Как действует механизм политического манипулирования каковы его последствия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственно­го устройства представляет использование СМИ дляполитичес­кого манипулирования — скрытого управления политическим со­знанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипули­рование основано на лжи и обмане.

Общая технология глобаль­ного, общегосударственного манипулирования обычно основыва­ется на систематическом внедрении в массовое сознание социаль­но-политических мифов — иллюзорных идей, утверждающих оп­ределенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущест­венно на веру, без рационального, критического осмысления.

Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении — марксизме-ленинизме.

Так, например, человека, ведуще­го вооруженную борьбу за создание самостоятельного националь­ного государства, различные СМИ в зависимости от политичес­ких пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, тер­рористом, партизаном, боевиком.

Телевиде­ние, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует не­привлекательные ракурсы их показа или соответствующим обра­зом монтирует заснятые кадры.

За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упа­ковкой избирателю трудно бывает различить истинные дело­вые и нравственные качества кандидатов, определить их по­литические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная де­ятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения.

Существенными препятствиями для манипулирования явля­ется собственный опыт людей, а также не контролируемые влас­тью системы коммуникаций: семья, родственники и т.д.

Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являютсяплюрализм властей в обще­стве и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической социальной, собствен­но политической (принудительной) и духовно-информацион­ной властей.

Существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМИ нахо­дятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них ха­рактерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудито­рию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа — их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.

В условияхгосударственной организации СМИ принадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им. Пре­имуществом этой формы организации, преобладающей, напри­мер, во Франции, является независимость СМИ от крупного ка­питала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать их кон­курентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для госу­дарственного бюджета.

Общественно-правовая организация СМИ стремится освобо­дить их от государственной и частной зависимости. По этой мо­дели они финансируются главным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируются общест­венными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций. Эта модель организации ра­дио и телевидения преобладает в ФРГ, хотя здесь существует и частное теле- и радиовещание.

Эффективному выполнению масс-медиа своих функций в обществе спо­собствует их разнообразие и соревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм.

СМИ управляются и контролируют­ся определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государст­венных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения.

Информационная власть, подобно влас­ти политической и экономической, нуждается в контроле со сто­роны общества.

В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет:

а) пропаганду официальной идеологии;

б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине;

в) критику идеологических противников.

В обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией СМИ как мощное орудие власти должны быть рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем чтобы в конечном счете обеспечить контроль общества и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся. По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:

а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

б) адекватно отражать общественное мнение.

Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем, всего общества.

В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов.

В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения.

[1] См.: Sutor B. Politik: Ein Lehr-und Arbeitsbuch für den Politikunterricht. 2., neubearbeitete Auflage. Paderbon, 1987. S. 80.

Манипулирование как способ социального управления. Общая технология глобального и общегосударственного манипулирования. Методы воздействия на сознание людей: подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи, клеветы, полуправды.

Рубрика Политология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.10.2011
Размер файла 13,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Манипулирование общественным мнением: причины и последствия

Манипулирование общественным мнением представляет собой большую опасность для граждан и демократического государственного устройства. Это скрытое управление общественным сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это -не "ложь во спасение", а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы. Главной причиной манипулирования общественным мнением является конкуренция. В погоне за наживой (ей могут быть материальные ценности, власть, слава) организации или отдельные личности используют такие нечистые методы. Манипуляция это в первую очередь психологическое воздействие, которое может быть опасно для общественности и для отдельного человека.

Требуя большей гибкости, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников. Одним из самых ярких примеров манипулирования общественным мнением -- это политическое. В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение.

Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления. Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Например, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении - марксизме - ленинизме.

В США, по мнению американского профессора-либерала Герберта Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.

Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист","фашист", "красно-коричневый","шовинизм" и т.п.) и др. манипулирование сознание

Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а так же слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком. Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идейно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д. Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим методом деятельности СМИ, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний.

Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада и многих других государствах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы. За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Манипуляция даёт выгоду только заинтересованной стороне. Для общественности она не имеет никаких положительных последствий. Навязывание чужого мнения, создание штампов, потеря человека в обществе как личности, имеющего свои мысли, своё мировоззрение -- это главные последствия. Они не являются выгодными для самого человека. Манипуляция воспитывает стадное чувство у людей. Как же защитить своё сознание от манипулирования. Решение простое -- необходимо думать. Думающая аудитория -- это рефлектирующая аудитория, которая требует доказательств в место веры, видит логические ошибки СМИ, не поддаётся красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы. Думающая аудитория -- это уже неозадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория неподвержена манипуляции своим сознанием.

Подобные документы

Независимость средств массовой информации, их общественно-правовая организация и повышение политической роли. Способы воздействия власти на поведение людей. Информационное манипулирование человеком как форма контроля над его индивидуальной свободой.

контрольная работа [25,0 K], добавлен 01.03.2015

Понятие политического манипулирования. Тактика проведения избирательной кампании и формирование имиджа. Внеправовое политическое манипулирование. Распространение информации через средства массовой информации. Примеры политических манипуляций на выборах.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 18.12.2008

Анализ системы психологического манипулирования сознанием масс посредством различных форм и методов побуждения избирателей к "правильному" голосованию. Средства массовой информации как коммуникативное средство, резонирующее различные манипуляции власти.

статья [13,1 K], добавлен 07.11.2015

Воинствующая модель поведения США в мире, социально-культурная традиция. Тоталитарность "демократической империи" и манипулирование общественным мнением, стратегия двойных стандартов. Внутренняя компонента политики. "Новый внешнеполитический курс" Обамы.

реферат [23,5 K], добавлен 27.11.2013

Функции и уровни политического сознания. Понятие идеологии, ее законы и формы. Анализ идеологических течений современности. Способы идейно-политического воздействия: политико-идеологическое убеждение, манипулирование. Особенности политических мифов.

реферат [32,6 K], добавлен 12.02.2010

Понятие политического манипулирования, его главная цель. Средства массовой информации как основной инструмент манипулирования. "Созидающие" и "разрушающие" фирмы. Становление демократии и либерализма в Росси. Политическая реклама в избирательной кампании.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 15.11.2013

Методологические подходы политического манипулирования в предвыборной агитации. Анализ применения политического манипулирования в период избирательных компаний 1996 года в РФ и 2010 года на Украине. Изменения механизмов политического манипулирования.

§1. Политическое манипулирование: понятие, содержание, история

О понятии политического манипулирования

Совершенно очевидно, что такие термины, как политическая реклама, политический маркетинг, PR, предвыборная агитация и т. д. и сами по себе, и в соотнесении друг с другом требуют чёткой формулировки. Однако все эти определения, в применении которых обычны неразбериха и путаница, всего лишь элементы общей системы политического манипулирования, и определение этого понятия наиболее важно для различения всего остального. Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми.

Политическое манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.

Некоторые черты и принципы политического манипулирования

Цели, задачи, содержание политического манипулирования

Цель политического манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу (вариант — убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная). Таким образом, в узком понимании ПМ — это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание ПМ выходит далеко за пределы избирательных кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Согласно В. Амелину, ПМ предполагает следующие операции:

— внедрение в общественное сознание под видом объективной информации желательного для некоторой группы содержания;

— воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.

— реализация декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции [II,5].

Отметим, что первый пункт относится к задачам, второй — к методам, третий — к целям ПМ. Для успешного решения задач и достижения целей существуют средства ПМ, которые называются политическими технологиями (их ядро — избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний). Средства ПМ можно классифицировать по различным критериям. По совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия — на прямые и скрытые, по функции — на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др., по форме — на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности — на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия — на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям — на печатные, электронные, наружные и т. д.

Стоит отметить, что ПМ служит не только для получения общественной поддержки в период выборов или социальных катаклизмов, но и для повседневного управления стабильным обществом. Несмотря на то, что демократия является общепринятой функциональной системой управленческого механизма в большинстве стран мира, разночтения в законодательной сфере по этому поводу весьма существенны. В частности, политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании. Во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена).

Политическая реклама

Из истории политического манипулирования

§ 2. Политическое манипулирование в системе правовых норм

Единственно жизнеспособная тирания отныне — это тирания общественного мнения. Жак Сегела

Если бы политическая реклама была лишь формой предвыборной агитации, она и регулировалась бы избирательным законодательством. Но мы знаем, что политическая реклама может распространяться не только в период проведения избирательной кампании и в этом смысле определение политической рекламы в качестве формы предвыборной агитации явно недостаточно: как рассматривать рекламу того или иного политика, распространяемую задолго до начала кампании и агитацией, следовательно, не являющуюся?

Ясно, что правовой вакуум, окружающий политическую рекламу и предвыборную агитацию — важнейшие понятия в системе ПМ, — должен быть устранён. Необходимо также урегулировать вопросы, связанные с контррекламой и скрытой политической рекламой. Под контррекламой понимается распространение сведений, составляющих критику, неблагоприятной, но достоверной информации. К скрытой политической рекламе следует относить факты частого появления на телеэкране одних и тех же лиц, являющихся кандидатами, зачастую без привязки к сюжету соответствующей программы, а также предоставление этим лицам преимущественной возможности высказываться по различным вопросам политической и культурной жизни страны.

Отсутствует законодательное регулирование порядка использования художественных произведений в целях предвыборной агитации как в самостоятельном, законченном виде (песня, стихотворение, частушка и др.), так и в виде элемента политической рекламы (например, музыкальное сопровождение). Некоторые специалисты считают, что законы не предусматривают легального финансирования избирательных кампаний в достаточном объёме. Из-за этого политический бизнес неизбежно криминализируется и т. д.

Одним словом, недостатков хватает. В сфере законодательства, регулирующего использование различных форм ПМ, главным образом агитации и рекламы, необходимы уточнения ключевых понятий, закрепление ответственности за некоторые виды недобросовестной агитационной деятельности, чёткое регламентирование порядка создания и распространения политической рекламы, закрепление гарантий предотвращения психологического воздействия, лишающего гражданина права осмысленного выбора.


В данной статье рассматривается процесс политического манипулирования, определяются характерные признаки политического манипулирования, анализируются вербальные и невербальные составляющие политического манипулирования, а также рассматриваются механизмы защиты от политического манипулирования.

Ключевые слова:манипулирование, политическое манипулирование, признаки манипулирования, СМИ, невербальное манипулирование, защита от политического манипулирования.

С момента провозглашения независимости в Украине произошли заметные изменения в сторону формирования нового демократического общества. Субъекты политики (государство, партии, СМИ), кроме информирования, просветительства и вовлечения граждан в политический процесс, все активнее осваивают методы и технологии скрытого управления массовым сознанием и поведением граждан. В наши дни человек перегружен информацией. Возникновение и развитие компьютерной техники, появление сети Интернет, наличие большого числа коммуникативно-информационных средств (радио, телевидение, мобильная связь) приводит к интенсивному движению информационных потоков. СМИ беспрерывно создают определенное информационное напряжение в обществе по тому или другому вопросу. Все события в стране и мире происходят так быстро, что времени на обдумывание и принятие важных решений практически не остается. Все это создает почти идеальные условия для политического манипулирования. Именно поэтому важными становятся не только проблемы определения и распознания манипулирования, но и механизмы защиты от него.

Целесообразно выделить несколько аспектов, которыми обусловлена необходимость исследования проблемы политического манипулирования. Во-первых, необходимо учитывать специфику манипулирования, как скрытого механизма активного воздействия на сознание объекта. Во-вторых, в современном обществе произошли изменения в самом процессе общения, в результате которых человек перестает быть ценностью и превращается в объект, подвергающийся манипулятивному воздействию. Манипулирование вообще и политическое манипулирование в частности превращается в оружие нового тысячелетия. И, чтобы не превратиться в марионетку в руках политиков, человеку придется научиться не только распознавать этот мощный вид воздействия, но и овладеть приемами защиты от него и противодействия ему.

Изучением феномена манипулирования занимались такие исследователи как Г. Франке, Е. Гофман, Э. Шостром, В. М. Герасимов, Г. В. Грачев, И. К. Мельник, О. Д. Бойко и другие. Рассматривая разные подходы к определению понятия манипулирование, можно обозначить характерные признаки этого явления. Во-первых, это вид психологического и духовного воздействия, в отличие от физического насилия или угрозы насилия. Мишенью действий манипулятора является психика личности. Г.Франке определяет манипуляцию как психологическое воздействие, которое осуществляется тайно и во вред тем, на кого оно направлено [1, с.24].

В-третьих, манипулирование — это влияние, для которого требуются знания и мастерство. Если говорить об общественном сознании и политике, по крайней мере в масштабах данной местности, то, как правило, к разработке акций привлекаются специалисты.

В четвертых, манипулирование присутствует лишь там, где есть свобода выбора или хотя бы формальная возможность альтернативных действий. В этом случае, по словам Н.Лимнатиса, манипулируемый не осознает манипулятивное воздействие. Наоборот, видимость свободы усиливает влияние манипулятора [3, с. 14].

Таким образом, опираясь на эти характерные признаки манипулирования, политическое манипулирование можно определить как ряд действий, направленных на скрытое управление политическим выбором граждан.

В политической жизни большую роль играю коммуникативные процессы, которые придают смысл процессу политическому, увязывают между собой политических игроков и институты, обеспечивают логическую последовательность политических событий. Успех политика зависит от умелого использования механизмов политической коммуникации. Сегодня это самый распространенный и, по-видимому, самый эффективный инструмент политического влияния, поскольку ведет массы к добровольному и часто неосознанному подчинению лидерам.

С того момента, как СМИ и, в первую очередь, телевидение, превратились в неотъемлемую часть политического дискурса, этот социальный механизм информирования превратился в один из основных политических институтов. Отсутствие политического нейтралитета, непосредственное и систематическое общение с рядовыми гражданами сделало их такими же основополагающими институтами социализации, как семья, церковь или система образования [5, с. 402]. Характеризуя СМИ, как неотъемлемый элемент политического манипулирования, стоит выделить несколько основных характеристик: публичность, неограниченный круг потребителей, наличие специальной аппаратуры для передачи информации, а так же непрямое, распределенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров. Одностороннее взаимодействие коммуникатора и реципиента, невозможность поменять их местами. Переменчивый характер аудитории, которая возникает случайно в результате общего интереса, возникающего к той или иной программе, передаче или статье.

Владея монополией на информацию, т. е. основным материалом, с помощью которого осуществляется манипулятивное воздействие, СМИ создают приоритетность событий, формируют общественные мысли о том или ином событии, о людях или явлениях. Особенно актуальной эта проблема становится тогда, когда темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, которая бы ограничивала возможности применения СМИ в манипулятивных целях. Наряду со средствами массовой информации следует выделить еще один элемент политической коммуникации, который широко применяется в политическом манипулировании. Речь идет о невербальной коммуникации, которая представляет собой базовую форму передачи информации о одного человека к другому или к группе людей, и является важным способом общения и взаимодействия. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе разговорного общения параллельно с вербальной, и создает дополнительный информационный канал в системе общения. Довольно часто происходит так, что невербальный контакт становится основным источником информации, важнейшей частью общения, поскольку именно его специфические способы могут быть более информативными, чем слова. Поэтому в политике так активно используется невербальное манипулирование. Суть невербального политического манипулирования кроется в применении языка тела (поз, жестов, мимики) для воздействия на сознание личности (группы людей) с целью достижения желаемого результата — завоевания, удержания и использования власти [6, с. 243]. В структуре коммуникативного акта невербальный канал самый сильный. Фактически с его помощью передают основную информацию при общении. Кроме того, он является наиболее достоверным и адекватным, поскольку значительная часть невербальных реакций обусловлена и определена действием подсознания, что раскрывает тайные намерения собеседника.

Наряду с распознаванием манипулирования, выявлением его основных черт, определением места и роли вербальных и невербальных средств манипулирования, возможно важнейшей в наше время становится проблема защиты от политического манипулирования. Эту защиту О. Д. Бойко определяет как систему действий, направленных на ликвидацию или сведение к минимуму негативных переживаний и возможных потерь, которые могут травмировать или навредить личности [7, с. 382]. Специфика защиты от политического манипулирования состоит в защите прав личности (или общества в целом) на свободное волеизъявление в отношении существующего политического режима, действующих политических сил или любых других политических вопросов.

Можно выделить четыре уровня защиты от политического манипулирования:

1. Защита целостности личности.

2. Поддержание позитивного Я-образа в межличностном взаимодействии.

3. Защита целостности группы как ответ на угрозу распада.

4. Защита целостности группы от разрушительных факторов межгрупповых взаимодействий.

В зависимости от характера защитных действий, защита от манипулирования делится на неосознанную и сознательную.

Неосознанная защита от политического манипулирования базируется на использовании защитных механизмов психики. То есть, механизмов, обеспечивающих устранение или минимизацию негативных переживаний, травмирующих личность, ее самооценку, образ своего Я. Защитные механизмы психики действуют незаметно, на уровне подсознания. Поэтому человек не осознает причину, мотивы, цели и даже факта своего защитного поведения в отношении определенного явления, объекта или события. Можно выделить несколько основных механизмов защиты психики: возражение, вытеснение, рационализация, интеллектуализация, и т. д.

На межличностном уровне психологическая защита от манипулирования направлена на поддержание позитивного образа Я субъекта, а на межгрупповом — на сохранение позитивного МЫ образа. Эффект направленного на группу политического манипулирования может касаться внешних (ликвидация группы, дискредитация результатов работы группы и др.) и внутренних (распад, конфликты, неуправляемость деятельности и др.) аспектов ее существования. Цель групповой психологической защиты состоит в ликвидации угрозы социальной идентичности индивидуума путем сохранения существования группы, как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия.

Стратегии психологической защиты реализуются благодаря использованию групповых защитных механизмов, призванных стабилизировать ситуацию в группе. Ключевыми среди них будут групповое табу, создание иллюзии неуязвимости, единомыслия, коллективная рационализация, групповые ритуалы и пр. Эффективность групповой психологической защиты зависит от сплоченности коллектива, качества управления, процедур поиска и оценки альтернатив, наличия привычных, устоявшихся и четких социальных норм поведения. В сознательной защите от политического манипулирования первым ее этапом будет выявление и распознание самого факта манипулирования. Первым и главным шагом при этом будет понимание того, что вы находитесь под психологическим воздействием. До тех пор, пока человек не понимает, что им манипулируют, он не может осуществить никаких защитных действий. В тот момент, когда человек понял, что на него каким-то образом пытаются влиять, ряд защитных механизмов включается автоматически. Признаком того, что человеком манипулируют, может служить ощущение неудобства и внутренней борьбы. Человек не хочет, но вынужден что-то делать или говорить, что бы хорошо выглядеть. На этом этапе важен мониторинг эмоций, то есть, слежение за их динамикой. Так можно выявить манипулирование в самом его начале. Распространены эмоциональный дисбаланс, странность эмоций, их повторяемость. Как правило, об использовании манипулятивных технологий свидетельствуют изменения в ситуациях взаимодействия и изменения в поведении адресата манипулятивных действий. Сознательная защита может быть пассивной, когда собственные спонтанные реакции на манипулятивные действия придерживаются с целью сбить темп и получить время для анализа ситуации. Активная защита предполагает разоблачение манипулятивных действий и нанесение удара в ответ. Защита может быть комплексной, когда пассивная фаза сменяется активной.

Таким образом, защита от политического манипулирования может осуществляться на разных уровнях и в разных формах. Каждый человек отдает предпочтение определенным формам и методам защиты от манипулирования, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями, внешним влиянием и угрозами. Это по большей части полуавтоматическое использование определенного вида защиты или набора защитных действий, результат сложных взаимодействий врожденного темперамента, природы пережитых в детстве стрессов, а так же усвоенных ранее форм и методов защиты, примером которых служили родители или другие авторитетные личности.

Защита от манипулирования требует постоянного и четкого сохранения в сознании собственных интересов. В манипулировании используется игра на эмоциях и чувствах людей. Поэтому эмоциональный самоконтроль является одним из важнейших механизмов защиты. Важно, что бы решения принимались осознанно — не сердцем, а разумом. За редким исключением, когда у человека хорошо развита интуиция. Критические замечания, негативная оценка, юмор по отношению к действиям манипулятора существенно ослабляют манипуляцию и даже сводят ее на нет. Еще одним действенным способом защиты является игнорирование. Информация просто пропускается мимо ушей.

1. Бойко О. Д. Анатомия политического манипулирования. Нежин, 2007.

2. Шилер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

3. Лимнатис Н. Манипулирование: сущность, проявление, пути снятия. М., 2000.

4. Кара-Мура С. Манипулирование сознанием. К., 2003.

5. Соловьев А. Политология: политическая теория. Политические технологии. М., 2001.

6. Бойко О. Д. Анатомия политического манипулирования. Нежин, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): политическое манипулирование, манипулирование, механизм защиты, СМИ, групповая психологическая защита, массовая информация, невербальная коммуникация, невербальное манипулирование, общественное сознание, политическая коммуникация.

Ключевые слова

СМИ, манипулирование, политическое манипулирование, признаки манипулирования, невербальное манипулирование, защита от политического манипулирования., защита от политического манипулирования

манипулирование, политическое манипулирование, признаки манипулирования, СМИ, невербальное манипулирование, защита от политического манипулирования.

Похожие статьи

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике.

Методы манипуляции массовым сознанием. Автор: Каюмова Мохларойим Ильхомовна. Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей.

Манипуляция сознанием в массовой культуре

В большинстве своем этому способствуют средства массовой информации. Ведь именно СМИ — основной источник информации для современных людей, и поэтому превратились в основной инструмент манипулирования человеческим сознанием.

Манипулятивные технологии в современном информационном.

Основным по силе воздействия на массовое сознание в то время был такой вид передачи информации как радио.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание.

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические

Однако помимо этого существует множество невербальных средств воздействия, связанных, прежде

Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием.

Ссылка на мнение авторитета как один из приемов манипуляции.

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Манипулятивное воздействие средств массовой информации усиливается с каждым днем.

Авторитетом выступает эксперт, важная политическая фигура, знаменитость, видный деятель науки или культуры, имя.

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор.

Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.

Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и

Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само.

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах.

Например, образ российского лидера и американского воспринимается неодинаково в массовом сознании граждан.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека.

Итак, манипулирование сознанием — это навязывание объекту восприятия информации каких-либо идей, установок, мотивов.

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале.

Попытки раскрыть влияние PR-коммуникации на массовое сознание были предприняты во

По мнению доктора философии Герасимова В.М.: «Манипулирование общественным

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., 1996.

В данном учебно-методическом пособии в сжатой и емкой форме изложены основные понятия политологии (первая часть курса): сущность политики, власть, течения современной политической мысли, социальные основы политики, политическое лидерство и элиты, политическая система и государство, политические режимы.

СМИ как механизм политического манипулирования

Средства массовой информации выполняют не только позитивную роль в политическом процессе, но и могут служить механизмом политического манипулирования. Политическое манипулирование есть процесс формирования ложного политического сознания, на основе которого широкие слои населения принуждаются действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы. Современная теория и практика политического манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, воспринимаемых преимущественно на веру, без критического, рационального осмысления. Американский профессор-либерал Г. Шиллер утверждает, что господство правящей элиты в США обеспечивается за счет успешной реализации пяти социальных мифов: а) об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; б) о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти и СМИ; в) о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; г) об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; д) плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляет собой единую индустрию иллюзорного сознания.

Для внедрения социальных мифов технология манипулирования обладает большим арсеналом конкретных методов воздействия на сознание людей: подтасовка фактов, распространение лжи, клеветы, использование метода полуправды (освещаются малозначительные детали и умалчиваются важные факты), наклеивание ярлыков, ссылки на сфабрикованные опросы общественного мнения и многие другие. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса – имидж-мейкинг, т. е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Имиждмейкеры нередко диктуют претендентам не только форму одежды, но и содержание выступлений с заманчивыми обещаниями, обычно забываемых сразу же после победы на выборах.

Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Контролируемые СМИ уже не могут служить каналом обратной связи между режимом и настроениями широких слоев населения. Правящие слои вместо реального представления о положении в обществе получают желательную им приукрашенную информацию о состоянии страны, что фактически разоружает их при обострении социальных противоречий и назревании кризиса.

Негативные последствия деятельности СМИ могут быть эффективно ограничены их общественной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Под плюрализмом властей здесь имеется ввиду разделение в обществе экономической, социальной, политической и духовно-информационных властей, влияние на СМИ различных властных элит, групп давления. Плюрализм самих СМИ предполагает существование трех главных форм современной их организации: частной, государственной и общественно-правовой (самоуправление).

Ни один из этих способов общественной организации СМИ не является универсальным, лишенным недостатков. Наилучшей гарантией независимости СМИ от узковедомственных влияний и срастания их с экономической или государственной властью является сочетание всех трех форм их организации на основе учета конкретно-исторических особенностей страны.

Читайте также: