Как евреи попали в палестину кратко

Обновлено: 08.07.2024

Гиксосские фараоны правили около ста лет. Хотя они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли "проклятыми" и "прокаженными". По-видимому, к этому времени относится возвышение Иосифа при дворе фараона и переселение Сынов Израилевых в Египет. Не доверяя коренным египтянам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из Ханаана.

Но в 1580 году до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, их крепость Аварис была разрушена и власть перешла к туземной династии. Центром ее стал город Фивы. Успешные походы фараонов в Нубию, Палестину, Сирию и даже на Евфрат приводят к созданию египетской Империи. Все это время кланы Сынов Израилевых живут в области Гесем на востоке Дельты, где мстительные египтяне обращают их в рабов.

2. Кто был злым фараоном?

Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, который и сделал евреев государственными рабами. Призвание же Моисея произошло при его преемнике Мернептахе. Впрочем, вопрос о фараоне исхода до сих пор остается в библейской науке спорным. Согласно библейской Книге Царств, исход произошел за 480 лет до сооружения Соломонова Храма. Поскольку Храм начали строить около 958 года, то время исхода падает на 1440 год. Но в это время и позднее фараоны безраздельно царили в Палестине. Столица Империи находилась тогда на юге, в Фивах, а Рамсес еще представлял собой груду развалин. Между тем из рассказов Исхода явствует, что ставка фараона находилась вблизи Гесема, "земли Раамсес", т.е. в Дельте. По-видимому, цифра 480 – округленное священное число (40 – срок испытаний, помноженное на 12 – число избранников). Известную трудность для хронологии представляет стела Мернептаха, открытая в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами ХIII века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. Его завершают следующие строки:

Враги повергнуты и просят пощады,

Ливия опустошена, Хатта присмирела,

Ханаан пленен со всем своим злом,

Захвачен Аскалон, Гезер полонен,

Племя Израиля обезлюдело,

Семени его больше не стало.

3. Могла ли дочь фараона спасти младенца?

Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано "дочерью фараоновой" и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом "извлекать". Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.

Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.

Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен "всей мудрости египетской". Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами – об этом свидетельствуют их египетские имена.

Три дня тьмы — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.

Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд — микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Понятно, что евреи увидели в этой эпидемии месть "губителя" – демона пустыни Азазеля, который насылал моровое поветрие, угрожавшего людям и скоту. Библейский рассказ Исхода устанавливает, что приход "губителя" не коснулся израильтян, что позволило им покинуть страну. Так старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана.

5. Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?

Библия утверждает: "И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними. Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет". Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово "элеф" (тысяча) означает также семью или "обитателей одного шатра". В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.

Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли "герим" (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.


6. Расступалось ли Красное море?

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и "народов моря" (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф – "Море тростников". Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).

7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?

Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.

Поэтому все описанные в Библии чудес, особенно в Книге Исхода – от расступающегося моря до столпа огненного, указующего путь - следует понимать в свете гиперболического языка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличения, зрительные образы, поражающие воображение человека. И поэтому все библейские чудеса проявляются очень избирательно – так, чтобы они не посягали бы на свободу человека и не навязывали бы ему веры. Вспомним, что воскресший Христос именно по этой причине не явился Своим врагам и обидчикам. Да и вообще, когда Спаситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замечая особенного. И даже когда на Иерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.

По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.

Южную часть Восточного Средиземноморья – Палестину – в древности заселили евреи. История их необычна – мы не знаем другого примера, когда бы народ в течение более четырех тысячелетий сохранял религию, традиции, историческую память и чувство единства, тем более будучи в течение двух тысяч лет рассеянным по всему миру.

Главным источником по древнейшей истории евреев является Библия (Ветхий Завет), в еврейской традиции называемая Танах.

Жертвоприношение Авраамом Исаака. Картина Рембрандта, 1635 г., Эрмитаж

Для Египта это было время военных походов и строительства крепостей, поэтому вскоре евреев заставили тяжело работать. Спас евреев из рабства Моисей: по указанию Бога он вывел народ из Египта, а египетские колесницы, посланные вдогонку, утонули в Красном море. В еврейской традиции это переломное событие истории называется Исход.

В начале сорокалетнего странствия по пустыне Моисей на горе Синай получил от Яхве – бога-покровителя еврейских племен – каменные скрижали с заповедями, обязательными для исполнения. Был заключен договор (Завет) народа с Богом.

Цари Израиля

Первым царём народ утвердил Саула. Все его правление прошло в тяжёлой войне с филистимлянами, владевшими железным оружием. В одном из боев Саул погиб, но созданная им армия сумела освободить Ханаан от врагов.

Статуя Давида работы Николаса Кардье, 17 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим

Сын Давида Соломон продолжил дело отца и вошел в историю как великий и мудрый правитель. Поскольку ему досталось обширное царство с налаженной системой управления, он не стал вести новых войн, а все средства отдал на укрепление и развитие государства. Именно Соломон за семь лет построил в Иерусалиме единый религиозный центр для всех колен – Храм, куда поместили Ковчег Завета со скрижалями.

Реконструкция Града Давида. I век н. э.

Всем взрослым мужчинам страны вменялось в обязанность три раза в год приходить к Храму на праздничную службу – так поддерживалась общность народа и веры. Первый Храм стоял на горе Мория там, где, по преданию, Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, где приносили жертвы Каин и Авель.

Суд Соломона. Фреска в церкви в Австрии

Однако именно после его смерти – находясь на вершине могущества, богатства и объединения – государство Израиль распалось. Возникли северное царство Израиль со столицей Самарией и южная Иудея со столицей Иерусалимом. Споры между ними ослабляли еврейский народ и делали его беззащитным.

В 772 году до н.э. войско Ассирии уничтожило Израильское царство и разрушило Самарию, население было изгнано из Ханаана. Иудея осталась одна. Её правители попытались извлечь уроки из произошедшего и сплотить народ: на праздник в Храм пригласили избежавших плена израильтян, издали законы, облегчавшие положение бедняков.

После захвата Вавилона новые владыки Передней Азии — персы — разрешили евреям вернуться в Палестину, но не дали им независимости. В Иерусалиме был отстроен Второй Храм, вокруг священников которого и сплотился народ.

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

Спустя два столетия вместе во всей бывшей Персидской державой земли Палестины вошли в состав царства Александра Македонского, затем – эллинистических государств, а после короткого периода независимости в I в. до н.э. подчинились Риму. Именно римляне после ожесточенной Иудейской войны окончательно разрушили Храм в Иерусалиме и запретили евреям Палестины исповедовать свою религию и изгнали их из Иерусалима. Для еврейского народа началась эпоха рассеяния по миру (диаспоры).

Иудаизм – религия евреев

Иудаизм первым в истории запретил человеческие жертвы. Они были заменены жертвоприношением животных в Храме, а во времена плена в Вавилоне – молитвами. Для молитв иудеи собираются в синагоге: у евреев молельный дом – это место собраний, а не жилище Бога, как у христиан или язычников. Храм после второго разрушения не восстановили; от него сохранилась лишь западная стена его внешней ограды (часто ее называют Стена Плача). Иудеи верят, что, когда весь еврейский народ соберётся в Земле Израиля, будет отстроен Третий Храм и начнется Царство Божие на земле.

Территория современного государства Израиль вместе с оккупированными территориями, или иначе говоря, территория географической области Палестина, сейчас является спорной между двумя народами.

Примерно чуть ранее тысячи лет до нашей эры сюда пришли евреи и уничтожили живших здесь аборигенов - ханаанеян. Единое еврейское государство распалось на два - на Израиль и на Иудею. Изгнанные вавилонянами в 586 до н. э., евреи вернулись и около 520 до н. э. восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны в середине второго века до нашей эры под властью династии Хасмонеев. В 63 году до нашей эры вся эта земля была завоевана римлянами, в 70 году нашей эры ими было подавлено восстание евреев, о чем в Риме до сих пор напоминает об этом сохранившаяся до наших дней арка Тита. После подавления восстания Бар-Кохбы в 136 году нашей эры при императоре Адриане евреи были изгнаны римлянами с этой земли и рассеяны по миру.

В 638 году нашей эры эта земля была завоевана арабами. Они отразили нашествия крестоносцев в 11 - 13 веках и удержали эту землю за собой.

В начале 16 века нашей эры эта земля была завоевана Оттоманской империей. Правление турок здесь продолжалось около 400 лет. Турки не занимались колонизацией захваченных земель. Население Палестины все это время оставалось почти полностью арабским. Иногда турецкая администрация производила переписи населения. В 1800 году, после отражения нашествия Наполеона, была проведена одна из первых переписей населения. Тогда в Палестине проживало примерно 246 тысяч арабов, 22 тысяч христиан и 7 тысяч евреев. В 1890 году здесь проживало примерно 432 тысяч арабов, 57 тысяч христан и 43 тысяч евреев. Вследствие эмиграции из Европы и сионистской агитации число евреев здесь стало стремительно расти. В 1914 здесь проживало примерно 525 тысяч арабов и 94 тысяч евреев.
В 1919 году после распада Турецкой империи мандат на управление этой землей получила Великобритания. На подмандатной территории Палестины в 1922 г. жили 584 тыс. арабов-мусульман, 71 тыс. христиан и 84 тыс. евреев. В 1948 году здесь проживало 1 миллион 180 тысяч арабов и 630 тысяч евреев. Все данные с 1800 по 1948 годы – из английской версии Википедии.

В 1947 году евреи развязали войну и террор одновременно против английской администрации и против арабского населения, вынуждая арабов покидать свои дома. В 1948 году свыше 500 тысяч арабов были изгнаны из своих домов с территории, на которой было создано государство Израиль.

Согласно данным на май 2011 года численность населения в собственно Израиле составляет 5 миллионов 837 тысяч евреев, 1 миллион 587 тысяч арабов и 322 тысяч национальных меньшинств других национальностей. На оккупированных территориях проживает примерно 3,5 миллиона арабов и 300 тысяч евреев-поселенцев.

После смерти этих двух первых амораев (около 280 г.), палестинские школы все более приходили в упадок. Вместо Иоханана и Реш-Лакиша, руководителями тивериадской школы сделались рав-Ами и рав-Аси; но при них эта школа уже не привлекала к себе такую массу учеников, как прежде. Многие ученые покидали Палестину и переселялись в Вавилонию, где еврейская наука процветала тогда в многочисленных академиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

От прекращения огня до капитуляции, или растерянность власти (1986–1989)

От прекращения огня до капитуляции, или растерянность власти (1986–1989) К концу лета 1986 года под влиянием советских перестройки и гласности, а также застоя в польской экономике команда генерала Ярузельского попыталась выделить из рядов польской оппозиции группировки, с

Евреи в Палестине

ГЛАВА 4. Польша, евреи и Богдан Хмельницкий. Евреи в Польше и их отношение к украинским крестьянам.

ГЛАВА 4. Польша, евреи и Богдан Хмельницкий. Евреи в Польше и их отношение к украинским крестьянам. Во всех книгах и учебниках по этой теме авторы указывают только один пресс, давящий на крестьян и казаков в Польше - беспредел польских магнатов и шляхтичей, в результате

Глава X По Сирии и Палестине

Глава X По Сирии и Палестине Под давлением народа бароны должны были выступить из города. Граф де Сен-Жиль первым вышел из Антиохии в конце ноября, прошел через город Ругья и подошел 27 ноября к крупному в то время, хорошо укрепленному большому городу Маарра

Глава 8 Патриархи и школы в Палестине до заключения Мишны (138–280 гг.)

Глава 8 Патриархи и школы в Палестине до заключения Мишны (138–280 гг.) 50. Рабби Меир Восстание Бар-Кохбы и последовавшие затем гонения Адриана довели Иудею до полного разорения. Уцелевшее от меча и плена население крайне обеднело, многие бежали от религиозных

64. Евреи в Сирин и Палестине под властью Византии

64. Евреи в Сирин и Палестине под властью Византии Когда великая Римская империя распалась на две половины: Восточную, или Византию, и Западную, или Италию (выше, 56), — Сирия и Палестина отошли к Византии. Здесь положение евреев было еще хуже, чем в Персии, так как

Глава 7 Евреи в Турции и Палестине до упадке саббатианства (1492–1750 гг.)

Глава 7 Евреи в Турции и Палестине до упадке саббатианства (1492–1750 гг.) 36. Гражданская жизнь. Иосиф Наси Турецкая империя, занявшая место бывшей Византии, возникла за 40 лет до изгнания евреев из Испании. Еврейские летописцы говорят, что Провидение как будто заранее

Глава 14 Почему было спокойно в Палестине

Глава 14 Почему было спокойно в Палестине Важнейшим периодом нашей службы, конечно, был третий – во время перемирия. Так оно и должно было быть, по самому смыслу этого плана о легионе. Когда мы его задумывали в 1915 году, нам, конечно, рисовались не полтора и не три батальона, а

Глава 1. Кто жил в Палестине до прихода евреев?

Глава 1. Кто жил в Палестине до прихода евреев? Пусть другие о столетьях канувших Повествуют с мерной простотой Или песней, трогающей за душу, Намекнут о жизни прожитой. Я бы тоже пел о них, когда б Не был с детства — весь, от глаз до рук — Странной вести неподкупный

проследить всю историю происхождения Израиля

На Ближнем востоке есть небольшая страна – Израиль. Она расположена около Средиземного моря. С Израилем граничат Египет, Иордания, Ливан, Сирия. В государстве проживают больше восьми миллионов человек и большинство из них принадлежат к еврейской нации. На его территории расположено много археологических и религиозных объектов, которые имеют очень важное значение не только для евреев, но и для христиан и мусульман. Израиль имеет непростую историю, в которой пересекались периоды мирного и военного времени.

Где жили евреи до Израиля?

На протяжении столетий территория, на которой находится современный Израиль, в результате вооружённых конфликтов переходила из одних рук в другие. Этой землей распоряжались персы, греки, римляне, арабы, фатимиды, турки-сельджуки, крестоносцы, мамлюки, исламисты и другие претенденты на неё.

С начала XVI по начало XX века израильская территория, как и многие земли Ближнего Востока, была в составе Османской империи. Всё изменилось после Первой мировой войны. Ещё когда шла война министром иностранных дел Великобритании Артуром Джеймсом Бальфуром в 1917 году было представлено письмо, в котором он высказывал мысли о создании независимого государства евреев на территории Палестины.

Декларация Бальфура должна была вызвать поддержку Союзников в Первой мировой войне. После окончания войны пала Османская империя. Территория Палестины стала контролироваться Великобританией. Это были земли современных Израиля, Палестины и Иордании. Это было одобрено Лигой Наций в 1922 году. Но с таким решением были категорично не согласны арабы. Они стали выступать против этой Декларации. Палестинские арабы не хотели быть в подчинении евреев. Контроль Великобритании над этими территориями продолжался даже во время Второй мировой войны. В 1947 году Израиль получил независимость.

В течение веков всегда была напряженность отношений арабов-мусульман и еврейского народа. Война между этими нациями существовала с самого начала их истории. Арабы и евреи, живущие в этом районе, считают его святым местом. Им важна Храмовая гора, расположенная в Иерусалиме. Там расположены мечеть Аль-Акса, Западная стена и еще множество других сакральных мест.

К концу XIX века в еврейской среде появилось движение сионизм. Оно охватывало вопросы религии и политики. Сионистам хотелось вернуть свою историческую родину. Они стали претендовать на земли Палестины. Многие из них иммигрировали на свою святую землю. Там они стали организовывать новые поселения. С конца XIX по начало XX века в Палестину переехало около 35 тысяч иудеев. Чуть позднее к ним присоединились ещё около 40 тысяч. Накануне Второй мировой войны и во время неё многие европейские евреи нашли приют в Палестине. Туда они бежали, спасаясь от нацистского террора. Там они тоже становились сионистами. Когда окончилась война и Холокост, руководители сионистского движения стали настаивать на создании своего государства. Но арабов их требования не устраивали. Среди них тоже появилось националистическое движение.

В 1947 году ООН был утверждён план раздела Палестины на два независимых государства: Палестину и Израиль. Но арабская сторона была не согласна с таким разделом. Окончательно Израиль появился на карте мира весной 1948 года. Первым его премьер-министром стал Давид Бен-Гурион.

Но с этого исторического события началась огромная вражда между евреями и арабами. В этом же году начались арабо-израильские войны. Они были объявлены Сирией, Египтом, Иорданией, Ираком и Ливаном. В 1949 году наступило перемирие. Часть Израильских территорий перешло Иордании и Египту. Этот хрупкий мир нарушался огромное количество раз. Большой конфликт произошёл в 1956 году из-за Суэцкого канала, когда его национализировал Египет. Но при помощи британцев и французов канал достался Израилю. В 1967 году Израиль за шесть дней одержал победу над Египтом, Иорданией и Сирией. В результате этого сектор Газа и другие территории были снова возвращены под контроль Израиля. Арабы считают, что сектор Газа, Синайский полуостров и Голанские высоты оккупированы израильской стороной.

Читайте также: