Мировоззрение как феномен человеческого бытия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому разумному человеку

понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, можно назвать мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисленным к мировоззрению, относится философия, она играет большую роль в разрешении мировоззренческих проблем. Можно сказать, что мировоззрение — это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами.

К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть вопрос о возникновении первоначальных форм мировоззрения, необходимо, на мой взгляд, детальное рассмотрение мировоззрения как понятия и как явления.

Понятие мировоззрения и его структура

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человечес­кого существования? Может ли человек узнать о своем предназначе­нии в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от за­блуждения и лжи?

Мировоззрение, его типы и уровни

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересу­ющих людей проблем, которые рассматривает и которым дает опре­деленное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. По­этому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философ­скими, а мировоззренческими.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Сущест­венное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верова­ний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

Познавательный компонент., Ценностно-нормативный компонент.

Практический компонент.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззре­ние как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно — практический уровень

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навы­ки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и по­знанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с на­укой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обоб­щенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде­алов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение, предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обоб­щенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что ми­фологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Предфилософское значение мифологии и религии

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тог­да человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыта­лось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифоло­гии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось раз­личным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевоз­можным испытаниям, которые подстерегают человека на его жиз­ненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, при­ручении диких животных.

Мифологическое мировосприятие первобытного человека. Мифология нашего времени

. и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого .

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а ре­альность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действи­ям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оп­равдания определенных общественных установок, для санкциони­рования определенного типа верований и поведения. В период гос­подства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксиро­вать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внут­реннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радо­стный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сме­нять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутст­вует в мифологии других народов мира. Например, можем познако­миться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Специфика философского мировоззрения

. идей в составе мировоззрения человека и общества. 2. Формы мировоззрения В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: 14, С.5. * мифология; религия; философия. Первым общим типом мировоззрения можно выделить мифологию -- способ .

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и бу­дущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с бу­дущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени ре­альным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утвержда­ли принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период сущест­вовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоз­зренческих вопросов?

Разделение мира на два уров­ня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отно­шение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых дейст­вий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиоз­ным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступа­ет в качестве ее содержательной стороны.

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука.

Философия религии Г. Гегеля

. она есть синтез и раскрытие истин, содержащихся в искусстве и религии. Философия, по мнению Гегеля, делая предметом рассмотрения религию, не находится в раздвоении с последней, у них общее . Дух свидетельствует о духе, и это свидетельство есть собственная внутренняя природа духа. Поэтому религия не является механическим привнесением, воздействием извне, он находится в самом человеке, его разуме, .

  • поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их миро­воззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строе­нии, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на про­тяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение ми­ровоззренческих проблем в зарождающейся философии происхо­дило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оцен­ки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отноше­ния человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Филосо­фия — это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит сис­тематизированный, упорядоченный характер. И этот момент суще­ственно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий фи­лософ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки во­обще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретиче­ские методы исследования, использовать логический инструмента­рий для обоснования своих положений, выработать достоверные, об­щезначимые принципы и положения.

Соотношение философии и науки

. знания является система частных наук, которые только и могут дать "общими усилиями" позитивный, положительный (т.е. данный, фактический, несомненный) материал. О. Конт полагал, что "наука - сама себе философия" и . их изначальной разности. В действительности, они являются только ступенями в историческом развитии самосознания, духа. Наука, по мнению Гегеля, ограничена и субъективна, ибо она выступает .

В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI—XVII вв. С это­го времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические ме­тоды исследования. Философия же, базируясь на конкретно-науч­ном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человечес­ких знаний, в формировании единой научной картины мира.

Таким образом, после того как сформировались самостоятель­ные отрасли научного знания — математика, физика, биология, хи­мия и т. д., — философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих усло­виях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Примеры похожих учебных работ

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии

. (предмета) составляющие. Пути определения предмета философии роль философии в жизни человека и общества. Философия-мировоззренческая . мифологии развивающейся действительности привело к возникновению философии. Мифология - это особая форма общественного .

Мировоззрение — ядро философии

. человечества, написанная им самим, и вобравшая в себя всю мудрость веков. Мировоззрение составляет ядро философии. Структура мировоззрения включает в себя четыре уровня взаимоотношений человека с миром и четыре .

Жизненный смысл и предназначение философии

Философия и ее предмет

Специфика философского мировоззрения

. мировоззрения с философией; рассмотреть формы мировоззрения; проанализировать специфику философского мировоззрения; изучить структурные компоненты философского мировоззрения. 1. Связь мировоззрения . особенности мифологии как типа мировоззрения .

К мировоззренческим размышлениям нас побуждают осознание реальности мира, собственного существования. Человека отличает от животных способность рефлексии. Животные тоже переживают происходящее вокруг них в той мере, в которой это непосредственно затрагивает их существование, сказывается на их состояниях. Переживания не отделяют животных от среды обитания а, наоборот, выражают всякий раз определённую связь с ней. Человек, будучи в здравом уме, способен мысленно выделять себя из окружающего мира, отвлекаться от наличных обстоятельств и думать о чём-то другом, осмысливать и обобщать свой опыт. Он может осознавать самого себя как личность, отдавать себе отчёт в своих мыслях, переживаниях потребностях и поступках. Человек стремится к осмысленному существованию. Мы не просто видим, слышим, осязаем, но и осознаём, что это именно мывидим, слышим и осязаем. Наличие сознания и самосознания – огромное эволюционное приобретение человека. Человек склонен подчинять себе мир. Наличие мышления создаёт перед человеком много проблем, которых не знают животные. Не осознавая своей индивидуальности, животное избавлено от сомнений и раздумий, связанных с поиском смысла всего происходящего в их жизни.

Способность человека выделять себя из окружающего мира сопряжена с опасностью, совершать ошибки. Человек, как мыслящее существо, нуждается в прочных, надёжных отправных посылках, которые бы ограничили его от цепи бесконечных объяснений. Человеку нужны прочные убеждения, которые бы ориентировали его. Они нужны для того, чтобы цепь обоснований не была слишком длинной.

Совокупность самых важных убеждений, устанавливающих наше понимание того, что есть окружающий мир, кто мы такие, какова наша связь с миром –есть человеческое мировоззрение. Мировоззрение состоит из убеждений, а не просто знаний. Знание может быть нейтральным. Знание становится элементом мировоззрения, когда оно имеет достаточную широту и обретает личностную значимость. Мировоззрение – это основа жизни, стержень, на который нанизываются наши чувства. Человек по сути таков, каково его мировоззрение. Мировоззрение с трудом поддаётся самонаблюдению. Жизненный смысл мировоззрения заключается в том, чтобы ориентировать наши мысли и действия. Эти ориентиры должны быть прочными, иначе человек не будет иметь представлений о базовых ценностях.

Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную позицию и ценностную ориентацию.

Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.




Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религия основана на мифах и здесь нет чёткого разграничения, но нет и полного тождества. Однако не все мифы религиозны. Отличительный признак религии – это феномен веры. Вера – это убеждённость в чём-то недоказуемом. Вера появляется тогда, когда что-то не поддаётся объяснению. Например, мы часто верим людям, транспорту и т.д. Это так называемая житейская или практическая вера. Религиозная вера – это вера в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром и требующих поклонения. Естественными мы называем природные силы и явления, а сверхъестественные – это более могущественные силы. В людях также есть что-то сверх природное (мысли, сознание, духовность).

Изначально боги мало чем отличались от людей. В толпе богов не все были нравственными. Но со временем появилась идея единобожия. Она утвердилась в иудея-палестинской среде. Монотеистические религии освящают нормы морали.

Религиозное мировоззрение может быть рассматриваемо на двух уровнях: теоретическом и обыденном. Теоретический уровень предполагает концептуальное осмысление религиозных учений, создание правил и норм жизни верующих и духовенства, доказательства сверхестественного происхождения священного писания, богодухновенности священного предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. На обыденном уровне религиозное мировоззрение проявляется в эмоциональной сфере, в переживании личностного религиозного опыта.

Одной из из характерных черт религиозного мировоззрения является удвоение мира на человеческий, реальный и божественный, идеальный при приоритете последнего, что в свою очередь проявляется в идеях провиденциализма, телеологии и креационизма. Провиденциализм – это теологическая концепция истории как промысла божьего, согласно которой любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, утверждают присутствие Бога в мире и являются проявлением его воли. Телеология утверждает, что всё существующее развивается согласно изначально предустановленных целей, при этом данные цели имеют сверхъестественный источник. Креационизм – религиозное учение о творении мира Богом из ничего.

Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего сущего. Причём это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее.

Для религии характерно признание духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделённых сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и др.).

Религиозное мировоззрение связывает людей в социальное целое. Религия даёт готовый набор мировоззренческих убеждений. В этом и есть сила религии. Но она имеет и обратную сторону – религия догматична. Символы веры догматичны, в них нужно верить и не подвергать их сомнению.

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. Философия как форма мировоззрения и культуры.

Понятие мировоззрения, его роль в жизни общества и человека. Мировоззрение как феномен культуры.

К мировоззренческим размышлениям нас побуждают осознание реальности мира, собственного существования. Человека отличает от животных способность рефлексии. Животные тоже переживают происходящее вокруг них в той мере, в которой это непосредственно затрагивает их существование, сказывается на их состояниях. Переживания не отделяют животных от среды обитания а, наоборот, выражают всякий раз определённую связь с ней. Человек, будучи в здравом уме, способен мысленно выделять себя из окружающего мира, отвлекаться от наличных обстоятельств и думать о чём-то другом, осмысливать и обобщать свой опыт. Он может осознавать самого себя как личность, отдавать себе отчёт в своих мыслях, переживаниях потребностях и поступках. Человек стремится к осмысленному существованию. Мы не просто видим, слышим, осязаем, но и осознаём, что это именно мывидим, слышим и осязаем. Наличие сознания и самосознания – огромное эволюционное приобретение человека. Человек склонен подчинять себе мир. Наличие мышления создаёт перед человеком много проблем, которых не знают животные. Не осознавая своей индивидуальности, животное избавлено от сомнений и раздумий, связанных с поиском смысла всего происходящего в их жизни.

Способность человека выделять себя из окружающего мира сопряжена с опасностью, совершать ошибки. Человек, как мыслящее существо, нуждается в прочных, надёжных отправных посылках, которые бы ограничили его от цепи бесконечных объяснений. Человеку нужны прочные убеждения, которые бы ориентировали его. Они нужны для того, чтобы цепь обоснований не была слишком длинной.

Совокупность самых важных убеждений, устанавливающих наше понимание того, что есть окружающий мир, кто мы такие, какова наша связь с миром –есть человеческое мировоззрение. Мировоззрение состоит из убеждений, а не просто знаний. Знание может быть нейтральным. Знание становится элементом мировоззрения, когда оно имеет достаточную широту и обретает личностную значимость. Мировоззрение – это основа жизни, стержень, на который нанизываются наши чувства. Человек по сути таков, каково его мировоззрение. Мировоззрение с трудом поддаётся самонаблюдению. Жизненный смысл мировоззрения заключается в том, чтобы ориентировать наши мысли и действия. Эти ориентиры должны быть прочными, иначе человек не будет иметь представлений о базовых ценностях.

Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную позицию и ценностную ориентацию.

Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религия основана на мифах и здесь нет чёткого разграничения, но нет и полного тождества. Однако не все мифы религиозны. Отличительный признак религии – это феномен веры. Вера – это убеждённость в чём-то недоказуемом. Вера появляется тогда, когда что-то не поддаётся объяснению. Например, мы часто верим людям, транспорту и т.д. Это так называемая житейская или практическая вера. Религиозная вера – это вера в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром и требующих поклонения. Естественными мы называем природные силы и явления, а сверхъестественные – это более могущественные силы. В людях также есть что-то сверх природное (мысли, сознание, духовность).

Изначально боги мало чем отличались от людей. В толпе богов не все были нравственными. Но со временем появилась идея единобожия. Она утвердилась в иудея-палестинской среде. Монотеистические религии освящают нормы морали.

Религиозное мировоззрение может быть рассматриваемо на двух уровнях: теоретическом и обыденном. Теоретический уровень предполагает концептуальное осмысление религиозных учений, создание правил и норм жизни верующих и духовенства, доказательства сверхестественного происхождения священного писания, богодухновенности священного предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. На обыденном уровне религиозное мировоззрение проявляется в эмоциональной сфере, в переживании личностного религиозного опыта.

Одной из из характерных черт религиозного мировоззрения является удвоение мира на человеческий, реальный и божественный, идеальный при приоритете последнего, что в свою очередь проявляется в идеях провиденциализма, телеологии и креационизма. Провиденциализм – это теологическая концепция истории как промысла божьего, согласно которой любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, утверждают присутствие Бога в мире и являются проявлением его воли. Телеология утверждает, что всё существующее развивается согласно изначально предустановленных целей, при этом данные цели имеют сверхъестественный источник. Креационизм – религиозное учение о творении мира Богом из ничего.

Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего сущего. Причём это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее.

Для религии характерно признание духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделённых сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и др.).

Религиозное мировоззрение связывает людей в социальное целое. Религия даёт готовый набор мировоззренческих убеждений. В этом и есть сила религии. Но она имеет и обратную сторону – религия догматична. Символы веры догматичны, в них нужно верить и не подвергать их сомнению.

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Проявления человеческой сущности крайне многообразны - это и воля, и разум, и труд, и общение. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, ставит перед собой новые цели. В работе представлены наиболее универсальные феномены человеческого бытия, такие как любовь, смерть, игра и власть.

Игра - это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Человек, сам не замечая того, проживает жизнь играючи, т.к. феномен игры охватывает все наиболее важные сферы жизни человека. О том, что без власти нет государства знают все. Однако власть может быть не только формой государственного контроля за страной. Власть может принимать самые различные формы, более того власть обнаруживается даже там, где на первый взгляд ее быть не может. А такие слова, как любовь и смерть всегда пробуждали в людях сильные эмоции, но до сих пор не сформировалось единого представления об этих двух совершенно разных феноменах. С чем это связанно? Как философия решает эти проблемы? Рассмотренные феномены включены в контекст человеческих отношений, поэтому их изучение поможет лучше познать себя, а так же найти ответы на вечные вопросы бытия.

В условиях современного мира человеческое общество подвергается различным изменениям. Процессы, происходящие в нем, постоянно усложняются. В настоящее время возникает необходимость более глубокого изучения социальных изменений и поиске ответа на вопрос о том, что лежит в их основе. Раскрытие таких феноменов бытия человека, как любовь, смерть, игра и власть могут помочь в разрешении данного вопроса, т.к они пронизывают наиболее важные сферы нашей жизни.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные феномены человеческого бытия через описание их типологий, значений и функций. Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

Изучить и обобщить материал по выбранной теме;

Сформулировать понятие и выявить особенности каждого из феноменов;

Описать значение и функции выбранных феноменов в жизни человека. Работа включает в себя две главы. В первой главе дается определение самого понятия бытия, а так же описаны основные его формы. Во второй главе приведены характеристики каждого из феноменов, включающие основные их особенности и функции.

Глава 1. Бытие и основные его формы

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе выделяются следующие основные специфические формы бытия:

Бытие человека, в котором выделяются: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически - человеческое бытие;

Бытие духовного (идеального), в котором выделяются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное;

Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует, как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.

Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно.

Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Глава 2. Основные феномены человеческого бытия

Тема любви является одной из ведущих тем философии. Еще в Древней Греции феномен любви привлекал внимание множества современников среди которых были поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.), философ Парменид (V в. до н.э.), Эмпедокл (ок. 490 - ок.430 гг. до н.э.) и многие другие. Многие древнегреческие философы опирались на понятие любви для объяснения порядка и строения космоса, а также его возникновения. Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно.

Дать универсальное определение любви, которое бы соответствовало взглядам каждого человека невозможно. Это подтверждают многочисленные работы философов на эту тему. Каждый из них видит в феномене любви разное. Понятие любви не так просто, каким оно кажется на первый взгляд. Даже современному человеку нужно некоторое время, чтобы дать собственное определение этому феномену. Но остается неизменным тот факт, что любовь есть в жизни каждого человека. Любовь наполняет человеческое бытие определенным смыслом, вдохновляет художников и поэтов.

Тема смерти, как известно, является классической для философии. Ее обсуждал еще Сократ, принимая в конце своей жизни судьбоносное для себя и отчасти всей будущей европейской философии решение. Раскрыть феномен смерти с точки зрения феноменологии не так просто. Феноменология определяет феномен, как бытие сущего и проводит строгое разграничение между бытием и сущим. Если феномен это бытие сущего, то можно ли вообще раскрыть феномен смерти с точки зрения феноменологии?

Среди множества различных толкований феномена смерти, выделяются два наиболее распространенных - это научное и религиозное толкование. В науке смерть - мгновение между жизнью и нежизнью сущего, или просто конец жизни. Родившись, сущее какое-то время живет, пребывает то в одном, то в другом способе бытия, но вот наступает момент, и оно больше не живет, не пребывает ни в одном из прежних способов бытия. Однако это определение смерти не удовлетворяет феноменологической установке, т.к. конец жизни есть одновременно конец любого из прижизненных способов бытия, а конец бытия не есть бытие. В религии смерть - жизнь-после-жизни. Например в христианстве смерть - это жизнь души без тела. Почти все религии едины в том, что у человека есть не только эта жизнь, но и та, не только посюсторонняя, но и потусторонняя. С религиозной точки зрения смерть это лишь переходный этап в другую новую жизнь.

Смерть - это нежизнь-после-жизни. Внешне это определение выглядит почти банальным, однако понятое феноменологически оно выглядит достаточно интересно. Быть в смерти вовсе не значит не существовать. Существование совместимо со смертью, поскольку сама смерть есть способ существования - нежизнь.

Безвозвратный уход из какого-либо способа бытия часто тоже называют смертью - политической, профессиональной, творческой. За этими выражениями скрывается то, что человек больше не может быть в политике, профессии или творчестве - подобно тому как в смерти он больше не может быть в душе, жизни и жизненном мире. Ясно, что подобного рода смерть есть смерть в переносном смысле слова, или по научному - псевдосмерть, лжесмерть.

Игра - знакомое явление для каждого человека. Игра находит свое отражение почти во всех областях культуры. Игровые элементы так же присутствуют в сферах труда и политики. Не смотря на то, что понятие игры давно находится в поле зрения философии, серьезные исследования этого феномена начались значительно позже. Первыми, кто заметили сходство между игрой и художественной деятельностью, были Иммануил Кант (1724-1804) и Фридрих Шиллер (1759 - 1805). В XX веке особое внимание феномену игры уделяли такие исследователи, как Йоганн Хёйзинга (1872 -1945), Ханс-Георг Гадамер (1900-2002), Ойген Финк (1905-1975) и другие.

Уже в древности некоторые сферы жизни человека принимали форму игры, например, охота, обработка полей, сбор урожая, собирательство. Посредством игры люди общались с духами и богами. Хёйзинга отмечал, что в современном обществе происходит снижение влияния игры на развитие человеческой культуры из-за активного развития науки. Однако элементы игры не теряют свою значимость совсем. Наблюдается даже возникновение нового игрового пространства, в котором происходит игра над игрой, т.е где само игровое пространство является предметом определённых действий. Примерами такого пространства могут быть многочисленные олимпиады, чемпионаты мира по шахматам, проводимые по различным версиям, политические выборы.

Таким образом, можно сказать, что вся жизнь это игра. Игра пронизывает все сферы нашей жизни, она имеет место в жизни каждого человека независимо от его возраста. Игровые навыки, отработанные с опытом, часто помогают нам в жизни. Но воспринимая жизнь через призму игры, нельзя окончательно утратить связь с действительностью. Хотя жизнь и наполнена игровыми моментами, в ней, как в игре, нельзя, ошибившись, начать сначала.

бытие любовь смерть власть

Государство - это политически-правовой институт, устанавливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на определенной территории. Государство - это власть + граждане. Государство не может существовать без власти и законопослушных граждан. Власть так или иначе должна кем то управлять.

Политические деятели утверждают, что государство должно быть сильным и мощным. Но на самом деле государство и власть в нем должны быть соразмерны обществу, стране, т.е. быть в меру сильным и в меру слабым.

Власть может так же осуществляться в любви. С одной стороны, для любви необходим свободный выбор (иначе она невозможна), а с другой - любовь требует безусловного подчинения другому. Власть объявляет себя как категорическое требование, которое должно быть исполнено, а если оно не реализуется, то субъект лишается любви как высочайшей ценности жизни и культуры. Любовь событийна в своей онтологической основе, в ней осуществляется власть, понимаемая как основа события (его сила, энергия). Сила вызывает к жизни любовь как фундаментальную ценность и основание человеческой жизни. Власть предопределяет логику и драматургию разворачивания любовного переживания и отношения. Место, время и объект любви (возлюбленный) случайны, но не случайна сама любовь, т.к. власть любви действует не только как сила, но и как свершение.

С развитием философии феномен власти получает все более широкое распространение. Это связано с усложнение процессов, происходящих в обществе. В настоящие дни появляются альтернативные формы власти, которые ярко заявляют о себе, но до сих пор не попали в фокус научного и философского анализа.

Истинный смысл любви разные философы определяют по разному. Для И. Канта любовь - это лишь моральный долг. Для А. Шопенгауэра - это физическое обладание другим индивидом для продолжения рода. Однако некоторые мыслители видели в любви стремление к единству с другим человеком без утери собственной индивидуальности, как об этом писал русский философ В. С. Соловьев.

Относительно феномена игры у философов существует так же множество определений, но все исследователи этого вопроса придают большое значение игре. К.Б. Сигов говорил, что игра это свободное самовыражение человека через различные состязания и ситуации. Более сложным феноменом человеческого бытия является власть, так как она может принимать различные формы и действовать разными методами.

Вечная проблема смерти давно волнует исследователей. Отношение общества менялось к этому феномену на протяжении тысячелетий. Филипп Арьес, выделивший пять главных этапов в эволюции установок по отношению к смерти, писал, что в XX веке развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. В современном обществе смертью означает не только прекращение жизнедеятельности, но и уход человека из творчества, профессиональной деятельности, спорта.

В работе были достигнуты все поставленные задачи. Изученный материал по данной теме помог выявить особенности каждого из феноменов, привести примеры работ философов. Все это обеспечило выполнение поставленной задачи, которая состояла в раскрытии основных феноменов человеческого бытия через описание их типологий, значений и функций.

Данная работа может быть полезна для студентов гуманитарных специальностей и всех, кто интересуется философией, как наукой, которая помогает найти ответы на вечные вопросы человеческого бытия.

Список использованных источников и литературы

1. Алексеев П.В. История философии: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 240 с.

. Соловьева С.В. Феномены власти в бытии человека // Автореферат докторской диссертации по философии. Самара. 2010.

. Спиркин А. Г. Философия: учебник / Спиркин А. Г. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2007. - 736 с.

. Финк О. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Полиздат, 1991. С. 110-112.

. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. С. 392.

Теги: Основные феномены человеческого бытия: любовь, смерть, игра, власть Реферат Философия


Мировоззрение — это наши принципы, установки, представления о мире. Мы воспринимаем и понимаем реальность именно через призму мировоззрения. Так что эта тема пригодится не только на уроках обществознания, но и в жизни.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Мировоззрение и философия как факторы бытия человека


Аннотация. Исследуется специфика мировоззрения по критерию концепции антихаосной сущности человеческой деятельности; характеризуются виды мировоззрения; описываются основные признаки философского мировоззрения.

Ключевые слова: философия; мировоззрение; человеческая деятельность; культура.

В абстрактном значении, мировоззрение – система знаний, объясняющая сущность бытия (мира) и смысл жизни человека, создаваемая для оптимизации общественной и личной жизни людей под действием исторических и индивидуальных факторов. Основные значения понятия мировоззрения: 1) система знаний о сущности мира (бытия), специфике и сущности множества взаимодействий человека и бытия, смысле жизни человека, необходимая для оптимальной организации предметной деятельности человека; 2) система знаний, убеждений, принципов поведения человека в мире (бытии), имеющая регулятивное значение в жизнедеятельности человека; 3) сложная система обобщённых знаний о мире (бытии), месте человека в нем, смысле жизни, включающая знания, убеждения, принципы, ценности, идеалы, идеи [8, с. 155]. Для преодоления хаосного состояния рассуждений о сущности и специфике мировоззрения предлагается признать первичным критерий принадлежности мировоззрения и философии к системе средств антихаосного содержания человеческой деятельности. Мировоззрение многообразно, так как непосредственно применяется в изменчивости личной и общественной жизни человека. В абстрактном значении к составляющим (элементам) мировоззрения относятся мировосприятие, миропонимание, мироощущение.

Эгоистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям личной пользы (выгоды) без учётов интересов других людей. Альтруистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям пользы для других людей и в ущерб собственным потребностям. Прагматическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям личной пользы с учётом интересов других людей. Философия изучает эти виды мировоззрения, но относится ко второму типу мировоззрения, так как философское знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с целями и задачами функционирования государства и человечества.

Общественно-историческое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям, созданным специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью. Общественно-историческое мировоззрение используется для управления населения методом убеждения и для формирования культуры личности. Классы (типы) общественно–историческое мировоззрения: мифическое, религиозное, научное, социальное, философское [9, с. 137-140]. Мифическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям особого почитания возможных персонажей бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива. Миф – информационная знаковая форма социального объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается. Признаки (особенности, свойства) мифологического мировоззрения: антропоморфность – познание и оценка объектов природы по аналогии с бытием человека, так как в объектах природы выделяются свойства, которые представлены в жизни человека; синкретизм (слитность) объективного и субъективного содержания информации об объекте. Мифы существуют у каждого из народов.

Социальное мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства. В рамках социального мировоззрение возникает идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное мировоззрение ограничено субъективизмом социальных групп и иных классов акторов общества. В основном общественная и личная жизнь человека обслуживается и контролируется социальным мировоззрением [11, с. 73-79]. Все перечисленные четыре вида мировоззрения имеют ограничения. Мыслители пытаются создать универсальное мировоззрение в форме философского мировоззрения. Философское мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное объяснение бытия. Одна из функций философии в культуре общества – формирование мировоззрения по обоснованным специалистами критериям [12, с. 44].

Наука в отличие от философии абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений, не стремится формулировать универсальные законы бытия. Философия имеет следующие признаки науки: эссенциальность – направленность на познание истины, сущность законов; объективность – выражение не субъективных мнений мыслителя, но информации об общезначимом в исследуемом объекте; наличие понятийного аппарата; формулировка законов, например, законы диалектики, закон соотношения состояний бытия; практическая направленность с учётом опосредованной связи с производством и техникой через мышление специалиста; соблюдение критериев верификации и фальсификации знания.

В философии не соблюдаются признаки естественных наук, и в этом смысле допустимо ставить проблему ненаучности философии и философского мировоззрения. В частности: в философии не проводятся эксперименты; философия исследует проблемами смысла жизни и ценностей, которые абсолютно исключаются из естественных наук; в философии существует множество различных вариантов решения одной проблемы, которые могут быть логически доказаны, но не решают её, а в естественных науках несколько гипотез разрабатываются до полного решения проблемы.

Список используемых источников:

1. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: Монография. – Омск: ОмГАУ, 1997. – 208 с.

2. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: дисс. д–ра филос. наук. – Екатеринбург, 1998. – 316 с.

3. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: автореф. дисс. д-ра филос. наук. – Екатеринбург, 1998. – 43 с.

4. Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы: колл. Монография / Г.В. Баранов [и др.]; гл. ред. Г.В. Баранов. – Мюнхен: AVM, 2013. – 196 с.

5. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как универсальное средство человеческой деятельности // Перспективы и пути развития экономики региона: материалы международной научно-практической конференции 14 дек. 2006 г., г. Омск. – Омск: Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске. 2006. – № 7. – С.275–280.

6. Баранов Г.В. Философия в культуре: Монография. – Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2015. – 280 с.

7. Баранов Г.В. Логика: учебное пособие. – Омск: Изд-во Курьер, 2002. – 200 с.

8. Баранов Г.В. Понятия философской культуры: учебное пособие. – Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2011. – 392 с.

9. Баранов Г.В. Философия: учебно–методическое пособие для вузов. – Омск: Агентство Курьер, 2002. – 291 с.

10. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Г.В. Баранов [и др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити– Дана, 2002. – 303 с.

11. Баранов Г.В. Практикум по философии: учебное пособие. – Омск: Изд–во Омский государственный технический университет, 2011. – Часть 2. – 360 с.

12. Баранов Г.В. Фактор философии в культуре общества // Гуманитарные науки: коллект. науч. монография; [под ред. Н.Р. Красовской]. – М.: Изд. Интернаука, 2016. – Т.1. – С.30-46.

13. Баранов Г.В. Исторические типы философии: учебное пособие. – Омск, 1995. – 76 с.

14. Баранов Г.В. Философский практикум: учебное пособие; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 528 с.

15. Тимофеев А.Ф., Пузиков В.Г. Ценностные ориентации, мотивы поведения студентов и жизненные реалии выбора профессии // Вестник СИБИТ – 2014. – № 2(10), – С.94-98.

Габдулнасырова К.Г., Тимофеев А.Ф., Хлянова Ю.А.

Читайте также: