Педагогическая мысль эпохи просвещения кратко

Обновлено: 28.06.2024

6.2. Педагогические теории эпохи Просвещения.

Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия.

Ж.-Ж. Руссо предлагает такую организацию процесса воспитания, которая основана на выведенной им возрастной периодизации, где для каждого возрастного периода предусматривались задачи и средства воспитания. В раннем возрасте (от рождения до 2 лет) главной целью воспитания должно стать физическое развитие, идущее совместно с развитием органов чувств и речи. С самого раннего возраста необходимо дать ребенку свободу в движении, недопустимо ускорять процесс овладения речью.

В 12–15 лет, по мысли Ж.-Ж. Руссо, человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для полноценного интеллектуального и трудового воспитания. Организация умственного воспитания опирается на естественную любознательность. Руссо предложил исследовательский путь получения знаний, который возможен в том случае, когда изучаемый предмет или явление интересны ребенку. Педагог отказался от предметного построения обучения и исходил из познавательных интересов воспитанника, обучая его умению самостоятельно применять знания в жизни. Вначале любопытство ребенка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией. Особое значение педагог придавал труду, который не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании ребенок приучается уважать простого человека, начинает ценить результаты труда. Необходимые для ремесла инструменты ребенок должен изобретать и создавать самостоятельно, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в ХVIII–ХIХ вв. и продолжают оставаться актуальными по сей день.

6.1. Педагогические теории Нового времени

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.

В. Ратке полагал, что в обучении следует учитывать особенности процесса познания, в котором на базе восприятия предметов и явлений осуществляется осмысление этих восприятий. В этой связи он считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. При этом Ратке оставался сторонником классической формы преподавания – лекции. Анализируя возможности школьного обучения, педагог был последователем гуманистов и выступал за обучение на родном языке; на основе аналитико-звукового метода обучения грамоте создал ряд учебников и хрестоматий для немецкой школы. В управлении школой В. Ратке, признавая приоритет педагогического контроля, настаивал на необходимости сделать все школы государственными, предъявлял высокие требования к методической подготовке учителя и ратовал за повышение социального статуса учительства.

Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил Герборнскую академию и Гейдельбергский университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью, создал ряд педагогических работ и учебников для школы.

Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются: а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Педагог уделял внимание изучению главных категорий воспитания – целей, содержания и методов. Соответственно принципу природосообразности воспитание должно основываться на анализе законов духовной жизни человека и согласовании с ними всех педагогических воздействий. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.

6.2. Педагогические теории эпохи Просвещения

Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия.

Ж.-Ж. Руссо предлагает такую организацию процесса воспитания, которая основана на выведенной им возрастной периодизации, где для каждого возрастного периода предусматривались задачи и средства воспитания. В раннем возрасте (от рождения до 2 лет) главной целью воспитания должно стать физическое развитие, идущее совместно с развитием органов чувств и речи. С самого раннего возраста необходимо дать ребенку свободу в движении, недопустимо ускорять процесс овладения речью.

В 12–15 лет, по мысли Ж.-Ж. Руссо, человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для полноценного интеллектуального и трудового воспитания. Организация умственного воспитания опирается на естественную любознательность. Руссо предложил исследовательский путь получения знаний, который возможен в том случае, когда изучаемый предмет или явление интересны ребенку. Педагог отказался от предметного построения обучения и исходил из познавательных интересов воспитанника, обучая его умению самостоятельно применять знания в жизни. Вначале любопытство ребенка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией. Особое значение педагог придавал труду, который не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании ребенок приучается уважать простого человека, начинает ценить результаты труда. Необходимые для ремесла инструменты ребенок должен изобретать и создавать самостоятельно, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в XVIII–XIX вв. и продолжают оставаться актуальными по сей день.

6.3. Развитие практики образования в XVII–XVIII вв

Развитие практики образования в XVII–XVIII вв. происходило под влиянием идей Реформации, Контрреформации и Просвещения. В XVII в. идея индивидуального познания веры и Бога потребовала от человека развития мышления посредством образования. В Западной Европе формировалась система школ, обучение в которых соответствовало этим принципам. Главный акцент делался на образование в средних латинских школах и гимназиях (см. 5.3), в них шла перестройка образования на гуманистических началах. Были сформулированы основные положения организации системы образования: светская власть должна обеспечивать обучение и воспитание граждан, школы и библиотеки должны финансироваться государством, кроме того, выдвигалось требование демократизации школы, введения всеобщего начального обучения; целью средней школы должна стать подготовка протестантского духовенства и государственных служащих. Результатом данных тенденций в образовании стали появление классической гимназии, расширение числа средних школ, изменения в их деятельности.

В числе средних церковных школ наибольшее распространение получили школы иезуитов, которые основывались католическим орденом иезуитов. Это были учебные заведения закрытого типа, где царили строгий порядок и дисциплина. В программу воспитания входили физическое (гимнастика, фехтование, верховая езда) и умственное развитие (классические языки, литература, риторика, диалектика, богословие, начала математики, географии, истории). В обучении особое внимание уделялось прочности усвоения знаний, соревновательности, а в межличностных отношениях поощрялось доносительство.

Существенные изменения были внесены в организацию высшего образования. На протяжении XV–XVII вв. появились конфессиональные университеты, в которых получила развитие система постоянных, оплачиваемых государством лекций, некоторые университеты целиком финансировались правительством. Благодаря значительному повышению уровня среднего образования факультет свободных искусств освободился от задач подготовки к университетскому образованию и трансформировался в самостоятельный философский факультет.

В развитии практики образования в XVIII в. выделяются следующие главные тенденции: постепенный переход школы от церкви к государству, возникновение начального народного образования, дальнейшее совершенствование среднего образования. Эти тенденции по-разному реализовывались в крупнейших странах Западной Европы. Так, в Пруссии в отдельных княжествах были изданы указы о всеобщем начальном обучении. Обучение повсеместно перешло на немецкий язык, но его содержание в начальной школе было крайне ограниченным и включало чтение, письмо, четыре арифметических действия, знание гражданских обязанностей. Латинские школы или гимназии оставались повышенным типом средней школы, но во второй половине XVIII в. возникает ряд реальных и ремесленных училищ. Высшее образование наряду с университетом было представлено академией, в которой дворянская молодежь готовилась к гражданской и военной службе.

В Англии начальная школа имела церковную или частную принадлежность и давала знания чтения, письма и счета. Средними повышенными школами в этот период оставались грамматические школы, в программу обучения которых входили два древних языка, грамматика, риторика, классическая литература. Кроме того, было создано несколько академий, в которых преподавались наряду с классическими и реальные дисциплины. Высшее образование сосредоточивалось в университетах.

Во Франции начальные школы организовывались как церковью, так и государством, но их положение было плачевным, в содержание обучения входили лишь навыки грамоты и катехизис. Средняя ступень была представлена иезуитскими школами, учебными заведениями Пор-Рояля и колледжами, в которых господствовал классический идеал образования. Университеты представляли высшее образование.

Его труд фактически состоит из трех частей, в которых он излагает систему физического, нравственного и умственного воспитания. Большое значение он придает физическому и нравственному воспитанию, меньше – умственному. Он выступил против классического образования, предлагая заменить его практическим, реальным.

В целом же, английское Просвещение, наиболее ярким представителем которого в педагогике был Джон Локк, положило начало новому этапу педагогического мышления, понимающего воспитание в основном в рамках естественно-научных представлений о человеке и человеческой природе. Соответственно, английское Просвещение серьезно пересмотрело предшествующую педагогическую мысль и образование, особенно содержание, поставив под сомнение целесообразность классической культуры и выдвинув на первое место практическое знание. Оно же поставило под сомнение абсолютную ценность обучения, считая наиболее важным в формировании человека воспитание и доказывая, что именно ему должно уделяться главное внимание.

XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Франсуа Мари Вольтер (1694–1778). Известен как поэт, драматург, писатель, историк, философ. Вольтер не оставил специальных педагогических произведений, да и идеи воспитания достаточно редки в его творчестве, но вся его философия и вся его идеология стали фактической основой многих педагогических концепций, идей и установок в области воспитания и образования.

Теория воспитания Руссо – это целостная педагогическая система, содержащая множество проблем, идей и предложений, одни из которых были поняты и могли реализоваться только спустя десятилетия, другие стали основой новых педагогических теорий и систем, побудили к деятельности многих известных педагогов.

В целом же, деятелями французского Просвещения был написан ряд педагогических трактатов, в которых изложено новое понимание развития человека, предложены новые концепции воспитания и образования, разработано новое содержание, формы и методы образования и воспитания.

XVIII в. – время расцвета американского Просвещения. Его наиболее выдающиеся деятели – Б. Франклин, Т. Джефферсон – сыграли большую роль в развитии американского образования и педагогики.

В целом, американские просветители разработали идеологию и философию, основы содержания и организации американского образования.

Большой вклад в развитие духовной культуры и философии, науки и педагогики, воспитания и образования внесло немецкое Просвещение, расцвет которого приходится на конец XVIII – начало XIX в.

Деятели немецкого Просвещения не только создали классическую культуру Германии – ее философию и науку, литературу и искусство, но и многое сделали для развития педагогики, воспитания и образования.

Одним из наиболее видных деятелей этого направления был Иоганн Бернард Базедов (1729–1790), основавший знаменитый филантропин в Дессау, в котором он хотел сформировать совершенного человека. Его опыт получил неоднозначную оценку в Германии и Европе, но положил начало широким дискуссиям по проблемам воспитания и привлек к воспитанию широкое общественное внимание.

Основные заслуги филантропизма в образовании и педагогике можно свести к следующему. Филантрописты явились основоположниками педагогики на строго научной основе. При этом они не просто заимствовали идеи своих предшественников, но и практически перерабатывали их, внеся в педагогику ряд новых идей – особенно важна идея кардинального обновления образования. Они считали необходимым замену классического содержания образования реальным; разрабатывали методики обучения математике, языку; явились основоположниками ряда новых методик: физического воспитания (стремились ввести в школу занятия спортом и закаливание), ручного труда и т д.; активно использовали наглядность и новые методы обучения, особенно игровые; многое сделали для искоренения из школы наказаний, являвшихся обычным явлением во всех начальных и средних школах Германии того времени.

Наибольшую роль деятели этого направления играли в конце XVIII – начале XX вв. Во второе десятилетие XIX века их деятельность постепенно затухает.

Одновременно с филантропизмом в Германии развивалось другое крупное педагогическое течение – неогуманизм. Его начало было положено трудами университетских профессоров И.А. Эрнести и М. Геснера, а также И.И. Винкельмана и Г Э. Лессинга. В определенной мере к этому направлению можно причислить и И. Канта. А собственно педагогическое содержание неогуманизм обрел в трудах Х.Р. Гейне, Ф.А Вольфа, И.Г. Гердера, И.В. Гете, В. фон Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля и др.

Продолжателями этого направления в педагогике были известнейшие немецкие педагоги: И.Гербарт, А.Дистервег, Ф.Фребель. Гербарт получил свое образование в Иенском университете в 90-е годы XVIII века, тогда университетом руководил Гете и он считался самым передовым университетом Германии того времени; Фребель был шеллингианцем, а Дистервег главными авторитетами в культуре и философии считал Гете и Гегеля.

Христиан Гейне (1729–1812). Один из крупнейших исследователей древней культуры. Оказал большое влияние на развитие университетского педагогического и гимназического образования Германии.

Фридрих Август Вольф (1759–1824). Не менее известный знаток древней культуры, основоположник современной филологической науки. Многое сделал для развития гуманитарных наук, реформирования высшего и гимназического образования.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Выдающийся ученый и политик Германии. Наибольшей известностью пользуются его труды по филологии [135]. Один из крупнейших реформаторов немецкого образования начала XIX века. Особенно значим его вклад в реформирование среднего и высшего образования Германии. Один из создателей Берлинского университета. Значительный интерес представляют педагогические идеи Гумбольдта свободного и универсального развития каждого человека, автономного развития системы образования, оптимального построения содержания образования и т.д. (см.: [615; 622; 623]).

Характеризуя роль неогуманистического направления в развитии немецкого воспитания, образования и педагогики в целом, можно сказать, что его деятели сыграли решающую роль в просвещении Германии, поскольку они стали создателями классической философии, литературы, театра, литературной критики, целого ряда гуманитарных наук, внесли огромный вклад в развитие естественных наук; явились главными теоретиками и организаторами перестройки системы образования в Германии, прежде всего университетского и гимназического, предложив новое содержание образования, формы и методы обучения; разработали теоретические основы новой педагогики – их идеи активно использовали последующие ученые; по-новому решили целый ряд теоретико-педагогических проблем; ввели в науку ряд новых педагогических понятий. Конкретизацией их учения о том, что человек не может рассматриваться только как средство, но как цель, – в области воспитания явилась идея о том, что период образования нельзя рассматривать как подготовку к будущей жизни, но как ничем не заменимый этап человеческой жизни.

Наиболее ярким представителем романтического направления был Фридрих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768–1834). Он также всю жизнь посвятил воспитанию юношества, принимал активное участие в создании Берлинского университета, написал несколько работ по вопросам воспитания и обучения. В воспитании, как и в обучении, на первое место выдвинул эмоциональную сторону. Интересны его идеи реформирования образования, в частности создания системы образования, независимой от церкви и государства.

В целом, это было наиболее демократичное педагогическое течение Германии, поскольку его деятели выдвинули требования всеобщего обязательного образования; включения родного языка в качестве учебного предмета на всех ступенях обучения; введения труда в школу как средства не только обучения, формирования умений и навыков, но и воспитания, и даже организации всей жизнедеятельности воспитанников.

Виднейшими представителями немецкой педагогики Просвещения также следует считать И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Ф.Э. Бенеке и Ф. Фребеля.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841). После окончания Иенского университета работал домашним учителем, а затем профессором нескольких германских университетов. Одним из первых выделил педагогику в самостоятельную науку. С его точки зрения, подлинно научную педагогику можно создать только в том случае, если она будет построена на философии, этике, дающей педагогике цель воспитания, и психологии, дающей знание о природе человека, ребенка, ученика. Ему принадлежит концепция воспитывающего обучения, согласно которой в основе воспитания должно лежать обучение. В педагогику вошел ряд понятий Гербарта: управление и виды его организации (угроза, приказание и запрещение, авторитет и любовь), интересы: (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный, религиозный), ступени обучения (ясность ассоциаций, система, метод), дисциплина, нравственное воспитание и его средства. Педагогика Гербарта оказала большое влияние на развитие педагогики и образования в большинстве европейских государств.

До сих пор интерес представляют его педагогические идеи и трактовки таких понятий, как природосообразность, культуросообразность, самодеятельность, развивающее обучение, воспитывающее обучение. Заслугой Дистервега является создание дидактики развивающего и воспитывающего обучения. Опираясь в первую очередь на учения Гете и Гегеля, Дистервег разработал учение о гармоничном развитии человека.

Наряду с разработкой фундаментальных проблем педагогики, Дистервег известен как автор учебников для начальной школы и методических руководств.

Фридрих Фребель (1782–1852). Основоположник теории и практики дошкольного воспитания. Ему удалось на основе философии Шеллинга, Фихте, Гегеля не только создать теоретическое учение о дошкольном воспитании, но и разработать его дидактику и методику дошкольного образования.

Таким образом, педагогическая мысль Германии эпохи Просвещения представлена несколькими направлениями педагогики: филантропизмом, неогуманизмом, национальным воспитанием, в определенной мере романтизмом, которые оказали огромное воздействие на развитие педагогики, воспитания и образования не только в самой Германии, но и в большинстве европейских государств.

Огромное значение для педагогики Просвещения имело творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Ему человечество обязано созданием теории и практики современной народной (начальной) школы. Благодаря его трудам народная школа обрела современный вид, им был обоснован принцип развивающего обучения. И.Г. Песталоцци не только разработал современное содержание начального обучения (родной язык, математика, чтение, рисование и т.д.), но и методики их преподавания, в основе которых лежал принцип развивающего обучения.

Основу теории развивающего обучения Песталоцци составила теория элементарного обучения. Исходя из идеи, что образование должно гармонично развивать ребенка, для чего должны быть гармонично развиты его ум, сердце и рука, Песталоцци создает концепции умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, в основе которых лежит принцип восхождения от простого к более сложному.

Теоретические положения учения Песталоцци, его практический опыт были затем использованы при организации народного образования в ряде государств Европы.

Коротко расскажем о наиболее видных представителях педагогической мысли XIX в., разделявших идеи Просвещения.

Герберт Спенсер (1820–1903). Его сочинения не только определяли развитие образования и воспитания Англии, но и оказали заметное влияние на педагогическую мысль в других странах во второй половине XIX века.

Среди важнейших идей Спенсера – идеи нравственного, физического, умственного образования. Центральный вопрос – разработка современного содержания образования. Спенсер – один из зачинателей педагогического утилитаризма, полагающего, что содержание школьного образования должно ограничиться предметами, служащими непосредственно практическим целям. И чем меньше этим целям отвечают предметы обучения, тем меньшее место они должны занимать в школьной программе.

Среди дидактических идей, обоснованных Спенсером, наибольшее значение имеют такие, как соответствие обучения возрастным особенностям ребенка, учет интересов, максимальная самостоятельность ребенка в обучении.

Клод Анри де Рувуа Сен-Симон (1760–1825). Возлагал большие надежды на науку и воспитание в деле переустройства общества. Идеи, изложенные в ряде его работ, оказали определенное влияние на развитие педагогики. Его учеником был О. Конт.

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837). Не только критиковал существующее образование, особенно такие его недостатки, как не соответствующие природе ребенка методы обучения и воспитания, жестокие наказания, антигуманизм воспитания, приниженное положение учителя, но и предложил свою концепцию воспитания. Согласно Фурье, воспитание необходимо организовать так, чтобы оно начиналось с ранних лет. Воспитание должно быть общественным, построенным на научной основе, учитывать возрастные особенности детей, а также интересы ребенка. Оно должно дать ребенку умственное, нравственное, физическое, эстетическое и трудовое развитие.

Огюст Конт (1798–1857). Основоположник социологии и позитивизма в философии. Его учение оказало большое влияние на развитие философии и естественных наук. Конт выработал свою систему взглядов на образование. По его мнению, образование должно быть доступно и служить всему населению, причем бедные нуждаются в образовании даже больше, чем богатые. Он доказывал, что воспитание и обеспечение работой каждого будут составлять единственный и главный предмет политики будущего. На первой стадии обучения учителем является мать. Она должна позаботиться, во-первых, о физическом воспитании детей, во-вторых – об их эстетическом развитии, в-третьих, дать детям знание иностранного языка. Воспитание хотя и не должно строиться по какой-то определенней системе, но должно следовать логике развития человеческого рода, повторяя стадии его развития.

Определенную роль в развитии образования, воспитания и педагогики сыграли социал-демократические и коммунистические организации Европы, которые стали возникать в Европе после 40-х годов. Их основная и главная заслуга – защита прав рабочих на получение образования, сначала начального, а затем среднего. Постепенно рабочий класс Европы, пусть и через десятки лет, но добился этого права.

Наиболее видную роль в рабочем движении играли Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895), которые фактически принадлежали к последним представителям неогуманизма, а их педагогическое учение – это, по существу, неогуманистическая теория образования в новых условиях, теория гармоничного развития ребенка, предполагающая высочайший уровень умственного и физического развития, соединенных с трудовым (политехническим) и эстетическим воспитанием. В определенной мере их концепция – это синтез лучших педагогических достижений Европы XVIII – начала XIX века. Их учение оказало влияние на многих представителей психолого-педагогической науки, особенно в нашей стране.

Таким образом, важнейшими заслугами деятелей педагогики Просвещения стало обоснование самодостаточной антропологической формы теоретического педагогического сознания. Начало этого понимания воспитания было положено учением Дж. Локка, существенно развито Ж.-Ж. Руссо и И. Кантом. Они обосновали цели и принципы воспитания, исходя исключительно из природы человека; утвердили воспитание в качестве важнейшего объяснительного принципа формирования и развития человека; сформировали в общественном сознании понимание решающей роли просвещения и образования в улучшении и совершенствовании общества; разработали самые разнообразные теоретические и практические, реальные и утопические проекты и модели учебно-воспитательных учреждений; предложили множество вариантов содержания образования, наиболее жизненными из которых оказалось неоклассическое и реальное содержание; ввели в школу целый ряд новых предметов: трудовое обучение, физическое воспитание и т.д.; написали огромное количество новых учебников; существенно усовершенствовали технологии обучения и воспитания – в школе предлагалось использовать такие формы и методы, которые, по возможности, исключали бы насилие, но позволяли ребенку реализовать свои интересы, склонности и способности.

Эпоха Просвещения — переломный период в развитии европейской цивилизации, своеобразное явление Нового времени, которое было связано со значительными экономическими, социальными и культурными реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в странах Западной Европы и в России и длилось с последней трети XVII в. до конца XVIII в. Этот исторический этап был связан с решительным концептуальным пересмотром отношения к человеку и окружающему миру, ускорением формирования новых общественных и духовных ценностей.

XVII век, с которого начинают отсчет Нового времени, во многом сохранил традиционные устои Средневековья. Однако проводившиеся экономические и социально-политические преобразования оказали непосредственное влияние на развитие воспитательно-образовательной системы и на ее существенное реформирование, в первую очередь в сфере целенаправленного обучения. Именно в XVIII в. шел процесс становления национальных государств на основе утверждения рыночных отношений, капиталистических форм ведения хозяйства и развития промышленности.

Эти изменения оказали существенное влияние и на образовательные традиции, направив их на практическую сферу и освоение реальных знаний. Одновременно образовательные и дидактические реформы Просвещения необходимо рассматривать как мощное культурное движение, которое утверждало культ разума и науки в противовес религиозным догматам и абсолютизму в государственном устройстве общества.

Характерно, что именно в XVIII в. инициатива открытия учебных заведений постепенно переходит из ведения церкви к государству и общественности, а также создаются первые законодательства (указы, школьные уставы), определяющие специфику образовательного процесса в различных типах учебных заведений, что стало основой процесса централизации школьного дела. В первую очередь это было связано с новой целевой установкой образовательной системы, которая была ориентирована на:

• преодоление традиций сословного образования и распространение идей просвещения и просветительства на различные слои населения;

Традиционный характер обучения, который был теоретически закреплен и реализован еще на предшествовавшем историческом этапе европейского Средневековья и Возрождения, получил свое дальнейшее развитие. Его специфика определялась отношением к ребенку как к активному участнику учебного процесса и становлением новых образовательных программ и учебных технологий в связи с изменившимися социальными ориентирами системы образования, направленными на приоритет удельного веса естественных, гуманитарных и технических дисциплин.

Целерациональный и утилитарно-прагматический компонент в образовании в условиях активной секуляризации общества привел к глобальному реформированию всех традиций культурной и социальной жизни, в том числе и в сфере образования.

Идеология Просвещения носила неоднородный характер, что привело к созданию нескольких автономных, национально ориентированных образовательных систем, в рамках становления и развития которых рассматривались и некоторые вопросы дидактики. Состояние школьного дела сводилось к закреплению сложившейся единообразной системы обучения в латинских школах, имевших национальные особенности в различных европейских государствах — Франции (коллегии), Англии (грамматические школы), Германии (гимназии) и т.д.

В качестве основных тенденций, характеризующих развитие образования на данном историческом этапе, можно отметить следующие:

• консервативный характер всей системы образования, ориентированной на узкофункциональную подготовку учеников;

• закрепление значимости и обязательности получения определенного образовательного уровня для представителей различных слоев населения, т.е. образование рассматривается как гражданская обязанность;

« становление системы учебных заведений вне зависимости от половой принадлежности учеников, открытие начальных школ для девочек;

. появление всесословных образовательных учреждений, отличающихся как программами обучения, так и спецификой организации учебного процесса;

• возникновение потребности в подготовке специально обученного педагогического персонала для самых различных типов учебных заведений, зарождение основ педагогического образования;

• становление системы школьной дидактики, построенной на специфических, отражающих особенности детского восприятия информативного материала, учебных пособиях и учебниках.

Таким образом, в образовательной системе эпохи Просвещения были закреплены и существовали параллельно как традиционные подходы к организации учебного процесса, так и новые, альтернативные, определенные формированием новых общественных отношений и промышленного производства, которые формировались в рамках нарастания оппозиции схоластике в обучении и движения за переустройство школьного обучения.

Развитие преемственной системы образования, включающей в себя начальную, среднюю и высшую ступени, требовало появления новых типов учебных заведений в рамках формирования уже не общеевропейских, а национальных традиций обучения и воспитания подрастающего поколения.

Важнейшими заслугами деятелей педагогики Просвещения стало обоснование самодостаточной антропологической формы теоретического педагогического сознания. Начало этого понимания воспитания было положено учением Дж. Локка, существенно развито Ж.-Ж. Руссо и И. Кантом. Они обосновали цели и принципы воспитания, исходя исключительно из природы человека; утвердили воспитание в качестве важнейшего объяснительного принципа формирования и развития человека; сформировали в общественном сознании понимание решающей роли просвещения и образования в улучшении и совершенствовании общества; разработали самые разнообразные теоретические и практические, реальные и утопические проекты и модели учебно-воспитательных учреждений; предложили множество вариантов содержания образования, наиболее жизненными из которых оказалось неоклассическое и реальное содержание; ввели в школу целый ряд новых предметов: трудовое обучение, физическое воспитание и т.д.; написали огромное количество новых учебников; существенно усовершенствовали технологии обучения и воспитания - в школе предлагалось использовать такие формы и методы, которые, по возможности, исключали бы насилие, но позволяли ребенку реализовать свои интересы, склонности и способности.

Читайте также: