Анализ басни в начальной школе пример

Обновлено: 06.07.2024

В ФГОС НОО указано, что важным компонентом программы по литературному чтению является нравственно-этическое воспитание. Данная содержательная линия реализуется на каждом уроке в процессе работы с произведением. В содержание учебников подобраны такие произведения, которые формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правила общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми. Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, любовь, ненависть, честь, дружба. На основе данных понятий учащиеся учатся давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Четко эту специфику можно рассмотреть и при работе над басней, так как она очень нравоучительна. С помощью басни развиваются аналитические умения, т.е. она помогает развивать осмысление своего поведения и других, выявлять основное в ситуациях, формировать личное отношение к произведению и поступкам. Учителю важно умело преподносить детям произведения этого жанра, так как это будет являться фундаментом формирования нравственности и эстетики обучающегося.

Учитывая структуру басенного текста, поэтический язык, особый художественный мир, мораль, можно отметить, что басни, как и любые литературные произведения, могут являться средством развития аналитических умений младших школьников. А именно, это умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, в соответствие с их функцией в художественном произведении, умение воссоздать в воображении картины жизни, умение воспринимать образ персонажа, служащий для раскрытия идеи, умение осознать идею произведения [1].

Выделен процесс работы над басней:

  1. Подготовка к первичному восприятию:
    1. рассказ учителя о баснописце (с использованием портрета, выставки книг);
    2. повторение жанровых особенностей басни;
    3. викторина по материалу прочитанных басен;
    4. беседа о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать и др.
    1. чтение басни учителем или учениками;
    2. прослушивание грамзаписи;
    3. просмотр диафильма.

    А) анализ развития действия (вопросы по тексту);

    Б) выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (ответы на вопросы, выборочное чтение, словесное рисование, работа с иллюстрациями…);

    В) определение главной мысли конкретного содержания басни (кого осуждает автор? Что высмеивает? Подберите пословицы, подходящие к басне по смыслу).

    Чтобы передать эту мысль мы предлагали начать анализ с системы вопросов по басне:

    • Что увидела Мартышка, посмотревшись в зеркало?
    • Каким словом она называет свое отражение? (Рожа).
    • Какую атмосферу несет это слово?
    • Значит, какое отношение у нас при упоминании этого слова?
    • А кто был этим отражением?
    • Она осознает это?
    • Как автор это показывает? Зачитайте!
    • Когда Мартышка пытается сравнить отображение в зеркале то, что она пытается сделать?
    • Итак, опишите Мартышку, подбирая к ней эпитеты, характеризующие ее (учитель выписывает их на доску).
    • Глядя на эти эпитеты, характеризующие Мартышку, отметьте, какое отношение она у вас вызывает.

    Также для того, чтобы дети учились анализировать собственные поступки, мы предлагаем сравнить Мартышку с другими известными литературными героями, тоже как-то связанных с зеркалом. (Царицы в сказках братьев Гримм и Пушкина не хотят принять правду, о которой говорит им зеркало; Кай утрачивает способность видеть правду, так как зеркало ее искажает, а Мартышка видит правду, но не понимает ее, не замечает, трактует все в свою пользу.) Для нее зеркало – окно, за которым кривляются ее кумушки. А зеркало у Крылова аллегория критики, объективной, справедливой. Оно не преувеличивает, не искажает, не смеется. Оно показывает то, что есть, таким, каково оно есть.

    В итоге школьники приходили к общей морали, которая объединяет похожие поступки.

    Также дети обучались воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем с помощью приемов анализа: рассматривание готовых иллюстраций, соотнесение текста и иллюстрации, подписывание строчками из текста, определения эмоциональной тональности образа (картины).

    На этапе анализа басенного жанра младшие школьники обучались целостному восприятию персонажей басни как одного из элементов произведения, служащего для раскрытия идеи были использованы следующие приемы анализа: выяснение мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев (почему? как? зачем?), вычленение в тексте ключевых слов для характеристики героя, составление рассказа о герое, от лица героя.

    Учитель должен оценивать на уроке не только знание учебного материала, но и обращать внимание на нравственные поступки младших школьников для того, чтобы накапливался опыт сотрудничества. Поэтому нужно использовать естественные ситуации и примерно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрывать их обязанности как членов коллектива, предупреждать отрицательные поступки. Учащиеся должны уметь объединять свои усилия и уважать мнение каждого.

    Таким образом, изучение басенного жанра в начальной школе имеет большое воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка, а также воспитание у него высоких моральных качеств с помощью силы художественного слова. При работе над басней ведущим методом становится ее анализ, в процессе которого младшие школьники овладевают читательскими умениями, где на первый план выходит формирование художественного мышления, общение с произведениями, которые являются образцом искусства слова.

    Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

    ВложениеРазмер
    plan_analiza_basni.docx 16.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

    Примерные речевые конструкции

    1. Автор и название басни.

    1.И.А. Крылова «Ворона и

    2. Тема басни (о чем басня?)

    2.Тема басни - лесть

    3. Мораль (основная идея, вывод) басни.

    3.Мораль басни - не теряйте

    голову от льстивых слов.

    Лесть не должна затуманивать наш разум!

    4. Кто главные герои басни?

    4.Главные герои басни –

    Ворона и Лисица

    5. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

    Назови 2 основные черты характера одного из героев.

    Приведи пример из текста, который доказывает твой ответ.

    Пример из текста

    «Плутовка к дереву на

    Черта 2 - льстивая

    Пример из текста

    «И говорит так сладко,

    6. Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

    6.В басне высмеиваются глупость, наивность и тщеславие.

    7 . Какие выражения стали крылатыми?

    Крылатые слова - меткие выражения, часто краткие цитаты, получившие широкое распространение в живой речи.

    7.«Уж сколько раз твердили

    8 . Какая пословица соответствует морали басни?

    8.Речи сахарные, а за

    9 . Выпиши из басни наиболее яркий глагол. Подбери к нему антонимы и синонимы.

    9. Глагол: взобралась

    А: спустилась, сошла.

    С: залезла, взлетела, взошла.

    1.Что такое басня?
    Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

    2.Что такое мораль басни?

    Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

    3. Всегда ли есть мораль в басне?

    4. Какова основная цель басни?

    Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

    5. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?

    Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

    Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

    7.Что такое олицетворение ? Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов,

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    План анализа рассказа и басни.


    Нестандартный урок с применением презентации.


    ДЕКАБРЬ 2016 г. План анализа басни.

    План анализа басни.


    Конспект урока по литературному чтению 4 класс.Анализ басни И.А.Крылов " Трудолюбивый медведь"

    Анализ басни И.А Крылов " Трудолюбивый Медведь" на уроке литературного чтения в 4 классе.

    Анализ басни "Мартышка и очки"

    Анализ текста басни И. А. Крылова "Марышка и очки".


    Свинья под дубомСвинья под Дубом вековымНаелась желудей досыта, до отвала;Наевшись, выспалась под ним;Потом, глаза продравши, всталаИ рылом подрывать у Дуба корни стала."Ведь это дереву вредит, -.

    БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

    Задача: научить, как себя вести в определенной ситуации.

    Учащиеся должны знать и уметь:

    чем отличается басня от других жанров литературы;

    выделять ее структурные элементы :

    развитие действия (картина жизни) ;

    понимать роль морали и иносказания;

    замечать юмор баснописца и находить ее. Цель басни – высмеять. Высмеять можно через описание, через подбор лексики.

    сравнивать героев басни, находить сходства и различия в их поступках, внешнем виде, характере, языке;

    представлять себе героев басни и ситуацию, в которой они очутились.

    оценивать их поступки, выражать отношение к ним;

    использовать прием выразительного чтения (по ролям, составлять кинофильм);

    применять прием сравнения и сопоставления басен.

    Для понимания басни необходимо :

    установить структуру и определить мораль;

    рассмотреть поступки, внешний облик героев, определить их основные качества;

    определить язык каждого героя, оттенки речи;

    выявить авторское и личностное отношение к герою;

    подготовиться к выразительному чтению басни.

    Урок чтения и осмысления басни.

    Цель: изучение басен, обнаружить закон противочувствия (только у И. А. Крылова).

    формировать представления о басне ;

    познакомить с понятием “ иносказания ”;

    сделать открытие, что за масками животных стоит человек;

    показать, что невежество – порок, что власть невежественных людей опасна.

    Подготовка к изучению басни.

    Словарная работа (звукопись).

    Можно применить прием “решения логической задачи’’. Принести на урок неизвестный предмет( “Мартышка и Очки.”)

    Для чего этот предмет? Примените.

    Какие чувства он вызвал ?

    Повторить, проговорить, что такое басня.

    Каковы особенности басни ?

    Мы будем говорить о ….

    Первичное чтение (учителем).

    Кто вызвал симпатию ?

    Кого бы вам хотелось сыграть и почему?

    Повторное восприятие текста. Самостоятельное чтение.

    Выделяем главные слова, ставим ударения, ставим логические и психологические паузы, решаем с какой силой голоса читать.

    Анализ . Возможен анализ на основе киносценария (раскадровка, музыка, краски, чувства)

    Найдите авторское отношение к басне.

    Какие слова использовал автор ?

    Благозвучны ли эти слова ?

    Нарисуйте словесный портрет …

    В какой момент действия мы поняли, что что – то должно произойти?

    Что вы можете сказать о героях, какие качества им присущи? Используйте прием озвучивания (озвучить мысли) героев, предметов.

    Что герою помогло добиться своего?

    Какие слова нам помогли это узнать

    Что можно сказать о качествах, которыми наделены герои?

    Менялось ли отношение к герою? Выделите эти части.

    Использовать словарь настроений или палитру красок.

    Над кем и когда смеялись?

    За моралью стоит автор.

    На самом ли деле все эти качества присущи героям басни?

    Кто обладает ими ? (люди)

    Какой прием использован ? (иносказания)

    Одинаковы ли чувства при чтении басни и морали?

    По материалам курсов АППО г. Санкт – Петербурга

    Куратор Бойкина М.В


    Полный текст материала Анализ басни 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен фрагмент.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

    Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

    Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова; учить видеть и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни, учить выражать свои мысли.

    ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

    Пункты плана

    Примерные речевые конструкции

    1.Автор и название басни.

    2.Тема басни (о чем басня?)

    2.Тема басни - лесть

    3. Мораль (основная идея, вывод) басни.

    3.Мораль басни - не теряйте голову от льстивых слов. Лесть не должна затуманивать наш разум!

    4. Кто главные герои басни?

    4.Главные герои басни – Ворона и Лисица

    5. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

    Назови 2 основные черты характера одного из героев.

    Приведи пример из текста, который доказывает твой ответ.

    Черта1- хитрая

    Пример из текста

    Черта 2 - льстивая

    Пример из текста

    6. Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

    6.В басне высмеиваются глупость, наивность и тщеславие.

    7. Какие выражения стали крылатыми?

    Крылатые слова - меткие выражения, часто краткие цитаты, получившие широкое распространение в живой речи.

    8. Какая пословица соответствует морали басни?

    8.Речи сахарные, а за пазухой камешек.

    9. Выпиши из басни наиболее яркий глагол. Подбери к нему антонимы и синонимы.

    9. Глагол: взобралась

    А: спустилась, сошла.

    С: залезла, взлетела, взошла.

    10. Сделай иллюстрацию к басне.

    1.Что такое басня?
    Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

    2.Что такое мораль басни?

    Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

    3. Всегда ли есть мораль в басне?

    4. Какова основная цель басни?

    Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

    5. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?

    Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

    Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

    7.Что такое олицетворение? Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.


    Как сделать анализ басни?

    Для того, чтобы грамотно сделать анализ басни, необходимо определиться — развёрнутый или краткий анализ Вам необходим? Выяснив это, следует составить план, по которому Вы будете действовать.

    Для проведения анализа ответьте на вопросы, представленные ниже. Выберите те вопросы, которые Вам следует раскрыть в обязательном порядке, а которые можно опустить.

    • В каком году басня была написана, кто её автор?
    • История создания басни
    • Сюжет (собственный, заимствованный, кто ещё, кроме этого автора обращался к этому сюжету)
    • При необходимости дайте краткое содержание басни
    • Кто главные герои басни? Как автор передаёт характер героев, проследите и опишите кратко действия персонажей
    • Кто из персонажей Вам приятен, а кто кажется нелепым, смешным, глупым?
    • Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?
    • Опишите особенности языка басни
    • Какие средства художественной выразительности используются создателем басни?

    Важная особенность художественной речи – выразительность. В любом художественном произведении печатное слово несёт не только необходимую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателей при помощи художественных образов. Чем нагляднее и правдоподобнее образ, тем больше он воздействует.

    Средства художественной выразительности различны и многочисленны. Их можно отнести к двум большим группам: это тропы (сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия и др.) и стилистические фигуры (эпитет, гипербола, анафора и др.).

    • Какова мораль этого произведения? Есть ли мораль в явном виде (или она как бы растворена в басне)?
    • Чему учит эта басня?
    • Какова цель басни?
    • Почему эта басня актуальна до сих пор?
    • Какие фразеологизмы есть в басенном произведении?
    • Какие выражения используются как пословицы?
    • Что мне особенно понравилось в этой басне?

    Ответив на все эти вопросы, Вы получите подробный, развёрнутый анализ, а осветив лишь некоторые – краткий. Надеюсь, у Вас все получится, и результатом работы будете довольны.

    Автор текста: Ирис Ревю

    Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

    Читайте также: