Внимание как управление действием кратко

Обновлено: 06.07.2024

Внимание— это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-либо деятельности.

Виды внимания:Пo критерию происхождения:1.Природное (или генетически обусловленное) внимание -с рождения — в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Физиологическая основа- ориентировочный рефлекс.2. Социально обусловленное внимание- формируется в результате научения. Связано с волевой регуляцией поведения человека, с его избирательным сознательным реагированием на объекты и явления.

По способу реализации: 1.Непроизвольное (пассивное) внимание- возникает стихийно, без видимых волевых усилий, автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов) и субъективные (интересы, склонности) факторы.2.Произвольное (активное) внимание- целенаправленное сосредоточение состояния

Свойства внимания:сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Теории вниманияЛанге, анализируя подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания

3. Внимание как результат эмоции.

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности.

7. Теория нервного подавления.

Основные
механизмы познания другого человека в процессе общения:

- идентификация (отождествление, уподобление) – это
уподобление самому себе, попытка поставить себя на место собеседника;

- эмпатия (сопереживание) это способность к постижению
эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания;

- рефлексия (обращение назад) – это не просто знание
или понимание партнера, а и знание того, как партнер понимает меня,
своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Способы
воздействия партнеров друг на друга:

– заряжение – это бессознательная, невольная
подверженность человека определенному психологическому состоянию; проявляется
через передачу определенного эмоционального состояния или психологического
настроя.

– внушение – это целенаправленное неаргументированное
воздействие; это эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого.

– убеждение – это интеллектуальное воздействие на
сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению; это
логически обоснованная информация, с помощью которой добиваются получения
согласия. - подражание – это (в отличие от заряжения и внушения) не простое
принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и
образцов демонстрируемого поведения; это подражание или конкретному человеку
или нормам поведения, выработанным группой.

Способы управления
вниманием.

На начальной стадии общения могут использоваться
следующие способы привлечения и удержания внимания собеседника:

1) прием “нейтральная фраза” – в начале выступления
произносится фраза, просто не связанная с основной темой, но имеющая значение,
смысл, ценность для всех участников общения и этим фокусирует их внимание.

2) прием “завлечения” – говорящий вначале произносит
нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно, неразборчиво, монотонно и
т. п.), тем самым, провоцируя слушающего самому применять способы концентрации
внимания.

3) прием “установление зрительного контакта”:

- обвести аудиторию взглядом;

- пристально посмотреть на кого-нибудь;

- фиксация взглядом нескольких человек в аудитории

На стадии поддержки внимания к общения уместны новые
приемы:

1) приемы “изоляции” – исключение всех посторонних
воздействий, максимальная изоляция от них в процессе общения. Подобные
посторонние воздействия подразделяются на:

- внешние помехи (стук в дверь, или ее открывание,
хождение по аудитории, смена освещения, разговоры соседей и т.д.

- внутренние помехи (отвлечение внимания слушающего на
себя самого).

Последние могут быть обусловлены разными причинами:
подготовкой собственной реакции на информацию собеседника и обдумывание
аргументов; простое ожидание конца речи; желание самому вступить в разговор и
т.д.

2) прием “навязывания ритма” – постоянное изменение
характеристик голоса и речи:

- нейтрально и т. д.

Меняющийся ритм разговора не дает возможности
слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить.

Этот прием разделяется на:

- прямую ориентировку, например: “прошу обратить
внимание”; “важно отметить, что…”; “можно подчеркнуть, что…” и т. д.

- косвенную ориентировку – выделение из общего строя
общения определенных контрастов, привлекающих слушающего или говорящего (тембр
голоса; подчеркивание; выделение цветом и т. д.)

В теории, разработанной П. Гальпериным (1958), внимание трактуется как функция внутреннего контроля за выполнением исполнительных и интериоризированных действий. Согласно этой теории внимание является одной из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются результатом формирования новых умственных действий.

Таких же взглядов придерживается О. Нейман. Он считает, что любая цель может быть достигнута посредством различных способов или форм поведения даже при одинаковых условиях. Для достижения определенной цели необходимо отобрать и подключить к управлению моторикой какую-то определенную схему поведения. Выбор конкретного способа и управление соответствующим поведением требуют селекции информации. Селекция возможна благодаря двум основным способам:

Планирование (или предвосхищение, по терминологии У. Найссера) предполагает подготовку необходимых схем к использованию и тем самым не дает сталкиваться двум конкурирующим способам поведения. Блокировка не позволяет подключаться к выполнению действий множеству самых разнообразных схем, если одна из них находится в работе. В целом селекция нужна для предотвращения хаоса поведения.

Теория П. Гальперина предполагала не просто рассмотрение внимания как процесса контроля за действиями, а как развитие этого контроля — от сознательных форм к автоматизированным. Никто не подвергает сомнению существование автоматизированной и неавтоматизированной обработки информации как автоматизированных и неавтоматизированных действий. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т.д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, которые показывают, насколько сложной является задача совмещения двух действий. Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля.

Рассматривая систему управления действиями, Д. Норман и Т. Шаллис выделяют три основных режима. В режиме автоматического управления система внимания либо вообще не участвует, либо подключается в моменты запуска и неожиданной остановки привычной последовательности. Режим управления сопровождается осознанием действий, хотя и не требует активного внимания субъекта. Такое происходит в ситуации решения знакомых задач. Человек осознает выполнение действий, не уделяя им произвола ного внимания. Третий способ контроля — режим намеренного, сознательного, произвольного управления действием. Он применяется в ситуациях планирования предстоящих действий, в ситуациях неудачи выполнения хорошо заученных действий, в случае выполнения плохо заученной последовательности или в тех ситуациях, где очень велика цена ошибки.

Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

· Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

· Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе – преимущественно обонятельное и вкусовое.

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Внимание человека обладает различными свойствами (Рис. 12.1). Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Правда, некоторые психологи считают, что последнее свойство на самом деле отражает очень быстрое переключение внимание, когда оно так быстро переходит с одного объекта на другой, что у наблюдателя создается иллюзия одновременного сосредоточения внимания на нескольких объектах. Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление.

Оценка свойств внимания:

Концентрация и устойчивость внимания определяется при помощи корректурной пробы: тест Бурдона (буквы) или "Кольца Ландольта (кольца с просветом в четырех положениях).

Переключение и распределение внимание определяют с помощью таблицы Шульте ( 25 черных цифр) или красно-черной таблицы Платонова-Шульте ( 24 красных и 25 черных цифр).

Переключение внимание можно также оценивать с помощью теста Бурдона, если предлагать испытуемому зачеркивать одну букву. а подчеркивать - другую. Распределение внимания при этом не определяется.

12.3 Физиологические основы внимания.

Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте.

По Ухтомскому, внимание определяется доминантой - господствующим, устойчивым очагом возбужде­ния в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и спо­собна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы "перекачивание" нервной энергии из участка мозга, связанного с удов­летворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира.

Согласно современным научным данным, в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания.

В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания (Рис. 12.2). Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.

Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.

Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе (возможно на уровне таламуса) происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс – поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.

Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.

К синтетическим представлениям о природе внимания можно отнести концепцию внимания П.Я. Гальперина, состоящую из следующих положений:

3. Внимание не имеет самостоятельного результата и является обслуживающим процессом. Как самостоятельный акт внимание выделяется только тогда, когда действие становится умственным и сокращенным.

Как управлять вниманием: методы, приемы, средства

Бытие определяет сознание. А сознание направляет внимание. Выходит, от того, куда вы направляете свое внимание, в итоге зависит, кто вы и что в этой жизни. Согласитесь, достаточный довод для того, чтобы овладеть основами управления вниманием.

Многие люди думают, что внимание это что-то вроде погоды: им нельзя управлять. Но это не так. Наша сегодняшняя статья посвящена основам управления вниманием.

Что такое внимание

Внимание - направленность сознания на объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную ценность.

Про внимание мы слышим каждый день, но не задумываемся над сутью этого понятия. Это целая система отбора, которая помогает нам отсеивать ненужную информацию и воспринимать то, что необходимо. Психологи выделяют разные виды внимания и классифицируют его свойства.

Противоположность внимания – рассеянность.

Виды и свойства внимания

  1. Внешнее. Направлено на окружающий мир.
  2. Внутреннее. Направлено на собственные эмоции и переживания человека.
  3. Непроизвольное. Помогает выжить с доисторических времен. Шорохи в квартире ночью, подозрительные звуки и запахи – все это мы замечаем благодаря непроизвольному вниманию.
  4. Произвольное. Внимание, которое мы направляем усилием воли. Например, читая книгу про квантовую механику.
  5. Послепроизвольное. Допустим, вы поднапряглись и сконцентрировались на чем-то. В определенный момент произвольное внимание становится послепроизвольным. Это значит, что больше не нужно удерживать его силой.
  • концентрация, направленность, устойчивость. Внимание неоднородно, его уровень постоянно меняется;
  • объем. Внимание имеет объем – это значит, что в поле внимания могут находиться сразу несколько объектов. Для взрослого человека нормальный объем внимания составляет 4-6 объектов;
  • переключаемость. Каждые 20 минут (примерно, у каждого человека свои особенности) внимание переключается на новый объект.


Вниманием можно управлять

Как управлять своим вниманием

Давайте начистоту. Если вы умеете управлять вниманием, то вряд ли читаете это. Скорее всего, вам больше знакома следующая ситуация.

Нужно делать курсовую, вы бодро пишете введение, потом случайно вспоминаете про котиков в интернете и вам становится интересно. Внезапно вы уже на википедии. В итоге заканчиваете в три ночи на теме "карибский кризис", а курсач как не был готов, так и есть. А ведь стоило только не отвлекаться. На словах это легко, но если постараться, можно совершить и на деле.

Внимание - один из параметров деятельности психики, который поддается тренировке труднее всего.

Наши авторы - эксперты не только в своих дисциплинах, но и в области управления вниманием. Именно это умение помогает писать диплом от а до я всего за несколько дней.

Практические рекомендации от экспертов:

Представим, что вы занимаетесь любимым делом. Конечно же, пишете курсач.

Внимание! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Вдруг проскочила мысль: "Дай-ка я лучше посмотрю, что нового в facebook?" В этот момент нужно поймать себя на этой мысли и ответить на вопрос: "А оно мне нужно?"

Если вы пишете уже добрых 40 минут, то действительно есть смысл переключиться, расслабиться и сделать перерыв. Ну а если написано всего одно слово, то берите себя в руки и продолжайте. Например, до того момента, как напишете раздел параграфа или страницу. Это потребует усилий, поэтому в конце пойдите и скушайте конфетку.

Умение управлять вниманием и концентрироваться помогает успешнее справляться с задачами в кризисных ситуациях и в условиях стресса.

Что еще поможет сконцентрироваться? Здоровый сон, медитация и комфортные условия. Недосып, шум и общая неудовлетворенность пагубно сказываются на внимании. Перерывы между парами тоже придумали не зря. Вниманию нужно время, чтобы отдыхать. Поэтому не заставляйте себя трудиться часами без перерыва.


Гипножаба - знает толк в управлении вниманием

Как управлять вниманием других людей

Это немного другая область знаний. Чтобы притягивать и удерживать внимание других людей, нужно особым образом взаимодействовать с ними. Существуют приемы для удержания внимания. Не нужно быть профессором психологии, чтобы знать эти хитрости:

  • зрительный контакт. Когда вы смотрите на кого-то, особенно пристально, это обязательно привлечет внимание. Правда, тут нужно знать меру. Не стоит открыто пялиться, иначе вас сочтут странным субъектом. А вот периодический взгляд в глаза при разговоре поможет сделать так, чтобы вас слушали;
  • акценты голоса. Как мы уже говорили, внимание человека постоянно колеблется и хочет переключиться на что-то более интересное. Если речь похожа на монотонное бу-бу-бу, то собеседник скорее начнет скучать и считать ворон в окне. Удержать внимание можно меняя темп и характер речи: громче-тише, быстрее-медленнее;
  • паузы в словах. Перед тем как сообщить что-то важное, можно специально выдержать драматическую паузу. Ожидание повысит концентрацию внимания собеседника до максимума;
  • стиль. Эксцентричное поведение и стиль одежды всегда привлекали внимание. Правда, этот прием хорошо подойдет, если вы рок-звезда. А вот на бизнес-встречах и важных переговорах его нужно использовать крайне аккуратно.

Никто не умеет управлять вниманием с рождения. Чтобы ваше внимание не управляло вами, научитесь управлять им, и любая курсовая работа будет занимать у вас в два раза меньше времени. А если хотите еще быстрее, оставляйте заявку в профессиональном студенческом сервисе.

Читайте также: