Как компьютерная сеть помогает бизнесу кратко

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время компьютеры начали использовать очень активно во всех отраслях человеческого общества. Компьютерные сети играют важную роль в жизни любого современного человека, они называются также вычислительными сетями, или сетями передачи данных. Локальные и глобальные сети широко используются для обмена информацией между людьми. Компьютеры помогают в решении огромного количества важных задач любой сложности, поэтому от работы компьютерных сетей зависит работоспособность любой компании, организации, учреждения.

Компьютерные сети используют для быстрой передачи данных, а также для обмены социальными данными . Они используются во всех отраслях современного общества: в технологической сфере , в науке, медицине, промышленности, сельском хоз-ве, военной области, космической области, в быту , в культурной, политической, экономической сфере и др.

В современном обществе уже не возможно представить жизнь без компьютерных сетей. они являются неотъемлемой частью существования каждого человека.

Обслуживание сетей

Руководитель достаточно крупного предприятия должен понимать, что современный мир диктует особые условия работы конкурентоспособным компаниям, а значит, должен идти в ногу со временем. Одним из действий, которое может существенно повысить функциональность предприятия, является создание компьютерной сети, объединяющую все персональные компьютеры компании, а обслуживание сетей следует доверить высококвалифицированным специалистам.

Преимущества объединенной компьютерной сети и методы ее обслуживания

Компьютерный сервис

Безусловно, современный руководитель должен понимать, что такая организация компьютерной техники в единое звено, позволяет существенно повысить производительность сотрудников компании, а также значительно сэкономить финансовые средства на внутренние нужды организации. Во-первых, объединение электронного оборудования позволит значительно ускорить доступ к служебной информации любому сотруднику, а значит, сэкономить его время, которое можно посвятить непосредственным служебным обязанностям. Специалисты, которые занимаются компьютерным сервисом внутри организации, обязаны ознакомить всех нужных сотрудников с правилами пользования персональными компьютерами и ознакомить их со всеми полезными функциями объединенной сети. Во-вторых, такая организация сети позволяет вести комплексный учет всей внутренней и наружной деятельности компании, а также контролировать внешние процессы, прямо или косвенно влияющие на предприятие. Правильно поставленное обслуживание сетей позволяет контролировать цены на аналогичные услуги в регионе или во всем мире, следить за законодательной системой или выискивать выгодные предложения, при этом, не покидая стен организации. И наконец последнее – после объединения всех персональных компьютеров в единую сеть, отпадает потребность содержать курьеров или держать на балансе организации большое количество оргтехники, так как с нужным сотрудником можно связаться через локальную сеть компании, а требуемый документ возможно распечатать с любого персонального компьютера, включенного в систему.

Объединенная компьютерная сеть на предприятии позволяет в несколько раз повысить производительность труда всего персонала, а значит – положительно влияет на общую производительность компании. Конечно, данная система показывает себя только при полной и постоянной работоспособности, которую можно добиться, обратившись в компьютерный сервис , с высококлассными специалистами.

Конечной целью использования компьютерных сетей на предприятии является повышение эффективности его работы, которое может выражаться, например, в увеличении прибыли. Действительно, если благодаря компьютеризации снизились затраты на производство уже существующего продукта, сократились сроки разработки новой модели или ускорилось обслуживание заказов потребителей — это означает, что данному предприятию в самом деле нужна была сеть.

Концептуальным преимуществом сетей, которое вытекает из их принадлежности к распределенным системам, перед автономно работающими компьютерами является их способность выполнять параллельные вычисления. За счет этого в системе с несколькими обрабатывающими узлами в принципе можно достичь производительности, превышающей максимально возможную на данный момент производительность любого отдельного, сколь угодно мощного, процессора. Распределенные системы потенциально имеют лучшее соотношение производительность/стоимость, чем централизованные системы.

Еще одно очевидное и важное достоинство распределенных систем — это их более высокая отказоустойчивость. Под отказоустойчивостью следует понимать способность системы выполнять свои функции (может быть, не в полном объеме) при отказах отдельных элементов аппаратуры и неполной доступности данных. Основой повышенной отказоустойчивости распределенных систем является избыточность. Избыточность обрабатывающих узлов (процессоров в многопроцессорных системах или компьютеров в сетях) позволяет при отказе одного узла переназначать приписанные ему задачи на другие узлы. С этой целью в распределенной системе могут быть предусмотрены процедуры динамической или статической реконфигурации. В вычислительных сетях некоторые наборы данных могут дублироваться на внешних запоминающих устройствах нескольких компьютеров сети, так что при отказе одного их них данные остаются доступными.

Использование территориально распределенных вычислительных систем больше соответствует распределенному характеру прикладных задач в некоторых предметных областях, таких как автоматизация технологических процессов, банковская деятельность и т. п. Во всех этих случаях имеются рассредоточенные по некоторой территории отдельные потребители информации — сотрудники, организации или технологические установки. Эти потребители автономно решают свои задачи, поэтому следовало бы предоставлять им собственные вычислительные средства, но в то же время, поскольку решаемые ими задачи логически тесно взаимосвязаны, их вычислительные средства должны быть объединены в общую систему. Оптимальным решением в такой ситуации является использование вычислительной сети.

Для пользователя распределенные системы дают еще и такие преимущества, как возможность совместного использования данных и устройств, а также возможность гибкого распределения работ по всей системе. Такое разделение дорогостоящих периферийных устройств — таких как дисковые массивы большой емкости, цветные принтеры, графопостроители, модемы, оптические диски — во многих случаях является основной причиной развертывания сети на предприятии. Пользователь современной вычислительной сети работает за своим компьютером, часто не отдавая себе отчета в том, что он пользуется данными другого мощного компьютера, находящегося за сотни километров от него. Он отправляет электронную почту через модем, подключенный к коммуникационному серверу, общему для нескольких отделов его предприятия. У пользователя создается впечатление, что эти ресурсы подключены непосредственно к его компьютеру или же "почти" подключены, так как для работы с ними нужны незначительные дополнительные действия по сравнению с использованием действительно собственных ресурсов.

В последнее время стал преобладать другой побудительный мотив развертывания сетей, гораздо более важный в современных условиях, чем экономия средств за счет разделения между сотрудниками корпорации дорогой аппаратуры или программ. Этим мотивом стало стремление обеспечить сотрудникам оперативный доступ к обширной корпоративной информации. В условиях жесткой конкурентной борьбы в любом секторе рынка выигрывает, в конечном счете, та компания, сотрудники которой могут быстро и правильно ответить на любой вопрос клиента — о возможностях их продукции, об условиях ее применения, о решении различных проблем и т. п. На крупном предприятии даже хороший менеджер вряд ли знает все характеристики каждого из выпускаемых продуктов, тем более что их номенклатура может обновляться каждый квартал, если не месяц. Поэтому очень важно, чтобы менеджер имел возможность со своего компьютера, подключенного к корпоративной сети, скажем, в Магадане, передать вопрос клиента на сервер, расположенный в центральном отделении предприятия в Новосибирске, и оперативно получить ответ, удовлетворяющий клиента. В таком случае клиент не обратится в другую компанию, а будет пользоваться услугами данного менеджера и впредь.

Использование сети приводит к совершенствованию коммуникаций между сотрудниками предприятия, а также его клиентами и поставщиками. Сети снижают потребность предприятий в других формах передачи информации, таких как телефон или обычная почта. Зачастую именно возможность организации электронной почты является одной из причин развертывания на предприятии вычислительной сети. Все большее распространение получают новые технологии, которые позволяют передавать по сетевым каналам связи не только компьютерные данные, но и голосовую и видеоинформацию. Корпоративная сеть, которая интегрирует данные и мультимедийную информацию, может использоваться для организации аудио- и видеоконференций, кроме того, на ее основе может быть создана собственная внутренняя телефонная сеть.

Преимущества, которые дает использование сетей

1. Интегральное преимущество — повышение эффективности работы предприятия.

2. Способность выполнять параллельные вычисления, за счет чего может быть повышена производительность и отказоустойчивость.

3. Большее соответствие распределенному характеру некоторых прикладных задач.

4. Возможность совместного использования данных и устройств.

5. Возможность гибкого распределения работ по всей системе.

6. Оперативный доступ к обширной корпоративной информации.

7. Совершенствование коммуникаций.

1. Сложность разработки системного и прикладного программного обеспечения для распределенных систем.

2. Проблемы с производительностью и надежностью передачи данных по сети.

3. Проблема обеспечения безопасности.

Конечно, при использовании вычислительных сетей возникают и проблемы, связанные в основном с организацией эффективного взаимодействия отдельных частей распределенной системы.

Во-первых, это неполадки в программном обеспечении операционных системах и приложениях. Программирование для распределенных систем принципиально отличается от программирования для централизованных систем. Так, сетевая операционная система, выполняя в общем случае все функции по управлению локальными ресурсами компьютера, сверх того решает многочисленные задачи, связанные с предоставлением сетевых услуг. Разработка сетевых приложений осложняется из-за необходимости организовать совместную работу их частей, выполняющихся на разных машинах. Массу хлопот доставляет и обеспечение совместимости программного обеспечения, устанавливаемого в узлах сети.

В-третьих, это вопросы, связанные с обеспечением безопасности, которые гораздо сложнее решать в вычислительной сети, чем в автономно работающем компьютере. В некоторых случаях, когда безопасность особенно важна, от использования сети лучше отказаться.

Можно приводить еще много "за" и "против", но главным доказательством эффективности использования сетей является бесспорный факт их повсеместного распространения. Сегодня трудно найти предприятие, на котором нет хотя бы односегментной сети персональных компьютеров; все больше и больше появляется сетей с сотнями рабочих станций и десятками серверов, некоторые крупные организации обзаводятся частными глобальными сетями, объединяющими их филиалы, удаленные на тысячи километров. В каждом конкретном случае для создания сети были свои основания, но верно и общее утверждение: что-то в этих сетях все-таки есть.

Сети отделов

Сети отделов — это сети, которые используются сравнительно небольшой группой сотрудников, работающих в одном отделе предприятия. Эти сотрудники решают некоторые общие задачи, например ведут бухгалтерский учет или занимаются маркетингом. Считается, что отдел может насчитывать до 100–150 сотрудников.

Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и модемы. Обычно сети отделов имеют один или два файловых сервера, не более тридцати пользователей (рис. 10.3) и не разделяются на подсети. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе какой-либо одной сетевой технологии — Ethernet, Token Ring. В такой сети чаще всего используется один или, максимум, два типа операционных систем. Небольшое количество пользователей позволяет применять в сетях отделов одноранговые сетевые ОС, например Windows 98.


Рис. 10.3. Пример сети масштаба отдела.

Задачи управления сетью на уровне отдела относительно просты: добавление новых пользователей, устранение простых отказов, инсталляция новых узлов и установка новых версий программного обеспечения. Такой сетью может управлять сотрудник, посвящающий выполнению обязанностей администратора только часть своего времени. Чаще всего администратор сети отдела не имеет специальной подготовки, но является тем человеком в отделе, который лучше всех разбирается в компьютерах, и само собой получается так, что он и занимается администрированием сети.

Существует и другой тип сетей, близкий к сетям отделов, — сети рабочих групп. К таким сетям относят совсем небольшие сети, включающие до 10–20 компьютеров. Характеристики сетей рабочих групп практически не отличаются от описанных выше характеристик сетей отделов. Такие свойства, как простота сети и однородность, здесь проявляются в наибольшей степени, в то время как сети отделов могут приближаться в некоторых случаях к следующему по масштабу типу сетей — сетям кампусов.

Сети кампусов

Сети кампусов получили свое название от английского слова campus — студенческий городок. Именно на территории университетских городков часто возникала необходимость в объединении нескольких мелких сетей в одну большую. Сейчас это название не связывают со студенческими городками, а используют для обозначения сетей любых предприятий и организаций.

Сети кампусов (рис. 10.4) объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или одной территории, покрывающей площадь в несколько квадратных километров. При этом глобальные соединения в сетях кампусов не используются. Службы такой сети включают взаимодействие между сетями отделов, доступ к общим базам данных предприятия, доступ к общим факс-серверам, высокоскоростным модемам и высокоскоростным принтерам. В результате сотрудники каждого отдела предприятия получают доступ к некоторым файлам и ресурсам сетей других отделов. Сети кампусов обеспечивают доступ к корпоративным базам данных независимо от того, на каких типах компьютеров они располагаются.


Рис. 10.4. Пример сети кампуса.

Именно на уровне сети кампуса возникают проблемы интеграции неоднородного аппаратного и программного обеспечения. Типы компьютеров, сетевых операционных систем, сетевого аппаратного обеспечения в каждом отделе могут отличаться. Отсюда вытекают сложности управления сетями кампусов. Администраторы должны быть в этом случае более квалифицированными, а средства оперативного управления сетью — более эффективными.

Сети масштаба предприятия

Корпоративные сети называют также сетями масштаба предприятия, что соответствует дословному переводу термина "enterprise-wide networks", используемого в англоязычной литературе для обозначения этого типа сетей. Сети масштаба предприятия (корпоративные сети) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Они могут быть сложно связаны и способны покрывать город, регион или даже континент. Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число серверов — сотнями, расстояния между сетями отдельных территорий бывают такими, что приходится использовать глобальные связи (рис. 10.5). Для соединения удаленных локальных сетей и отдельных компьютеров в корпоративной сети применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь. Корпоративную сеть можно представить в виде "островков локальных сетей", плавающих в телекоммуникационной среде.


Рис. 10.5. Пример корпоративной сети.

Непременным атрибутом такой сложной и крупномасштабной сети является высокая степень неоднородности (гетерогенности) — нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно будут использоваться различные типы компьютеров — от мэйнфреймов до персоналок, несколько типов операционных систем и множество различных приложений. Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности удобный и простой доступ ко всем необходимым ресурсам.

Сети предприятий (корпоративные сети) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Для корпоративной сети характерны:

  • масштабность — тысячи пользовательских компьютеров, сотни серверов, огромные объемы хранимых и передаваемых по линиям связи данных, множество разнообразных приложений;
  • высокая степень гетерогенности — различные типы компьютеров, коммуникационного оборудования, операционных систем и приложений;
  • использование глобальных связей — сети филиалов соединяются с помощью телекоммуникационных средств, в том числе телефонных каналов, радиоканалов, спутниковой связи.

Появление корпоративных сетей — это хорошая иллюстрация известного постулата о переходе количества в качество. При объединении отдельных сетей крупного предприятия, имеющего филиалы в разных городах и даже странах, в единую сеть многие количественные характеристики объединенной сети переходят некоторый критический порог, за которым начинается новое качество. В этих условиях существующие методы и подходы к решению традиционных задач сетей меньших масштабов для корпоративных сетей оказались непригодными. На первый план вышли такие задачи и проблемы, которые в сетях рабочих групп, отделов и даже кампусов либо имели второстепенное значение, либо вообще не проявлялись. Примером может служить простейшая (для небольших сетей) задача — ведение учетных данных о пользователях сети.

Наиболее простой способ ее решения — поместить учетные данные каждого пользователя в локальную базу учетных данных каждого компьютера, к ресурсам которого пользователь должен иметь доступ. При попытке доступа эти данные извлекаются из локальной учетной базы, и на их основе предоставляется или не предоставляется доступ. В небольшой сети, состоящей из 5–10 компьютеров и примерно такого же количества пользователей, такой способ работает очень хорошо. Но если в сети насчитывается несколько тысяч пользователей, каждому из которых нужен доступ к нескольким десяткам серверов, то, очевидно, это решение становится крайне неэффективным. Администратор должен повторить несколько десятков раз (по числу серверов) операцию занесения учетных данных каждого пользователя. Сам пользователь также вынужден повторять процедуру логического входа каждый раз, когда ему нужен доступ к ресурсам нового сервера. Хорошее решение этой проблемы для крупной сети — использовать централизованную справочную службу, в базе данных которой хранятся учетные записи всех пользователей сети. Администратор один раз выполняет операцию занесения данных пользователя в эту базу, а пользователь один раз выполняет процедуру логического входа, причем не в отдельный сервер, а в сеть целиком.

При переходе от более простого типа сетей к более сложному — от сетей отдела к корпоративной сети — территория охвата увеличивается, поддерживать связи компьютеров становится все сложнее. По мере увеличения масштабов сети повышаются требования к ее надежности, производительности и функциональным возможностям. По сети циркулирует все возрастающее количество данных, и необходимо обеспечивать их безопасность и защищенность наряду с доступностью. Все это приводит к тому, что корпоративные сети строятся на основе наиболее мощного и разнообразного оборудования и программного обеспечения.

Так же, как многие жилые домохозяйства установили свои собственные домашние сети, корпорации и другие виды бизнеса также используют компьютерные сети в своей повседневной работе. Как в жилых, так и в деловых сетях используется множество одних и тех же базовых технологий. Однако деловые сети (особенно в крупных корпорациях) включают дополнительные функции и способы их использования.

Бизнес Сеть Дизайн

Сети малого офиса и домашнего офиса (SOHO) обычно работают с одной или двумя локальными сетями (LAN), каждая из которых управляется собственным сетевым маршрутизатором. Они соответствуют типичным проектам домашней сети.

По мере роста бизнеса макеты их сетей расширяются до все большего числа локальных сетей. Корпорации, расположенные более чем в одном месте, устанавливают внутреннее соединение между своими офисными зданиями, которое называется кампусная сеть , когда здания находятся в непосредственной близости, и глобальная сеть (WAN), когда они охватывают города или страны.

Компании все чаще используют свои локальные сети для беспроводного доступа Wi-Fi, хотя крупные компании также стремятся соединить свои офисные здания высокоскоростными кабелями Ethernet для увеличения пропускной способности и производительности сети.

Деловые сети и интернет

Большинство компаний позволяют своим сотрудникам выходить в Интернет из бизнес-сети. Некоторые устанавливают технологию фильтрации содержимого в Интернете , чтобы заблокировать доступ к определенным веб-сайтам или доменам. Эти системы фильтрации использовать настраиваемую базу данных Интернет доменные имена (например, порнографические или игорных веб-сайты), адрес и ключевые слова контента считающихся нарушать компании приемлемой политики использования. Некоторые маршрутизаторы домашней сети также поддерживают функции фильтрации интернет-контента через свои экраны администрирования, но корпорации, как правило, используют более мощные и дорогие сторонние программные решения.

Предприятия иногда также позволяют сотрудникам входить в сеть компании из дома или из других внешних источников, что называется удаленный доступ . Компания может настроить серверы виртуальной частной сети (VPN) для поддержки удаленного доступа, а компьютеры сотрудников должны быть настроены на использование соответствующего программного обеспечения VPN-клиента и параметров безопасности.

По сравнению с домашними сетями, бизнес-сети отправляют ( upload ) гораздо больший объем данных через Интернет в результате транзакций на веб-сайтах компании, электронной почты и других данных, публикуемых извне. Домашние интернет-сервисы обычно предоставляют своим клиентам значительно более высокую скорость передачи данных для загрузки в обмен на более низкую скорость при загрузке, но бизнес-интернет-планы допускают более высокую скорость загрузки по этой причине.

Интранет и Экстранет

Развитые бизнес-сети также позволяют обмениваться определенными контролируемыми данными между компаниями. Эти системы связи, которые иногда называют сетями экстранет или бизнес-бизнес (B2B) , используют методы удаленного доступа и/или защищенные веб-сайты для входа.

Бизнес Сеть Безопасность

Компании обладают ценными частными данными, что делает безопасность сети приоритетом. Заботящиеся о безопасности предприятия обычно принимают дополнительные меры для защиты своих сетей помимо того, что люди делают для своих домашних сетей.

Для предотвращения присоединения неавторизованных устройств к бизнес-сети компании используют централизованные системы безопасности входа в систему . Для этого требуется, чтобы пользователи проходили аутентификацию, вводя пароли, которые проверяются по сетевому каталогу, и они также могут проверять аппаратную и программную конфигурацию устройства, чтобы убедиться, что оно авторизовано для подключения к сети.

Предприятия используют дополнительные системы для улучшения своей безопасности данных .Системы сетевого резервного копирования регулярно собирают и архивируют критически важные бизнес-данные с устройств и серверов компании. Некоторые компании требуют, чтобы сотрудники настраивали VPN-подключения при использовании внутренних сетей Wi-Fi, чтобы защитить данные от прослушивания в эфире.

Для эффективного использования компьютеров предприниматель должен овладеть компьютерной грамотой. Это может отпугнуть людей, склонных отождествлять знание компьютерной грамоты и зна-ние электроники.

Однако эти два понятия не тождественны. На самом деле знание электроники не обязательно для эффективного использования компьютеров, так же как знание литературы не обязательно для продуктивного использования английского языка.

Главной причиной внедрения в малом бизнесе вычислительных систем является улучшение с их помощью процесса ведения дел. Одним из преимуществ является повышение производительности. Или, говоря словами Национальной федерации независимого бизнеса (National Federation of Independent Business>.

«Повышение производительности означает получение большего выпуска с меньшими затратами. Некоторые говорят "работаем быстрее, но не тяжелее" Увеличение производительности абсолютно необходимо, если малый или любой другой бизнес стремится оставаться конкурентоспособным.

Одним из путей повышения производительности является внедрение новых и более эффективных машин и оборудования.

Компьютер ускоряет процесс работы и, таким образом, снижает затраты труда. Можно избежать многочасового труда, если, скажем, обработка счетов и оформление накладных выполняются компьютером. Если клиент хочет узнать, что случилось со счетом, то проверить информацию по компьютеру можно значительно быстрее, чем просматривая пачку старых накладных.

Преимущества использования компьютера

В примере 15.2 приводятся результаты исследования, проведенного Национальной федерацией независимого бизнеса, которое по-казывает важные преимущества, полученные малым бизнесом от использования компьютера.

Пример. Небольшая строительная компания "Билдко" конкурирует с несколькими другими компаниями на рынке строительных контрактов. Прежде чем назвать стоимость контракта, владелец должен оценить затраты труда, материалов и време-ни, требуемые для осуществления проекта. Компания, назначающая наименьшую цену, заключит контракт, но если цена слишком низка, то компания, выполняющая работу, потеряет деньги.

"Билдко" внедрила компьютеры для выполнения расчетов и вывода данных, необходимых для оценки стоимости контрактов. В принципе, компьютер может работать как быстрая счетная машина или функционировать в качестве информационной машины. "Билдко" использует компьютер для оценки вероятной стоимости контракта, которую могут предложить конкуренты. Компания собирает данные по прошлым проектам и их оценкам конкурентами и хранит эти данные в компьютере.

Возможности компьютера позволили компании найти схему предложения цены другими строителями. Например, одна компания всегда запрашивала высокую цену на высокие здания, вероятно, потому, что у нее не было крана. Такая информация помогла "Билдко" получить больше контрактов и, следовательно, большую прибыль. По мере роста компания находила компьютер все более и более полезным, особенно в планировании и управлении проектами. Сложность строительной работы заключается в том, что материалы должны поступать, а субподрядчики включаться в работу в точно назначенное время, причем планировать это необходимо заранее. Компьютерная система позволила "Билдко" составлять более точный график работ, улучшить контроль за материальными запасами и сократить потери времени и ресурсов2.?

Пример. Аналитик брокерской конторы использует память и вычислительные ресурсы персонального компьютера для слежения за ценами на акции и облигации. Во-первых, он строит с помощью компьютера график изменений цен на акции и облигации во времени. Во-вторых, он использует компьютер, чтобы проанализировать данные и написать отчет, дополнить его необходимыми графиками и проверить ошибки.

Наконец, он использует компьютер для того, чтобы разослать ко-пии отчета 250 клиентам, многие из которых не могут ждать получения информации по почте. Он посылает и текст, и графические материалы отчета в тот же ве-чер, используя компьютер, модем, телефонную связь и программу, которая управляет компьютером в его отсутствие3.

Предприниматели слишком многое ставят на карту, когда игнорируют безграничные возможности компьютера. Тем не менее, как показано в примере 15.3, в 1988 г. только 40% компаний малого бизнеса США использовали компьютер.

Компьютеры могут помочь ускорить обработку счетов и накладных, улучшить контроль за запасами, формировать статьи дохода и расхода, вести платежные ведомости, бухгалтерский учет, составлять расписания работ и выполнять машинописные работы.

Электронная таблица. Эта программа помогает решать задачи, связанные с обработкой цифровых данных. Программа организует цифровые данные в строки и столбцы; сортирует числа, формулы и текст; выполняет автоматические вычисления и сохраняет результаты для последующего использования.?

Электронные таблицы полезны при прогнозировании и моделировании, так как одну или две переменные можно изменить, а компьютер пересчитает все связанные с этим величины. Например, предприниматель может вычислить кассовый бюджет, основываясь на прогнозе объема продаж и величины издержек. Затем, если предпринимателю пришлось изменить данные о продажах, компьютер мгновенно пересчитает кассовый бюджет, исходя из нового прогноза. Такого рода задача едва ли могла так быстро решаться до появления компьютеров.

Редактирование текстов. Текстовой редактор является самым популярным пакетом готового программного обеспечения. Пользователь печатает на клавиатуре, как на печатной машинке, но программа позволяет ему редактировать, исправлять, переставлять и удалять материал перед печатью окончательного документа. Кроме того, компьютер сохранит документ для дальнейшего использования. Очень часто с помощью текстового редактора готовят стандартные деловые письма.

При применении высококачественного принтера каждое письмо выглядит так, как будто оно впервые напечатано. В действительности, каждый раз необходимо всего лишь ввести новое имя или адрес либо какие-нибудь другие данные.

Его предназначение — работа с наборами логически связанных данных. Введенная в базу данных информация о клиентах может быть сгруппирована различными способами: по району страны, по типу покупки, по объему покупки и т. д. Например, один автор показал, как система управления базой данных может быть использована для содействия маркетинговой программе:

"Маркетинг при помощи базы данных есть не что иное, как работа с потертой пачкой карточек размером 3 на 5 дюйма, которые хороший продавец использует год за годом для записи персональных данных, сведений о покупках и другой необходимой информации о своих покупателях. Программа управляет данными, которые ранее находились на карточках, что позволяет проанализировать, кто, когда и иногда почему обращается за покупкой. Однако в отличие от карточек с записями компьютерная база данных позволяет взглянуть на картину в целом, а не только на множество фрагментов. Она дополняет часто неверные предположения реальными фактами, показывает новые тенденции, что позволяет организовать выпуск новых продуктов, услуг и внедрить новые идеи маркетинга"4.

Управление проектами. Программное обеспечение управления проектами помогает планировать, анализировать и контролировать проекты различной сложности, такие, как строительство здания или эксплуатация пекарни. Предприниматель может составить бюджет, организовать график работ и спланировать ценовую стратегию, собирая необходимые данные и факты, на которых базируется проект.

Пример. В булочной Бета используются микрокомпьютер и программа управления проектами для того, чтобы планировать производство хлебобулочных изделий и следить за объемами продаж. После построения графика объема продаж за предыдущие недели принимается решение об объеме выпечки каждого вида изделий по дням недели.

Распечатка результатов показывает, сколько необходимо произвести батонов, сколько нужно для этого людей и времени. График показывает, в частности, что объем продаж возрастает после проведения мероприятий по стимулированию спроса, но затем резко падает, так как спрос на некоторое время удовлетворен.

В связи с этим Бет разработал новую стратегию ценообразования, которая снижает цены и делает продажу более равномерной5.

Графическое представление данных. Это программное обеспечение, известное также как компьютерная графика, позволяет создавать, ре-дактировать, выводить на экран и распечатывать графические изображения. Пользователь вводит числовые данные, и компьютер тут же "рисует" некое графическое изображение — круговую диаграмму, кривую, гистограмму или что-то подобное. При изменении данных компьютер сразу же меняет графическое изображение.

Настольная издательская система. Использование этой компьютерной программы позволяет выполнять традиционные издательские функции: набор текста, редактирование, графическое оформление, выбор шрифтов, верстку и распечатку. Настольная издательская система помогает в подготовке брошюр, проспектов, каталогов, отчетов и т.д. Выпуск подобных публикаций своими силами может сэкономить предпринимателю немало средств.

Читайте также: