Формы работы внеурочной деятельности в начальной школе по фгос 1 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Примечание.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Согласно требованиям Стандарта:

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общекультурное,
  • общеинтеллектуальное.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах :

  • 1) игровая деятельность;
  • 2) познавательная деятельность;
  • 3) проблемно-ценностное общение;
  • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
  • общение);
  • 5) художественное творчество;
  • 6) социальное творчество (социально преобразующая
  • добровольческая деятельность);
  • 7) трудовая (производственная) деятельность;
  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
  • 9) туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Ведущие формы деятельности:

  • Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
  • Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
  • Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
  • Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Ведущие формы деятельности:

  • Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
  • Проведение совместных праздников школы и общественности
  • Экскурсии, целевые прогулки
  • Детская благотворительность
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Ведущие формы деятельности:

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Ведущие формы деятельности:

  • Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
  • Кружки художественного творчества
  • Праздничное оформление школы и класса

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Ведущие формы деятельности:

  • Викторины, познавательные игры
  • Детские исследовательские проекты
  • Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
  • Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь - 1 класс) – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс) – формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Третий уровень (школьник самостоятельно действует в общественной жизни - 4 класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Методический конструктор внеурочной деятельности

(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Преимущественные формы достижения результата

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая (производственная) деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО - конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:

- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

- оценивать качество программ внеурочной деятельности;

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Данные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;

- значимости чтения для личного развития;

- формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

учебный план образовательного учреждения;

дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для первоклассников (перечень программ), время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.

Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов являются следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106);

- Устав МОУ СОШ № 22.

- Основная образовательная Программа начального общего образования МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов ( Приказ директора №от 2011г)

В соответствии с требованиями Стандарта Внеурочная деятельность организуется по 5направлениям развития личности:

Направление

Решаемые задачи

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует вобщественнойжизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формахповедения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные обще­ства, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследо­вания, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности аудиторных занятий не должно быть более 50%

Объёмвнеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляетдо 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый годначального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей школы.

Распределениечасов внеурочной деятельности по годам начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

План внеурочной деятельности в начальной школе на 2017-2018 учебный год.

на заседании педсовета

Приказ № 64 от 29.08.2017

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2017/2018 учебный год НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.

Нормативно-правовая основа

План внеурочной деятельности для 1-4-х классов разработан на основе следующих документов:

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.

5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.

6. Основная образовательная программа начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширять рамки общения в социуме.

Содержание и формы организации внеурочной деятельности

1). Спортивно-оздоровительное:

•​ Работа спортивных кружков по мини-футболу, настольному теннису.

•​ Проведение бесед по охране здоровья.

•​ Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

•​ Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

•​ Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях.

2). Общекультурное:

•​ Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•​ Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•​ Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

3). Общеинтеллектуальное:

•​ Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.

4). Духовно-нравственное:

•​ Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.

•​ Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.

•​ Тематические классные часы.

•​ Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

5). Социальное:

•​ Работа на пришкольном участке.

•​ Разведение комнатных цветов.

В соответствии с запросом учащихся, родителей и возможностями педагогов разработаны программы внеурочной деятельности по этим направлениям, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, постановки, репетиции, выступления, проектно-исследовательскую деятельность, общественно-полезные практики, индивидуальные занятия, индивидуальные и групповые консультации, летняя школа и т.д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования и культуры:

 Сельский Дом Культуры Архангельского сельского поселения,

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии школьник действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе созданы необходимые условия: спортивное оборудование, многофункциональная спортивная площадка, цифровые лаборатории, цифровая метеостанция, музыкальная и фото-видеотехника, мультимедийное оборудование, компьютерный класс, Интернет, библиотека.

Учет занятости внеурочной деятельности

Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется через ведение журналов, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности. Учет занятий внеурочной деятельности (объединения, секции, кружки, клубы, студии и т.п.), функционирующие в рамках сетевого взаимодействия, осуществляется в журналах дополнительного образования. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностными инструкциями. Контроль за реализацией программы внеурочной деятельности, осуществляется директором в соответствии с должностной инструкцией.

Внеурочная деятельность

реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников. Т.к. школа имеет малую наполняемость классов, внеурочная деятельность проводится во всей начальной школе в объединённых часах.

Читайте также: