Формы работы внеурочной деятельности в начальной школе по фгос 1 4 класс
Обновлено: 04.07.2024
Примечание.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Согласно требованиям Стандарта:
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общекультурное,
- общеинтеллектуальное.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах :
- 1) игровая деятельность;
- 2) познавательная деятельность;
- 3) проблемно-ценностное общение;
- 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
- общение);
- 5) художественное творчество;
- 6) социальное творчество (социально преобразующая
- добровольческая деятельность);
- 7) трудовая (производственная) деятельность;
- 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
- 9) туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Ведущие формы деятельности:
- Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
- Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
- Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
- Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Ведущие формы деятельности:
- Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
- Проведение совместных праздников школы и общественности
- Экскурсии, целевые прогулки
- Детская благотворительность
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Ведущие формы деятельности:
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Ведущие формы деятельности:
- Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
- Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
- Кружки художественного творчества
- Праздничное оформление школы и класса
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
- Викторины, познавательные игры
- Детские исследовательские проекты
- Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
- Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь - 1 класс) – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс) – формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Третий уровень (школьник самостоятельно действует в общественной жизни - 4 класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Методический конструктор внеурочной деятельности
(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)
Преимущественные формы достижения результата
1. Приобретение школьником социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
1. Приобретение школьником социальных знаний
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-ценностное общение
1. Приобретение школьником социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали
5. Художественное творчество
1. Приобретение школьником социальных знаний
Кружки художественного творчества.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальные проекты на основе художественной деятельности
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело).
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
7. Трудовая (производственная) деятельность
1. Приобретение школьником социальных знаний
ЛЕГО - конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Субботник, детская производственная бригада.
1. Приобретение школьником социальных знаний
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Школьные спортивные турниры.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
9. Туристско-краеведческая деятельность
1. Приобретение школьником социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Данные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
- значимости чтения для личного развития;
- формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения;
дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для первоклассников (перечень программ), время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов являются следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106);
- Устав МОУ СОШ № 22.
- Основная образовательная Программа начального общего образования МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов ( Приказ директора №от 2011г)
В соответствии с требованиями Стандарта Внеурочная деятельность организуется по 5направлениям развития личности:
Направление
Решаемые задачи
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.
Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)
Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)
Школьник самостоятельно действует вобщественнойжизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формахповедения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности аудиторных занятий не должно быть более 50%
Объёмвнеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляетдо 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый годначального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей школы.
Распределениечасов внеурочной деятельности по годам начального общего образования
План внеурочной деятельности в начальной школе на 2017-2018 учебный год.
на заседании педсовета
Приказ № 64 от 29.08.2017
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2017/2018 учебный год НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Нормативно-правовая основа
План внеурочной деятельности для 1-4-х классов разработан на основе следующих документов:
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.
5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.
6. Основная образовательная программа начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения в социуме.
Содержание и формы организации внеурочной деятельности
1). Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных кружков по мини-футболу, настольному теннису.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
• Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
• Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях.
2). Общекультурное:
• Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
3). Общеинтеллектуальное:
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.
4). Духовно-нравственное:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.
• Тематические классные часы.
• Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
5). Социальное:
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
В соответствии с запросом учащихся, родителей и возможностями педагогов разработаны программы внеурочной деятельности по этим направлениям, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, постановки, репетиции, выступления, проектно-исследовательскую деятельность, общественно-полезные практики, индивидуальные занятия, индивидуальные и групповые консультации, летняя школа и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования и культуры:
Сельский Дом Культуры Архангельского сельского поселения,
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии школьник действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе созданы необходимые условия: спортивное оборудование, многофункциональная спортивная площадка, цифровые лаборатории, цифровая метеостанция, музыкальная и фото-видеотехника, мультимедийное оборудование, компьютерный класс, Интернет, библиотека.
Учет занятости внеурочной деятельности
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется через ведение журналов, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности. Учет занятий внеурочной деятельности (объединения, секции, кружки, клубы, студии и т.п.), функционирующие в рамках сетевого взаимодействия, осуществляется в журналах дополнительного образования. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностными инструкциями. Контроль за реализацией программы внеурочной деятельности, осуществляется директором в соответствии с должностной инструкцией.
Внеурочная деятельность
реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников. Т.к. школа имеет малую наполняемость классов, внеурочная деятельность проводится во всей начальной школе в объединённых часах.
Читайте также:
- Как будет двигаться тело под действием двух равных противоположно направленных сил кратко
- Школа 1 екатеринбург педагогический состав
- В каких пределах изменяется температура на солнце от его центра до фотосферы кратко
- Почему нельзя смотреть в разбитое зеркало ответы кратко
- На какие углы делит развернутый угол его биссектриса кратко