План урока праздник наурыз

Обновлено: 03.07.2024

Тема: познакомить учащихся с историей возникновения праздника , значением праздника для казахского народа.

Цель: расширение знаний учащихся о празднике Наурыз.

Задачи: обогатить знания учащихся о празднике Наурыз.

Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, орфографическую зоркость учащихся.

Воспитывать любовь и уважение к традициям Республики Казахстан.

Оборудование: плакаты для оформления, карточки,

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодняшний наш урок посвящен празднику, который уже очень скоро будет праздноваться в Казахстане. Это праздник – Наурыз.

Наурыздыхалқымыз (Амиржан)
Жыл басы санайды
Көнермейсалтымыз
Көп елге тарайды.

Наурыз – начало года (Яна)
Так считает наш народ.
И обычаи народа
Людям всем передаёт.

Наурызбенқұттықтап (Акдаулет)
Алысжақпенқауышты
Көктемдегіжарқынсәт
Көңілдергеауысты.

С Наурызом поздравляем (Аня).
Взрослых мы и малышей.
Счастья, радости желаем
И весенних тёплых дней.

- Что вы знаете об этом празднике?

Собрать мозаику, решив примеры.

- Посмотрите, какая картинка у вас получилась. Знаете ли вы кто изображен на этой картине?

- Почему Наурыз празднуется весной, в марте? А потому, что по мифологии, 21 марта с неба сойдет Қыдыр ата, именно он воздаст по заслугам, честным, добрым, трудолюбивым людям. Достаток и изобилие, счастье и благополучие, здоровье и процветания — все это принесет собой Кыдыр Ата. Қыдыр ата согревает землю, чтобы все живое после долгой зимы расцвело, обновилось. А с 21 на 22 марта сравниваются день и ночь, начинается, как говорят ученые, космическая весна, новая жизнь.

- Скажите, ребята, хотите ли вы узнать магические число, которое в праздник Наурыз является обязательным?

- Для этого вам надо решить уравнение. ( каждый решает уравнение, затем проверяем по эталону и один ребенок из группы объясняет решение.)

10 – х = 3 х + 2 = 9 х – 1 = 6 1 + х = 8 х – 3 = 4

- Чему равен корень ваших уравнений. Значит магическое число – это число 7.

- Как вы думаете, почему это число является обязательным, как вы думаете?

- 7 дней недели – временные единицы бесконечности вселенной.каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. Так же на Наурыз готовят ритуальное блюдо, которое на праздничном столе является главным – это блюдо Наурыз – коже. Сколько ингридиентов входит в это блюдо? (7)

- Наурыз- коже должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни.

-Вам даётся список ингредиентов для приготовления Наурыз- коже. - Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Ингредиенты: в…да, г…рох, сах…р, мясо, сол…, карта, к…ртофель, ж…р, лу… , мука, морко…ь, злаки, м…л…ко.

Правильный ответ: вода, мясо, соль , жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Напротив аксакала должны быть поставлены 7 чаш с наурыз – коже.

Пока играет музыка ребята передают тюбетейку, как только музыка заканчивается, тот на ком осталась тюбетейка отгадывают загадки. Чтобы отгадать загадки надо вспомнить каз.яз.

Он растёт не в огороде,
А растёт в большущем поле
Очень нужен он нам
Хлеб чудесный – это …(нан)

Любят все с ним играть
Все узнают – это мяч.
Он по полу скок – скок
Мяч весёлый – это …(доп)

Вам в бидон его нальют
Все ребята тёплым пьют.
Молоко назвали - …(сут)

Вяжет всем ребятам варежки и шапки
Все узнали без труда
Это бабушка - …(апа)

Смастерит он вам лошадку
Даст в свисточек погудеть
Вы узнали – это дед.
А по – казахски скажем без труда
Дедушка милый – это …(ата)

- До прихода Наурыза люди приводят свои дома в порядок, в честь праздника сажают деревья и цветы. Считается, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.

- Сейчас отгадайте загадку.

Была степь пуста кругом

Появился в степи дом.

Как его называют?

Все в степи об этом знают.

- О каком доме идет речь? Что вы знаете о юрте?

Сделать фонетический разбор слова юрта. ( проверка самостоятельно по эталону).

- Скажите, ребята, только ли казахский народ празднует Наурыз?

- Праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство.

- Как вы думаете сколько национальностей проживает в нашей республике?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить быстрый счет и найти сумму чисел.

11 + 2 + 3 + 50 + 9 + 18 + 7 + 26 =

- 126 национальностей проживает в нашей республике и все мы живем дружно, сплоченно в нашей республике Казахстан.

- Наш урок подходит к концу. Скажите ребята, что вы узнали сегодня на уроке?

- Свою оценку уроку вы покажите на весенней цветочной поляне. Если вам урок понравился возьмите цветок оранжевого цвета подпишите его и приклейте на полянку, если не очень – розового цвета, ну а если вам было скучно на уроке, тогда приклейте цветок желтого цвета.

Той деп бүгін көңіл шіркін тасиды,

Той деп бүгін халқым шашу шашады. ( Дария)

Құрметті окушылар. Сізді Наурыз мерекесімен құттықтаймын. Сізге зор денсаулық, бақыт, жақсылык тілеймін. Жүздереңізге нұр,құшақтарынызға гүл тілеймің.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочный план урока по предмету:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 5:Традиции и празднование Нового Года, Наурыза и Рождества

Дата: 09 .0 2 .2018 г.

ФИО учителя: Мухамадиева К .Т

Количество присутствующих: 15

отсутствующих: - 0

Как отмечают Наурыз?

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

С7.1.3.1 -понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений, определяя сюжетную линию или настроение стихотворения;

Г7.2.1.1. - владеть словарным запасом, включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины;

Ч7.3.1.1. - понимать главную и второстепенную информацию сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с общеизвестными, повседневными знаниями;

П7.4.3.1 – представлять таблицу в виде информации, схемы, диаграммы, графика;

ИЯЕ7.5.2.2 – использовать сложные предложения, выражающие условные, уступительные, сравнительные, сопостпвительные отношения.

Критерии оценивания

1. Учащийся определяет основную мысль текста, опираясь на содержание текста.

2. Прогнозирует содержание текста по заголовку, ключевым словам и по иллюстрациям к тексту.

3. Формулирует проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения и отвечает на вопросы, приводит аргументы, связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

Ожидаемый результат.

Все учащиеся смогут понимать содержание текста; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность; участвовать в диалогах .

Большинство учащихся смогут согласовывать имена прилагательные с именами существительными; производить морфологический разбор выделенных слов в тексте.

Некоторые учащиеся смогут составлять презентации по произведению; находить в тексте художественно-изобразительные средства.

Языковая цель

Учащиеся могут строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы:

день весеннего равноденствия, праздник Единства, наурыз-коже, алтыбакан, певцы-импровизаторы, ритуальное блюдо.

Полезные фразы для диалога/ письма:

единение природы и человека, Великий день народа, возрождение природы, самые добрые пожелания, богатый стол, праздничный дастархан, семь компонентов, огромный котёл.

Вопросы для обсуждения?

Что означало семь компонентов наурыз-коже?

Как ведут себя люди в день празднования Наурыза? Почему?

Можете ли вы сказать, почему…?

Что символизировал огромный котёл для наурыз-коже?

Письменные подсказки… я считаю, что…,по моему мнению, что…, следовательно, …, исходя из этого, я…, таким образом.

Предыдущееобучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретённом в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на оценку и восприятие аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Стадия вызова:

1. Позитивный настрой.

2.Деление на группы по смайликам:

3. Мотивирующее начало .

Учитель: Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и другим оптимизма и позитива, креатива и удачи. Затем положите руку на сердце и повторяйте за мной.

Я есть любовь! Я есть - всё Прекрасное!

Я есть воля! Я есть – Человек!

Я есть сила! Всё зависит от меня!

Я есть добро! Всё в моих руках!

КР. 4. Мозговой штурм. Вопрос:

Группам предлагаются ответить на вопрос, аргументируя свой ответ (один ученик из каждой группы):

Спикер от каждой группы предоставляет свой вариант ответана вопрос. (традиции, обычай, история, язык, народ, праздники)

Дескрипторы:

1. Правильно отвечает на вопросы.

2. Аргументирует свой ответ.

1 группа: Что такое прилагательное? Приведите примеры

2 группа: Назовите разряды прилагательных. Примеры.

Дескрипторы:

1. Правильно и полно отвечает на вопросы.

2. Приводит примеры..

ФО. "Две звезды, одно желание"

Люди и персонажи

КыдырАта, ёлка, 1 января, Дед Мороз, Санта Клаус, 22 марта,

7 января, алтыбакан, еловая ветка, Солоха, Пётр I , Алдар-Косе

Цветные стаканы, на партах в группе – листы оценива-ния, тексты, маркеры, постеры

Каждая группа по пройденной теме задают вопросы, в группе отвечают и приводят примеры

- Учащиеся вставляют слова в соответствующую колонку таблицы

Середина урока

Стадия осмысления:

1. Просмотр видео "Наурыз". Вопрос по просмотру видео:

- Чем отличается праздник Наурыз от других государственных праздников?

- Какова воспитательная роль праздника Наурыз?

2. Ключевые слова и словосочетания урока:

день весеннего равноденствия, праздник Единства, наурыз-коже, алтыбакан, певцы-импровизаторы, ритуальное блюдо.

- Вопрос: Какова тематика данных слов и словосочетаний?

- Можете ли вы сказать, над какой темой мы сегодня будем работать? ( Правильно, Наурыз)

- Что мы сегодня должны узнать? Каковы наши цели урока?

4. Морфологический разбор слов:

1 группа: весеннего (равноденствия)

2 группа: ритуальное (блюдо)

Дескрипторы:

1. Правильно и полно выполняет разбор.

2. Пишет грамотно, не нарушает последовательности.

ФО "Светофор"

ГР. 5. Работа с постерами: (каждой группе предлагаются разные тексты, по которым группы составляют постеры)

"Взять на карандаш"

( чтение текста учащимися с пометой на полях )

Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. По восточному календарю Наурыз - начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса - народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.

Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета. Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!".

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы-зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш . После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника – Наурыз-жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.

В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает "выпрямляющий стан" , поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

По древним сказаниям казахов, накануне Нового Дня, днем и ночью по земле ходит старик Қыдыр (Қызыр) Ата, белобородый старик, одетый в белые одежды, который посылает людям счастье и благоденствие.

В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали.
Богатый дастархан накрывают в каждой семье. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата) , чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа "7", которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).

Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. В аулах ставили качели "Алтыбакан". Самыми известными и любимыми в народе были игры "Айкыш-уйкыш" ("Навстречу друг другу") и "Аударыспак" , во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без состязаний в национальных видах спорта — казахшакурес, тогузкумалак, лошадиные скачки ( байга). И не только юноши, но и девушки участвовали в играх.

День заканчивался айтысом - представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.


2. Формировать коммуникативные навыки; умение интересно проводить досуг.

3. Воспитывать интерес и уважение к праздникам и традициям родной страны, развивать общую культуру.

Содержимое разработки

Цель: 1. Актуализировать знания учащихся о празднике Наурыз; расширять кругозор детей;

2. Формировать коммуникативные навыки; умение интересно проводить досуг.

3. Воспитывать интерес и уважение к праздникам и традициям родной страны, развивать общую культуру.

Ход мероприятия.

- Сегодня собрались мы в честь праздника Наурыз –

древнего и любимого всеми праздника, обновления жизни на земле.

1й чтец:

Жыл басы санайды

Көп еме тарайды.

2й чтец:

Наурыз – начало года

Так считает наш народ.

И обычаи народа

Людям всем передаёт.

Традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовилось много еды, что является символом достатка и изобилия в настоящем году. Большое значение придавалось приготовлению ритуального блюда - "Наурыз коже". В составе "Наурыз коже" должно в обязательном порядке быть семь пищевых элементов: мясо, пшено, рис, изюм и т.д. Наурыз коже - яркий показатель национальной культуры, щедрости, гостеприимства.

Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Конкурс 1.От каждой команды приглашается по одному человеку. Игра на внимание. Если согласны, то хлопайте. Если не согласны, то топайте.
- Наурыз – праздник для всех Казахстанцев.
- Национальное блюдо казахов – хачапури.
- Наурыз это новый год по восточному календарю.
- Национальное жилище казахов – юрта.
- На масленицу пекут бауырсаки.
- Степной цветок Казахстана – тюльпан.
- Верблюды едят колючки.
- Казахи – гостеприимный и дружелюбный народ.
- Бешбармак едят французы.
- Кумыс готовят из молока коровы.
- Байга национальная игра казахов.
- Наурыз – праздник мира, дружбы и весны.

Конкурс 2: Кокпар
Для данного состязания требуются по одному мальчику от каждой команды. Вы должны отвечать на вопросы по очереди, кто ответит на большее количество вопросов, тот джигит является победителем состязания. Готовы?
Вопросы совсем несложные:
1. Когда отмечаем Наурыз?
2. Что означает слово “Наурыз”?
3. Какое блюдо готовят на праздник?
4. Первая столица Казахстана.
5. Переведите на казахский слова: праздник, новый, радость.
6. Из скольки ингредиентов состоит “Наурыз коже”?
7. Какие вы знаете национальные казахские игры?
8. Какие знаете традиции?
9. Как поздравляют друг друга люди в этот праздник?
10. В каких странах еще отмечают этот светлый праздник?
11. Какое число у казахов считается магическим и удачным?
12. Священная книга мусульман.
13. Из каких составных частей состоит юрта?

Конкурс №3. Конкурс батыров:

(выходят 2 мальчика и, хлопая друг друга по ладошке, называют

слово на казахском языке. Кто будет последним, тот и победитель)

Пусть наша культура процветает!

Пусть будет дружба и согласие на всей земле!

-Улыстың ұлы құтты болсын!

Наурызға ақ жол!

- Да здравствует великий день народов Востока!

Новый год всегда хочется начинать с чистой страницы.

Итог занятия : Я желаю Вам, чтобы всё в нём было по – другому: светло и свежо. Желаю радости и счастья!

Наурыз - это обновление,

Наурыз – это праздник труда,

Наурыз - это угощения,

Наурыз – это желанные гости и обилие стола.

Да будет счастлив Наурыз, уходящий корнями вглубь веков, радостный новогодний праздник. Желаем всем здоровья, мира и добра.


-75%



Что вы знаете об этом празднике? (ответы уч-в)
II. Операционный этап . 20 мин. Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении (Рассказ учителя + слайды, фильм) (20 мин)
III. Рефлективный 'этап. 15 мин. Закрепление



Читайте также: