Как изменяются физические качества у подростков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие физических способностей, а также обучение двигательным действиям хоть и направленны на одну цель – занимающегося, но в тоже время имеют ряд особенностей: принципы, методы и т.д. (И.В. Еркомайшвили, 2004).

Каждая методика, предназначенная для развития физических способностей, должна учитывать влияние физической нагрузки на организм занимающегося. Для этого были определены различные принципы, обеспечивающие определение закономерностей взаимной связи состояния занимающегося и физической нагрузки.

ВложениеРазмер
statya.docx 18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физические способности и методика их развития у детей 14-16 лет

Развитие физических способностей, а также обучение двигательным действиям хоть и направленны на одну цель – занимающегося, но в тоже время имеют ряд особенностей: принципы, методы и т.д. (И.В. Еркомайшвили, 2004).

Каждая методика, предназначенная для развития физических способностей, должна учитывать влияние физической нагрузки на организм занимающегося. Для этого были определены различные принципы, обеспечивающие определение закономерностей взаимной связи состояния занимающегося и физической нагрузки.

Зная тенденции возрастного развития обучающихся, мы можем воздействовать на их организм с максимальной эффективностью и использовать полный потенциал и возможности организма. Принцип сопряженного воздействия состоит в том, что процесс развития физических способностей и процесс формирования двигательных умений и навыков взаимно влияют друг на друга и на саморегулирования данных. Этот принцип гласит о том, что воздействия наших занятий должны соответствовать развитию необходимых физических способностей, а также умению использовать нужные в конкретной ситуации, в данном упражнении. Это может быть достигнуто только путем подбора физических упражнений, одновременно развивающих силовые, координационные, скоростно-силовые и скоростные способности, и конечно выносливость, гибкость и ловкость. А также совершенствует двигательного навыка в целом и его частей (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

1.1.1. Скоростные способности и методика их развития

Долгое время для определения возможности человека выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени использовался термин быстрота. Но в последние годы появилось огромное множество форм проявления быстроты, в связи с этим было решено заменить данный термин на скоростные способности.

Скоростные способности – это физическая способность человека, выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени, т.е. с максимальной скоростью.

Факторы проявления и уровня развития скоростных сопособностей:

1. Скорость перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношение различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Совершенства техники движений.

5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.

6. Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и быстроты ресинтеза (восстановления) (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Прямой перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкание ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится.

Быстрота развития двигательных реакций может быть простой и сложной.

Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций – сложные. Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные).

Сложные реакции – реакция на движущийся объект и реакция выбора. Чаще всего эти типы реакций встречаются в игровых видах спорта и единоборствах (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).

1.1.2. Силовые способности и методика их развития

Мышечная сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Один из самых значимых элементов регламентирующих мышечную силу является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

Первые два режима характерны для динамической, третий – для стоической, четвертый – для статодинамической работы мышц. Самые большие показатели силы наблюдаются в проявлении уступающей работы мышц, которые нередко в 2 раза превосходят изометрические показатели.

Сила может проявляться как медленно, так и быстро, вне зависимости от режима работы мышц, что обозначает характер их работы.

Курамшин, Ю.Ф. (2004) «различные сочетания характера силы и режима силы подразделяют на два вида:

  1. Собственно-силовые – проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
  2. Скоростно-силовые – проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.

1.1.3. Скоростно-силовые способности и методика их развития

Скоростно-силовые способности – выполнение быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстрое переключение от уступающей к преодолевающей работе.

Формы проявления скоростно-силовых способностей во многом зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении, которые выражаются в различных движениях быстротой развития силового направления, его величины и длительности.

Один из самых важных видов проявления скоростно-силовых способностей – взрывная сила.

В теории физической культуры выделяют также абсолютную и относительную мышечную силу человека.

Абсолютная сила – характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза.

Относительная сила – оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Для большинства физических упражнений важнее показатели относительной силы.

Одну из основных ролей в проявлении силовых способностей человека играет регуляция мышечных направлений со стороны центральной нервной системы. Величина мышечной силы при этом связана:

- с частотой эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейронов передних рогов спинного мозга;

- степенью синхронизации (одновременности) сокращения отдельных двигательных единиц;

- порядком и количеством, включенных в работу двигательных единиц (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Сенситивный период абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет. Причем самыми высокими темпами увеличиваются показатели силы крупных мышц разгибателей туловища и ног. Относительные же показатели силы особенно значительными темпами возрастают у детей 9-11 и 16-17 лет.

Отмечено, что в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что, по-видимому, объясняется большим потреблением осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наилучшие условия для деятельности мышц – при t +20 С.

В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения разделяют на 3 группы:

Физическое развитие детей и подростков – это рост и формирование организма ребенка включая темпы, стадии и критические периоды его созревания, унаследованные особенности, индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внутренней и внешней среды. Показателями физического развития являются антропометрические данные, скорость их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности. Оценка физического развития детского населения на основе антропометрических данных является одним из ключевых показателей здоровья детского населения и имеет значение для врачей, педагогов и спортивных тренеров. Цель работы - анализ имеющихся российских публикаций по физическому развитию детского населения в России. Большинство авторов сходятся во мнении, что для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями 4 основных антропометрических показателей: длина и масса тела, окружность грудной клетки и головы. Основная масса исследований подтверждает, что изменения показателей физического развития детей и подростков находится в зависимости от природно-климатических, этнических, экологических условий и степени антропогенной нагрузки. Изученная литература подтверждает необходимость разработки и регулярного пересмотра региональных нормативов физического развития детей в различные периоды жизни. Мониторинг региональных нормативов физического развития детей в критические периоды их развития следует учитывать врачам-педиатрам и специалистам в области физической культуры и спорта для планирования занятий с детьми и дозирования физических нагрузок, а также в спортивном отборе и ориентации.


2. Баранов А.А Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Научный центр здоровья РАМН, 2008. – 215 с.

3. Вельтищев Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста). - М., 2002. – 163 с.

4. Величковский Б.Т. Рост и развитие детей и подростков в России / Б.Т. Величковский, А.А. Баранов, В.Р. Кучма // Вестник РАМН. – 2004. - № 1. – С. 43-45.

5. Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция: лекция от врачей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение. – 2000. – С. 97.

6. Воронцов И.М. К проблеме формирования стандартизированных шкал оценки риска в экологии детства / И.М. Воронцов, О.А. Малыгина // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. – 1994. – С. 13-14.

7. Влияние факторов среды на процессы роста и развития у человек / Година Е.З. [и др.] // Этнос и среда обитания: сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова. - 2009. – Т. 2. - С. 186-210.

8. Жуков Р.С. Сочетание индивидуального и дифференцированного подходов на уроках физической культуры в начальной школе / Р.С. Жуков, Н.В. Копыткова, Г.А. Шаньшина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2 (4). – С. 26-30.

11. Ахатов А.М. Основные направления отбора и ориентации, используемые в детско-юношеском спорте: методическое пособие / А.М. Ахатов, А.С. Кузнецов. – Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2010. – 27 с.

12. Проблемы здоровья и физического воспитания школьников в Республике Саха-Якутия на современном этапе / С.Г. Ушканова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 10 (140). – С. 190-194.

13. Мальгин Д.А. Физическое развитие юных спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки / Д.А. Мальгин, И.Д. Мальгина // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2017. – Т. 2. – С. 160-162.

14. Медвецкая Н.М. Медико-педагогические аспекты спортивного отбора юных пловцов: методические рекомендации / Н.М. Медвецкая, А.А. Синютич, Г.Д. Чернявская. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2015. – 2 с.

15. Бороздин В.Я. Подходы к повышению эффективности многолетней подготовки спортсменов / В.Я. Бороздин, О.В. Бороздина // Физическая культура. Спорт. Туризм. - 2017. -Т. 2, № 1. – С. 26-30.

16. Никитюк Д.Б. Роль антропометрического метода в оценке физического развития детей и подростков в норме и патологии / Д.Б. Никитюк и др. // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2014. – Т. 3 (3). - С. 9-14.

18. Буракова Е.Н. Динамика изменений антропометрических показателей у детей Самарского региона в постнатальном периоде онтогенеза: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Оренбург, 2016. – 21 с.

19. Региональные стандарты физического развития детей в возрасте от 7 до 17 лет / Н.А. Меркулова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2010. - № 4 (205). – С. 36-37.

20. Лещенко Я.А. Оценка физического развития детей первого года жизни с применением региональных стандартов / Я.А. Лещенко, А.В. Боева, Н.Ю. Дугина // Современные проблемы медицины труда и экологии человека. – 2007. - № 6 (58). – С. 47-51.

21. Региональные показатели физического развития детей и подростков Иркутской области: метод. рекомен. – Иркутск, 2004. – 46 с.

22. Крикун Е.Н. Антропоэкологический мониторинг показателей физического развития новорожденных детей / Е.Н. Крикун, Э.Г. Мартиросов, Д.Б. Никитюк // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Медицина. Фармация. - 2008. - № 6 (46). - С. 26-33.

23. Зрячкин Н.И. О необходимости региональных стандартов физического развития детей раннего возраста / Н.И. Зрячкин, Т.В. Елизарова // Астраханский медицинский журнал. – 2013. – № 8 (3). – С. 117-121.

24. Муратова И.В. Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных школ Республики Мордовия // Вестник спортивной науки. – 2009. – С. 59-61.

26. Физическое развитие учащихся Республики Башкортостан / Д.А. Еникеев [и др.] // Медицинский вестник Башкортостана. – 2013. – Т. 8, № 1. – С. 101-103.

27. Эколого-антропологические аспекты индивидуальной изменчивости морфотипа детей Тюменского севера / Н.Ф. Жвавый [и др.] // Морфология. – 2011. - № 5. - С. 27-30.

29. Прокопьев Н.Я. Динамика физического развития мальчиков 8 лет на начальном этапе занятий спортом / Н.Я. Прокопьев, А.М. Дуров // Теория и практика физической культуры. – 2017. - № 12. – C. 49-52.

Особое внимание в сфере двигательной активности занимает современный спорт, который в настоящее время стремительно молодеет [11; 12]. В такие известные, красивые, зрелищные и очень популярные виды спорта, как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, детишек берут, как только им исполнится 4 года. Спортивные секции в первую очередь нацелены на достижение результатов и продвижение юных спортсменов к вершинам спорта. Строгая дисциплина в спорте, сравнимая иногда с военной, способствует выработке целеустремленности спортсмена и командности действий. Многочасовые тренировки сопряжены с тяжелой не по годам нагрузкой. К сожалению, это наносит громадный вред здоровью ребенка [13; 14]. А ведь именно за здоровьем отдают родители детей в спортивные секции. Необходимо отметить, что хроническое переутомление мышц ведет к гипоксии головного мозга, поскольку весь кислород направляется на восстановление мышечной ткани. Как следствие отмечается рассеянность внимания таких детей в учебном процессе в школе. У значительного числа девочек-спортсменок отмечается задержка развития и даже отсутствуют месячные. Активная нагрузка на мышцы замедляет рост костей в длину. Существенным отягощением являются и спортивные травмы. Дети плохо осознают опасность и поэтому легко идут на выполнение сложных упражнений, а иногда откровенно опасных элементов. Непоправимый вред наносят так называемые асимметричные виды спорта: теннис, бадминтон, хоккей, фехтование и т.д. Они влияют на опорно-двигательный аппарат, формируя сколиозы. В спортивных секциях, как правило, отсутствует игровая форма занятий, что является нормой для детей до 6 лет. Однако большинство тренеров считают, что спортивная секция – это не детский сад и не школа, как следствие – не придерживаются нормативов по физическому воспитанию. Очень важно консолидировать работу тренеров и с врачами-педиатрами [12; 14]. Врач должен обследовать ребенка, чтобы понять, готов ли тот к выполнению повышенных физических нагрузок, т.е., прежде всего, определить уровень физического развития малыша. И далее проводить регулярные осмотры, которые должны быть направлены не только на мониторирование физического развития, но и определение нормального функционирования таких важных систем жизнеобеспечения, как сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная. Любые скрытые проблемы со здоровьем могут, конечно же, с возрастом нивелироваться, если не подвергать растущий организм неадекватным нагрузкам. Например, пубертатный период, когда наблюдаются диспропорции в развитии практически всех систем органов. Естественно, это приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок. Спортивные тренировки, направленные только на достижение результатов, могут усугубить состояние юного спортсмена вплоть до летального исхода в результате остановки сердца [15].

Для оценки физического развития используется легкодоступный и широко применяемый в медицине метод антропометрии, использующий достаточно широкий спектр показателей: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК) и головы (ОГ), и другие обхватные размеры туловища и конечностей, позволяющие определить морфофенотип (тип телосложения или соматотип) человека [16]. Соматотип является морфологической характеристикой человека и выступает как характеристика здоровья человека. Показатели физического развития и тип телосложения важны не только в медицине, но и в физическом воспитании, а также в спорте.

Цель исследования - анализ современной литературы, где отражается изменчивость физического развития детей и подростков в различных регионах нашей страны и факторы, влияющие на эти показатели.

Результаты исследования. География исследовательских работ очень широка. Антропометрические показатели изучают не только в городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Белгород), но и в республиках (Мордовия, Башкортостан, Карелия), а также в районах Сибири и других областях страны.

Фронтальные исследования, где наблюдали детей одного региона в широком возрастном диапазоне, не многочисленны. Так, в 2006 году авторы В.С. Масюк и И.М. Шабалина провели анализ уровня физического развития 28 448 детей в возрасте от 1 до 18 лет Республики Карелия по 3 антропометрическим показателям: ДТ, МТ, ОГК. Во всех возрастных группах авторы выявили дисгармоническое развитие со склонностью к астенизации [17].

Во Владикавказе, по данным Н.А. Меркуловой (2010), при оценке физического развития 7000 школьников (7-17 лет) было отмечено, что постоянно увеличивается число детей с низкой ДТ и дефицитом МТ. Такие изменения показателей связаны с климато-географическими условиями. Общеизвестными экзогенными (средовыми) факторами являются жаркий климат и высокогорье. Они снижают ростовые показатели детского населения [19].

Большинство авторов сходятся во мнении, что у детей грудного и младшего возраста дисгармоничность развития не типична. В Энгельсском районе Саратовской области были исследованы 2136 детей от 1 месяца до 3 лет. По сведениям Зрячкина Н.И. и Т.В. Елизаровой (2013), было выявлено, что в этом возрасте преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Дисгармоничность встречается в 20,4% случаев, а резкая дисгармоничность всего лишь в 8% [23].

В г. Саранске (Мордовия) в 2009 г. были исследованы 1577 учащихся 1-5 классов. По данным И.В. Муратовой, на основании следующих показателей: ДТ, МТ и ОГК, было отмечено, что темп изменения ДТ у девочек на 1,5-2% превосходил мальчиков. Но только в начальной школе, тогда как к пятому классу мальчики по ростовым показателям начали обгонять сверстниц. По темпам прироста МТ и ОГК в начальной школе различий не наблюдалось, и только в пятом классе у мальчиков было отмечено увеличение ОГК (5,8%) по сравнению с девочками (4,8%). При этом необходимо отметить, что результаты, полученные в своем исследовании, автор сравнил с такими же показателями физического развития школьников 1-5 классов в г. Москве. Учащиеся из Мордовии уступали по уровню физического развития школьникам из г. Москвы [24].

Некоторые ученые исследуют физическое развитие детей с учетом типа телосложения. Так, по данным И.И. Орловой (2013), в г. Красноярске у детей 4 лет ДТ и МТ у мальчиков была чуть выше, чем у девочек. По типу телосложения преобладали дети-нормостеники (54,2%) и дети пикнического типа (41,7%). Выявлено 4,2% детей астенического типа. К 7 годам астенический соматотип встретился в 62,5% случаев, нормостенический тип в 29,2%, а пикнический – в 8,3%. Автор отмечает, что данные изменения можно расценивать как грацилизацию в формировании физического развития [28].

В динамическом исследовании Прокопьева Н.Я и др. (2017) была взята группа мальчиков 8 лет г. Тюмени, занимающихся спортом. При оценке физического развития в начале исследования в 2005 г. преобладали мальчики с астеноидным и грудным типом телосложения, к 2016 г. возросло число детей с брюшным типом телосложения. За весь период наблюдения увеличивались как ДТ, так и МТ у исследуемых мальчиков, что свидетельствует о продолжении процесса акселерации, имеющего место у большинства детей Российской Федерации [29].

Заключение. Таким образом, для каждого возрастного периода характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации режима дня, ухода, воспитания, питания, организации учебного процесса, мероприятий по профилактике заболеваний, а также методов и форм оздоровления, сопряженных с занятиями физкультурой и спортом. Большинство авторов сходятся во мнении, что для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями 4 основных антропометрических показателей: ДТ, МТ, ОГК и ОГ. Основная масса исследований подтверждает, что изменения показателей физического развития детей и подростков в сравнении со стандартными показателями находятся в зависимости от природно-климатических, этнических, экологических условий и степени антропогенной нагрузки. Изученная литература подтверждает необходимость разработки и регулярного пересмотра региональных нормативов физического развития детей в различные периоды жизни. Мониторинг региональных нормативов физического развития детей в критические периоды их развития следует учитывать врачам-педиатрам и специалистам в области физической культуры и спорта для планирования занятий с детьми и дозирования физических нагрузок, а также в спортивном отборе и ориентации. Крайне важно уделять внимание плавному процессу вхождения ребенка в занятия в спортивных секциях. Первые годы должны быть направлены на тренировки по общей физической подготовке детей, с постепенным возрастанием нагрузок. Это самый правильный путь в спорт. Мониторинг состояния здоровья юных спортсменов должен осуществлять врач-педиатр на постоянной основе. Именно врач, ориентированный на подготовку здоровых спортсменов, может дать физиологически обоснованные рекомендации педагогам-тренерам по возможному увеличению числа нагрузок так, чтобы их объем и интенсивность способствовали развитию здорового организма, а не только достижению высоких результатов на пределе физических возможностей.

Во-первых, изменяется рост и вес. Это влечет за собой изменение пропорций тела. При этом рост скелета (4-7 см. в год) опережает развитие мускулатуры. Отсюда и появление "угловатости" фигуры, что вызывает внутреннее чувство неловкости у подростка. Изменение веса тоже причиняет немало хлопот, особенно у девочек. Именно у девочек между 5-6 классом зачастую вес резко возрастает. Девочки начинают выглядеть несколько "округловато", и многим из них это причиняет дискомфорт.
Во-вторых, появляются вторичные половые признаки, и это его тоже беспокоит.
В-третьих, могут проявиться нарушения функций сердца, легких, кровоснабжения.
В этот период многие подростки жалуются на частые головные боли, которые родителями воспринимаются, как выдуманные. Так же могут появиться и функциональные расстройства. Происходят перепады сосудистого тонуса, которые обуславливают резкую смену настроений. Казалось бы, только-только подросток бодро прыгал, был весел, испытывал творческий подъем. И вдруг становится пассивным и плаксивым.
В-четвертых, гормональная перестройка в организме является причиной нестабильности эмоционального фона. Именно в это время подросток остро нуждается в эмоциональной поддержке, дружбе. Но это еще не все. "Гормональная буря" несет с собой заряд гиперсексуальности. С точки зрения зарубежных психологов, подросток - бисексуален, половая идентичность осознается к концу подросткового периода. И тогда возникают образы мужественности, женственности. Например, образ мужественности сочетает в себе карьеру, достижения, деньги; а на первом месте женственности будет выступать красота.
На эмоциональное состояние влияет темп полового созревания. Мальчики с быстрым темпом полового созревания занимают лидерское положение, девочки с быстрым темпом полового созревания пользуются большим успехом.
В период физиологических изменений у подростка возникает новый образ своего физического "Я". И вот тут-то часто проявляются подводные камни. Внешняя непривлекательность (угловатость или округлость) приводят к чувству неполноценности. Подростку может казаться, что "никогда эти прыщи не пройдут", что он "навсегда останется таким толстым и неуклюжим"… Даже шутка, случайно и беззлобно оброненная соседкой, может вызвать горькое разочарование собой. А уж если неудачно пошутил одноклассник… Поэтому в этот период особенно актуальным для подростка является принятие его внешности значимыми для него людьми (родителями, друзьями).


Как развивается работоспособность наших юных спортсменов, как над чем и с какой интенсивностью им предстоит работать на всём периоде обучения в спортивных школах, об этом и самим ребятам, и конечно же их родителям, знать не только полезно, но и настоятельно рекомендуется. Данная статья отвечает на все эти вопросы наиболее полно и развёрнуто. Читаем, запоминаем, делаем выводы.

1. Особенности динамики физических качеств у детей.

В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991)

Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет.

Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным.

Примерно 60 - 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития.

Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.

Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов (Живилов, 2000). Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

1.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.

Одним из компонентов структуры физических способностей человека является мышечная сила.

• Сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Сила мышц тесно связана с ростом костной и мышечной ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Она зависит от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц. Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг.

Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее - при сгибании кисти, предплечья. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).

1.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.

При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что представители всех уровней физического развития с 8 до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.

В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты наибольшее увеличение в темпах развития данной способности показывают в подростковом возрасте, наименьшее в старшем. Можно сделать следующий вывод: что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.

Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.

1.1.2. Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.

Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.

Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение.

И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты.

Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.

1.2. Развитие быстроты

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 - 0,40 сек. В последующие годы происходит дальнейшее снижение показателя быстроты. Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.

1.2.1. Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.

Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего, активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 13 до 14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет.

У девочек с уровнем физического развития ниже среднего, скоростные способности, с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.

Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт " скачка" (0,5сек), а затем сравниваются с ними.

Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.

В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.

Вывод: таким образом, на формирование скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды:

У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет;

у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.

1.2.2. Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.

У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 - 12 лет, и с 13 до 16 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 16 до 17 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 - 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.

Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.

В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения - с 9 до 11 лет, где оно равно и с 12 до 15лет.

Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.

Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно, препубертатный и пубертатный возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.

Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.

1.3. Развитие выносливости.

Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно.

В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается " скачком " в сторону увеличения с 16 до 17 лет.

Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.

Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.

Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее, процесс формирования уже завершен и " затухают " внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.

То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую - либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.

Читайте также: