Народные праздники в детском саду как средство развития словаря детей

Обновлено: 05.07.2024

Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.

Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Народные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании словаря ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю, расширяется словарный запас. Проведение праздника эмоционально насыщено выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства. Яркостью, колоритностью и простотой народные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам народного искусства. Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых.

Цель проекта. Выявление условий развития словаря детей посредством народных праздников.

Тип проекта. Средней продолжительности

Продолжительность. 4 месяца

Участники. Педагоги старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), дети старшего дошкольного возраста.

изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;

изучить методическую литературу по проблеме использования народных праздников в дошкольных учреждениях;

определить содержание и методы развития словаря детей;

выявить уровень развития словаря детей;

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

отбор художественных произведений и музыкальных произведения для проведения народных праздников ;

мониторинг сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о народных праздниках;

проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте;

проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом

Основной Этап:

Познавательное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми (знакомство с народными праздниками).

Речевое развитие

Разучивание стихов, прибауток, пословиц, частушек, попевок для театрализованного фольклорного представления.

Социально-коммуникативное развитие

Проведение тематической недели, посвященной народным праздникам, организация народных праздников.

Художественно-эстетическое

Организация народных праздников.

Слушание музыкальных произведений посвященных народным праздникам.

Организация и проведение фольклорного праздника , разнообразных игр в рамках темы проекта.

Физическое развитие

Организация и проведение народных игр в рамках темы проекта.

Работа с родителями

Изготовление одежды стилизованной под народный костюм .

Проведение родительских собраний.

День открытых дверей (просмотр образовательной деятельности детей).

Совместное проведение и участие в народных праздниках.

Выставки работ родителей и детей.

Выпуск информационных проспектов для родителей.

Заключительный этап:

Проведение повторного мониторинга сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о народных праздниках.

Участие в итоговом мероприятии, посвященном народным праздникам.

Год для чувашей начинается со старинного народного новогоднего праздника - Сурхури, который празднуют целую неделю. После принятия христианства, этот национальный праздник нового года совпал по времени со Святками – неделей от Рождества и продолжается до Крещения. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по приобщению к народной культуре при проведении народных праздников.

Зацепина, М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду [Текст] : метод. Пособие / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова.  М.: Мозаика-Синтез, 2013.  142 с.

Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова.  М.: Владос, 2014. – 182 с.

Автор: Докторова Татьяна Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад "Сказка" ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование

Докторова Т. Г.

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к

истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколения,

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

При проведении народных праздников отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, народный язык усваивается в его эстетической функции. Значительное положительное влияние на художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста оказывают произведения устного народного творчества, в огромном количестве используемые во время проведения народных праздников. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Цель - выявление условий развития словаря детей 5-6 лет посредством народных праздников.

Объект - процесс развития словаря детей старших дошкольников.

Предмет - народные праздники как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, нами была выдвинута гипотеза: процесс развития словаря старших дошкольников посредством народных праздников будет осуществляться боле успешно при соблюдении следующих условий:

- организация и проведение народных праздников и развлечений;

отбора высоко художественных произведений устного народного творчества, отвечающих возрастным особенностям читательского восприятия детей;

обогащения словаря дошкольников в процессе проведения праздников, занятий;

качественной организации педагогического процесса, направленного на формирование у детей специальных и общих способов действия, а также создание условий для их переноса в самостоятельную художественно-речевую деятельность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;

изучить методическую литературу по проблеме использования народных праздников в дошкольных учреждениях;

определить содержание и методы развития словаря детей старшего дошкольного возраста;

выявить уровень развития словаря детей 5-6 лет;

разработать и провести формирующий эксперимент по введению народных праздников в воспитательно-образовательный процесс детского сада с целью развития словаря детей 5-6 лет.

Методологической базой послужили труды Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой,

Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович, рассматривающие особенности восприятия произведений народного творчества ребенком дошкольного возраста; методические исследования Н.А. Ветлугиной, А.М. Бородич, С.М. Чемортан, О.С. Ушаковой, посвященные проблеме развития словаря дошкольников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования);

Читайте также: