Как лирический герой называет тучки в стихотворении лермонтова тучи кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о свободе и зависимости, судьбе и бунту против нее.

В попытках отчетливо передать все свои эмоции и переживания, Лермонтов использует стихотворный размер дактиль. Рифмовка перекрестная.

Образы и символы

Темы и настроение

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

Средства художественной выразительности

Метафорой в стихотворении является скрытое сравнение лирического героя с тучами:

История создания

Поэт как будто предчувствовал свою смерть в скором времени. Все его поведение излучало усталость от жизни и какую-то тревогу. Главной причиной его подавленности было то, что человек не является творцом своей судьбы. Он вынужден подчинятся законам, и поступать совершенно не так, как требует его душа. Именно эта проблема и отобразилась в строках стихотворения. То, что автор не мог находиться там, где ему хочется – очень негативно сказывалось на его настроении.

Тема произведения

Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.

Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.

Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.

Образы и символы

В образе туч автор показывает самого себя. То, что он не имеет никакого желания направляться туда, куда вынужден ехать по воле судьбы. Тучи тоже не могут делать то, что хочется именно им. Они вынуждены повиноваться воле ветра.

Композиция

Композиционно данное стихотворение делится на три строфы. По ритму оно характерно для всей лирики Лермонтова зрелого периода. Неспешное прочтение помогает лучше понять смысл стиха. Написано это произведение четырехстопным дактилем, рифмовка – перекрестная..

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В первой строфе мы видим четкую параллель жизни автора и тучек, с которыми он сравнивает себя. Они точно так же вынуждены отправится в неродную сторону, покинув при этом свой дом.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Во второй строфе автор задет риторические вопросы, на которые так и не смог найти ответы в своей жизни. Он пытается узнать, почему тучки вынуждены покинуть свой родной край и мчаться в неизвестном направлении. Далее же следует перечисление всех тех причин, которые мешали жить автору в его собственной жизни. Зависть, злоба, преступление, клевета – это все то, с чем пришлось столкнуться самому Михаилу Юрьевичу в своей короткой жизни. И именно из-за этого он вынужден был покинуть родные края и уехать на Кавказ.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней же строфе автор отвечает сам себе на заданный вопрос. Он завидует тучкам в том, что им неизвестно понятие Родина. Они свободны и независимы. Для них нет разницы где находиться, в отличии от него. Он очень любит свою прекрасную родину Россию, поэтому ему безумно тяжело расставаться с ней. Но он не в силах что-либо изменить. Он вынужден покинуть родной и любимый край. В последней строчке автор передает весь смысл произведения, показывая тем самым, что для него действительно является самым важным и главным.

Жанр произведения

Безусловно, это стихотворение является лирикой. Зрелой лирикой Лермонтова, которая воплотила в себе очень глубокий смысл и серьезные переживания. Здесь есть лирический герой, его вопросы и проблемы. Более того, это философская лирика, потому что смысл всего произведения автор не говорит прямо. Скрытый смысл стихотворения заставляет задуматься о смысле жизни. Данное стихотворение можно назвать одним из лучших произведений автора.

Средства выразительности

Эпитеты, олицетворения, сравнения – все это автор щедро использует в этом произведении. С помощью них он делает тест более ярким и живым, наполняет эмоциями, и лучше доносит смысл.

Так же Лермонтов прибегает к помощи риторических вопросов, в которых спрашивает именно то, что больше всего волнует поэта в его непростой жизни.

С помощью антитезы он передает свое отношение к сложившейся ситуации и вынужденному отъезду.

Умелое использование всех этих средств выразительности прибавляет тексту красоты и четкости. Приятнейшее прочтение, красивейшие сравнения и очень глубокий смысл – это все прекраснейшая лирика Михаила Юрьевича Лермонтова.

Основная мысль произведения

Михаил Юрьевич находился в очень непростой ситуации. Он вынужден был покинуть родной край и уехать на Кавказ. Где-то глубоко в душе он чувствовал приближающийся конец, поэтому в его произведении можно увидеть неимоверную усталость автора.

Он устал бороться и пытаться что-то доказать. Несправедливость мира, злые языки, клевета – это все очень больно ранило творца и приносило ему немало страданий.

Он безумно любил Россию, поэтому вынужденная ссылка на Кавказ причиняла ему много страданий.

Находясь в таком настроении, автор и написал это стихотворение.

Главной мыслью Лермонтов ставит то, что если лишить человека самого дорогого – родины, то тем самым его лишают всего. Он не боится что-то потерять – он уже все потерял, что было ему так дорого и ценно. Он свободен, но он не хочет такой свободы. Жить на чужбине совершенно не подходит автору.

Для него счастьем является то, когда человек свободен в своем выборе. Ему же выбора не оставляют. Он сравнивает себя с тучками, которые постоянно находятся в движении. У них нет родины и нет конечной цели. У них нет смысла жизни.

Вот и в своей жизни странника Михаил Юрьевич перестает видеть какой-то смысл. Ему очень больно от сложившихся так обстоятельств, но он понимает, что не в состоянии что-то изменить. Подобное решение ему дается очень непросто.

Он с завистью смотрит на небо и понимает, что в отличии от него, тучкам нечего терять. Их нигде никто не держит и не ждет. Они свободны и счастливы. Его же очень держит любовь к родине, друзья и близкие люди, разлука с которыми для него подобна смерти. Забрав родину у поэта – у него забрали и дальнейший смысл жизни.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.

Жанр – стихотворение, философская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Олицетворение – “вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза – “с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в своей борьбе с непониманием и отчуждением.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.



Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

стих Тучи — Лермонтов Слушать аудио, скачать бесплатно

История создания

На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.

анализ лирического произведения лермонтова тучи

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.
История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – несвобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.

Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Отчуждение лирического героя

В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.

анализ стихотворения тучи лермонтова 6 класс кратко

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Композиция

Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.

анализ стиха тучи лермонтова 6 класс

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Художественные приемы

сопоставительный анализ стих тучи пушкина и лермонтова

В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.

Читайте также: