Программа внеурочной деятельности в основной школе по фгос 5 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Основная цель программы - охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области гимназия города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Рассмотрено

на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол № ___

от _________2016 г.

Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии г. Сызрани ______________

Директор ГБОУ гимназии г. Сызрани _______________

по духовно-нравственному направлению

Срок реализации - 5 лет

Составитель: Рябышева Т.В.,

заместитель директора по УВР

Пояснительная записка

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.

Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована

социальным заказом: обществу нужна личность с бога­тым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;

ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.

Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.

Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.

Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.

В гимназии созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;

Создание условий для нравственного самовыражения личности.

Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:

традиционные религии России.

Механизм реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 5-9 классов.

Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:

Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.

Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование.

Конкурс, турнир, творческая мастерская.

Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник

Публичные презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок

Реализация коллективных и групповых проектов.

Написание статей, фоторепортажи, издание спецвыпусков

Архивная работа, Музейный урок, экспедиция, экскурсия.

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Часов в неделю: 1 час.

Часов в год: 34 часа

Место проведения занятий: учебные кабинеты гимназии, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотека.

Кадровое обеспечение: классные руководители.

Методическое обеспечение программы

При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.

Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.

Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.

Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.

Эффективность реализации программы оценивается посредством мониторинга, отзывов, следующих методик:

Цветовой тест Люшера (сокращенный вариант).

Методика определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева;

Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.

Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

Ученики должны быть:

• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

• способны к изменению самих себя.

Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:

• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• любящий свой край и свою Родину

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

с активной жизненной и гражданской позицией;

уважающий историческое прошлое нашего народа;

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.

Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.

Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.

Читайте также: