Сколько существует вариантов организации совместной математической деятельности в условиях доу

Обновлено: 07.07.2024

Роль математики в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольная математика – это один из мощнейших факторов интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, а также формирования у него творческих и познавательных способностей.

Математика имеет большое значение в интеллектуальном и умственном развитии ребенка в период дошкольного детства, от нее во многом зависит успешность последующего обучения в начальной школе.

Математика в современных условиях становится все более востребованной наукой, а ее знания распространяются практически на все области жизнедеятельности человека. Особенно актуальны математические знания в период сплошной компьютеризации.

Дошкольная математика имеет большой потенциал в развитии детей, начиная с самого раннего возраста.

Одной из основных задач современного ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, является развитие у детей дошкольного возраста математических способностей.

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественное изменение интеллектуальной сферы личности ребенка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и представлений.

От качества математического развития в ДОУ зависит успешность последующего обучения в школе. В связи с чем, одной из основных задач воспитателя является не только организация занятий по математике, но и формирование у детей интереса к данным занятиям, стремления к получению новых знаний и умений. Занятия по математике необходимо сделать интересными, увлекательными, веселыми, познавательными и развивающими. На занятиях по математике должны быть задействованы все способности и сферы деятельности ребенка.

Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ ставят необходимость разработки новых методов и средств организации занятий по математике. Основными формами математического развития в ДОУ являются занятия формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) и организованная математическая деятельность детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Условия организации занятий по математике в ДОУ

Условия организации занятий по ФЭМП в ДОУ:

Сопровождение речи воспитателя наглядностями. Наглядный материал может быть представлен в виде плаката, который воспитатель представляет детям, либо в виде раздаточного материала. Важно тщательно подготовиться к уроку, проработать, когда и в какой период наглядный материал будет представлен детям. Следует помнить, что наглядный материал является сопровождением представляемой учебной информации, а не ее замещением, то есть он должен даваться детям дозировано.

Организация эффективной развивающей среды, в соответствии с ФГОС ДО. Развивающая среда ДОУ, направленная на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и на математическое развитие, должна быть: трансформируемой, содержательно-насыщенной, трансформируемой, доступной, вариативной и безопасной. Предметно-развивающая среда группы должна иметь разумное насыщение, включать в себя игры и игрушки в соответствии с возрастом детей и тех задач, которые поставил воспитатель для решения в воспитательно-образовательном процессе.

Организация игровой деятельности детей, имеющей математическое направление. В процессе математических игр дети учатся различать различные свойства предметов (форму, величину и т.д.), их расположение в пространстве и относительно других предметов. Математические игры могут быть разных видов. Наиболее популярными являются дидактические игры, каждая из которых имеет определенную цель математического развития. Кроме дидактических игр, используются подвижные игры, которые учат детей ориентировки в пространстве относительно своего тела или других предметов, знакомят со временем и т. д. Игры могут быть, как организованы воспитателем, так и самими детьми в рамках самостоятельной математической деятельности.

Таким образом, математика в ДОУ включена во все сферы и виды деятельности ребенка, что оказывает положительное влияние на математическое развитие детей дошкольного возраста.

Виды и формы организации математической деятельности в ДОУ

Организация математического развития в ДОУ не ограничивается одной областью образования, оно интегрируется с иными видами детской деятельности. Можно сказать, что математика в детском саду – повсюду.

Основные виды и формы организации математического развития детей дошкольного возраста:

Игры – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. К играм, направленным на математическое развитие детей дошкольного возраста относятся: дидактические, строительные и сюжетно-ролевые.

Творческая продуктивная деятельность – это вид деятельности, которая включает в себя рисование, аппликацию и лепку. В процессе данного вида деятельности дети знакомятся с геометрическими фигурами, их свойствами и характеристиками.

Занятия по физическому воспитанию. Во время данных занятий дети учатся строиться в одну шеренгу, в две колонны, по парам, количественному и порядковому счету. Во время выполнения заданий по физической культуре осуществляется закрепление умения ориентироваться в пространстве и времени.

Занятия по ознакомлению воспитанников с окружающим миром. Дети учатся ориентироваться во времени. Например, при ведении календаря погоды, они усваивают дни недели, месяца, части дня и т.д. При уходе за растениями производят подсчет цветочков, бутонов и т.д. Отмечают последовательность роста растений.

Индивидуальные занятия с детьми – направлены на усвоение наиболее сложного и непонятного математического материала для каждого конкретного ребенка. Кому-то не дается счет, кому-то время и т.д. Во время индивидуальных занятий, воспитатель обращает внимание именно на трудности конкретного ребенка, и стремиться помочь их преодолеть, с целью эффективного усвоения элементарных математических знаний.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Мотивировать педагогов к обновлению содержания дошкольного образования, повышать профессиональное мастерство педагогов ДОУ по вопросам развития у дошкольников элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО ФГОС ДО

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :

-Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

-Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

-Владеет математической терминологией

-Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

- Владеет простейшими графическими навыками и умениями

-Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

-Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

-Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

-В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :

-Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

- Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

-Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

-Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

-Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

-Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

-Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

- Развитие инициативности и активности детей.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников

Общедидактические принципы в основе методики ФЭМП

-Индивидуального подхода

-Систематичности и последовательности

- Развивающего и воспитывающего обучения

Формы работы по развитию элементарных математических представлений

-Организованная образовательная деятельность

-Математические праздники, досуги

-Театрализация с математическим содержанием

-Обучение в повседневных бытовых ситуациях

-Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Наглядный материал

2 вида наглядного материала :

Демонстрационный и раздаточный

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям :

-Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным;

-В достаточном количестве;

-Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;

-И демонстрационный и раздаточный материла должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваивается материал.


Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практический и игровой метод. Упражнениям. Игровым задачам, дидактическим играм и упражнениям отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

Встречается во всех видах детской деятельности:

-Восприятие художественной литературы и фольклора

-Самообслуживание и элементарный бытовой труд

-Конструирование из разного материала

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Необходимыми педагогическим условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются :

-продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;

-рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;

- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

Вариативность среды предполагает :

наличие в ДОУ или группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей

Доступность среды обеспечивает:

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

-исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает :

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Мы должны создать условия для общего психического развития детей, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

МОНИТОРИНГ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГУ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ:

-Что уже достигнуто ребенком

-Чего еще необходимо достичь

-Какую работу необходимо провести педагогу, чтобы решить проблемы и добиться ожидаемых результатов.

Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций

-Убедитесь, что ребёнок эмоционально положительно настроен на общение.

-Игровые задания предлагаются в точном соответствии с инструкцией.

- Оценка математического развития ребёнка делается на основании результатов наблюдений.

- Выбор конкретной диагностической методики производится в соответствии с базовой и основной общеобразовательной программой ДОО.

-При подведении итогов следует учитывать результаты кратковременных наблюдений за ребёнком, его поведение в условиях новой игры, в творческой или проблемной ситуации.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьей : консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

  • закономерности и логики начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира (число, форма и т. д.);
  • учета возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания;
  • ориентировки на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка;
  • интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Формой организации деятельности по математическому развитию является индивидуальная и групповая работа в специально созданной предметно-развивающей среде в группе - "Центре математического развития". В "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, развивающие игры В. Воскобовича ("Чудо-соты", "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Геовизор", "Четырехцветный квадрат", "Геоконт"). Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", "Танграм", "Монгольская игра", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

Особое внимание следует уделить организации такой формы как непосредственно образовательная деятельность по математическому развитию. Поскольку данная деятельность носит познавательный характер и требует умственного напряжения, у детей возникает необходимость сосредоточиться, в результате чего они устают и как следствие материал усваивается плохо. Становятся уже привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

В настоящее время уделяется особое внимание введению в непосредственно образовательную деятельность структурных компонентов, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной активности.

  • не перегружать детей ненужными им знаниями и избыточной информацией, которые могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы;
  • ограничивать длительность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
  • не принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеянно;
  • избегать излишних повторений, снижающих интерес и активность ребенка;
  • не допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной (статической) позе;
  • повышать работоспособность детей включением активизирующих внимание приемов: дидактических игр, двигательных элементов, технических средств обучения;
  • с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечений и другое) изменять содержание и форму деятельности на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности;
  • не проводить непосредственно образовательную деятельность на фоне даже незначительного утомления (например, сразу после интенсивной двигательной деятельности, после предыдущих трудных занятий), сразу после сна.

Наиболее эффективно непосредственно образовательная деятельность по математическому развитию проходит, если организована в форме игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Овладев логическими операциями, дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте других. Игровая деятельность позволяет удовлетворять детскую любознательность, вовлекать детей в активное познание окружающего мира и себя в нем, помогает овладеть способами установления связей между предметами и явлениями. Играя в дидактические игры, дети даже не подозревают, что усваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.

Во время непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части непосредственно образовательной деятельности обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. В процессе непосредственно образовательной деятельности, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и так далее. В физкультминутку включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки т.д.). Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью непосредственно образовательной деятельности, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую. Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В структуру непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию необходимо включать оздоровительные паузы.

Для проведения оздоровительных пауз используются малые формы народного фольклора: потешки, приговорки, заклички, прибаутки. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Современные требования к жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение программ для дошкольников неизбежно. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность поможет устранить все те неизбежные противоречия, которые, несомненно, возникнут между развитием личности ребенка и педагогическим процессом, сгладят все те несоответствия между процессом получения новых знаний и подвижной природой ребенка. Во время интегрированной непосредственно образовательной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый малыш найдет близкие для себя темы.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в полной мере соответствует активной и подвижной природе детей, позволяет им рассмотреть в разных плоскостях объект изучения и попутно закрепить на практике полученные знания. Дошкольник попросту не успевает "устать" от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала. Наибольший интерес у детей вызывают игры-путешествия, сюжетно-дидактические игры, игры-проекты, которые позволяют любое явление увидеть и понять целостно, а не в разрозненном виде, как это нередко бывает во время обычной непосредственно образовательной деятельности. Предлагаю вниманию читателей конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в форме игры путешествия с включением здоровьесберегающих технологий.

"Путешествие в Страну математики"

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельность.

  • Закрепить знания детей о временных представлениях: временах года, частях суток, часах и их признаках.
  • Продолжать упражнять в умении увеличивать и уменьшать число на единицу.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов "за", "под".
  • Закрепить представление о геометрических фигурах и объёмных геометрических телах, находить между ними сходство и различия.
  • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Материалы: макет часов, модуль "Дорожка", искусственная ель, картонный цветик-семицветик с заданиями, разные виды часов, картинки с изображением видов деятельности в разное время суток, бумажные снежинки, геометрические тела и карточки с геометрическими фигурами, баранки.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик", знакомство с часами.

Игра "Отгадай что покажу".

Для защиты от простудных заболеваний надо сделать массаж волшебных точек наших ушей.

Самомассаж "Поиграем с ушками".

Подойди ко мне, дружок, становись скорей в кружок. Дети становятся в круг
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
Дети держат за мочки ушей и двигают их вперед-назад
А сейчас все тянем вниз, ушко ты не оторвись. Дети руками потягивают уши вверх вниз
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно
Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.
Дети указательным и большим пальцем прищипывают уши

Воспитатель: Теперь можно и отправляться в путешествие, но надо сказать волшебные слова (дети проговаривают любые волшебные слова из сказки). Вот мы и в волшебной стране. Ребята, вы сказали, что нам нужно одеться тепло. А для какого времени года мы тепло оделись? (Зима). Вы мне пожалуйста докажите, что сейчас зима (Ответы детей). Какое время еще бывает, о каком времени вы сейчас можете мне рассказать? (Время суток) Тогда подберите картинки и расскажите, что люди делают в разное время суток? (Дети делятся по три человека, подбирают картинки и отвечают на заданный вопрос).

Вы мне назвали время года, время суток, а есть еще другое время, чтобы узнать о нем, надо оторвать лепесток (отрывают первый лепесток). На нём загадка, отгадайте.

На руке и на спине,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят равным ходом
От восхода до захода. (Часы)

Правильно, это часы. Как вы думаете, зачем они нужны? Как называются часы, которые вы видите? (Настенные, настольные, наручные)

Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

Чем все эти часы похожи? ( На всех часах есть стрелки, цифры).

Цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - короткий промежуток времени, а час длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошёл час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Что бы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Давайте поиграем с часами.

Игра "Узнай время и назови".

Воспитатель: Нам надо отправляться дальше, оторвите второй лепесток.

Задание: поиграть в игру с мячом, которая называется "Назови число". Я называю число, а вы увеличиваете или уменьшаете число на один.

Воспитатель: Продолжаем путешествие, оторвите третий лепесток.

Задание: пройти по дорожке здоровья в определённом направлении (дети прыгают по кочкам в заданном направлении: круг, круг, треугольник, квадрат, круг, круг).

Воспитатель: Ребята мы попали в математический лес, но вы много работали, давайте устроим привал и сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Представьте, мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Движения глазами по кругу
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Движения глазами вправо-влево
Снежинки в небе кружатся,
На ладошки к ребятам ложатся.
Движения глазами по кругу, и опускают вниз

Воспитатель: Ребята, давайте на минутку закроем глаза, чтобы увидеть на ладонях сюрприз (кладет детям на руки снежинки). Отрываем четвёртый лепесток. А теперь нам нужно выполнить задания: по заданию положить снежинку и сказать куда вы ее положили.

Игровое задание "Снегопад".

Воспитатель: Ребята, отрываем пятый лепесток. В сугробе, по фотографии надо узнать объёмные геометрические тела, которые припорошило снегом.

Игра "Угадай и назови".

Воспитатель: Со всеми заданиями вы справляетесь. Оторвите шестой лепесток. Женя вам предлагает разместить эти фигуры на листе бумаги, что бы их больше не запорошило снегом. Но сначала немного разомнёмся.

Физминутка "Тик - Так"

Громко тикают часы (шагают на месте).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).
За столы пора идти (шагают на месте).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).
Мы фигуры все собрали (хлопок).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).
И все дружно зашагали (шагают на месте).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).

Дети выполняют графический диктант.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Остался последний лепесток. Вспомните, пожалуйста, как Женя его использовала?

(Она оторвала последний седьмой лепесток и загадала, что бы мальчик Витя, который не мог ходить стал здоров). Нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвём последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу (по кругу дети передают мяч и высказывают свои пожелания).

Дети, я вам желаю чаще улыбаться.
По пустякам не огорчаться.
Всегда иметь весёлый вид,
Вовек не знать где, что болит!

Наше путешествие подошло к концу. Я рада, что вы выполнили такие сложные задания. А Женя приготовила вам под елкой сюрприз - вкусные баранки к чаю

Давайте скажем волшебные слова и отправимся в нашу группу (дети проговаривают любые волшебные слова из сказки и идут пить чай).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится только к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить. Как научить ребенка думать?

Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим стоит выделить такие понятия как:

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость , терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления , активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ , утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды , образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности , первичных математических представлений и образов , используемых в жизни.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие инициативности и активности детей.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы , она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения , а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, многое из выше сказанного мы применяем в своей работе.

Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов большое внимание уделяется развитию мышления и творческих способностей ребенка.

Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают новые образы чисел, цифр, геометрические фигуры.

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения во время прогулок за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. (сделать метки на черенке, измерять глубину сугробов, луж и делать анализ)

Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика . Знакомство с окружающим миром и развитие речи, также много дают детям в плане математического развития .

Дети наблюдают за календарем природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Каждое утро пересчитывают вместе количество детей, выделяют сколько мальчиков/девочек, отвечают на вопросы сколько нужно мальчиков/девочек, чтобы их стало поровну.

Дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, учим счету ребенка во время дежурства.

Читаем детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой : Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика !

На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заданную модель предмета из готовых деталей, уточняет свои представления, глубже и полнее познает также пространственные свойства, как форма, величина, конструкция. Этот вид деятельности доставляет огромное удовольствие, важно, что дети видят результат своего труда и широко используют в сюжетно-ролевой игре.

Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственную сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учиться рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Все наши дети-прирожденные исследователи. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Необычайно увлекательным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих тел, предметов в длину, ширину, высоту, вместимость сосудов; измерение массы предметов.

Такие задания как:

-взвесить на весах, чтобы определить, что они одинаковые по массе;

-измерение сыпучих и жидких материалов;

-куда быстрее нальется вода;

- сколько ложек крупы в чашке (кукольных, чайных, больших) .

Измеряя длину или ширину заданных предметов , дети используют разные предметы-мерки : карандаш, ладонь, шнурок, а потом познакомим с измерениями при помощи сантиметра и линейкой.

-и змерим длину стола разными мерками (кукольного, детского и стол воспитателя) . Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Широкое применение полученных детьми знаний применяется в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках. Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру-дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума.

Родители воспитанников с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей. Одним из факторов успешной организации образовательного процесса является создание предметно-пространственной среды. Заинтересованные родители активно помогают в ее пополнении.

Современные методы и технологии формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста очень широки по своему спектру. Создание проблемных ситуаций, проектно-исследовательская деятельность, технологии организации сюжетно-ролевых игр, инновационный дидактический материал и многое другое уже не удивят современного дошкольника своей новизной . Но одной из инновационных форм работы с детьми в дошкольных организациях , я считаю, является эффективной для детей нового поколения , это информационно-коммуникативные технологии. Именно они позволяют современному дошкольнику эффективно усваивать изученный материал и применять его на практике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. А так же использовать мультипликацию.

Важной задачей на этапе дошкольного детства является необходимость заложить основу для успешного вхождения ребенка в школьную среду, а в дальнейшем благополучной адаптации в социуме. Благодаря современным формам работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

У детей развиваются навыки слушания и понимания речь на слух, умение самостоятельно находить ответ на вопросы разной сложности. Умение концентрировать свое внимание, что просто необходимо при обучении потом в школе.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены, чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Как сказал советский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия (НОД) являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений(ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25—30 минут в подготовительной к школе группе.

Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.

Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

В летние месяцы (V квартал) занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

Программное содержание занятия обусловливает его структуру.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.

Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи.

Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.

Структура занятия обеспечивает:

- сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем),

-активность как отдельных детей, так и всей группы в целом,

-использование разнообразных методов и дидактических средств,

-усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.

Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки— кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д. В физкультминутку рекомендуется включать 2—3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию — обучающую.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр;

2) занятия в форме дидактических упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценки и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте — практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, , высоту предметов и т. д.).

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятся проверочные учетно-контрольные занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. На основе таких занятий успешнее проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, коррекционная со всей группой, подгруппой. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых — выявить сформированность знаний, умений и навыков. Занятия строятся на знакомом детям материале, но не дублируют содержания и привычных форм работы с детьми. Кроме проверочных упражнений, на них возможно использование специальных диагностических заданий и методик.

Комбинированные занятия по математике наиболее распространены в практике работы детских садов. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

Построение таких занятий может быть различным. Приведем пример занятия по математике для старших дошкольников:

1. Повторение пройденного с целью введения детей в новую тему (2—4 минуты).

2. Рассмотрение нового материала (15—18 минут).

3. Повторение ранее усвоенного материала (4—7 минут).

Например, можно провести занятие по следующему плану:

Вторая часть. Демонстрация приемов измерения длины и ширины предметов условной меркой при решении задачи на уравнивание размеров предметов.

Третья часть. Самостоятельное применение детьми приемов измерения в ходе выполнения практического задания.

Четвертая часть. Упражнения в сравнении и группировке геометрических фигур, в сравнении численностей множеств разных фигур.

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3—5 минут от начала занятия и заканчивать на 15—18 минуте).

Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного.

Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике и т. д., поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов.

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

Словесная активизация.

Чередование различных видов деятельности.

Смена наглядного материала.

Физкультминутки и релаксация.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

Бережное отношение к наглядному материалу.

Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.

Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.

Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

Соблюдать дисциплину на занятии.

Сидеть, сохраняя правильную осанку.

Тихо вставать и садиться, подходить к доске.

Поднимать руку, только когда знаешь ответ.

Отвечать, только когда тебя спросят.

Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.

Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.

Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.

Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.

Читайте также: