Анализ рабочей программы по окружающему миру 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Общая характеристика курса

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы, имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место курса в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,

4) Осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

7) называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;

8) знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

9) отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

10) умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, общую характеристику учебного предмета, курса, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, содержание учебного предмета, курса, календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,

Планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –5-е изд., - М.: Просвещение, 2011) и и авторской программы по окружающему миру Плешаков А.А.

Статус документа

Программа по Окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; ценностные ориентиры, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, результаты изучения и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Перечень технологий

Используемые элементы

Оценка эффективности

Здоровьесберегающие:
Медико-гигиенические технологии (МГТ)
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Обеспечение гигиенических условий в соответствии с рег ламентациями СанПиНов.

Обеспечение безопасности условий пребывания в школе

Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

Работа с CD, использование Интернет ресурсов

Повышение мотивации учащихся

Развивающее и проблемное обучение

Исследовательская, экспериментальная работа

Повышение мотивации учащихся

Методы творческой групповой работы

Работа в группах

Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы

Метод проектного обучения

Участие в конкурсах

Элементы тренинговых методик

Отработка техники, знаний

Инновационные методы оценки результатов

тестирование, тестовые оболочки (ИКТ)

Возможность увидеть результат своих знаний, объективность

Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда

Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения

Общая характеристика учебного предмета

идея многообразия мира;

идея целостности мира;

идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место курса в учебном плане

Данная рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.

А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


В статье описан анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру с 1 по 4 классы.

Основные задачи профессионального просвещения: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям окружающего мира.

Проведя анализ двух частей учебника, нами было отмечено, что в первой части учебника не содержатся темы, направленные на знакомство учащихся с профессиями.

Таким образом, за год обучения в первом классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с десятью профессиями: водитель, врач, художник, парикмахер, доярка, пекарь, пожарный, сотрудник полиции, космонавт, палеонтолог [6].

За год обучения во втором классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с профессиями: продавец, комбайнер, животновод, автомобилестроитель, экскаваторщик, гончар, ткач, строитель, плотник, бульдозерист, экскаваторщик, летчик, машинист, пожарный, капитан, художник, учитель, артист, циркач, сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, учитель, доктор, пилот, актер [7].

Таким образом, за год обучения в третьем классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с профессиями: хлебороб, овощевод, садовод, хлопкороб, птицевод, пчеловод, доярка, фермер.

Проведя анализ второй части, нами было отмечено, что вторая часть учебника не имеет тем про знакомство с миром профессий.

Таким образом, за год обучения в четвертом классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с профессиями: эколог, географ, историк, полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сотрудник полиции космонавт

плотник бульдозерист экскаваторщик

овощевод садовод хлопкороб птицевод пчеловод доярка

овощеводство плодоводство цветоводство фермерство свиноводство птицеводство рыбоводство пчеловодство

Таким образом, по данной таблице мы увидим, что большее количество профессий учащиеся узнают во втором и четвертом классах.

Проведя анализ первой и второй части учебника, нами был сделан вывод, что и первая и вторая части содержат темы на знакомство с профессиями.

Таким образом, нами было отмечено, что за год обучения в первом классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: врач, машинист, фермер, воспитатель, пекарь, продавец, комбайнер, тракторист, пастух, доярка, птицевод, конюх, слесарь, портниха, столяр, гончар, пожарный, врач, сотрудники скорой помощи, МЧС, шахтер, библиотекарь, учитель, летчик, космонавт, бортпроводник, кондуктор.

Таким образом, за год за год обучения во втором классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, учитель, врач, медсестра, пилот, экономист, программист, экскурсовод, автомеханик, скульптор.

Таким образом, за год обучения в третьем классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: ремесленник, стеклодув, башмачник, гончар, ювелир, ткач, плотник.

Проведя анализ двух частей учебника, нами был сделан вывод, что обе части не имеют тем на знакомство учащихся с миром профессий.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

экономист программист экскурсовод автомеханик скульптор

ремесленник стеклодув башмачник гончар

Таким образом, по данной таблице мы увидим, что большее количество профессий учащиеся узнают в первом и втором классах.

Таким образом, за год обучения в первом классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: хлебороб, комбайнер, пекарь.

Таким образом, за год обучения во втором классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, учитель, врач, пилот, машинист, астроном, космонавт.

Таким образом, за год обучения в третьем классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: метеоролог, животновод, полевод, садовод.

Проведя анализ второй части учебника, нами был сделан вывод, что тем на знакомство с миром профессий не содержится.

Таким образом, за год обучения в четвертом классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: археолог.

Цели.

Нормативно- правовая база:

– Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373

– учебный план МОУ – ООШ с. Робчик Унечского района Брянской области

Место предмета в учебно- базисном плане

Учебная и методическая литература

Информационно-коммуникативные средства:

Читайте также: