План открытого урока по рисованию

Обновлено: 06.07.2024

Нарисовать розового фламинго. Незабудки в тумане. Звёздное небо. Весеннюю капель. Праздничный салют. Определённый узор из народных промыслов. В каждой публикации данного раздела поставлена конкретная цель по ИЗО. И поэтапно показано, как её достичь. Огромное количество готовых конспектов для проведения лучших занятий и НОД по рисованию.

Позитивные идеи в помощь наставникам юных художников, рождённые в ходе собственного опыта работы. Занятия как для классического рисования, так и для всевозможных нетрадиционных ИЗО-техник. Предназначенные как малышам, так и ребятам постарше. Выбирайте и используйте в своей педагогической деятельности.

Рисуем с детьми на любые темы, вместе с МААМ

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаемая тема: Тематическое рисование.

Тема урока: Весна

Вид урока: рисование по воображению.

Цель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.

Задачи:

Обучающие: обучать гармоничной заполненности плоскости листа бумаги, найти образ весны, передать праздничное, веселое настроение, которое возникает в связи с приходом весны;

Развивающие: развивать изобразительные навыки, чувство композиции, формы, цвета, творческие способности.

Воспитывающие: художественный вкус, эстетическую отзывчивость, природоохранительные качества.

Время выполнения: 45 мин

Тип урока: комбинированный

Методы:

Оборудование для преподавателя: ТСО – мультимедиа, магнитофон

План открытого урока изо

Изучаемая тема: Тематическое рисование.

Тема урока: Весна

Вид урока: рисование по воображению.

Цель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.

Обучающие: обучать гармоничной заполненности плоскости листа бумаги, найти образ весны, передать праздничное, веселое настроение, которое возникает в связи с приходом весны;

Развивающие: развивать изобразительные навыки, чувство композиции, формы, цвета, творческие способности.

Воспитывающие: художественный вкус, эстетическую отзывчивость, природоохранительные качества.

Время выполнения: 45 мин

Тип урока: комбинированный

наглядно-демонстрационные;

практические

Оборудование для преподавателя: ТСО – мультимедиа, магнитофон

Зрительный ряд:

Оборудование для учащихся: мольберт, лист бумаги (формат А3), гуашь, акварельные краски, восковые мелки, кисти, палитра, банка с водой.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбнёмся. Проверьте готовы ли вы к занятию все ли принадлежности у вас есть. Молодцы.

III. Восприятие нового материала

2. Восприятие художественных произведений (слайды картин художников).

IV. Практическая самостоятельная работа учащихся

1. Создание сюжета в карандаше.

2. Работа в цвете.

V. Просмотр и анализ работ.

I. Организационный момент.

У учащихся на мольбертах бумага, кисти, гуашь. Учащиеся рассаживаются по местам. Проверка готовности учеников к уроку.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Звучит классическая музыка цикла "Времена года" весна. Звуки природы - это необычайно красивая музыка звуков живой природы.

Приветствие детей - Добрый день ребята. Садитесь!

Вы готовы к уроку? Если да, то покажите мне, положите руки на парту, выпрямите спину. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь

Музыка. Письмо от голубя. Учитель читает письмо.

Надпись на конверте . ( прежде чем открыть конверт нужно выполнить мои задания)

Опрос домашнего задания

-Назовите основные цвета ?( красный, желтый и синий)

-Что значит составные цвета? ( смешивание цветов – желтый + синий=зеленый )

Назовите контрастные цвета ( зеленый , красный, желтый фиолетовый)

Правила декоративного натюрморта.

Цветовая гамма, материалы.

Учитель: Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны весенние ,
Вдаль дорожка зовет.

Дети встают

В гости мы к весне шагаем
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали.
В гости прибежали.

Идут маршевым шагом.

Идут топающим шагом.

Бегут на носочках.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

III. Восприятие нового материала

Преподаватель: Вы наверно уже догадались, что тема нашего урока посвящена весне, но мы не просто поговорим о весне, и определим её характер, попробуем создать образ весны, какой она бывает.

Почувствовали ли вы, ребята, приход весны в музыке, в стихотворении, которые прозвучали?

Чем она отличается от зимы, лета, осени? Назовите приметы весны (предполагаемый ответ: весной ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляется зелёная трава, первые цветы, распускаются листочки на деревьях).

Учитель : Что такое весна?

Это зеленая травка, весенние цветы, желтые одуванчики, проснувшиеся пчелы и бабочки, ласковое солнце и белые облака в пейзажах пробуждающейся природы.

Три весенних месяца от первых лучей марта, обильного снеготаяния апреля, до радостного пробуждения природы мая. За это время природа успевает очиститься от томных снежных оков, земля пропитывается влагой и умывается свежим дождем, а весь животный и растительный мир готовится к периоду роста и цветения.

Преподаватель: Вот мы совершили прогулку по весне, видно, как меняется облик весенней природы от одного месяца к другому.


Исаак Ильич Левитан был выдающимся русским художником-пейзажистом. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы. На картине И. И. Левитана "Март" изображена ранняя весна, март. Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено. Солнечный свет автор передает желтым цветом. Так же он использует голубые, зеленые и белые краски. Весь пейзаж представлен художником в состоянии пробуждения природы. Снег сероватый, потемневший. От тающего снега веет сырой прохладой. Светло-голубое безоблачное небо. На дороге лужи талого снега, из-под снега выступила земля. В доме открытая дверь, ведь уже не нужно беречь тепло. Деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне. Ветки берез тянутся вверх, скворечник еще пустой. На этой картине ощущается присутствие человека. Кажется, что он только что подъехал на санях и вошел в дом, оставив дверь открытой. Эта картина полна движения: переминается лошадка, раскачиваются деревья. В картине много звуков: поют птицы, шумят ветки деревьев, скрипнула дверь, звенит капель. Можно почувствовать запах леса, деревни, свежий воздух.

Какое время года изобразил художник?

Какой именно месяц весны?

Какое чувство вызывает у вас эта картина?

Определить жанр живописи.( ПЕЙЗАЖ)

Пейзаж – общий вид местности, картина изображающая виды природы.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Дети как вы думаете, а весна наступила на всей планете?

Фрагмент. Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца

Земля движется вокруг Солнца, наклон земной оси не изменяется

В холодном темном космосе только одна планета, которая дарит такое чудо как: лето, осень, зима, весна. И эта планета-Земля. Этим чудом не устаешь удивляться, радоваться, любоваться. Какое время года будет на этой части земной поверхности? Значит, если в Северном полушарии - зима, то, в Южном лето.

А как на казахском, английском языке будет весна?

Времена года не только изображают художники. Но также великие композиторы показывают нам природу через музыку, весеннее настроение нас создаст мелодия композитора Вивальди - Времена Года (Весна)

Детям предлагаю закрыть глаза.

А теперь откройте глаза и скажите кого цвета весна?

Весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового. Помним, что через цвет мы передаём настроение и эмоциональное состояние (цветовое)

Переход к практическому заданию.

1 Задание определяем горизонт. Рисуем облака .

Для выбора радостного, светлого колорита нам понадобятся синия и белая пастель. Так как мы будем рисовать без предварительного рисунка, а мелком и заготовленным шаблоном.Небо – легкие горизонтальные мазки.

Учитель: А какой первый цветок у нас распускается весной ?

X. Легенда о подснежнике.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

История о подснежнике , рассказ +ролик

Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника (The Day of Snowdrop). Свою историю он ведет из Англии, где был учрежден в 1984 году. Вообще в мире, в зависимости от климатической зоны, подснежники зацветают от января до апреля. А поскольку в Великобритании их цветение приходится на середину апреля, то и данный праздник был приурочен к этому периоду — началу весны и теплых солнечных дней, а сегодня стал любим и популярен и в других странах. Стоит сказать, что в Англии подснежники — это очень популярные цветы, а отношение к ним весьма трепетное

В разных странах этот цветок называют по-разному. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а мы — подснежником. Русское название, вероятно, произошло благодаря способности этого весеннего растения пробиваться из-под снега и зацветать с первыми теплыми лучами солнца. Интересно, что в каждой местности есть свое название подснежнику — те цветы, которые в данной местности зацветают первыми и называются подснежниками.

Подснежник

В мастерской художника.

Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками. Тогда на девайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись. Физминутка

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.

Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.

Мастерская художника.( делаем подснежник)

Задание № 3 рисуем деревья.

Перед вами иллюстрация с изображением дерево берёзы. Внимательно рассмотрите её.

- Из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки)

- Какая часть дерева толще, а какая тоньше? (внизу ствол толще, а вверху тоньше)

- Обратите внимание, что ствол постепенно сужается к верху, к вершине.

Вершина-это верхняя часть ствола. (читаем слово на доске, закрепляем)

-Ствол какого цвета?

- Чёрные чёрточки полоски называются чечевички, через них берёза дышит. (читаем слово на доске, закрепляем)

- Скажите сейчас, есть у берёзы листья.

- Вот и мы будем рисовать дерево без листьев.

Учитель: Первым делом, простым карандашом нарисуем землю. Затем сделаем легкий набросок дерева – ствол. Сначала провожу одну линию вверх к вершине, постепенно ссужая вверх, затем -другую линию. Вспомогательную линию убираем. Теперь рисуем изогнутые линии веток . Их может быть 5– 6. Первую ветку рисуем с середины ствола, она тянутся вверх и кончик немного опускаются вниз. Затем рисую также вторую ветку, она чуть короче. Третью рисую. Можно видеть, что первая была самая длинная, вторая чуть короче, третья ещё короче и вот таким образом ещё одну и на вершине самая короткая веточка. Теперь мы должны сделать толщину этих веток. Провожу внизу ещё одну линию и постепенно приближаю к первой. Также я сделаю и со следующей веточкой и т.д., чем выше к вершине ветка, тем она всё короче и тоньше. Это надо помнить - внизу ветки толще и длиннее. Когда ветки нарисуем, вспомогательные линии убираем.

- Сейчас рисуем тоненькие ветки, а на них добавим ещё свисающих веточек, они спадают вниз, как косы девичьи. Одна вторая третья и т.д.

- Далее рисуем чечевички. Внизу возле корневой части чечевички более насыщены, гуще, более толще, поднимаясь вверх эти расширяем по всему стволу. Набросок готов!

Рисунок с доски стирается. Учащийся под руководством учителя рассказывает последовательность выполнения рисунка по пооперационной карте.

- Покажите, как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать берёзу?

- Какого цвета карандаши нам понадобятся? простой карандаш, чтобы сделать набросок и чёрный карандаш, чтобы прорисовать ветки и чечевички.

Рисунок в технике по мокрому.

( земля, трава, цветы)

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под снега.

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка

-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?

-А кто из вас любит дождь?

Какие первые птицы прилетают в наши края?

Учитель называет птиц, но если появились не птицы, ученики хлопают в ладоши.

20170306eizajh.jpg

Вид занятия: рисование гуашью и акварелью.

Задание для выполнения: придумать и нарисовать композицию пейзажа с ближним и дальним планом.

Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная.

Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала, изучение нового, формирование и совершенствование умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Цели и задачи занятия:

Образовательные: закрепление материала о тёплых и холодных цветах, знакомство с правилами изображения ближнего и дальнего планов, обучение составлению сложных цветов в заданной цветовой гамме, освоение навыков составления уравновешенной композиции, применения ритмической организации линий и пятен, выявления композиционного центра. Отработка умения подбора нужного колорита.

Развивающие: развитие зрительной памяти, пространственного мышления и образного воображения. Развитие творческих способностей и умения самостоятельного поиска композиции. Развитие и закрепление навыков работы в технике живописи гуашью и акварелью. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к окружающе-му миру, художественного вкуса, аккуратности, усидчивости, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.

УДД (универсальные учебные действия):

способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

элементарные навыки самоорганизации;

соблюдение верной последовательности действий;

проверка результата работы;

формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность; развитие мотивации к творчеству и учёбе.

Образовательные технологии.

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

  • объяснительно – иллюстративный (на этапе объяснения темы и постановки задачи);
  • репродуктивный (расстановка ближнего и дальнего планов);
  • творческо-поисковый метод (создание собственной композиции);
  • обучение при помощи технологических карт.

Материалы и оборудование.

для учащихся (воспитанников):

  • бумага для акварели формата А3;
  • карандаш;
  • ластик;
  • гуашевые краски;
  • кисти;
  • акварель;
  • палитра;
  • баночка для воды;

Оформление доски.

Показаны технологические карты, разъясняющие порядок построения пейзажа с дальним планом.

План занятия.

(3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут)

Ход занятия:

Дети входят в класс, рассаживаются за парты, достают всё необходимое для занятия по живописи.

Повторение и закрепление пройденного материала:

– Ребята! На прошлых занятиях мы успели с вами изобразить осенний и зимний пейзажи и разбирали, какие цвета называются тёплыми, а какие – холодными. Помните?

– Сейчас мы с вами немножко поиграем и вспомним то, что изучали раньше. Я вам буду показывать цветные картинки на мониторе компьютера, а вы мне будете говорить, это цвет тёплый или холодный (далее следует проведение педагогической игры).

Молодцы! Я вижу, вы всё помните! А почему одни цвета мы называем тёплыми, а другие – холодными? Например, тёплыми мы какие цвета называем?

– И какие это цвета? Назовите!

– Правильно. А также их смеси. А холодные – это какие цвета?

– Правильно. И что они нам напоминают?

– Правильно! Вы всё запомнили!

- Что мы видим на ней? (весна, грачи, деревья – березы, река)

- Какие краски они использовали для этого? (тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские)

- Сравним эти картины.

- Чем они связаны?(на них изображена весна)

- На каких из картинах показан солнечный день? Как это определили? (у Левитана, т.к. солнечное небо, нехмурое, светлое)

- Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.

- Какое небо на картинах? (У Саврасова-хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня)

– Я предлагаю вам нарисовать пейзаж с очень простой композицией (показываем на доске технологические карты). В ней чётко выделяются два плана – ближний и дальний. Композиция у каждого будет своя. Моя картинка – это только подсказка, а не образец для копирования. И ближний, и дальний план могут быть другими. Небо может быть разным: дневным или вечерним, даже ночным, может быть чистым или облачным. Это зависит от вашей фантазии. Но какое бы ни было небо, отражение в воде должно быть ему созвучно.

Обратите внимание на то, что деревья на дальнем плане кажутся нам меньше. А те, которые мы показываем вблизи, могут даже не умещаться в формат. Это происходит по законам линейной перспективы. Постарайтесь передать это в ваших работах.

Практическая работа учащихся:

Далее дети самостоятельно рисуют карандашом пейзаж, показывают педагогу, потом приступают к работе с цветом.

Индивидуальное консультирование и помощь:

В течение всего занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости разъясняем материал в индивидуальном порядке, направляем на создание грамотной, уравновешенной композиции. В сам процесс рисования вмешиваемся только в случае крайней необходимости, и только при согласии ребёнка.

– Вы все молодцы! Нарисовали прекрасные работы!

Обязательно хвалим и эмоционально поддерживаем всех детей. После окончания работы делаем мини-выставку. Дети смотрят, что у кого получилось.

Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки изобразительного искусства - это уроки творчетсва.

Открытый урок по изобразительному искусству на тему " Композиция"

Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.

Тема урока: Композиция

Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.

Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Место проведения: Учебный класс.

Время: 45 минут.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Обучающая: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.

Развивающая: развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

· Изучение нового материала

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

3.Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)

Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.

Контраст – приемы сопоставления цветовых пятен, противопоставление психологических характеристик

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

5.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.

После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).

Читайте также: