы более позитивно относятся к талибам после того, как иностранцы напрямую спонсируют различные проекты в их сообществах.

В Соединенных Штатах и многих других старых демократиях проблемы правящих коалиций и национальной самобытности различна. Например, белые рабочие в этих странах покинули левоцентристские партии после того, как эти партии начали поддерживать иммиграцию и свободную торговлю. Белые рабочие также возмущены своей культурной маргинализацией со стороны либеральных элит, которые отстаивают разнообразие, представляя белых, гетеросексуалов и мужчин как врагов прогресса. Белые рабочие видят решение своих проблем в популистском национализме, поскольку он обещает расставить приоритеты в их интересах, защитить рабочих от конкуренции со стороны мигрантов или низкооплачиваемых рабочих за границей, а также восстановить их центральное и достойное место в национальной культуре. Популистам не нужно было придумывать идею, что государство должно заботиться в первую очередь об основных членах нации - эта идея всегда была укоренена в институциональной структуре национального государства и была готова к активизации, когда ее потенциальная аудитория стала достаточно большой.

Преодоление обиды этих граждан потребует как культурных, так и экономических решений и преобразований. Западные правительства должны разрабатывать проекты общественных благ, которые приносят пользу людям всех национальностей, регионов и классов, таким образом избегая острого восприятия этнического или политического фаворитизма. Убеждение трудового, экономически маргинализированного населения в том, что оно также может рассчитывать на солидарность своих более состоятельных и конкурентоспособных сограждан, в значительной степени способно снизить привлекательность антииммигрантского популизма, вызванного общественным негодованием. В Соединенных Штатах либералы, такие как интеллектуальный историк Марк Лилла, и умеренные консерваторы, такие как политолог Фрэнсис Фукуяма, недавно предложили, как можно построить такой национальный нарратив: охватывая как большинство, так и меньшинства, подчеркивая их общие интересы, а не бросая белых мужчин против коалиции различных меньшинств, как это делают сегодня прогрессисты и националисты.

И в развитых, и в развивающихся странах национализм останется. В настоящее время нет другого принципа, на котором можно основывать международную государственную систему. (Универсалистский космополитизм, например, имеет мало преимуществ вне факультетов философии западных университетов.) И неясно, смогут ли такие транснациональные институты, как Европейский Союз, взять на себя основные функции национальных правительств, в том числе благосостояние граждан и оборону, которые позволят им получить народное признание.

Основная задача, как для старых, так и для новых национальных государств, состоит в том, чтобы возобновить национальный договор между правителями и гражданами путем создания или переустройства инклюзивных институтов, которые связывают их вместе. Хорошие формы народного национализма вытекают из политической интеграции. Они не могут быть навязаны идеологической политикой сверху или попытками просвещения граждан о том, что они должны считать своими истинными интересами. Чтобы продвигать лучшие формы национализма, лидеры сами должны стать лучшими националистами и научиться заботиться об интересах всего своего народа.

Первоначальная версия перевода взята из аниме-паблика с загадочной аббревиатурой PLUM.

Национализм — это идеология, основана на верности и преданности индивида своему национальному государству. Национализм строится вокруг общего языка, религии, культуры или набора социальных ценностей. Некоторые исследователи концепта национализма акцентируют на том, что его элементом также является чувство национального самосознания, превозносящего одну нацию над всеми другими и делающего основной упор на продвижение ее культуры и интересов в отличие от других наций.

Что такое НАЦИОНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.

Имея множество значений, термин в основном охватывает два явления:

  1. отношение к своей нации и забота о своей идентичности;
  2. действия членов нации в стремлении достичь ( или сохранить ) свой политический суверенитет.

Национализму характерны и другие признаки, которые зависят от того, о каком его виде иле форме мы говорим, ведь очевидно, что национализм Джорджа Вашингтона отличается от кровопролитного национализма Адольфа Гитлера, превратившегося в нацизм.

Элементы национализма.

Согласно Майклу Фридену, существует пять элементов, составляющих основную структуру национализма:

  • приоритизация конкретной группы – нации – как ключевой составляющей и определяющей основы для людей и их деятельности;
  • положительная оценка присваивается собственной нации в сравнении с другими;
  • желание дать политико-институциональное выражение первым двум ключевым концепциям;
  • пространство и время считаются решающими детерминантами социальной идентичности;
  • формирование условий, в которых люди идентифицируют себя как членов нации на чувственном и эмоциональном уровне.

Национализм, нацизм и патриотизм: где грань и в чем различия?

Среди исследователей существует терминологический и концептуальный вопрос о различении национализма и патриотизма. Национализм и патриотизм похожи, поскольку оба слова подчеркивают сильные чувства к своей стране. Однако эти два слова не являются синонимами.

  • противопоставление привязанности к своей стране как определения патриотизма;
  • привязанности к своему народу и его традициям как определения национализма.

Другой контраст – это контраст между сильной и несколько агрессивной привязанностью ( национализм ) и мягкой ( патриотизм ).

Националисты, по мнению некоторых исследователей, считают, что их общие интересы важнее всех других индивидуальных или групповых интересов. Они выступают против глобализации и империй. Они также выступают против любой философии, такой как религия, которая отменяет национальную привязанность. Они необязательно являются милитаристскими, но могут быстро стать таковыми, если им угрожает опасность. Когда национализм расширяется до высокомерия и потенциальной военной агрессии, а его носители верят, что они имеют право доминировать над другой нацией из-за своего превосходства, тогда национализм превращается в нацизм, приводит к экстремизму, ксенофобии, расизму, шовинизму и т. д.

История возникновение национализма.

Но есть и другие точки зрения. По одной из них, национальное самоопределение было ответом на колонизацию государств, которые в конечном итоге потребовали национального освобождения. Более того, самоопределение порождает не только национализм, но и этическое и юридическое гражданство, а вместе с ним и способность нации к самоуправлению. В результате выходит, что это особое требование самоопределения. Таким образом, можно утверждать, что понятия самоуправления и самоопределения связаны с возникновением национализма и впоследствии с его определением.

Основные формы национализма.

Национализм может проявляться как государственная идеология или как негосударственное народное движение. Эти проявления порождают пять основных форм национализма:

  • этнический;
  • религиозный;
  • гражданский;
  • культурный;
  • идеологический.

Целью некоторых видов национализма – единство и самоуправление для людей определенных этических групп, в то время как другие стремятся к расширению и экономическому росту наций против глобального сообщества. Одни формы национализма подвергались критике за сокрытие расизма ( например, национализм правых, поддерживающий превосходство белых ), в то время как другие формы национализма стремятся принести социальное единство и равенство независимо от этнической принадлежности ( например, левый национализм ). Рассмотрим более подробно формы национализма:

Что такое Этнический национализм?

Нацию можно определить только по ее этнической связи, которая включает общий язык, культуру, наследие и родословную. Иногда эту форму национализма описывают как нетерпимую и описывающую авторитарные режимы. Исследования, изучающие эту концепцию, пришли к выводу, что, что этнический национализм нередко ведет к конфликту. Именно этот вид национализма породил нацизм.

Что такое Религиозный национализм?

Религиозный национализм опирается на центральную религию или догму, имеющую значение в политике и государственных делах. Его часто описывают как иррациональную форму национализма. Примером такой формы национализма есть несветские государства, такие как Иран, Саудовская Аравия или Афганистан, где религиозный закон ( закон шариата или исламский закон ) является высшим законом государства.

Что такое Гражданский национализм?

Гражданский национализм ( также называемый прогрессивным национализмом ) выступает за социальное единство, права и свободы личности. Эта форма национализма основана на идее не ксенофобского и толерантного общества, которое проявляет терпимость ко всем своим людям и стремится обеспечить равенство и социальную справедливость. Практический пример этого можно найти в Сингапуре, где стратегия развития правительства напрямую вытекает из гражданского национализма и глобализации. Исследования показывают, что, хотя гражданский национализм является движущей силой глобализации, он также приводит к размыванию внутренних ценностей в высоко традиционных обществах ( например, в Китае ).

Что такое Культурный национализм?

У гражданского и этнического национализма есть точка соприкосновения, а именно элемент общей культуры. Таким образом, культурная форма национализма определяет золотую середину между гражданским национализмом и этническим национализмом. Исторические примеры арабских, еврейских и индуистских народов доказывают, что культурный национализм играет важную роль в построении наций, поскольку это общие убеждения, ценности и традиции наряду с этническим наследием, которые могут привести к консолидации государств.

Что такое Идеологический национализм?

Наконец, идеологический национализм отстаивает способность наций к самоуправлению. Глядя на историю национализма, можно сделать два основных вывода.

  • Первый относится к тому факту, что национализм тесно связан с концепцией национальной идентичности и требованиями самоуправления. Таким образом, можно утверждать, что ранние формы национализма были идеологическими по своей природе и сосредоточивались на понятиях территории, населения и самоуправления.
  • Поскольку национализм принимает различные формы и последующие типы, единое определение национализма, скорее всего, невозможно. В результате разные формы национализма автоматически приводят к выводу, что каждая форма определяет различную концепцию, которая, хотя в некоторых отношениях схожа, будет также очень отличаться в других.

Что такое современный национализм?

Сегодня национализм, похоже, набирает обороты. Это политическое движение, которое в последние годы добилось серьезных успехов, проповедуя иммиграционный ограничительный подход, торговый протекционизм и более сильное правительство, приверженное к защите граждан от ( в основном ) мнимого вреда. Ярким примером такого национализма является политика Дональда Трампа.

Современный национализм обычно оформляется как оппозиционная идеология, которая узаконивает борьбу этнических меньшинств за политический суверенитет или, альтернативно, оправдывает ксенофобские претензии националистических маргинальных групп. Иногда это приводит к жестоким и кровавым конфликтам, как, например, в результате распада Югославии.

В итоге про национализм – это хорошо или плохо?

Итак, нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность: Сегодня практически не существует этнически однородных государс.

Что такое национализм? В опросе участвовало 30 человек.

Что такое национализм? В опросе участвовало 30 человек.

Как следует строить отношения с людьми другой национальности? В опросе участв.

Как следует строить отношения с людьми другой национальности? В опросе участвовало 30 человек.

Ваше отношение к националистическим проявлениям в современном мире? В опросе.

Ваше отношение к националистическим проявлениям в современном мире? В опросе участвовало 30 человек.

Мы видим, что не все ребята отчетливо представляют , что такое национализм .

Мы видим, что не все ребята отчетливо представляют , что такое национализм , как следует строить отношения с людьми других национальностей. Мы попытаемся разобраться в этом. Что такое национализм ?Когда появился ?

Из истории национализма. Существенным элементом соглашений по окончании Перво.


Национализм — идеология и политика, принципом которых является тезис о высшей.

Национализм — идеология и политика, принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

1)Национализм –идеология и политика , ставящие интересы нации превыше любых д.

Мы столкнулись с проблемой существуют разные определения понятия . Какое же и.

Мы столкнулись с проблемой существуют разные определения понятия . Какое же из них более точное? Видынационализма Этнический Борьба народности за национальное освобождение ,обретение собственной государственности. Бытовой Проявление национальныхчувств , враждебное Отношение к инородцам , ксенофобия. Державно –государственный Стремление наций воплотить в жизнь свои национально– государственные интересы, нередко за счет малых народов .

Национализм, как правило, возникает при низком уровне жизни, при сильной дифф.

Национализм, как правило, возникает при низком уровне жизни, при сильной дифференциации общества. Способствует возникновению агрессивно настроенной молодежи и появлению политических партий националистической направленности.


Национализм, как мы знаем из курса истории, по-разному проявляет свою социал.


Национализм был мощным оружием жесткого режима Германии .

Национализм был мощным оружием жесткого режима Германии .


В послевоенной Западной Европе активность национализма снизилась в связи с п.

В послевоенной Западной Европе активность национализма снизилась в связи с процессами интеграции в Европейское Сообщество. Во многих странах были ликвидированы расовые и этнические дискриминационные ограничения.

Национализм в современном мире. Идеология национализма отнюдь не утратила сво.

Национализм в современном мире. Идеология национализма отнюдь не утратила свою популярность со времени краха крупнейшего националистического (нацистского) проекта в истории. Она видоизменяется в новых условиях, приобретает союзников там, где, казалось, их и быть не может, становится идеологией партий, движений и целых государств. Национал-сепаратистские движения окраин раскололи последние континентальные империи современности - СССР и Югославию, в единой Европе все явственнее слышатся голоса басков, шотландцев, фламандцев , каталонцев, выступающих под лозунгами политического самоопределения.

Конфликты в Нагорном Карабахе , Абхазия и Южная Осетия в Грузии , проблемы ме.

Конфликты в Нагорном Карабахе , Абхазия и Южная Осетия в Грузии , проблемы месхетинских турок в Узбекистане ,дискриминация русскоязычного населения на Украине и в прибалтийских государствах.

Прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных.

Прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Признается ценность гуманистического подхода к этим проблемам. Суть его состоит, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к национальному достоинству, в добровольном поиске согласия по спорным межнациональным вопросам, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. Овладение культурой межнациональных отношений - одно из средств предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов.

Национальная политика в РФ представляет собой систему мер, направленных на о.

ВЫВОДЫ С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохр.

ВЫВОДЫ С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру. С другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и осознавать,какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.

Лингвистический национализм в современном обществе деструктивен

25 апреля 2020 года Министерство юстиции Республики Узбекистан выступило с инициативой о введении административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о ведении работы в государственных органах и организациях на государственном языке.

Почти каждая нация в мире говорит на собственном языке. Не вызывает сомнений, что люди, говорящие на одном языке, черпают свои знания и культуру из совместного общения, общей литературы, преданий и легенд. Эта идентификация со стороны народов по общности языка, а не в соответствии с политическим или территориальным единством, известна как национализм.

Главным объединяющим признаком нации принято считать язык. На основе его общности возникают и развиваются единые идеи и традиции, культурные и духовные ценности, совместное ведение хозяйства и производства. Даже, когда нация рассеяна или государство сбросило колониальное ярмо, то язык продолжает жить. Так, современные Канада и часть Соединенных Штатов были заморской территорией Франции и находились под ее управлением, соответственно, до 1763 и в 1803 годов. Но и сегодня население провинции Квебек (Канада) и штата Луизиана (США) общаются по-французски.

С развитием информационных технологий и глобализацией многие ученые и исследователи заявили о начале новой эры, свободной от национализма и идеологий. Но это оказалось далеко не так. Терроризм и пандемия, неконтролируемая миграция и унификация, стремление защитить национальные интересы и протест против принятия решений наднациональными органами привели к всплеску национализма. Это проявляется и во все возрастающей популярности партий, движений и течений, отстаивающих национальные интересы.

Но грань между конструктивным и деструктивным лингвистическим национализмом очень тонкая и ее действительно очень сложно определить. Именно поэтому сфера использования языков должна определяться не столько директивными циркулярами, сколько сложившейся практикой их применения и целесообразностью.


Низкая исполнительная дисциплина и отсутствие контроля? Возможно. Но руководящих чиновников тоже можно понять: они учились читать и писать на кириллице. Введение латинского алфавита могло и может значительно осложнить их деятельность.

Введение латиницы усугубило сложности поиска соответствия между графикой и звучанием отдельных букв и слов. Будучи в Коканде обнаружил четыре формы написания названия города: Қўқон (узбекский язык - кириллица), Qo'qon (узбекский язык - латиница), Коканд (русский язык) и Kokand (английский язык).


Узбекский язык многодиалектен и между диалектами имеются лексические (по содержанию), семантические (связанные со значением или смыслом) и стилистические (по принципам выбора слов) различия.

Языковая политика – это комплекс действий властных структур и государства в отношении языка или языков. Такая политика может быть целенаправленной, а может быть чисто стихийной и формальной.

Другая причина заключается в том, что на вопросы использования государственного языка смотрели как на проблему, не требующую серьезного внимания и изучения. Действительно, у нас спрашивали с руководителей за выполнение государственного заказа по сбору хлопка и пшеницы, прогнозных показателей по выращиванию плодоовощной продукции и их урожайности, за налоговые поступления и исполнение бюджета, за кассовый план и проведение благоустроительных работ, за темпы роста и километры проложенных водопроводных труб.

Не спрашивали лишь о состоянии государственного языка. Априори считалось, что с ним было все хорошо: учебники и книги издаются на государственном языке, дети и студенты учатся, песни поют, разговаривают… Создается впечатление, что между языковедами и государством было заключено негласное соглашение, как в советском анекдоте: государство делает вид, что оно нам платит, а мы делаем вид, что работаем.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что Россия является основным торговым партнером Узбекистана. Для узбекистанского частного бизнеса русский язык намного важнее английского. Если учесть, что на русском языке разговаривают предприниматели всех постсоветских стран (включая прибалтийские) и Восточной Европы, что Россия и Казахстан являются основными направлениями для наших трудовых мигрантов, то становится понятно стремление части населения к овладению русским языком и нежелание совершенствовать свои знания по государственному языку.

Смогли ли ученые полностью выполнить громадный объем работы по введению новых слов или терминов в узбекский язык, добиться его унификации и широкого использования в научной, производственно-технической и культурной сферах? Нет. Одни ученые-лингвисты или филологи не справятся с этой задачей: необходимо привлекать к этой деятельности востоковедов и историков, правоведов и медицинских работников, математиков и инженеров, архитекторов и дизайнеров… Привлекать и достойно оплачивать их труд: проведение языковой политики требует больших средств и к этому надо всем быть готовыми.

В Министерстве юстиции отметили, что в статье 42 Кодекса об административной ответственности говорится о нарушениях законодательства о государственном языке, но ответственности за неиспользование государственного языка в делопроизводстве государственных учреждений нет. Но это не так.


Если Министерство юстиции так озабочено императивным (безусловным) исполнением и соблюдением законов, то почему оно не стремится к полному соблюдению положений Конституции и их реализации на практике?


То есть публикация переводов нормативно-правовых актов является обязательным условием, равно как и их принятие на государственном языке. На деле, в Национальной базе данных законодательства LexUz Центра правовой информации Министерства юстиции зачастую размещаются лишь переведенные на русский язык названия нормативно-правовых актов со ссылкой на этот документ на государственном языке.



ПАСЕ принимает резолюции с осуждением Украины за ущемление прав национальных меньшинств, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации высказывает обеспокоенность языковой политикой Латвии, верховный комиссар ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств поднимает вопрос о нарушении прав русских в Украине и Прибалтике. Помнят ли в Министерстве юстиции, что именно вопрос о языке в Украине явился триггером начала гражданского противостояния и раскола общества в этой стране?

Небольшое уточнение исторического факта: срок перехода на новый алфавит на основе русской графики был установлен с 8 мая 1940 года до 1 января 1942 года.

Начальные классы в школах Узбекистана переполнены из-за острой нехватки учителей, преподающих на русском языке, заявил министр народного образования республики Шерзод Шерматов. Кстати, министр народного образования прокомментировал ошибки на видеоуроках, транслируемых по ТВ, которые стали предметом шуток в интернет-пространстве.


Зачем нужно вводить наказание за неиспользование государственного языка в системе государственной власти и управления? Вопрос о полноценном использовании государственного языка в государственном документообороте можно спокойно решить путем введения новой или изменения существующей нормативно-методической базы системы управления документами и делопроизводства в республике.

Вызывает удивление выбор момента Министерством юстиции для вынесения на обсуждение своей инициативы. Неужели у органов государственной власти и управления нет более актуальных задач, чем в условиях пандемии коронавируса озаботиться повышением роли государственного языка при подготовке документов? Карантинные мероприятия привели к падению доходов населения, к резкому сокращению или исчезновению источников поступления денежных средств. Произошло введение ряда штрафов за нарушение условий карантина. Люди длительное время находятся в изоляции в своих жилищах. Перемещение ограничено или затруднено. Все это, естественно, вызывает напряжение в обществе, в каждой семье. Так зачем еще проводить действия, усугубляющие ситуацию и приводящие к социальной напряженности и разобщению общества?

Тем более, такие действия чиновников удивляют в период подготовки визита Шавката Мирзиёева в Россию, намеченного на вторую половину июня текущего года. Напомню, что запланированный визит президента Узбекистана в Москву (ориентировочно 5 февраля 2020 года) не состоялся.

Читайте также: