Как должна поменяться школа в 21 веке

Обновлено: 05.07.2024

Школа XXI века должна обеспечивать школьников фундаментальными знаниями и компетенциями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на знаниях, а также предоставит возможность каждому приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем, коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

ВложениеРазмер
esse.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель французского языка

Главное в школе – ученики и учителя. От них, от их сотрудничества и взаимопонимания зависит все. В первую очередь, учитель и ученик должны быть друзьями. Очень приятно, когда к тебе идут и с радостью, и с проблемами. А ты, заходя в класс, видишь добрые, открытые глаза не просто учеников, а друзей! В этот момент понимаешь, что профессия учителя - лучшая на Земле.

Радует, что в нашей Новой школе XXI века ключевой фигурой назван учитель, а развитие учительского потенциала с условием успешности каждого ученика. Потому что статус учителя, на мой взгляд, определяется уважительным отношением и действенной поддержкой прежде всего государства: учитель должен быть материально независим, чтобы учить, творить, создавать, развивать. Уникальность педагогического труда в том и состоит, что его результат - растущий человек, который должен стать успешным гражданином успешной страны.

Наша новая школа должна иметь грамотных современных педагогов. Только образованный, творческий, интеллигентный, духовно развитый учитель сможет заинтересовать своих воспитанников. Чуткость, любовь, внимание к детям, сопереживание и доброта, а также огромная внеурочная практическая работа вместе с детьми помогут ему развить наиболее важные в наше время качества школьников – духовно-нравственные.

Учитель новой школы – это педагог постоянно занимающийся самообразованием, планирующий свою педагогическую деятельность и занимающийся экспериментальной работой; проводящий рефлексию своей работы; участник сетевых сообществ, в которых он имеет возможность общаться с коллегами и обобщать свой опыт, размещать материалы, оказывать методическую поддержку и самому ее получать. Школа – это второй дом педагога, с его трудностями, радостями и печалями, в котором учитель живет особой и неповторимой педагогической жизнью, не замечая времени, не желая себе другой судьбы.

Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самой и лучший пример для ученика – это личный пример. Я думаю, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребёнку построить научную картину мира

Современный учитель-это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность - личность современного школьника. Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Индивидуальность учителя - главный источник мотивации к учению. В основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель, лежит любовь к детям. Как стать таким учителю, чтобы тебе доверяли, и к твоему мнению прислушивались, в этом состоит главная задача педагога XXI века. Влияние учителя на ученика зависит не от предмета, который он преподает. Если ученики полюбят учителя, они полюбят и его предмет.

В моем представлении, XXI век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. XXI век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Педагог XXI века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет". Педагогу XXI века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Учитель XXI века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Я думаю, что в школе в XXI веке будет широко использоваться Интернет. Дети, не имеющие возможность посещать уроки, смогут обучаться дистанционно или участвовать в процессе урока в режиме он - лайн. Ученики будут самостоятельно знакомиться с материалом урока, родители смогут увидеть оценки своих детей в Интернете.

Школа – это не только здание, которое становится родным и близким, это и учителя, которые учат и воспитывают детей. Какой он, учитель новой школы? Пожалуй, сложно ответить однозначно на этот вопрос. Это человек, создающий условия для развития творческих способностей учеников, учит их самостоятельно мыслить, умеет не только учить детей, но и сам учится у них. Педагог в новой школе может выявить самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они испытывали радость от получаемых знаний, а, окончив школу, четко понимали свое место в обществе и могли работать на его благо.

Школа XXI века должна обеспечивать школьников фундаментальными знаниями и компетенциями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на знаниях, а также предоставит возможность каждому приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем, коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

Главный тренд развития любого, а особенно школьного образования в наши дни — гибкость. Все уже поняли: нет смысла вкладывать в головы учеников готовые пакеты знаний — слишком много в современном мире информации, и слишком быстро она теряет актуальность. Вместо конвейерного обучения нужно развивать потенциал ребенка — интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Александра Гомонова,

учитель русского языка и литературы


Фото из личного архива

На уроках мы учим детей не бояться отвечать и делиться своим мнением. Учим, что ошибаться — нормально. В начале сентября, после первых занятий, было видно, как неохотно дети делятся своими мыслями, как боятся дать неправильный ответ. Думают, что, если их мнение не совпадет с мнением педагога, их будут ругать. Сейчас с каждым днем этого становится всё меньше.

Наша задача — не просто обучение, а целостное развитие потенциала ребенка. Этому помогает индивидуальный учебный план, на котором строится образование каждого отдельно взятого ученика. Этот план состоит из обязательных предметов, а также предметов внеурочной деятельности и дополнительного образования, которые ребята выбирают сами. Начиная с 10-го класса наши ученики также выбирают предметы с углубленным изучением.

Это важно, потому что, когда ребенок делает выбор, он опирается на свои интересы, склонности, цели. При таком подходе для него все выбранные предметы одинаково важны, он видит в них пользу конкретно для себя.

На развитие субъектности учащихся в комплексе работает буквально всё: пространство, расписание, педагоги. Мы хотим, чтобы ребята не только самостоятельно принимали решения, но и несли за них ответственность, понимали, что они могут сделать, а что нет. Осознавали, что случится, если работа не будет выполнена.

Надежда Морякина,

педагог-психолог младшей школы

В первой половине дня у нас проходят уроки с соблюдением всех требований, а вторая половина расписания составлена с учетом самостоятельно выбранных ребятами занятий внеурочной деятельности. В распорядок включены временные слоты для самоподготовки: ученики младшей школы выполняют домашнее задание вместе с воспитателями группы продленного дня, а старшеклассники могут сами выбрать, как распорядиться этим временем.

Уроки построены на основе системно-деятельностного подхода. Цель каждого занятия — не только передача знаний, но и воспитание ценностей: ребята понимают, для чего и зачем этот урок, какую проблему можно решить с помощью полученных знаний, на какие вопросы найти ответы.

С учетом особенностей каждого ребенка педагоги выстраивают индивидуальный образовательный план, направленный на раскрытие потенциала ученика и его дальнейшее развитие. Кроме того, мы разработали совершенно новую систему оценивания — поддерживающее и критериальное оценивание.

Критериальное оценивание — сравнение учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями. Такой подход позволяет каждому ребенку увидеть уровень своего успеха и найти точки роста.

Мы делаем акцент на проектной работе. На базе предметных занятий формируются проектные компетенции, а потом в рамках метапредметных курсов у ребят появляется возможность использовать эти умения и знания на практике, создавать и реализовывать свои проекты. Сама по себе возможность формировать собственный учебный план становится индивидуальным проектом каждого ребенка.

Проектность — еще одна важная черта образования будущего. Задача школы — не просто дать ребенку набор абстрактных знаний и навыков, но научить осмыслять их, творчески перерабатывать, использовать для реализации своих идей. Такой подход применяют, например, в Финляндии, чью систему образования не первый год признают едва ли не лучшей в мире. В финской школе акцент всё больше смещается с предметного на проектное обучение. Текстоцентрические монологи учителя заменяются проектными видами деятельности под его руководством в качестве модератора.

Проектный подход не просто полезней, но и гораздо привлекательней для ученика: знания становятся практическим инструментом для достижения своих целей. Совместная проектная работа учит школьников анализировать проблемные ситуации, ставить цели, разрабатывать и проверять гипотезы, планировать, коммуницировать и работать в команде — всё это очень ценные для современного мира навыки.

Ольга Ефремова,

тьютор, методист


Фото из личного архива

Помимо основных технологий, заложенных в концепции нашей школы, — а это индивидуализация образовательных маршрутов, инклюзия, проектные технологии — учителя активно используют разные формы обучения: внедряют технологии перевернутого класса и смешанного обучения.

Перевернутый класс — метод обучения, когда усвоение нового материала происходит вне урока, а время аудиторной работы используется для выполнения заданий, упражнений, проведения лабораторных и практических исследований, консультаций с учителем. Смешанное обучение предполагает сочетание традиционного преподавания лицом к лицу и онлайн-обучения. В этой системе ученик самостоятельного контролируем темп процесса.

Наши ученики могут выбрать педагога, с которым они хотят работать. Тьюторы помогают найти смысл в учебной деятельности, возвращают ученикам часть ответственности за результаты обучения.

У нас нет приоритета каких-то предметов перед дополнительными секциями: все занятия равноценны. И нет воспитательных задач, которые решают только кураторы классов: работа с ценностями ведется системно, в том числе через предметный материал. Работа со смыслами тоже осуществляется в разных направлениях: с помощью предметного материала, индивидуально через тьюторские сессии, через групповую работу в классе, потоке и встречи с кураторами.

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Сейчас среди миллениалов — нынешних молодых родителей — высокий спрос на качественное образование для своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2020 года обострился еще сильнее.

Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я как основатель компании Educate Online решил поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.

Самый главный вопрос, который всех волнует: будут ли дети физически находиться в школе? Сразу отвечу: я думаю, что будет совмещение онлайна и офлайна.

В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.

Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.

Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.

Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.

Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.

Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.

Конечно, здесь есть и "тёмная" сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин. Есть вероятность, что в образовании будет так же — и поспособствуют этому EdTech компании.

Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.

Читайте также: