Как делают финифть кратко

Обновлено: 05.07.2024

Финифть, или искусство росписи эмалью по металлу, известно давно. Незнакомые с технологией люди были уверены, что яркую финифть делают из расплавленных драгоценных камней, но всё куда прозаичнее: искусство появилось примерно в то же время, когда на Востоке научились плавить стекло. Выглядит всё так: на металлическую пластину наплавляют эмаль и расписывают ее особыми надглазурными красками.

Популярности финифти в XVII веке способствовало изобретение французского ювелира Жана Тутена: он придумал полупрозрачные огнеупорные краски. Это значительно упростило работу мастеров, и росписью стали заниматься и за пределами Москвы. В итоге финифть стала одним из ключевых промыслов Русского Севера.

Искусство мастеров Русского Севера

Сейчас принято считать, что финифть обязательно рисуют на белом фоне. Конечно, это не так: даже в наше время есть много художников, которые пишут, например, по синему или зеленому . А белый фон — изобретение мастеров Усолья, нынешнего Сольвычегодска в Архангельской области. Там в XVII веке массово освоили искусство украшения по эмали, а белый фон стал местной особенностью: на нем изображали птиц и зверей, мифологических персонажей и растения. Огнекрылая птица Сирин, олень Золотые Рога, лебедушки — вот традиционные для Усолья сюжеты.

Из Усолья финифть перекочевала в Вологду, а оттуда и в Ростов Великий, один из духовных центров страны. В местные церкви и монастыри приезжало множество паломников, и все хотели увезти с собой что-нибудь на память. Яркие финифтевые изделия пришлись кстати: стоили они недорого, выглядели красиво, а потому хорошо продавались.

Вторая жизнь при Советах

К началу ХХ века финифть начала затухать — на фоне промышленного развития ручное производство стало невыгодным. Новые технологии штамповки и печати, а также расцвет фотографии затмили промысел: количество мастеров резко сократилось, а искусство росписи по эмали было под угрозой исчезновения. Но его спасла советская власть.

После революции финифтью занимались преимущественно в Ростове Великом. На смену религиозным сюжетам пришли изображения Ленина и Сталина, пятиконечной звезды, серпа и молота. А в 1960-е годы появилось много финифти с портретом Юрия Гагарина: первый полет человека в космос подарил мастерам новые сюжеты для творчества.

Спасла промысел и политика государства: в конце 1960-х в СССР активно поддерживали возрождение традиционного народного искусства. Спрос на финифть со стороны населения был невысок, зато заказы размещало государство: пусть не масштабные, зато постоянные. Более того, лучшие работы того периода выставлялись за рубежом: на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и Международной ярмарке в Токио 1975 года СССР презентовал работы ростовских умельцев.

Наше время: ростовская финифть и независимые мастера

После распада СССР мастера финифти заново осваивали иконописные начала — религия вышла из-под запрета, а покупатели начали ценить штучную работу, у которой нет аналогов. Сейчас изделия из финифти, которые делают в России, можно разделить на два больших блока: массовое и кустарное производства.

При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти свидетельствует о том, насколько трудоемка и сложна работа художника, ведь малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, даже минутная передержка в процессе обжига могут привести к порче произведения, иногда даже на самом последнем этапе, когда роспись эмали уже почти готова.

Слева показаны этапы производства финифти, справа — изменение цвета краски до и после обжига. Фото 1911 года.

Это — традиционная основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм.

Латунь

Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий.

Томпак

Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск.

Эмаль ювелирная

представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов.

Огнеупорные краски

Номер, цвет, t обжига :

Процесс изготовления

Вырезанная из меди пластинка покрывается порошком эмали и обжигается при высокой — до 900 градусов — температуре в печи. Эмаль плавится и ровным, стекловидным слоем, покрывает пластину. Так делается несколько слоев покрытия. В результате, пластина становится молочно-белой, блестящей и готовой к росписи.

В самом начале, художник наносит рисунок. Для этого требуется остро отточенный карандаш, калька и специальная игла.

Сперва рисунок переводится на тонкую прозрачную кальку. Затем, по всем линиям делаются проколы тонкой иглой и через них рисунок натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего он переводится на эмалевую основу.

Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.

В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.

Финифть в наше время

Процесс изготовления финифти до сих пор практически не изменился. Всё так же художник должен изготовить краски из специального порошка, всё так же необходим обжиг.

Краски, в виде порошков, разводят на специальной дощечке (она как правило стеклянная) шпателем. Для разведения используют машинное масло или терпентиновое. Машинное масло применяют в связи с тем, что оно хорошо выдерживает высокие температуры и не деформирует рисунок.

В древности, когда эмалевая роспись только развивалась, процесс проходил дольше и был сложнее. Но современные специалисты признают, что качество и внешний вид изделий отличались в лучшую сторону.

Что такое финифть

Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка.

Латунь

Сплав меди с цинком (до 50 % Zn), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и других элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % Zn и 0,5 % Al получается алюминиевая латунь, напоминающая золото.

Томпак

Это по сути латунь, но с добавлением в медь цинка 3-12 %.

Ювелирная эмаль

Многократный обжиг

При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.

Самый сложный этап

Этап обжига требует большого опыта, специальных знаний и определенного художественного чутья.

Значительная часть сплавов имеет различные температуры плавления, и для того, чтобы избежать выгорания эмалевого покрытия, обжиг начинают с самых тугоплавких.

Как правило, мастера делают многочисленные пробы обжига отобранных красок (эти пробы необходимы для определения точных температурных режимов плавления как односоставных, так и сложных, смешанных колеров).

Кроме того, только пробные обжиги дают возможность более точно подобрать необходимый цвет, поскольку, в процессе плавления, некоторые эмали изменяют интенсивность своего цвета и приобретают новые оттенки.

В несколько приёмов

Нанесение и обжиг эмали даже одного цвета, производится чаще всего в несколько приемов.

Первый слой выполняет грунтовочные функции, по нему проверяют, как эмаль растекается по поверхности вырезанного для нее углубления в металле, либо в ячейках между скаными или вальцованными перегородками.

Последующими слоями восполняют усадку эмалевой массы при плавлении и доводят уровень покрытия до верхнего края перегородок или поверхности металла. Иногда сверху наносится фондон — защитный слой бесцветной эмали.

Где обучиться

Единственное учебное заведение, дающее возможность получить профессиональные навыки росписи финифти, находится в с. Федоскино, Московской области.

Студенты изучают технологию финифти. Кроме этого, художник должен хорошо знать химию, уметь правильно замешивать краски.

Авторские права

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Ростовская финифть - русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.


Ростовская финифть - один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр определяется с одной стороны высоким живописным мастерством художника по эмали, а с другой - чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их изготовления.
Самое первое упоминание о русской финифти мы встречаем в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого "фингитис" превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть".

В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех далеких времен и до сей поры оно известно как "Ростовская финифть". Оно прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.


Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-"опытницей" - белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

Традиционно в технике Ростовской финифти, эмаль кладется на лист тонкой меди (он должен быть выпуклым и уже подготовленной формы) и покрывается тремя слоями белой эмали, а обратная сторона во избежание деформации – контрэмалью.
Все это последовательно обжигается в муфельной печи при температуре в 800С.


Техника припильной эмали


Художественная роспись выполняется по эмали, положенной в углубления, сделанные в пластине из золота 750 пробы или серебре 925 пробы.
В основе лежит техника выемчатой эмали.
Затем миниатюрная живопись покрывается несколько раз прозрачной эмалью (фонданом) и обжигается. Это делается для того, чтобы защитить рисунок от механического и химического воздействий и одновременно повысить блеск эмалевой поверхности.
Нанесение защитного эмалевого слоя - это сложный процесс. Защитный фондан (прозрачная эмаль) при определенных условиях обжига может помутнеть или пожелтеть, и почти готовая работа будет испорчена. После нанесения достаточного количества фондана производится припиливание вровень с бортиками металла. Потом идет шлифовка и полировка до тех пор пока поверхность не приобретет ровный зеркальный блеск.
Прозрачное стекловидное покрытие предохраняет роспись от повреждений.

Техника выемчатой эмали

Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют.
В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной - основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью.
Другой - в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют так же прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка - эмалью других цветов.
Выемчатые эмали делают на золоте, серебре.

Удивительная красота и изящество серебряных антикварных подстаканников. Традиция чаепития на Р.

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ. *** П РОШУ ПРОЩЕНИЯ У ВСЕХ, КОГО ОБИДЕЛ - **** Р искну.

Сен-Жерменский дворец (Château de Saint-Germain-en-Laye)-бывшая королевская резиденция .

С днем рождения, Маринэ (Марина_Ушакова)! .

Художник Александр Стародубов - Старая Москва .

-Ссылки

-Музыка

-Видео


Прогулка по Лидскому замку 04.07.2015 --> Смотрели: 90 (57)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


Финифть — изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.

1 (700x466, 343Kb)

На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга.

2 (700x466, 364Kb)

3 (700x388, 313Kb)


Но наибольшего развития достигла школа Ростова Великого, расположенного в Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.


4 (700x466, 337Kb)

5 (557x573, 215Kb)


Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.

7 (700x466, 275Kb)


Берется тонкий медный лист (а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки отбиваются вручную, им придается определенный изгиб. Затем с двух сторон их покрывают эмалью — стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов, при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют "белье". Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькими слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.

8 (700x466, 329Kb)


В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ — до пятидесяти раз! При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит, в том числе, и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.


Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть, будучи ювелирным изделием, как правило, имеет оправу, созданную в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки. Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.

9 (586x407, 202Kb)


В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали — его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах. Каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться.

Читайте также: