Как повлияла любовь к маше на владимира дубровского почему владимир отказался от мести кратко

Обновлено: 04.07.2024

Владимир Дубровский был влюблен в Машу Троекурову, дочь своего заклятого врага. Отцом Маши был Кирила Петрович Троекуров, который довел до смерти Андрея Гавриловича Дубровского.

Владимир хотел отомстить Троекурову за смерть отца, но любовь к Маше не позволила ему расквитаться с помещиком. Однако любовь Маши и Владимира не была счастливой. Молодые люди испытывали друг к другу самые искренние чувства, но Троекуров разрушил счастье своей дочери.

Кирила Петрович выдал Машу замуж за пожилого князя Верейского. Владимир, который поклялся прийти возлюбленной на помощь, не успел расстроить венчание.

Владимир лишился возлюбленной, которая была навеки отдана князю-повесе. Ради любви Владимир отказался от мести, но и счастье он не обрел.

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью
из-за любви отказался от мести Троекурову и вошел в его дом в роли
слуги (учитель) .
Дубровский влюблен в Машу. Желание быть рядом с ней,
постоянно видеть ее - главная причина его рискованного
поступка.
Дефорж открывает Маше, кто он такой на самом деле.
Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца.
Что это именно она спасла Кириллу Петровича, что дом,
в котором живет Марья Кириловна, - священ для него.
Для Дубровского воля любимой девушки священна.
Он никогда не совершит злодейство во имя ее.
Готов на любое самопожертвование.

Месть за отца не осуществляется, он становится заступником
обиженных, отказывается от мести ради любви.
Человечность в Дубровском победила враждебность.
Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир
Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный,
одинокий человек, который не может противостоять
существующим законам.

Он сильно поглупел и вместо того, чтобы заниматься серьёзными делами, типа, грабить, зря бессмысленно тратил время, обхаживая Маню.

Владимир Дубровский отстаивал свою честь и достоинство, а также честь своего отца, которого лишил владения его бывший друг Троекуров.

Дубровский-младший встает во главе бунта против правящего в то время дворянства, которое отличается любовью к различным богатствам. Герой выступает против несправедливости в обществе.

Разбойники во главе с Дубровским грабят только богатых людей, тех, кто правит в этом несостоявшемся обществе.

Но почему главный герой отказывается от мести главному виновнику всех родовых несчастий Дубровского?

Дубровский мечтал отомстить Троекурову. И тут благоприятный для него случай позволяет ему в осуществлении этого действия: он встречает француза, который отправлялся на работу в дом к врагу Дубровского. Устроившись на работу в дом своего противника под видом учителя-француза Дефоржа, Дубровский вынашивает план мести, однако потом влюбляется в дочь Троекурова, с которой когда-то проводил свое время в детстве.

Любовь меняет замысел главного героя. Он отказывается от мести, потому что не хочет причинять боль своей возлюбленной. Ведь если бы Дубровский отомстил за все свои неприятности Троекурову, Маша была несчастна и не смогла бы ответить на чувства героя. Он не хотел, чтобы Маша страдала. Когда главный герой признался в своей любви Маше Троекуровой, он уже не считает Кирила Троекурова своим врагом. Дубровский понимает, что не сможет причинить вред семье возлюбленной. Иначе бы он пошел против самого себя.

Дубровский понимает, что злые поступки не остановятся злых людей, а только увеличат количество плохого в мире. Поэтому он отказывается от мести. Ведь душа главного героя добра и чиста, поэтому не способна уподобляться тем людям, которые всегда совершает зло. Дубровский не зол и не корыстен, а, наоборот, справедливость и милосерден.

Главный герой отказывается от мести конкретно Троекурову, потому что понимает, что виноват не он, а виновата вся система несправедливого социального общества. Поэтому если и нужно было бороться, то не с Троекуровым, а со всем обществом. Дубровский и бросает вызов всем высокопоставленным, богатым людям, которые правят в современном А. С. Пушкину обществе.

Личная месть не принесла бы никакого результата. Общество бы и без Троекурова продолжило жить по-прежнему. Никакого бы урока оно не вынесло для себя.

Дубровский выступает против общества при помощи простого народа. Образ народа действительно близок к образу Дубровского. Он является выразителем тех же мыслей, которые возникают в голове главного героя.

Произведение А.С. Пушкина является незаконченным. Открытый финал позволяет читателю самому выбрать развязку произведения. Возможно, Дубровский и отомстит таким людям, похожим на Троекурова, но выберет другой способ. Возможно, народный "беспощадный" бунт возьмет свое и победит злое общественное начало.

Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи урока:

  • образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
  • воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,
  • развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.

Методы: аналитическая беседа, анализ эпизода, словарная работа, рассказ учителя.

1. Организационный момент

Приветственное слово учителя.

Эпиграф к уроку

Учитель

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Александр Александрович Блок

2. Определение темы урока

3. Проверка домашнего задания

План основных событий глав VIII—ХI

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

4) Дефорж убивает медведя.

6) Праздничный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздника.

10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Учитель. Давайте вспомним, что такое Композиция? (Композиция это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)

Что мы узнаём из 11 главы?

- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?

- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)

- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (стр. 113

3. Основная часть. Работа по теме урока

Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) Почему Владимир решился на это признание?

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)

- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет.(Выступление ученика – по желанию.)

- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).

Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- О чем Машенька могла в этот момент думать?

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).

Как они характеризуют Дубровского? (Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )

4. Подведение итогов. Выводы

- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы:

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

5. Рефлексия

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Читайте также: