Почему марксизм прижился в россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Один из самых поразительных феноменов в истории России - это широкое распространение марксизма вообще и марксистской экономической мысли в частности. Объяснить распространение пролетарской идеологии в крестьянской стране нелегко.

Экономическая теория КМаркса - детище 60-х годов XIX в. Трагедия К.Маркса состоит в том, что, работая над "Капиталом" более 30 лет, он так и не завершил этот труд. А к тому времени, когда вышли в свет подготовленные Ф.Энгельсом второй и третий тома этого произведения, восприятие экономических взглядов и вытекающих из них революционных выводов в Европе было уже менее острым. Время революционных взрывов для Европы уходило в прошлое. В 70-е и 80-е годы XIX в. на Западе в рабочем движении начал широко распространяться реформизм. Частью представителей рабочего класса политическая доктрина марксизма стала восприниматься как устаревшая. Теперь уже лишь исторический интерес представлял тот раздел "Капитала", где описывались ужасы и тяжкие последствия первоначального накопления капитала. Даже в Германии, не говоря уже о Великобритании, принимались законы о социальных гарантиях для трудящихся, развивалось социальное страхование, появились массовые профсоюзы, больничные кассы, фабричные инспектора, рабочие кооперативы. До общества "всеобщего благоденствия" было еще далеко, в Европе вспыхивали военные конфликты, но марксистская экономическая доктрина стала рассматриваться в большей степени как объект академических дискуссий, нежели как руководство к действию. Немаловажную роль в этом сыграла и критика марксизма со стороны маржиналистов и представителей новой исторической школы в политической экономии.

Что касается азиатского Востока, то здесь на рубеже веков вовсе не было достаточных условий для распространения марксизма. Первые публикации о марксизме в Китае и Индии рассматривались в этом огромном регионе как европейская экзотика.

В России же, великой евразийской срединной стране, как раз созревали все условия для распространения марксизма. Здесь начинался именно тот капитализм, который описывал К.Маркс в первом томе "Капитала". Массовое обнищание в резко расслаивающейся деревне, грюндерство в городах, скопление малоквалифицированного рабочего люда в немногих промышленных центрах, жизнь в казармах и бараках, сопровождавшаяся ростом преступности, алкоголизма и проституции, использование детского труда - словом, все было очень похоже. И вместе с этими явлениями - моральное негодование, первые политические выступления и стачки и, наконец, первые марксистские кружки и организации.

Немаловажно и то, что марксизм в России пропагандировали даже университетские ученые либерального толка. Известный в России экономист и статистик, позже ставший профессором Петербургского университета, И.И.Кауфман опубликовал сразу после выхода "Капитала" на русском языке доброжелательную рецензию во влиятельном журнале "Вестник Европы"1. Доцент Киевского университета Н.И.Зибер выпустил в 1885 г.

книгу "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях". Марксизм рекрутировал выдающихся людей, блестящих публицистов и ученых, образованнейших людей того времени. И среди них был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

Как экономист Г.В.Плеханов прошел сложный путь от сторонника народнического общинного социализма до выдающегося теоретика-марксиста, крупного критика народнической идеологии. Под огонь его критики попадали не только народники, но и сторонники "экономизма", бернштейнианства и струвизма. В некоторых вопросах Плеханов оказался более прозорливым, нежели лидеры большевизма. Он критиковал большевиков за преувеличение степени развития капитализма, что после поражения первой русской революции признал сам В.И.Ленин2. Так, Плеханов не считал возможной и необходимой непосредственную подготовку к социалистической революции в России ввиду недостаточной зрелости рабочего класса и низкого уровня революционного потенциала российского крестьянства. В России еще сохранялись отношения, характерные для древневосточных деспотий, поэтому торопливость проведения социалистических преобразовании могла быть опасной3. Октябрьскую революцию Плеханов не принял, но категорически отказался поддерживать контрреволюцию. Он возвратился из эмиграции в 1918 г. и вскоре умер на родине.

Свою литературную и пропагандистскую деятельность Г.В.Плеханов в основном осуществлял из-за границы. В России в конце XIX в. в лидеры марксистов выдвинулся другой крупный теоретик и практик - Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924). 2.

Марксизм — это философское, политическое и экономическое учение, основанное Карлом Марксом.

Причины распространения марксизма в России

На рубеже XIX—XX веков рабочее движение становится весомым фактором политической жизни и переходит в политическую борьбу. Это привело к пробуждению классового сознания непролетарских слоев, в первую очередь крестьянства. Сформировались условия для соединения городского рабочего движения с крестьянской революцией.

Почву для восприятия марксизма подготовили два фактора:

  • готовность общественных слоев к восприятию новой системы взглядов;
  • потребность, продиктованная общественно-экономическим развитием страны.

Перечисляя предпосылки распространения марксизма, нельзя ограничиваться анализом созданных в пореформенную эпоху объективных условий (развитие капитализма, строительство заводов и фабрик, рост городов, распространение железных дорог, расслоение крестьянства подъем рабочего движения), необходимо также учитывать процессы в среде революционной интеллигенции.

Сложно происходило выделение пролетарских элементов из крестьянского социализма. Аграрный вопрос оставался главным, что объясняло живучесть в освободительном движении России идей народничества. Но традиция освободительного движения стала хорошей почвой для распространения марксизма, как теории, отвечающей вечным чаяниям народа о справедливости и равенстве.

Марксистское утверждение, что социализм является необходимым результатом экономического развития, что он детерминирован развитием производительных сил, воспринималось как надежда. Но осуществление цели связывалось с промышленным развитием. Аграрная страна не давала таких надежд. Поэтому первые марксисты в России должны были опровергнуть народническое мировоззрение, доказав, что в России должен развиваться капитализм.

Чтобы сделать это, прежде было нужно преодолеть конфликт в области морали. Без развития капитализма нельзя двигаться к социализму, но капитализация общества означает разрушение крестьянства и сверхэксплуатацию пролетариата. Лишь В.И. Ленин сумел разрешить нравственный конфликт, выдвинув тезис, что социализм в России может быть осуществлен, несмотря на малочисленность рабочего класса.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность Плеханова

  • перевод на русский язык сочинений Маркса и Энгельса для распространения идей марксизма;
  • критика идей народничества и разработка важных вопросов общественной жизни России.

Распространение марксизма

Социал-демократические группы Точисского, Благоева, Бруснева проделали работу по распространению марксистских взглядов, но не были связаны с рабочим движением. Социал-демократия зарождалась, это был период упрочнения теории социал-демократии.

Вклад в развитие социал-демократии внес молодой В.И. Ульянов, в 1893 году переехавший из Самары в Петербург. Будучи сторонником учения К. Маркса и обладая логикой полемиста, он легко обнаружил ошибочность оценок народниками марксизма. Ленин обоснованно подверг народников критике и изложил теоретические принципы, направленные на создание сплоченной и дисциплинированной партии.

При своем возникновении в середине прошлого века уче­ние К. Маркса обладало большой притягательной силой. Оно вобрало в себя много справедливого в оценках общес­твенного уклада своей эпохи, подвергло критике пороки ка­питализма и несуразности зарождающегося индустриально­го общества. Однако марксизм как целостная теория общественно-исторического процесса и революционного дей­ствия на Западе претерпел существенную ревизию и вылил­ся в XX в. в различного рода реформистские социал-демо­кратические доктрины.

Другая судьба ждала марксизм в России, где на его базе вырос русский большевизм, где он материализовался в ре­волюционных потрясениях, в катаклизмах строительства со­циализма, в практике тоталитарного режима и перестройки, приведших теорию марксизма и идею коммунизма к кризису.

В советской историографии господствовала официальная точка зрения на причины распространения марксизма в Рос­сии. Согласно ей в России к началу 80-х гг. XIX в. утвер­дился капитализм. В социальной структуре общества про­изошли существенные формационные сдвиги: пролетариат оформился как класс капиталистического общества, что по­влекло за собой коренное изменение соотношения сил в рос­сийском освободительном движении. Для того чтобы стать его гегемоном, пролетариату необходима была цельная ре­волюционная теория, которая бы не только адекватно объ­ясняла ситуацию в стране и мире, но и обосновывала бы его задачи по завоеванию власти и освобождению всех трудя­щихся в новых условиях. Таким образом, развитие капита­лизма и возникновение рабочего движения, а также призна­ние пролетариата силой, способной решать задачи демократической и социалистической революции, рассмат­ривались в качестве объективных причин и субъективных предпосылок для распространения марксизма в России.

В настоящее время ученые пытаются осмыслить россий­скую историю как непрерывный социокультурный процесс. Поэтому при объяснении феномена распространения мар­ксизма на русской почве можно исходить и из специфики цивилизационного развития России, которая определяется государственностью как доминантной формой социальной ин­теграции, мобилизационным типом развития и особенностя­ми русского культурного архетипа.




Поэтому одной из особенностей мобилизационного раз­вития России было доминирование политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, системати­чески используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации.

Все это также вполне согласовывалось с марксистской доктриной, предполагавшей возможность строительства но­вого общества по заранее разработанным проектам и соци­альным технологиям.

В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства. Поэтому русский человек, четко раз­личая добро и зло, никогда не удовлетворяясь настоящим и не переставая искать совершенное добро, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Устремленность в буду­щее, постоянный поиск лучшего общественного устройства как способ социального прогресса, неукротимая вера в воз­можность его достижения постоянно доминируют в культу­ре русского человека. Вместе с тем вечный поиск идеально­го общественного устройства, постоянное конструирование идеального общественного человека является благодатной ос­новой возникновения различного рода социальных утопий.

Наличие в православном культурном архетипе прекло­нения перед книжным авторитетом сочеталось с прагмати­ческим подходом к разного рода философским концепциям, в особенности к социальным доктринам: определенная тео­рия обычно интересовала русского человека постольку, пос­кольку необходимым и возможным было ее практическое воплощение в жизнь.

Обширность территорий требовала огромного государ­ственного аппарата власти и активного контроля им всех сфер жизни общества, и прежде всего в области хозяйствен­ных отношений, при минимальной эффективности обратной связи со стороны общества. Огромная роль государства, его постоянное вмешательство в приватную сферу социальных отношений сдерживало формирование в России граждан­ского общества и формировало особый тип авторитарно-эта­тистского сознания.

Авторитарное общественное начало всегда, даже в са­мых мягких его формах, подавляло, подчиняло себе лич­ность, подрывало ее способность к самостоятельности, при­учало к духовному и практическому иждивенчеству. Склонность воспринимать на веру самые простые решения, привычка к догме для такого сознания более приемлемы, чем расчет и доказательства.

Давно замечено, что общественная мысль, менталитет той или иной социальной общности заимствует только те эле­менты чужих идей, к восприятию которых эта общность уже подготовлена собственным ходом развития. Кроме того, существует некий горизонт культурных ожиданий, благода­ря которым человек с радостью открывает в чужих идеях те стороны, которые отвечают его чаяниям, игнорируя при этом другие, не менее важные для самих идей.

Таким образом, марксизм, обусловивший приоритет Рос­сии в социальной революции, вновь дал ей возможность за­явить о своей уникальной судьбе, возродив идею, которая корнями уходит в русскую культурную традицию. Послере­волюционная Россия в этом плане представляла собой пара­доксальную картину общества, которое получило иностран­ную идеологию, чтобы использовать ее как движущую силу в проведении политики культурной самодостаточности.

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1988.

3. Великие реформы в России: 1856-1874 гг. М., 1992.

4. Гусев К. В. Рыцари террора. М., 1992.

5. Ерофеев Н. А. Промышленный переворот: содержание и границы понятия // Новая и новейшая история, 1984,-№ 2.

6. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой полови­ны XIX в. М., 1963.

7. Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй полови­ны XIX в. М., 1974.

8. Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реали­зовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

9Лубский А. В. Введение в изучение истории России перио­да империализма. М., 1991.

10. Медушевский А. Н. Реформы и контрреформы в истории России XVIII — ХIХ вв. // Вестник высшей школы, 1990, № 4.

При своем возникновении в середине прошлого века уче­ние К. Маркса обладало большой притягательной силой. Оно вобрало в себя много справедливого в оценках общес­твенного уклада своей эпохи, подвергло критике пороки ка­питализма и несуразности зарождающегося индустриально­го общества. Однако марксизм как целостная теория общественно-исторического процесса и революционного дей­ствия на Западе претерпел существенную ревизию и вылил­ся в XX в. в различного рода реформистские социал-демо­кратические доктрины.

Другая судьба ждала марксизм в России, где на его базе вырос русский большевизм, где он материализовался в ре­волюционных потрясениях, в катаклизмах строительства со­циализма, в практике тоталитарного режима и перестройки, приведших теорию марксизма и идею коммунизма к кризису.

В советской историографии господствовала официальная точка зрения на причины распространения марксизма в Рос­сии. Согласно ей в России к началу 80-х гг. XIX в. утвер­дился капитализм. В социальной структуре общества про­изошли существенные формационные сдвиги: пролетариат оформился как класс капиталистического общества, что по­влекло за собой коренное изменение соотношения сил в рос­сийском освободительном движении. Для того чтобы стать его гегемоном, пролетариату необходима была цельная ре­волюционная теория, которая бы не только адекватно объ­ясняла ситуацию в стране и мире, но и обосновывала бы его задачи по завоеванию власти и освобождению всех трудя­щихся в новых условиях. Таким образом, развитие капита­лизма и возникновение рабочего движения, а также призна­ние пролетариата силой, способной решать задачи демократической и социалистической революции, рассмат­ривались в качестве объективных причин и субъективных предпосылок для распространения марксизма в России.

В настоящее время ученые пытаются осмыслить россий­скую историю как непрерывный социокультурный процесс. Поэтому при объяснении феномена распространения мар­ксизма на русской почве можно исходить и из специфики цивилизационного развития России, которая определяется государственностью как доминантной формой социальной ин­теграции, мобилизационным типом развития и особенностя­ми русского культурного архетипа.

Поэтому одной из особенностей мобилизационного раз­вития России было доминирование политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, системати­чески используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации.

Все это также вполне согласовывалось с марксистской доктриной, предполагавшей возможность строительства но­вого общества по заранее разработанным проектам и соци­альным технологиям.

В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства. Поэтому русский человек, четко раз­личая добро и зло, никогда не удовлетворяясь настоящим и не переставая искать совершенное добро, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Устремленность в буду­щее, постоянный поиск лучшего общественного устройства как способ социального прогресса, неукротимая вера в воз­можность его достижения постоянно доминируют в культу­ре русского человека. Вместе с тем вечный поиск идеально­го общественного устройства, постоянное конструирование идеального общественного человека является благодатной ос­новой возникновения различного рода социальных утопий.

Наличие в православном культурном архетипе прекло­нения перед книжным авторитетом сочеталось с прагмати­ческим подходом к разного рода философским концепциям, в особенности к социальным доктринам: определенная тео­рия обычно интересовала русского человека постольку, пос­кольку необходимым и возможным было ее практическое воплощение в жизнь.

Обширность территорий требовала огромного государ­ственного аппарата власти и активного контроля им всех сфер жизни общества, и прежде всего в области хозяйствен­ных отношений, при минимальной эффективности обратной связи со стороны общества. Огромная роль государства, его постоянное вмешательство в приватную сферу социальных отношений сдерживало формирование в России граждан­ского общества и формировало особый тип авторитарно-эта­тистского сознания.

Авторитарное общественное начало всегда, даже в са­мых мягких его формах, подавляло, подчиняло себе лич­ность, подрывало ее способность к самостоятельности, при­учало к духовному и практическому иждивенчеству. Склонность воспринимать на веру самые простые решения, привычка к догме для такого сознания более приемлемы, чем расчет и доказательства.

Давно замечено, что общественная мысль, менталитет той или иной социальной общности заимствует только те эле­менты чужих идей, к восприятию которых эта общность уже подготовлена собственным ходом развития. Кроме того, существует некий горизонт культурных ожиданий, благода­ря которым человек с радостью открывает в чужих идеях те стороны, которые отвечают его чаяниям, игнорируя при этом другие, не менее важные для самих идей.

Таким образом, марксизм, обусловивший приоритет Рос­сии в социальной революции, вновь дал ей возможность за­явить о своей уникальной судьбе, возродив идею, которая корнями уходит в русскую культурную традицию. Послере­волюционная Россия в этом плане представляла собой пара­доксальную картину общества, которое получило иностран­ную идеологию, чтобы использовать ее как движущую силу в проведении политики культурной самодостаточности.

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1988.

3. Великие реформы в России: 1856-1874 гг. М., 1992.

4. Гусев К. В. Рыцари террора. М., 1992.

5. Ерофеев Н. А. Промышленный переворот: содержание и границы понятия // Новая и новейшая история, 1984,-№ 2.

6. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой полови­ны XIX в. М., 1963.

7. Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй полови­ны XIX в. М., 1974.

8. Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реали­зовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

9Лубский А. В. Введение в изучение истории России перио­да империализма. М., 1991.

10. Медушевский А. Н. Реформы и контрреформы в истории России XVIII — ХIХ вв. // Вестник высшей школы, 1990, № 4.

В 60-90-е годы XIX в. Россия стала капиталистической страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5–3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более чем вдвое. Однако сохранение помещичьего землевладения, власти дворян-помещиков и другие пережитки крепостнического строя ограничивали развитие капитализма, в результате чего оно шло по так называемому прусскому пути.

Серьезным препятствием на пути марксизма было преобладание в российском революционном движении в 80-90-х годах идеологии народничества, особенно распространение в 90-х годах либерального течения в народничестве. Народники утверждали, что Россия придет к социализму специфическим путем — через крестьянскую общину, что основной силой социалистической революции будет не пролетариат, а крестьянство. — Народники считали главным двигателем истории не народные массы, а героев — критически мыслящие личности.

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой

§ 1. Исторические корни и теоретические источники марксизма

§ 1. Исторические корни и теоретические источники марксизма Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса.Главное в марксизме — учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата.

§ 1. Исторические условия развития марксизма в 1848–1871 гг.

§ 1. Исторические условия развития марксизма в 1848–1871 гг. Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и заканчивается Парижской коммуной, которая нанесла первый

Глава 1. Исторические предпосылки постмодернизма

Глава 1. Исторические предпосылки постмодернизма Становление постчеловеческой цивилизации В конце второго тысячелетия после рождества Христова человечество приблизилось к рубежу, исторически сравнимому с возникновением неолита, а по своей будущей значимости,

Сложность распространения марксизма в Скандинавских странах, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах

Сложность распространения марксизма в Скандинавских странах, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах Во всех этих странах, несмотря на их различие, попытки создания социалистических пролетарских партий тормозились значительным распространением реформизма и

5. Народничество и распространение марксизма в России

5. Народничество и распространение марксизма в России В 70-х годах XIX в. на основе своеобразного мировоззрения оформилось общественно-политическое движение, именуемое народничеством. Тысячи юношей и девушек отправились в деревню для установления контактов с простым

Распространения

Распространения Не позволит ли нам простая вера однажды войти в рай? Откуда же являются цветы, бабочки и птицы, которыми полон сад? Думаю, оттуда же, откуда и люди. Смерть не только возносит человека в высшую плоскость: она возносит также и всю взаимообусловленную цепь

2.3. Социально-исторические предпосылки дальнейшей эволюции политической организации и древнего права

2.3. Социально-исторические предпосылки дальнейшей эволюции политической организации и древнего права Локальные группы первобытных людей - охотников, собирателей, рыболовов - были сравнительно небольшими, обычно 20-30, иногда до 50 человек. Это была оптимальная численность

А. Исторические предпосылки

А. Исторические предпосылки


Распространение марксизма в России сыграло большую роль в истории нашего государства в XX веке. Именно на этой идеологии была основана партия большевиков, которая после Октябрьской революции пришла к власти. В этой статье мы расскажем, как зарождалось это движение в нашей стране, какими были первые марксистские организации и их представители.

Предыстория

Газета

Распространение в России марксизма, по сути, было спровоцировано расколом народнической организации "Земля и воля". Это революционное тайное общество, существовавшее на территории нашей страны с 1861 года. Его первыми вдохновителями являлись Чернышевский и Герцен.

Организация рассчитывала на крестьянское восстание, которое планировалось устроить совместно с польскими революционерами. Однако власти арестовали лидеров движения, поляки начали восстание раньше обещанных сроков, а либеральная общественность отказалась их поддерживать, поверив в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Надежды на крестьянский бунт не оправдались. В результате в 1864 году "Земля и воля" самоликвидировалась.

Организация восстановилась в 1876 году, но уже как народническая. Она ориентировалась на лозунги, которые исходили из среды крестьян, а в своей программе провозгласила принципы коллективизма и анархизма. Изначально организация создавала деревенские поселения, агитировала крестьян, называя это "хождением в народ". Однако данные методы потерпели неудачу. Тогда народники сосредоточили основные усилия на политическом терроре.

Между лидерами "Земли и воли" случился раскол. Один из активистов Георгий Плеханов возглавил группу "Черный передел", а в 1880 году был вынужден эмигрировать. За границей он познакомился с популярными в то время работами Маркса, превратившись в активного пропагандиста его учения, одного из первых представителей русского марксизма.

Первая организация рабочих

Самая первая организация рабочих была создана в Одессе народником Евгением Осиповичем Заславским в 1876 году. Она называлась "Южнороссийский союз рабочих".

Одесса в то время была динамично развивающимся промышленным и торговым русским городом. До появления новой организации здесь уже действовал кружок народовольцев.

Заславский написал устав, основываясь на идеях Карла Маркса. Поэтому "Южнороссийский союз рабочих" можно назвать первой марксистской организацией в России. Важной частью лидеры движения считали борьбу за политические свободы, построение социализма. Это отличало ее от других народнических групп, которые были ориентированы на анархических идеях и утопических проектах социализма. При этом в уставе не имелось четкого представления о том, как должна вестись борьба пролетариата.

В начале 1876 года "Южнороссийский союз рабочих" был разгромлен после предательства одного из его членов. В Одессе организовали первый в Российской империи политический процесс, участниками которого стали революционеры-рабочие. Трое лидеров движения отправились на каторгу. Остальные - в ссылку и тюрьму.

Революционеры в Санкт-Петербурге

Первая марксистская организация в России

В России марксистские идеи попали на благодатную почву. В стране на тот момент существовало немало организаций, которые были недовольны положением дел в стране.

Одна из них - "Северный союз русских рабочих". В 1878 году она стала одной из первых политических организаций в России. Она была создана в Санкт-Петербурге, где к тому времени открылось множество капиталистических промышленных предприятий. Это способствовало росту пролетарского населения. Кроме того, в городе существовал порт, через который поступала революционная литература.

Организаторами "Северного союза русских рабочих" стали Городничий, Смирнов, Волков и Савельев. В районах Петербурга были организованы отделения, во главе которых стояли сами рабочие. В феврале 1880 года была запущена в работу даже собственная типография, в которой планировали печатать газету "Рабочая заря". Во время верстки первого номера нагрянула с обыском полиция.

Отделения удалось открыть также в Москве и Хельсинки, но во всероссийскую организацию "Северный союз русских рабочих" так и не превратился. В 1880-м он был разгромлен властями. Его члены, которым удалось избежать ареста, присоединились к "Народной воле".

Марксизм приходит из-за границы

Карл Маркс

В 1883 году Плеханов вместе с единомышленниками создает в Женеве марксистскую организацию "Освобождение труда". Ее задачи заключались в распространении теорий немецкого философа на территории России, ведение идейной борьбы с народничеством. Ставка была сделана на пролетариат, который в то время начинал активно формироваться в стране. Именно его марксисты считали основой революционного класса.

С развитием капитализма росло рабочие движение и окончательное разочарование в народнических идеях. В 1880-е годы появляются первые социал-демократические группы, основанные на марксистских позициях. В одной из них в Казани начинал свою деятельность Владимир Ульянов (Ленин). Это будущий идейный вдохновитель и руководитель большевиков, известный всему миру.

Организация Ленина

Владимир Ленин

Именно Владимир Ульянов в 1985 году создает в Санкт-Петербурге "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В своей деятельности он пытался перейти от теоретических идей марксизма к непосредственной агитации среди рабочих.

Организация возглавляла стачечное и революционное движение в стране, занималась распространением нелегальной литературы. Ленину удалось наладить взаимодействие между рабочими сразу нескольких петербургских предприятий.

Уже в декабре по доносу были арестованы более 50 активных участников, включая и самого Ленина. Лидер движения, находясь в тюрьме, поддерживал связь с соратниками, оставшимися на свободе, активно писал листовки (делал маленькие емкости из хлеба, а в качестве чернил использовал молоко). При обыске его камеры надзирателями он просто съедал весь компромат.

В 1896 году были организованы массовые стачки. В крупнейшей забастовке тогда приняли участие около 30 тысяч человек. В августе задержали еще несколько десятков членов "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Всего арестовали более 250 человек. Организация была разгромлена, фактически прекратила свою деятельность.

Роль Плеханова

Георгий Валентинович Плеханов

Этот человек был, пожалуй, главным идеологом марксизма в России в 19 веке. Организованное им тайное общество "Черный передел" изначально располагалось в Петербурге. Им удалось даже напечатать первый номер одноименной революционной газеты, в которой были изложены основные идеи. Однако весь выпуск был изъят жандармами прямо в типографии. Последующие номера печатались уже за границей.

В марте 1878 года власти разогнали стачку в Петербурге. Были арестованы многие лидеры народовольцев. Однако Георгий Валентинович Плеханов сумел избежать этой участи. Через два года он уехал в Швейцарию.

После группы "Освобождение труда", к появлению которой он имел непосредственное отношение, Георгий Валентинович создает "Союз русский социал-демократов за границей". Он принимает участие в издании газеты "Искра".

Создание партии

С 1898 году ключевую роль в распространении в России марксизма начинают играть социал-демократические группы. Они появляются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринославле, Киеве.

Решающей становится их совместная встреча в Минске, на которой принимается важное решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Однако устав и программа были разработаны несколько позже. Вскоре практически все делегаты съезда были арестованы.

В 1900 году создана газета "Искра". Это издание было ориентировано на рабочих. В нем публиковались агитационные и пропагандистские материалы, включая информацию о борьбе рабочих за свои права. В становлении партии и распространении в России марксизма она сыграла решающую роль.

Второй съезд РСДРП

Представители русского марксизма

Так как большинство участников первого съезда РСДРП были арестованы, так и не успев ничего толком решить, именно второй становится учредительным.

Георгий Валентинович Плеханов принимает непосредственное участие в его организации и подготовке. Проходит он в 1903 году в Брюсселе. Многим тогда запомнилось его выступление, в котором он допустил ограничение демократических принципов ради успеха революции. После съезда недолгое время Плеханов сотрудничал с Лениным, примкнув к большевикам. Но в результате разошелся с ним во взглядах и стал одним из лидеров меньшевиков.

Возвращение в Россию

Марксизм в России в 19 веке

Плеханов вернулся в Россию после Февральской революции, проведя в вынужденной эмиграции 37 лет. Однако его не допустили в Исполком Петроградского Совета. Ему пришлось довольствоваться изданием газеты "Единство", в которой он публиковал статьи, посвященные важнейшим политическим событиям того времени.

Плеханов выступил против "Апрельских тезисов" Ленина, поддержал Временное правительство.

Отрицательно русский идеолог марксизма отнесся к Октябрьской революции. Он был убежден, что к социалистическим переменам страна не готова. Более того, уверял, что захват власти одной партией или одним классом приведет к печальным последствиям. Плеханов был автором письма к петроградским рабочим, в котором предупреждал, что русский пролетариат, захватив несвоевременно политическую власть в свои руки, вызовет Гражданскую войну. При этом он убеждал, что большевики оказались у руля ненадолго, поэтому не помышлял о серьезном сопротивлении им.

Уже осенью 1917 году его состояние резко ухудшилось. 2 ноября он был госпитализирован. 28 января 1918 году Плеханов уехал из Петрограда в финский санаторий. 30 мая он скончался от эмболии сердца, развившейся из-за туберкулеза.

Читайте также: