План сестринской деятельности в школе беременных

Обновлено: 09.07.2024

Примерная программа занятий в "Школе матерей":
Особенности организма женщины в период
беременности. Гигиена беременной.
Режим труда и отдыха в различные сроки
беременности. Рациональное питание
беременных. Вредные привычки и их влияние на
плод.
Права и льготы для беременных и родильниц в
РК.
Основы ухода за новорожденным. Практическое
занятие по демонстрации приемов ухода за
новорожденным, пеленанию. Подготовка
квартиры к приему новорожденного.

Хорошо зарекомендовали себя созданные
в последние годы во многих женских
консультациях "Школы отцов". Их задача санитарное просвещение мужей беременных
женщин и обучение приемам ухода за
новорожденным. Занятия лучше всего
проводить в сроки беременности от 12-17 до
34-35 недель.

4. Психологичесая подготовка беременных к родам

Основные правила психопрофилактической
подготовки:
Психопрофилактическая подготовка не является
самостоятельным методом, а осуществляется в комплексе с
физической подготовкой беременных.
Подготовку должна пройти каждая беременная, состоящая
на учете.
Психопрофилактику наряду с физической подготовкой
следует начинать с первого посещения беременной
консультации и завершать за 7-10 дней до родов.
Первое занятие проводит врач индивидуально,
последующие 5 занятий может проводить специально
обученная акушерка групповым методом.
Недопустимо сокращение числа занятий; сочетание занятий
по психопрофилактической подготовке с занятиями в
"Школе матерей" и "Школе отцов".

По данным И. 3. Вельвовского, характерными
ошибками психопрофилактической подготовки
являются:
подготовка "залпом" (проведение 5-6 занятий
подряд на протяжении 5-10 дней);
"сокращенная" подготовка (занятия подменяются
обычной беседой врача с беременной при
очередном посещении ею женской консультации или
подготовка ограничивается 2-3 занятиями);
отвлеченные лекции при отсутствии практического
показа соответствующих моментов подготовки
(упражнений);
неправильные общие установки относительно
характера ожидаемых переживаний в родах,
нарушение лечебно-охранительного режима в
женской консультации.

Первое занятие проводится при первом посещении
беременной женской консультации. Цель занятия - установить
психологический контакт между врачом и беременной,
выяснить отношения в семье, условия быта и труда,
ознакомиться с особенностями личности беременной и ее
отношением к беременности и родам (желанна ли
беременность, какие опасения есть у беременной, какая
социально-правовая помощь ей нужна).
Второе занятие.
План:
-Гигиена беременной во II и III триместрах.
-Анатомо-физиологические особенности женского организма
(строение половых органов, менструация, зачатие, развитие
беременности).
-Периоды родов (краткая характеристика).
-Роды как безболезненный или малоболезненный
физиологический акт.

Третье занятие.
Подготовка к первому периоду родов.
План:
-Признаки начала родов.
-Схватки и механизм раскрытия шейки матки.
-Первый прием обезболивания - углубленное дыхание.
Значение дыхания во время родов.
-Второй прием обезболивания - поглаживание живота и
потирание поясницы.
-Третий прием - прижатие "точек обезболивания".
-Другие наставления по управлению родами: а) усиление
схваток при ходьбе; б) наблюдение за схватками по минутам и
бодрствование в первом периоде родов.
-Обучение приемам обезболивания и обоснование их
действенности.

Акцентируют внимание беременных на том, что
отхождение вод даже при отсутствии ощутимых схваток
является показанием для экстренного поступления в
родильный дом. Обучение приемам обезболивания
должно сопровождаться их демонстрацией. Особенно
важно научить беременную правильно дышать
(длительный вдох носом и короткий выдох ртом). Для
этого рекомендуют выполнять упражнения ежедневно
утром в течение 3-5 мин, лежа в постели.
Наряду с выполнением комплекса лечебной
гимнастики необходимо 3-4 раза в день заниматься и
дыхательной гимнастикой.
Упражнения удобно выполнять, лежа на полужесткой
кушетке. Если в кабинете нет кушеток, упражнения
делаются в положении сидя.

Четвертое занятие.
Подготовка ко второму периоду родов.
План:
-Признаки наступления второго периода родов.
-Механизм периода изгнания.
-Обучение проведению второго периода родов: а) тренировка в
проведении потуги; б) поведение в момент выведения головки.
-Послеродовой период.
Главная цель занятия - обучить женщину смыканию голосовой
щели и длительной задержке дыхания во время потуги, так как
часто роженица "тужится в щеки". Давление в грудной клетке
и брюшной полости при этом не увеличивается, что делает
потугу неэффективной. Акцентируют внимание беременных на
необходимости полноценного отдыха между потугами, что
достигается полным расслаблением мышц рук, ног и тазового
дна.

Пятое и шестое занятия. "Установка на родильный дом". Как и все
предыдущие, эти занятия начинаются с осмотра каждой беременной
врачом-гинекологом. Врач и акушерка подытоживают результаты
наблюдения, подтверждая нормальное развитие беременности и
правильное ее течение. Констатируя, что беременная хорошо усвоила
подготовку, делают вывод о том, что роды должны иметь благоприятное
течение, а следовательно, быть безболезненными.
План:
-Последовательное описание обстановки родильного дома и тех
процедур, которые проходит роженица.
-Отправление основных физиологических потребностей в родах
(опорожнение мочевого пузыря и кишечника).
-Акушерское наблюдение в родах.
-Радость материнства и взаимоотношения с персоналом родильного
дома.
Последние пять занятий целесообразно проводить в период дородового
отпуска.
С 17-й до 31-й недели беременности женщина должна посещать "Школу
матерей".

11. Физиопсихопрофилактика при беременности

С первых недель беременности с целью профилактики нарушений
физического состояния и подготовки нервной, дыхательной, сердечнососудистой систем, мускулатуры беременной к большой физической и
психической нагрузке (родам) необходимо укреплять физическое и
нервно-психическое состояние организма женщины.
Цели физиопсихопрофилактики при беременности:
-Повышение сопротивляемости организма.
-Улучшение приспособления к повышенным требованиям в новых
условиях деятельности организма.
-Антенатальная охрана плода.
Многочисленными наблюдениями установлено, что более
благоприятное течение родов, уменьшение количества разрывов
промежности и резкое снижение осложнений в послеродовом периоде
наблюдаются при соответствующей подготовке беременных.

Наиболее эффективно занятия физической подготовкой проводятся в консультациях,
входящих в состав многопрофильных поликлиник, где есть специальные кабинеты
лечебной физкультуры. В эти кабинеты направляют всех здоровых беременных для
общей физической подготовки, а также беременных с акушерской патологией
(тазовое предлежание, неправильное положение плода) и экстрагенитальными
заболеваниями, которым показаны специальные комплексы лечебной гимнастики. В
кабинетах беременную обучают правильному дыханию, развивают у нее
диафрагмальное дыхание, способствующее устранению застойного полнокровия в
органах брюшной полости.
После обучения беременной в кабинете лечебной физкультуры она может заниматься
дома самостоятельно, посещая 1 раз в 2 недели врача или методиста для проверки
правильности выполнения упражнений.
При отсутствии кабинета лечебной физкультуры первые занятия со здоровыми
беременными могут проводить специально обученные акушерки. Беременных с
неправильным положением и тазовым предлежанием плода направляют в кабинет
лечебной физкультуры районной, городской или областной больницы, а также в
диспансеры лечебной физкультуры, где есть специально обученные врачи и
методисты. Кроме того, следует создавать межрайонные кабинеты лечебной
физкультуры дородового исправления положений и предлежаний плода в базовых
женских консультациях. Проблема лечебной физкультуры для беременных должна
быть полностью решена в условиях крупных промышленных предприятий, где
методист обязан ежедневно заниматься с женщинами со сроком беременности до 32
недель.

14. Физическая и психологическая подготовка беременных из групп риска

Психопрофилактическая и физическая подготовка указанных групп беременных должна осуществляться
после обследования беременных и выработки плана ведения беременности и родов. Всем без исключения
беременным с любой акушерской и экстрагенитальной патологией необходимы физические упражнения,
которые должны проводить врачи лечебной физкультуры по назначению акушеров-гинекологов женской
консультации или специализированных центров (для беременных с заболеваниями сердечно-сосудистой
системы, диабетом и т. д.) по имеющимся методикам в соответствии с диагнозом и сроком беременности.
Иногда комплексы физических упражнений проводят непосредственно в специализированном учреждении
(центре). Психопрофилактическая подготовка осуществляется во время профилактической госпитализации
в течение беременности до родов по индивидуальным программам. Тем не менее с районной женской
консультации не снимается задача обучения женщины основным приемам поведения во время
беременности и в родах. Необходимо, чтобы занятия с беременными из групп риска проводил врач. Группы
должны быть небольшими, по 3-4 человека, желательно со схожими заболеваниями.
Занятия проводятся во II - начале III триместра и заканчиваются к 37-й неделе (то есть к сроку дородовой
госпитализации). На каждом занятии следует ориентировать беременных на правильное поведение во время
беременности и выполнение рекомендаций врача, что обеспечит благополучный исход. Важно привести
примеры хороших исходов родов при данной патологии. Программа занятий для всех остается прежней,
кроме беременных, у которых роды в плановом порядке завершатся операцией кесарева сечения. Последних
не следует обучать правильному обезболиванию первого периода родов и поведению во время потуг. Их, как
и женщин, у которых роды могут завершиться кесаревым сечением, нужно убедить в безопасности
операции и наркоза, продемонстрировав примеры благоприятного исхода операции кесарева сечения для
матери и плода; ознакомить беременных с правилами подготовки к операции. Очень важно убедить их в
необходимости дородовой госпитализации и подготовки к родам в условиях стационара.

15. Рациональное питание беременных

Питание беременной должно быть дифференцированным в зависимости от массы тела,
времени года, выполняемой работы и соответствующих ей энергозатрат, а также характера и
тяжести сопутствующих экстрагенитальных заболеваний. В первой половине беременности
энергозатраты повышаются в среднем на 150 ккал, дополнительное поступление энергии
должно обеспечиваться в первую очередь за счет полноценного животного белка. Не менее 60
% белков должно быть животного происхождения: половина из них - за счет мяса и рыбы,
более 1/3 -за счет молока (0,5-1 %) и 7-10% -за счет яиц. Из продуктов, богатых полноценным
белком, также рекомендуется творог 0 % жирности, яйца, нежирные сорта сыра (45-50%).
Основным видом животного жира, который следует употреблять беременной, является
сливочное масло в количестве 25-30 г в сутки, не менее 30 г растительного масла
(подсолнечного, кукурузного, оливкового), которое содержит полиненасыщенные жирные
кислоты, и витамин Е.
Источником углеводов должны быть продукты, содержащие пищевые волокна: хлеб из муки
грубого помола, овощи, фрукты, ягоды, способствующие нормальному функционированию
кишечника, а также крупы - гречневая, овсяная и др. Общее количество сахара не должно
превышать 40-50 г в сутки. Суточная потребность беременной в жидкости составляет 35 мл на
1 кг массы тела. Значительная часть жидкости содержится в пищевых продуктах, поэтому при
рациональном питании жидкость в виде чая, соков, супов и т. д. должна составлять не более
1,2 л.

17. Занятия в "Школе отцов"

Примерная программа занятий в "Школе отцов":
Особенности организма женщины в период беременности.
Рациональное питание. Режим труда и отдыха.
Вредные привычки родителей и их влияние на плод.
Рациональная контрацепция. Вред аборта для здоровья
женщины. Профилактика венерических заболеваний.
Права и льготы беременных в РФ. Донорство - почетный
долг каждого гражданина. Значение донорской крови в
системе родовспоможения.
Основы ухода за новорожденным. Практическое занятие по
демонстрации приемов ухода за новорожденным,
пеленанию. Подготовка квартиры к приему
новорожденного.

Сейчас в нашей стране широко развита сеть школ молодых родителей, будущих мам, акушерских и гинекологических учреждений. Охрана материнства и детства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, и оно постоянно находится в центре внимания законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. В современных условиях возрастает роль медицинской сестры в сохранении здоровья женщины, её семьи и общества в целом. Медицинская сестра из технического исполнителя назначений врача превращается в самостоятельно думающего работника, способного проанализировать цель и результаты любой процедуры, предугадать возможные осложнения, а так же проводить мотивирующие беседы с пациентами, что особенно важно в среде беременных женщин, их мужей и просто планирующих стать родителями молодых семей.

Цель работы: ознакомиться с особенностями работы медицинской сестры школы молодых родителей при общении с будущими родителями, их подготовка к новому жизненному этапу.

Объект исследования: медицинская сестра перевязочного кабинета.

Предмет исследования: деятельность медицинской сестры школы молодых родителей.

  1. Собрать информацию по теме.
  2. Выявить профессиональные обязанности медицинской сестры школы молодых родителей.
  3. Провести исследование.
  4. Сформулировать выводы.

ГЛАВА I. БЕРЕМЕННОСТЬ И ЕЁ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рождение ребенка – это событие, которые коренным образом меняет жизнь семьи. Всем родителям хочется, что бы родившийся ребенок был здоровым и имел спокойный характер. Но, состояние здоровья малыша во многом определяется состоянием здоровья его родителей. Если семья действительно хочет родить здоровенького и крепенького малыша, им необходимо позаботиться о своем здоровье заранее. Чем лучше женщина позаботится о своём здоровье до беременности, тем лучше она у нее пройдёт. Желательно начать подготовку вместе с мужем. И ответственность за это лежит на медицинских работниках учреждений, входящих в сеть планирования семьи.

Основные пункты, на которые медицинская сестра школы молодых родителей должна обратить внимание , это:

  1. Отказ от курения и алкоголя (обоими родителями в период планирования беременности, а женщине – и во время беременности)
  2. Рациональное питание и режим физической активности
  3. Обязательная консультация врача-гинеколога
  4. Сдача анализов
  1. клинический и биохимический анализы крови
  2. общий анализ мочи
  3. анализ крови на гормоны
  4. УЗИ-диагностика органов малого таза (яичников и матки)
  5. кольпоскопия
  6. Анализ крови на гепатит В и С, ВИЧ, сифилис, ПЦР на скрытые инфекции (обоим родителям)
  7. Анализ крови на антитела к краснухе, на антитела к токсоплазме и цитомегаловирусу (при их отсутствии необходимо выполнить прививку, минимум за 3 месяца до беременности)
  1. Посещение врача-стоматолога (Зуб, который легко вылечить до беременности, легко потерять во время нее)

Многие семейные пары совершают большую ошибку, если в период планирования беременности обследование проходит только женщина. Многие болезни, которыми страдает мужчина в момент зачатия, могут сказаться на ходе беременности и стать причиной возникновения аномалий и пороков развития плода. Это может привести к преждевременному прерыванию беременности и гибели плода. И предостеречь от этой ошибки будущих родителей должны медицинские работники специализированных медицинских учреждений.

  1. Беременность.
  1. Гигиенические правила в период беременности

Физиологические изменения, возникающие в период беременности, оказывают благоприятное действие на организм здоровой женщины, способствуя полному развитию важнейших функциональных систем. В этих условиях беременность, как правило, переносится легко. Однако нарушения гигиены, неправильное питание, избыточное психическое и физическое напряжение могут вызвать нарушение физиологических процессов и возникновение осложнений беременности.

Беременная должна соблюдать правила гигиены, способствующие сохранению здоровья, нормальному развитию плода, профилактике осложнений беременности и родов, такие как:

  1. Правильный режим сна , продолжительность которого должна составлять не менее 8 ч в сутки
  2. Рациональное питание
  3. Одежда и обувь беременной должна быть максимально удобной, не должна стеснять и стягивать. Предпочтительны изделия из натуральных тканей
  4. Физические упражнения , соответствующие сроку беременности, которые действуют на сосудистый и мышечный тонус, оказывая содействие нормальному течению беременности и родов. Необходимо следить чтобы занятия гимнастикой не вызывали чрезмерную усталость. Рекомендуется в любое время года совершать прогулки, а также использовать другие возможности длительного пребывания на свежем воздухе.
  5. Половые отношения не рекомендуются при угрозе прерывания беременности, при нормальном течении беременности половая жизнь существенно не ограничивается.
  6. Отказ от вредных привычек. Нельзя употреблять алкоголь, курить, поскольку это отрицательно влияет на плод.
  7. Регулярное посещение врача. Наблюдение беременности врачом специалистом помогает избежать возникновения многих осложнений беременности.
  8. Вес будущей мамы. Медицинский персонал школы молодых родителей должен рассказать будущей маме, что при нормально протекающей беременности прибавка веса в среднем составляет 10-12 кг (диапазон - от 0 до 15 кг). В первом триместре средняя прибавка веса будущей мамы составляет 1,5-2 кг, во втором - в среднем 6 кг (около 0,5 кг в неделю), а в третьем - 5 кг. Перед самыми родами, на 40-й неделе, может быть небольшая потеря в весе. При многоплодной беременности будущая мама прибавляет в весе на 5°% больше по сравнению с женщинами, вынашивающими одного ребенка. Темпы прироста веса индивидуально варьируют. Обычно будущие мамы набирают около 40% от общей прибавки веса за первую половину беременности и 60% - за вторую, но бывает и наоборот. Пусть будущую маму это не пугает.

Особое внимание следует уделять рациональному питанию во время беременности, так как в этот период происходит перестройка обменных процессов, направленных на создание благоприятных условий для развития плода и поддержание организма матери. Рациональное питание наряду с другими факторами является одним из важных условий благоприятного течения и окончания беременности и родов, нормального развития плода и новорожденного.

Медицинская сестра, консультирующая будущую маму, должна напомнить ей, что её питание влияет не только на рост и развитие плода. В прямую зависимость попадает здоровье будущей мамы на протяжении всей беременности.
Будущей маме необходимо стараться сделать пищу максимально разнообразной. Это поможет доставить в организм необходимые витамины, и избежать многих недомоганий.

Нужно чаще употреблять свежие овощи и фрукты. При этом нужно предупредить маму о соблюдении осторожности с продуктами аллергенами.
Обязательно включить в меню кисломолочные продукты, каши, а также мясо и рыбу.
Беременную необходимо сразу предупредить, что женщина, ждущая ребенка, вовсе не должна есть за двоих. Сильная прибавка в весе может вызвать послеродовые осложнения. Потреблять пищу стоит небольшими порциями, не менее 5-6 раз в день.
Так же необходимо пересмотреть способы приготовления продуктов. Жареные блюда лучше исключить. Вместо них лучше запекать продукты в духовке и готовить на пару. Это позволит сохранить все витамины. К тому же, такая еда хорошо усваивается.

Важно исключить продукты содержащие консерванты.

Будущей маме очень важно питаться правильно и не забывать прислушиваться к своему организму. Он непременно подскажет, что ей необходимо в данный момент.

Беременность — это особый период в жизни любой женщины. В это время она ответственна не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье своего будущего ребенка. Уже в утробе матери формируется склонность ребенка к здоровому образу жизни, вкусовые пристрастия, предрасположенность к аллергическим реакциям и некоторым заболеваниям. При правильном образе жизни беременной нет необходимости вносить существенные изменения в общий режим. Здоровые беременные выполняют привычную физическую и умственную работу, являющуюся потребностью каждого человека. Работа способствует правильному функционированию нервной, сердечно-сосудистой, мышечной, эндокринной и других систем и мышц, суставов, связочного аппарата и др. Труд, особенно сопряженный с двигательной активностью, необходим для нормального обмена веществ. Представление о беременности как о болезни, во время которой нужно лежать и не допускать себя ни до какой нагрузки, к счастью, ушли в прошлое. Но в то же время будущая мама не должна подвергаться стрессам, работать на вредном производстве. При установлении беременности, согласно законодательству, женщину должны перевести на более легкую работу, запрещается привлекать ее к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направлять в командировки.

Сейчас все врачи, и гинекологи, и пренатологи (то есть специалисты, занимающиеся внутриутробным, пренатальным развитием ребенка) сходятся на том, что и будущей маме, и малышу очень полезна двигательная активность. Конечно, не следует кататься на велосипеде, рискуя упасть, или участвовать в соревнованиях по горным лыжам. А вот прогулки в парке или лесу, занятия в бассейне, специальная гимнастика, адаптированные для беременных танцы — это то, что нужно и маме, и ребенку.

Во время физических нагрузок у мамы укрепляются мышцы, в том числе и те, которые нужны для родов, увеличивается растяжка, связки становятся более эластичными. А ребенок в это время тоже испытывает определенные нагрузки, которые заставляют его быть более активным и лучше развиваться. Прогулки и гимнастика для будущей мамы должны быть ежедневными и достаточно длительными. Но ограничиваться ими нельзя.

После ужина за 30—40 минут до сна желательно совершить прогулку. Перед сном обязательно проветривать помещение, спать лучше с открытой форточкой.

Путешествия и прививки во время беременности. Недалекие и неутомительные путешествия лучше всего планировать на период с 18 по 32 неделю беременности. Полет на самолете для плода вреда не несет. Важно воздержаться от поездок в страны с жарким климатом, в них очень высок риск заражения различными вирусными заболеваниями.

Вакцинация женщины желательна до начала беременности. Некоторые вакцины содержащие живые вирусы могут спровоцировать заболевание плода. При возникновении различных инфекционных (бактериальных) заболеваний антибиотики принимаются только в случае, когда все другие меры неэффективны.

1.2.4. Психоэмоциональная эволюция женщины во время беременности и её поддержка

Основной целью психологического консультирования является личностный рост, связанный от части с подготовкой психики будущей мамы к предстоящим родам, создание положительной программы будущих родов в подсознании. Роды являются рефлекторным процессом, работой которого руководят в большей степени бессознательные механизмы психики, которыми можно управлять. В процессе сопровождения будущая мама научится программировать свое подсознание на легкие, безболезненные роды .

В результате консультационной поддержки беременная приобретает уверенность в своих силах, учится контролировать свои эмоции, устранять страхи, научится общаться со своим ребенком, развивать его таланты еще до рождения, разовьет свою семью, сделает ее гармоничной.

Психологическое сопровождение и подготовка к родам, реализуется в форме консультаций между беременной и психологом.

1.2.5. Факторы риска беременности

Течение беременности может осложняться развитием токсикозов беременных, преждевременным ее прерыванием или перенашиванием, преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты. Возможны нарушение развития плода, его гибель. Определенную опасность для матери и плода представляют неправильное положение плода (косое, поперечное положение), тазовое предлежание плода, аномалии расположения плаценты, много- и маловодие, многоплодие. Тяжелые осложнения (маточное кровотечение, преждевременное прерывание Б., гибель плода) могут быть следствием пузырного заноса. При иммунологической несовместимости матери и плода возможны самопроизвольный выкидыш, токсикозы беременных, гипоксия и гибель плода; в результате сенсибилизации беременной эритроцитарными антигенами плода развивается гемолитическая болезнь плода и новорожденного. Патологическое течение беременности и нарушения развития плода могут наблюдаться при наличии у беременной некоторых экстрагенитальных и гинекологических заболеваний.

Для определения степени риска перинатальной патологии предложена ориентировочная шкала оценки пренатальных факторов риска, в баллах; шкала используется с учетом индивидуальных особенностей анамнеза, течения беременности и родов (табл. 1).


Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Recommended publications

Birlamchi tibbiyot sanitariya yordami muassasalarida belda og‘riq sindromi bilan bemorlarni integrat.

Ma’lum bo‘ldiki umumiy amaliyotda eng ko‘p uchraydigan dolzarb muammolardan biri belda og‘riq sindromidir. Belda og‘riq bilan kelgan bemorlarga aniq diagnoz quyish uchun uning etiologiyasini yaxshi tasavvur etish lozim. Tadqiqot avvalida kutilganidek, bel muammolari umumiy amaliyotdagi dolzarb muammolardan biri ekanligi tasdiqlandi. Aniqlandiki 4437 axoliga ega bulgan OP-da bir yil davomida 212 . [Show full abstract] kishi beldagi ogrik sindromi bilan murojaat qilganligining o‘zi fikrimizning dalilidir. Bu katta yoshli aholi soniga nisbatan 4,7%-ni, jami axoli soniga nibatan esa 3,2%-ni tashkil etadi. Bel muammolari strukturasi retrospektiv va prospektiv guruxlarda deyarli bir xil bo‘lgani uchun, bir yillik statistika sifatida retrospektiv gurux ma’lumotlarini keltiradigan bo‘lsak, kasalliklar orasida osteoartroz va osteoxondrozlar kupchilikni tashkil etadi.

Ўспирин-қиз болалар ва уларнинг оналарининг репродуктив саломатлик хақидаги билимларини текшириш нат.

Процесс рационального назначения лекарственных средств и выбор персонального лекарства в практике ВО.

Безопасное материнство и эффективный антенатальный уход

Материнство-это позитивный опыт для большинства женщин, однако, процент осложнений связанных с беременностью высокий, высокая материнская и детская смертность по республике. Беременность это не болезнь, это физиологическое состояние, поэтому и лечения они не требует. 85% беременностей протекают нормально. Примерно 1600 матерей умирают каждый день и, следовательно, более 500 000 умирает ежегодно; . [Show full abstract] ежегодно восемь миллионов женщин страдают от осложнений, связанных с беременностью; миллионы женщин страдают от инвалидности, наступившей в результате осложнений, связанных с беременностью. 80% всех смертей происходят из-за четырех главных акушерских причин, но их можно избежать с помощью простых, эффективных и недорогих мероприятий. Наиболее оптимальным для каждого практикующего врача является использование протоколов, стандартов, алгоритмов, которые разработаны на основании доказательных данных.




Программа занятий с беременными в "Школе материнства"

Занятие 1

I. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы

2. Женские и мужские половые клетки

3. Развитие внутриутробного плода

3.2. Первые признаки беременности

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности

4. Факторы риска беременности

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка

4.3. Роль наследственности

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.)

4.6. Осложнения беременности

5. Медицинское наблюдение

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию

5.2. Частота посещений врача акушера-гинеколога, акушерки

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода

Занятие 2

II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной

1.3. Половая жизнь

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания

2.2. Прием жидкости

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.)

3. Личная гигиена

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.)

3.2. Одежда, обувь, белье

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности

4.2. Обучение умению расслабляться ("быстрый отдых")

5. Особенности психо-эмоционального состояния беременной

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.


Занятие 3

III. Подготовка к "родам без страха"

1. Календарные сроки наступления родов

2. Предвестники родов

3. Подготовка к поступлению в родильный дом

4. Периоды родов и их продолжительность

5. Поведение во время родов

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах

5.2. Роль партнерства в родах

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов

5.5.Обучение приемам обезболивания родов

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде

8. Контрацепция после родов

9. Законодательные права материнства.

Программа занятий врача педиатра с беременными в "Школе материнства":

Занятие 1

I. Ребенок родился

1. Признаки доношенного ребенка

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

3. Гормональный криз у новорожденных

4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме

5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным

6. Техника прикладывания ребенка к груди

7. Советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома

Занятие 2

II. Уход за новорожденным в семье

1 .Подготовка и гигиена "уголка" ребенка в семье

2. Предметы ухода за ребенком

3. Правила ухода за ребенком

3.1. Туалет ребенка, его купание

3.2. Уход за кожей и пупочной ранкой

3.3. Свободное пеленание

4. Вскармливание новорожденного

4.1. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка

4.2. Значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании

4.3. Питье новорожденного

4.4. Искусственное вскармливание.

5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка.

5.1. Недопустимость вредных привычек в семье (курение, алкоголь, прием наркотических и токсических веществ)

6. Советы и обучение выполнению медицинских рекомендаций

6.1. Приемы массажа и элементы гимнастики у новорожденного

6.2. Техника измерения температуры

6.3. Пользование очистительной клизмой и газоотводной трубкой

6.4. Пользование грелкой, применение согревающих компрессов

6.5. Подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения

Читайте также: