Как мировые процессы в политике влияют на российскую политику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос о политическом статусе государства на мировой арене является одним из самых важных в системе международных взаимоотношений. Он влияет на целый ряд важнейших сфер развития и функционирования как мировой политики в целом, так и на внутреннее состояние государства и его будущее. Постоянно меняющаяся международная ситуация требует от ученых и государственных аналитиков непрерывного контроля и анализа. Однако нельзя забывать, что международная политика государства находится в тесной взаимосвязи с внутренними экономическими, политическими и социальными процессами.

Содержание
Работа содержит 1 файл

россия в мировой политике.rtf

- в концепции говорится, что для усиления безопасности и миротворчества Россия должна участвовать в развитии региональной и субрегиональной интеграции в Европе.

- важным направлением является контроль над военно-политическим соперничеством региональных держав, сдерживание роста сепаратизма и религиозного экстремизма, а так же международного терроризма.

Безусловно, в данной концепции скромно утверждается, что у России недостаточно внутренних ресурсов для осуществления данной политики, однако непременно имеется потенциал.

В доктрине внешней политики, подписанной Д.А.Медведевым, внешнеполитические приоритеты описываются более конкретно. Так же важным элементом данной доктрины является развитие многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ. Это направление утверждается как приоритетное. Предполагается совместное со странами СНГ противодействие внешним угрозам, а также международному терроризму, обеспечение общей безопасности.

Также, согласно документу, Россия настроена на взаимодействие с Латвией, Литвой и Эстонией в духе добрососедства, на основе обоюдного учета интересов.

Касаясь взаимодействия РФ и Северо-Атлантического альянса, авторы документа отмечают, что Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия-НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности РФ, а также обязательств по военной сдержанности.

В вопросе американо-российских отношений Россия учитывает не только их огромный потенциал для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, но и их ключевое влияние на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Необходимо перевести российско-американские отношения в состояние стратегического партнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого и сосредоточиться на реальных угрозах, а там, где между Россией и США сохраняются разногласия, работать над их урегулированием в духе взаимоуважения.

Существуют приверженцы установления авторитарного режима управления, в том числе в сфере внешней политики. Такой подход предполагает однозначное деление всех государств на союзников и противников и проведение жесткого конфронтационного курса в отношении противников. Можно резко усилить давление на страны СНГ и принудить их к сближению с Россией.

Как было видно из вышеизложенных концепций внешней политики государства, официально Россия придерживается стратегии, нацеленной на формирование многополярной системы международных отношений. Между тем детальных научных разработок концепции многополярности и роли России в участии в этом многополярном мире не существует.

Вызывает интерес концепция геостратегии России, направленная на слом однополярной модели устройства мира через противостояние американскому влиянию, прежде всего на постсоветском пространстве, а так же на Ближнем Востоке, в Азии и других регионах мира.

В целом для определения основных направлений геостратегии страны необходим учет многих факторов. Именно комплексный подход к формированию геостратегии позволит определить перспективные направления развития страны. Однако не стоит забывать, что ситуация меняется ежеминутно - поэтому внешнеполитическая стратегия не может не изменяться. И как бы обстоятельно и обоснованно не была прописана официальная концепция, необходимо все же последовательно притворять ее в жизнь.

3. Россия в современном мировом пространстве

Важное значение для разработки внешнеполитической стратегии имеет геополитический анализ. Это может помочь преодолеть определенную односторонность в трактовке внешнеполитических (особенно глобальных и региональных) проблем безопасности. Геополитический анализ ориентирует на изучение потенциалов напряжения в регионе и в мире в целом, акцентирует внимание на противоречиях между различными типами освоения земной поверхности.

Если рассматривать потенциальные и актуальные конфликты в системе международных отношений, то особое значение имеет анализ такого элемента, как военно-стратегическая безопасность. Можно указать несколько тенденций, влияющих на систему обеспечения национальной безопасности страны в целом. Среди негативных тенденций выделяют:

- намерения ведущих мировых держав ослабить влияние России на мировые процессы путем снижения роли международных структур, в которых Россия является одним из активных участников.

- наличие территориальных претензий к России, выдвижение теорий о возможности пересмотра существующих границ.

- активизация дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве, превращение территории бывшего СССР в зону стратегических интересов Запада.

- наличие по периметру российских границ зон существующих и потенциальных конфликтов.

Помимо вышеперечисленных негативных тенденций, современная Россия вовлечена и в общие мировые тенденции и процессы, которые также оказывают влияние.

После распада СССР определяющей тенденцией мирового развития стало построение однополярного мира во главе с США. В то же время на современном этапе на мировой арене ряд сильных государств выступает за многополярность мировой политики. И активные действия сильных государств ставят перед Россией нелегкую задачу определения собственной стратегии, а также ее реализации на мировом пространстве.

Одно из центральных мест в системе международных отношений занимает глобализация, в соответствии с которой одни страны получают существенные преимущества в развитии, а другие оказываются за пределами политической и экономической активности. В связи с этим для России является важным как можно более включиться в мировые интеграционные процессы, как политические (используя механизмы ООН, например), так и экономические (с помощью сотрудничества с ЕС).

Интеграционные процессы в Европе зашли настолько далеко, что идут серьезные дебаты о принятии европейской конституции. В этом контексте для России принципиально важно участвовать в этом процессе. Однако мне представляется более важным на данный момент урегулировать отношения со странами СНГ. В противостоянии между Европейским Союзом и Россией ставку нужно сделать именно на этом.

В настоящее время Россия пока не может претендовать на роль сверхдержавы, которую играл советский Союз, но она остается одной из мировых держав, от которой в большой степени зависит будущее глобальной системы. В этом смысле характерно почти всеобщее одобрение утверждающейся сейчас линии, которую называют прагматично-реалистической. Помимо геополитического положения и наличия ядерных вооружений обеспечить России мировой статус помогают потенциальные возможности и перспективы в области ресурсного обеспечения, достаточно высокий уровень научно-технического развития, наличие территориальных и людских ресурсов. Теперь важно не растратить бездумно эти и без того шаткие возможности.

Ясно, что на данном этапе России необходима ясная многовекторная стратегия отстаивания национальных интересов, предполагающая сочетание гибкости и последовательной твердости. Не вызывает сомнения тот факт, что для приобретения стабильной и безопасной для России внешнеполитической атмосферы, необходимо стабилизировать внутриэкономические факторы, а так же необходимо наращивание военного потенциала. Оружие до сих пор остается важнейшим инструментом внешней политики. Что бы ни говорили на Западе, расширение НАТО на Восток прежде всего направлено против России. Размещение элементов ПРО в Чехии и Польше - ни что иное, как претензии на тотальный контроль со стороны США. Значит, Россия должна обладать надежным военно-стратегическим потенциалом сдерживания.


00:58 21.04.2016 • Мария Пшеничникова, журналист-международник


Эксперт Российского общества политологов, руководитель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, доктор философских наук Е.Б. Шестопал о мировых политических процессах и их влиянии на российскую политическую элиту, о новой стратегии развития России, предстоящих праймериз и выборах в Государственную Думу осенью 2016 года.

Вопрос: В этом году в России выборы, но перед ними, 22 мая пройдут праймериз. Как Вы полагаете, полезна ли такая практика для российской политической системы?

Ответ: Первый опыт проведения праймериз, показал, что они полезны. Это несколько оживляет довольно тусклый небосклон нашей электоральной жизни. Праймериз способствуют привлечению к институту выборов большего интереса со стороны граждан, которые сейчас достаточно пассивны. Главная их польза - растущий запрос на активизм, появление которого мы фиксировали в наших исследованиях, начиная с 2010 года, и этот запрос характерен прежде всего для молодого поколения, которое выросло в новой системе, усвоило демократическую риторику и поверило, что так и должно быть.

Среди этой категории граждан появилось довольно много тех, кто хочет более активно участвовать не только в избирательных сюжетах, но и в политической жизни страны. Эти люди имеют возможность показать себя в праймериз, а это - неплохая школа политической грамотности, когда человек не просто со стороны наблюдает, а участвует сам. Эта практика чрезвычайно полезна и для воспитания гражданственности, и для появления нового поколения политической элиты.

Вопрос: Каких результатов, на Ваш взгляд, стоит ожидать от предстоящих выборов?

Ответ: Надеюсь, что следующая Дума по уровню образования, опыту участия в политической деятельности, гендерному составу будет отличаться в лучшую сторону. Полагаю, что она станет более разнообразной по политическому представительству. Вызывает некоторое беспокойство тот факт, что механизмы рекрутирования в политическую элиту остались по-прежнему довольно ограниченными для людей из различных социальных слоев. К сожалению, ничего в этом электоральном цикле, по сравнению с предыдущим, не изменилось.

Вместе с тем, нужно похвалить нашу власть, открывшую новые возможности для непарламентских партий после событий 2011-12 г.г. Это очень важно было сделать, причем оперативно и быстро, чтобы показать - власть слышит то недовольство, которое есть в определенных секторах общества.

Сейчас в СМИ активно обсуждается информация, что экс-министра финансов Алексея Кудрина просят написать новую экономическую программу правительства. Появление этой информации – знаковая вещь, поскольку в этой сфере у нас есть проблема. Ясно, что нужно что-то делать. Но здесь вопрос не в людях, а в стратегии. Отсутствие какой-либо серьезной, долгосрочной стратегии развития страны - самое больное наше место в течение всех постсоветских лет.

С 2011 года мы проводим исследования политической элиты. Исследование это показало что одной из ключевых проблем российской политической элиты является дефицит у нее стратегического мышления . То есть элита в этом отношении мало отличается от рядовых граждан.

Наши политики хорошо образованы, у них есть политический опыт выживания в условиях дикого рынка, в условиях кризиса, но у них нет опыта развития. Мы также можем говорить сколько угодно о борьбе с коррупцией, но эта коррупция по сути превратилась в инструмент решения экономических задач. Выработался такой механизм, когда нормально заработать человек не может, он обязательно должен утащить, а утащить можно только из бюджета. Элита, которую мы имеем сегодня, - она воспитана на этом. А нужна элита и министерская, и депутатская, и губернаторская, которая будет думать не только о себе, приоритетом у нее будет служение стране.

Сейчас в обществе происходит серьезный психологический перелом, утверждаются патриотические ценности. У меня нет уверенности, что он в той же мере происходит на верхних этажах общества, но элита должна перестать воровать и перебрасывать деньги на Запад. Она должна, наконец понять, что никто им там эти деньги назад не отдаст.Элита должна понять, что вкладывать деньги надо там, где ты живешь. Мало потребовать от губернаторов, депутатов, чиновников, чтобы они не хранили деньги в зарубежных банках. Надо чтобы они понимали, зачем они будут это делать. И здесь дело не столько в морали, сколько в самосохранении. Если элита будет продолжать вести себя так, как она вела себя до сих пор, то она не выживет, и страна не выживет вместе с ней. Проблема очень серьезная.

Вопрос: Как Вы полагаете, каким образом будут развиваться внутриполитические процессы в России после выборов?

Людям нужно представить некий проект, который покажет им, как они будут жить. В обществе есть запрос на справедливость, желание видеть вменяемые, некоррумпированные лица. Начиная с 2010 года моральные требования к политикам вышли на первый план. Запрос на идеологию, как некую систему ценностей, очень велик в обществе.

Вопрос: Как после выборов будет развиваться внешнеполитическая стратегия?

Мне кажется, что и в политическом истеблишменте, и в обществе зреет понимание того, что мы должны быть самодостаточны, четко осознавать свою суверенность и национальные интересы. Это осознание и будет диктовать основные направления нашей внешней политики.

Совершенно очевидно, что мы никуда не денемся от Европы, так же, как и она от нас. Прежде всего, в силу географического соседства. Кроме того, вменяемые европейские политики понимают, что какие-либо радикальные столкновения с Россией чреваты взаимно невыгодными условиями. Мы проводили недавно исследование по образу ЕС в России. Очень интересно, что наши рядовые граждане называют Европу партнером, хотя отмечают ненадежность европейских соседей.

Полагаю, что мы будем значительно серьезнее развивать отношения с нашими восточными соседями, прежде всего с Китаем. Но российское бизнес-сообщество должно понять, что сотрудничество с этими странами имеет свою специфику. Никто не пойдет нам на уступки из-за идейных соображений, должны быть только взаимовыгодные проекты.

Проблема в том, что наша экономическая элита привыкла иметь дело с Западом, пытается этот опыт перенести на Восток, и нередко терпит неудачи. К сожалению, за последние 20 лет мы стали очень провинциальными в смысле нашего сознания. Сейчас знаний о мире за пределами России стало меньше, а амбиций больше.

Мир не станет более спокойным. Кризис, который мы наблюдаем с 2013 года, будет долгосрочным. И нам нужно научиться в этом кризисе жить и отстаивать свои позиции.

Ответ: Начиная с 1993 года, мы не прекращаем изучение того, как люди видят политиков, власть, страну. Продолжаем этот проект и накануне выборов 2016 года завершаем сбор материала, хотим посмотреть на образы политиков, которые будут в них участвовать. Нас также интересуют не только образы представителей власти, но и образы оппозиции.

Вторая тема, которую мы недавно начали, это восприятие внешнеполитических сюжетов, в частности исследование по образу ЕС в России. Интересно было бы провести исследование, как в Европе воспринимают Россию. Исследование взаимного восприятия – очень перспективно. Мы будем заниматься этим и в дальнейшем.

Будем продолжать изучение психологии политиков, лидеров, в частности в регионах. Эта тематика пользуется популярностью во всем мире.

Плакаты сторонников Владимира Путина на Садовом кольце

Политическая структура России и влияющие на нее факторы

Население России, занимающей площадь более 17 миллионов квадратных километров, составляет по меньшей мере 150 миллионов человек. По официальным данным, в России говорят на почти 30 языках, а всего в этой стране проживает 160 народов. У каждого из них есть своя непростая история, отголоски которой до сих пор слышны в российском обществе. Все это создает условия для весьма непростой внутриполитической ситуации.

На бумаге политическая структура России выглядит вполне просто: в стране существует президентская политическая структура, в которой глава государства выбирается большинством голосов граждан и принимает все важнейшие решения. Однако так просто все только в теории, а фактически ситуация в России обстоит куда сложнее. Существует масса факторов, которые реально влияют на внутриполитическую ситуацию в этой стране. Рассмотрим их подробнее.

1. Недавнее прошлое и связанный с ним национализм

Бюст Ленина в московском метро

Несмотря на то, что в российском обществе принято гордиться своим прошлым, на российскую политическую структуру серьезно влияет угроза национализма. Особо остро эта проблема проявляется, когда речь заходит о национальных меньшинствах, таких как чеченцы и прочие народы Кавказа. В общем можно утверждать, что часть национальных меньшинств в России не только не желают сливаться с российским обществом и становится объектом славянизации, но активно отмежевываются от славянского этноса. Даже в Москве как одном из крупнейших поликультурных центров ясно ощущается, что переселенцы из этих областей всяческим образом пытаются демонстрировать свою национальную уникальность, что находит отражение даже в их внешнем облике.

Все это означает, что национальный вопрос в России продолжает оставаться весьма острой темой и подчас ставит политиков этой страны в крайне сложное положение. Власти обязаны пресекать деятельность террористических группировок, но, с другой стороны, если они будут действовать неразумно, то, возможно, это создаст предпосылки для волны протестов по всей России.

3. Партии

Касаясь вопроса партий в России, необходимо иметь в виду, что российское общество и внутриполитическая структура в этой стране близки не столько к Европе, сколько к Азии. По сути внутренняя политика России в гораздо меньшей степени основывается на тех или иных партиях и по большей части ориентирована на конкретные личности. Это означает, что в России авторитет партий строится на конкретных политиках, а не наоборот.

4. Экономика

Витрина магазина в центре Москвы

Действительно, уже сейчас российское общество или, по крайней мере, значительная часть граждан России считают, что, выбирая между достоинством свой страны и экономическим благополучием, следует выбрать первое. Вместе с тем не следует забывать о том, что нынешняя эмоциональная ситуация в стране — это временное явление, а экономика в качестве жизненно важной структуры общества представляет собой безусловную реальность. На практике именно экономическая политика и материальное процветание стали залогом большой популярности действующей политической структуры в России. Более того, до начала украинского кризиса и присоединения Крыма существующая в стране политическая структура находила широкую поддержку в обществе — даже когда Путин допускал возможность о вхождении России в НАТО. Именно экономика и экономический рост создали условия для большой популярности нынешних российских властей у себя на родине.

5. Путин

Современную Россию можно назвать Россией Путина. Эта страна развивается в рамках политики нынешнего президента, его идеологии и по его плану. Фактически бразды правления Россией находятся в руках президента, а не какого-либо политического или интеллектуального движения. Путин выносит окончательное решение по всем вопросам внутренней политики страны, и регулируется она в соответствии с его решениями. Когда-то российский президент считал, что покончить с чеченским кризисом можно только силой, и выступил автором стратегии, запустившей вторую военную кампанию, однако спустя некоторое время он же стал говорить о всеобщем братстве и помог бывшему ополченцу возглавить автономное правительство.

6. Оппозиция

Одной из особенностей России можно считать ситуацию с оппозицией. В России, как и в других странах мира, существуют оппозиционные политические партии, которые занимаются внедрением своих идей в массы. Однако важный нюанс заключается в том, что значительная часть российской оппозиции или, выражаясь точнее, ее лидеров начала свою деятельность ввиду специфических отношений лично с Путиным. В недалеком прошлом многие оппозиционеры стояли у власти, сегодня же они стали ее оппонентами.

В качестве примера приведем Михаила Касьянова, одного из известнейших политических лидеров, противостоящих Путину. В 2008 году он выставил свою кандидатуру на президентские выборы и стал конкурентом путинской партии, хотя еще в 2000 — 2004 годах занимал при Путине пост премьер-министра. Можно также вспомнить олигарха Бориса Березовского — еще одного известного противника Путина, которого убили в 2013 году в Лондоне. Когда-то он тоже был одним из убежденных сторонников Кремля.

Эпилог

В целом следует учитывать тот момент, что на политику России, особенно внутреннюю, с одной стороны, влияет извечная проблема национальностей, а с другой — факторы случайности и даже события, происходящие за пределами самой страны. Так, украинский кризис вызвал в России всплеск национализма и привел к появлению целого ряда националистических лозунгов в политических кругах, а присоединение Крыма стало новой политической мотивацией для российского правительства.

Помимо этого, приходится констатировать, что Россия живет в эпоху Путина, ведь именно он определяет политику страны, в том числе и внутреннюю. Таким образом, можно сделать вывод, что во внутренней политике России определяющую роль играют три типа факторов, на основе которых и формируются тактика ее властей, а именно: естественные (такой, как национальный вопрос), преходящие (например, внешние события и рост исламского фундаментализма) и президентские (то есть личная позиция самого Путина). Если разобраться в сути первого фактора еще представляется возможным, то со вторым это сделать уже гораздо труднее, а третий вообще не поддается никакому анализу.

Россия в современной системе международных отношений

Система международных отношений – это совокупность связей и взаимодействий между народами, государствами и их группами.

Система международных отношений коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Развал СССР имел серьезные геополитические последствия. Некогда двухполюсная система международных отношений, определяемая стратегическим противостоянием США и СССР, ушла в прошлое. Перед участниками международной политики встала необходимость заново определять свои внешнеполитические ориентиры, приоритеты, союзы. Россия как приемник Советского Союза была вынуждена решать те же задачи, что и другие ведущие государства мира.

Сегодня Россия представляет собой одну из мощнейших держав в мире. Сумев преодолеть угрозы дезинтеграции и сложные последствия распада СССР, она ведет активную внешнюю политику и последовательно отстаивает свои интересы за рубежом.

Основным направлением внешней политики России на современном этапе стало выстраивание отношений со странами ближнего зарубежья и с ведущими мировыми державами. Важным направлением участия России в международной политике была и остается деятельность, вязанная с активизацией сотрудничества в сфере борьбы с угрозами мирового терроризма.

Сегодня Россия является одним из глобальных лидеров, определяющим международную политическую повестку дня (рисунок 1).

Рисунок 1. Место России в мировой политике и международных отношениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

В целом справедливо говорить о том, что Россия играет весьма важную роль на политической арене мира. Многие страны ее недолюбливают или относятся с настороженностью, однако все они, так или иначе, с ней считаются.

Сущность и основы международной политики на современном этапе

Под международной политикой в общем смысле принято понимать деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними, осуществляемые на наднациональном и надгосударственном уровнях.

Иначе говоря, она представляет собой совокупность взаимодействий между государствами и межгосударственными объединениями, а также отношений, возникающих на основе их взаимодействия.

Ключевыми субъектами международной политики являются:

  • государства;
  • межгосударственные объединения (универсальные и локальные);
  • негосударственные международные организации;
  • субъекты внутренней политической жизни, представленные классами, социальными группами, элитами и контрэлитами, политическими партиями и движениями.

Главным субъектом международной политики, конечно же, являются государства, взаимодействующие друг с другом в рамках системы международных отношений. На современном этапе развития государства мира столь тесно взаимосвязаны друг с другом, что ни одно из них не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества.

Международная политика, как особого рода политическая деятельность субъектов международного права, направлена на решение вопросов, связанных с выживанием и прогрессом человеческого общества, выработкой механизмов по согласованию интересов субъектов мировой политики, предотвращению и разрешению глобальных и региональных конфликтов, а также созданию в мире справедливого порядка. Она является ядром международных отношений, служит фактором мира и стабильности, а также создает основу для развития равноправия в системе международных отношений.

Место и роль России в современной международной политике

Давать какие-либо прогнозы относительно участия России в современной международной политике довольно сложно, однако многочисленные мнения экспертов позволяют сделать следующие выводы.

В среднесрочной перспективе России удастся сохранить свое положение в качестве одной из мощнейших в военном отношении стран мира. Речь при этом идет не только об отечественной военной промышленности, компактной, мобильной и хорошо оснащенной армии.

В современном мире Россия имеет возможность играть активную роль одновременно в нескольких регионах:

  • Евроатлантический регион;
  • Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • Большой Ближний Восток;
  • Центральная Азия;
  • Арктика.

Помимо этого, за РФ закреплена роль активного игрока сразу в нескольких функциональных областях. В частности, речь идет о контроле и нераспространении вооружений, мирном атоме, кибербезопасности, продовольственной безопасности, ресурсной безопасности, освоении космического пространства и пр. Фактически Россия является активным посредников в решении целого ряда международных проблем и конфликтов.

Свой экономический потенциал Россия реализует, играя важную роль в интеграционных процессах в Евразии. В то же время Россия в целом ряде критически важных областей отстает от ближайших своих конкурентов и соратников, что, в свою очередь, приводит к подрыву суверенитета страны и ограничению ее внешней политики за счет ее сведения к узкому набору инструментов. Осталось России проявляется в стагнации развития человеческого капитала, качестве институтов государственного управления и необходимости модернизации экономики страны.

Одной из важнейших характеристик участия России в международной политике на современном этапе являются ее острые противоречия с коллективным Западом. Подобного рода конфликт искусственно ставит Россию перед необходимостью совершения ложного выбора – выбор между суверенитетом и безопасностью с одной стороны и участием в глобальных трансграничных взаимодействиях, с другой стороны.

Читайте также: