Как дают названия вновь открываемым астероидам кратко

Обновлено: 05.07.2024

В качестве развёрнутого комментария к предыдущей литературно-астрономической загадке накатал за пару бессонных ночей рассказ о том, как называли и называют астероиды. Имхо, интересная история как с точки зрения развития астрономии, так и в плане демонстрации того, что даже в столь точной и благородной науке не всё бывает гладко.

Первым открытым астероидом стала Церера (она была открыта 1 января 1801 года). Поначалу её считали полноценной планетой (занимающей положение между Марсом и Юпитером), потом стало ясно, что она является лишь одним из представителей большой группы небесных тел, а уже в 2006 году её переклассифицировали как карликовую планету. Последующие астероиды были открыты в 1802 (Паллада), 1804 (Юнона) и 1807 (Веста) годах. Затем наступил перерыв до 1845 года (когда была открыта Астрея), а с 1847 года астероиды стали открывать уже по несколько в год. К началу XX века было известно уже более четырёх с половиной сотен астероидов; понятно, что в дальнейшем частота их открытий постоянно возрастала, в конце XX века этот рост стал взрывным. По состоянию на 9 июля 2017 года известно 734274 астероида, из которых 496815 имеют постоянные номера (то есть, их орбита считается надёжно вычисленной), тогда как собственные имена имеют лишь 21009 астероидов (инфа от Центра малых планет).

Формальные обозначения астероидов

До середины XIX столетия номенклатурной проблемы в отношении астероидов не существовало. Церера, Паллада, Юнона и Веста (первые открытые астероиды) упоминались просто по именам. Проблема возникла лишь примерно в 1850-х годах в связи со значительным ростом числа открытых астероидов. Поначалу казалось возможным просто давать каждому астероиду собственное имя и создавать для каждого из них отдельный астрономический символ (то есть, действовать так же, как ранее поступали с большими планетами). Однако практика присуждения символов быстро показала свою несостоятельность. Использование этих символов оказалось как затруднительным с точки зрения книгоиздательской техники, так и совершенно непрактичным с точки зрения нагрузки на память (упомнить все эти символы, учитывая дальнейший рост их числа, представлялось невозможным). Вероятней всего, последним астрономом, присвоившим отдельный символ астероиду (а именно астероиду (32) Фидес), был Карл Теодор Роберт Лютер (Luther, 1855).

С 1952 года, согласно предложению американского астронома Пауля Хергета, постоянные (окончательные) порядковые номера стали присуждаться лишь в случае соблюдения ряда условий (Herget, 1952). Орбитальные параметры этих объектов должны были быть вычислены:
а) на основании наблюдений в как минимум двух противостояниях (данное требование можно исключить, если перигелийное расстояние у наблюдаемого тела меньше, чем 1,67 а. е.);
б) с учётом возмущений;
в) удовлетворяя всем доныне произведенным наблюдениям.

По прошествии времени требования к присвоению постоянного порядкового номера ещё более ужесточились: за исключением объектов с довольно необычными орбитами или же могущими сближаться с Землёй для присвоения постоянного номера требовалось уже тщательное наблюдение объекта в как минимум трёх противостояниях. В 1991 году американский астроном Брайан Марсден (бывший тогда руководителем Центра малых планет — центральной на сегодня организацией, занимающейся систематизацией данных по новым открытым телам Солнечной системы) выдвинул требование даже о четырёх и более наблюдениях в противостоянии для присвоения постоянного порядкового номера (исключая объекты, сближающиеся с Землёй или постоянно уверенно наблюдаемые).


Развитие традиций по именованию астероидов

Несмотря на то, что категоричный подход Лютера встретил немало возражений, тенденция присваивать новооткрытым астероидам имена из греко-римской мифологии довольно долго преобладала. Разумеется, было и немало исключений: наиболее ярким примером может послужить астероид (45) Евгения, открытый в 1857 году и названный в честь французской императрицы Евгении де Монтихо, супруги Наполеона III (первый случай, когда астероиду было присвоено имя в честь ещё живущего человека). Астероид (51) Немауза (открытый в 1858 году) был назван по латинскому названию французского города Ним. Астероид (77) Фригга (открытый в 1862 году) был назван в честь Фригг, жены Одина и верховной богини в германо-скандинавской мифологии. Астероид (89) Юлия (открытый в 1866 году) был назван в честь христианской святой Юлии Корсиканской, умершей в V веке. Астероид (88) Фисба был назван в честь героини вавилонского легендариума (Пирам и Фисба — вавилонский аналог Ромео и Джульетты). И т. д. и т. п. Тем не менее заметим, что даже названия, не имевшие прямого отношения к греко-римской мифологии, всё же по традиции переводились в форму женского рода.



Астероид Эрос (серия фотографий, выполненная космическим аппаратом NEAR в 2000 году, демонстрирует его вращение).

Нынешние предпочтения в отношении именования астероидов (назвать их прямо жёсткими правилами сложно) были сформулированы в 1985 году. Сейчас работает следующая процедура:
1. Сначала новооткрытому телу дают врéменное буквенно-цифровое обозначение (см. выше).
2. Когда орбита нового тела определена достаточно уверенно (как правило, для этого требуется наблюдение объекта в четырёх и более противостояниях), Центр малых планет присуждает ей постоянный номер.
3. После присуждения постоянного порядкового номера первооткрывателю предлагается дать телу собственное название. Первооткрыватель должен сопроводить своё название кратким объяснением причин, по которым он считает данное имя достойным выбора.
4. Предложенные названия рассматриваются и утверждаются рабочей группой Международного Астрономического Союза по номенклатуре малых тел.

К предлагаемым именам предъявляются следующие формальные требования (не всегда соблюдаемые, но всё же крайне желательные):
1. Название не должно состоять из более чем 16 букв.
2. Весьма желательно, чтобы оно состояло из одного слова.
3. Слово должно быть произносимым и иметь смысл хотя бы на каком-нибудь языке (то есть, просто случайный набор букв вроде Azzzxwfhu, вероятней всего, будет отвергнут).
4. Название не должно быть оскорбительным или вызывать неприятные ассоциации.
5. Новое название не должно быть слишком похожим на уже имеющиеся имена других объектов Солнечной системы.
6. Клички домашних питомцев не одобряются (хотя были прецеденты, когда астероиды получали имена именно в честь любимцев первооткрывателей).
7. Названия коммерческого типа (торговые марки и т. п.) недопустимы.
8. Названия, основанные на именах политиков или связанные с какими-либо военными действиями допускаются к рассмотрению только если после смерти персонажа или события прошло 100 лет.
9. В отличие от комет, астероиды не называются автоматически в честь их первооткрывателей (впрочем, нередко первооткрыватели называли разные астероиды в честь друг друга). Однако, и тут имеется исключение: астроид (96747) Кресподасилва был назван в честь своей первооткрывательницы, Lucy d’Escoffier Crespo da Silva, которая покончила с собой вскоре после своего открытия в 22 года.

Для именования отдельных групп астероидов (характеризуемых определёнными свойствами) по-прежнему придерживаются более строгих традиций. Например, так называемые троянские астероиды (находящиеся в резонансе 1:1 с Юпитером) получают имена в честь героев Троянской войны; транснептуновые объекты со стабильными и долгоживущими орбитами получают мифологические имена, так или иначе связанные с сотворением мира, и др.

Название становится официальным после его обнародования в циркуляре Центра малых планет. Международный Астрономический Союз не присуждает названия за деньги.

По состоянию на 9 июля 2017 года из 734274 известных астероидов окончательные номера присвоены 496815 астероидам, тогда как имена собственные имеются лишь у 21009 из них (то есть, лишь у четырёх процентов от общего числа астероидов с постоянными номерами). Большинство имён астероидов состоит из семи букв (информация на 2003 год). Правило о том, что длина названия не должна превышать 16 символов, было нарушено один раз в случае с астероидом (4015) Wilson-Harrington.


Интересные факты

• Первым астероидом с названием, не связанным с античной мифологией, стал (20) Массалия (открытый в 1852 году и названный греческим именем города Марсель).

• Первым астероидом, названным в честь живого лица, стал (45) Евгения (открытый в 1857 году и названный в честь жены Наполеона III Евгении де Монтихо).

• Первым мужчиной, в честь которого был назван астероид, стал Александр фон Гумбольдт: в его честь был назван астероид (54) Александра, открытый в 1858 году (видно, что имени астероида всё же придали женскую форму; кроме того, можно было считать, что название было дано в честь Александры, дочери мифологического царя Приама, но намерение первооткрывателя состояло в названии астероида именно в честь Гумбольдта).


Отгадка на загадку
Для начала напомню вопрос: в каком именно полумесяце и каким по порядку было открыто небесное тело с временным обозначением 2003 VB12?

Как дают имена новым небесным объектам

Как же дают имена новым небесным объектам? Многие звезды и планеты имеют названия, античности. Международный астрономический союз (МАС), организация профессиональных астрономов, сделал в XX веке попытку стандартизировать названия, данные вновь открытым небесным объектам и деталям на их поверхности.

Звезды обычно называются их традиционными именами. Большинство из них — греческого, латинского или арабского происхождения. Они также обозначаются по имени созвездия, в котором они находятся, в порядке их яркости с помощью букв греческого алфавита. Taк Сириус часто называется альфой Большого Пса. Это означает, что Сириус является самой яркой звездой этого созвездия. Другие звезды обозначаются номерами в каталоге, включающими в себя координаты звезды. К ужасу многих астрономов, появились коммерческие организации, дающие за плату имена небесным объектам. Эти имена не признаются организацией MAC.

MAC сделал некоторые рекомендации по наименованию поверхностных деталей на планетах и их спутниках.

Как их обозначают?

Первые малые планеты, или астероиды, были открыты в начале XIX века. Как и большие планеты Солнечной системы, их называли в честь божеств древнеримской мифологии. Но, если все планеты, за исключением Венеры, названы в честь богов-мужчин, то малые планеты сразу стали обозначать женскими именами: Церера, Паллада, Юнона, Веста… С середины XIX века количество открытий возрастало, и имён древнеримских богинь стало не хватать. В ход пошли имена богинь из древнегреческой, скандинавской и славянской мифологии. Называли небесные тела также в честь древних городов, стран и даже библейских персонажей. Но одно правило соблюдалось строго — имена должны были быть женскими. Исключение сделали в 1898 году, когда открыли астероид с необычной орбитой. Он получил собственное имя Эрос. Его орбита пересекает земную, и он стал самым первым околоземным астероидом. Поскольку большинство открытых на тот момент астероидов вращалось по орбитам, расположенным между Марсом и Юпитером в так называемом Главном поясе, то правило женских имён продолжало действовать: так, астероид, названный в честь учёного Эрколе Дембовски, назвали Дембовска, а мифический Геракл стал Геркулиной. Продержалось это правило до середины XX века, когда астероиды Главного пояса стали называть мужскими именами — Витя, Королёв, Крым, Челябинск и т.п.

Успешный охотник

Современные технологии позволяют открыть малую планету, сидя в уютном кресле перед монитором и работая с телескопом удалённо. Достаточно получить снимки одной и той же области неба с разным периодом (от нескольких часов до суток) и сравнить их. Звезды, из-за их удалённости, останутся на тех же местах, а вот астероид поменяет положение среди них. Однако в середине XIX века не было компьютеров, поэтому все охотники за малыми планетами проводили многие часы в обсерваториях, скрупулёзно зарисовывая положения звёзд и отмечая ту, которая сместилась относительно других. Одним из самых удачных открывателей тех лет считается Герман Гольдшмидт, который был профессиональным художником и астрономом-любителем. Но самым успешным стал австрийский астроном Иоганн Пализа, который визуальным методом открыл 122 малые планеты на рубеже XIX-XX веков.
Даже когда ловцы астероидов стали использовать астрофотографии, значительно упростившие поиск, Пализа продолжал искать их визуально, без использования телескопов-астрографов! Хотя он не был чужд технического прогресса, применяя астрофотографию для работы над картами неба.

Не только астроном

Иоганн Пализа родился 6 декабря 1848 года в городе Троппау в семье торговца зерном. После школы поступил в Венский университет, по окончании которого год работал ассистентом в Венской обсерватории, затем переехал в Швейцарию, где стал наблюдателем в Женевской обсерватории. Задержался он там недолго: по рекомендации венского астронома Эдмунда Вейса в 1872 году его назначили директором военно-морской обсерватории в Пуле. Пализе на тот момент исполнилось только 24 года! Именно там он с помощью не слишком мощного телескопа открыл свой первый астероид, который, недолго думая, назвал Австрия (этот астероид стал первым открытым в Австро-Венгерской империи). Всего за два года работы в Пуле он обнаружил 27 малых планет и одну комету.
Однако в 1880 году Пализа ушёл с поста директора и возвратился в Венскую обсерваторию простым ассистентом. По его словам, такой выбор был сделан для того, чтобы иметь возможность работать с крупнейшим на тот момент в мире линзовым телескопом, который был установлен в этой обсерватории. С помощью него он обнаружил 94 малые планеты, став первым и единственным человеком в XIX веке, который открыл столь внушительное количество таких небесных объектов.
В 1908 году Пализа стал заместителем директора Венской обсерватории. Но даже покинув этот пост в 1919 году, он продолжал активные поиски малых планет вплоть до своей смерти 2 мая 1925 года. Также Пализа вёл работы над созданием звёздных карт, наблюдал солнечные затмения и много времени посвятил поиску гипотетической планеты Вулкан.
Интересы учёного были связаны не только с астрономией. Большая коллекция насекомых, которых он собирал во время поездок для наблюдения затмений, ныне хранится в Венском музее естественной истории.
На досуге Иоганн Пализа участвовал в модных в конце XIX века велогонках. Был дважды женат и имел семерых детей. В 1874 году получил высшую награду Австро-Венгрии — орден Железного креста Франца Иосифа, а также две премии Французской академии наук: Лаланда и Вальца — за наблюдение и открытие астероидов.

Знаете ли вы что…

Самым яркий астероид — один из крупнейших в главном астероидном поясе — называется Веста. Во время максимума блеска на незасвеченном небе его можно легко увидеть даже без помощи специальных приборов.

Планеты на продажу

Иоганн Пализа, как и многие астрономы тех лет, давал открытым им малым планетам традиционные названия в честь мифических персонажей, например Пенелопа и Каллисто. Но, в то же время, называл малые планеты именами дочерей, жены, коллег и их жён и дочерей. Также он стал первым, кто ввёл в номенклатуру имена в честь современных стран и государств: помимо Австрии он присвоил открытым им объектам названия Силезия, Бавария и Россия. А в 1882 году Пализа назвал малую планету в честь австрийской оперной певицы Берты Шварц (1855-1947), выступавшей под псевдонимом Бьянка.
Все эти обстоятельства привлекли к обсерватории репортёров множества европейских газет, что натолкнуло Пализу на идею продавать названия. Это была революционная инициатива — продавать названия небесных объектов после их открытия никто не додумался. Проблему признания его замысла в других странах Пализа решил достаточно просто — несколько малых планет, открытых им, он назвал в честь жён и дочерей самых знаменитых и влиятельных астрономов.
Свою идею Пализа озвучил в 1885 году после открытия 3 сентября астероида с юбилейным порядковым номером 250. Первый покупатель нашёлся достаточно быстро — им стал банкир Альберт фон Соломон Ротшильд (1844-1911) из австрийской ветви знаменитой финансовой династии. Это был известный филантроп, часто делавший пожертвования, но получали их в основном музыканты, художники и шахматисты, а не учёные. Однако за присвоение малой планете своего имени выложил приличную сумму, которая пошла на финансирование работы Венской обсерватории.

Беттина де Ротшильд

Неудачный коммерческий проект

К сожалению, а может быть, к счастью, проект продажи названий малых планет оказался неудачным. Самому Пализе удалось продать всего около десятка наименований за 25 лет. В других обсерваториях мира успехи в этом плане были ещё скромнее. По мнению историков астрономии, существует несколько причин провала столь интересного коммерческого проекта. Одна из них состоит в том, что в самой Австро-Венгрии, которая не имела богатых природных ресурсов, являясь страной аграрной, почти не было богатых меценатов, готовых покупать имена малых планет для жён, дочерей и фавориток. К тому же финансировать реакционные газеты или кружки марксистов для европейских промышленников из других стран было более модно, чем вкладываться в науку.
А потом началась Первая мировая война, и европейцам стало не до звёзд.
Миллионеры США предпочитали давать деньги на постройку обсерваторий. Именно так появились Ликская, Йоркская и Лоуэллская обсерватории. Их телескопы до сих пор поражают воображение своими размерами и монументальностью. А вот сами малые планеты поразить воображение вряд ли могут: даже в крупные телескопы они выглядят как неяркие звёздочки. Да и количество их открытий стало расти в арифметической прогрессии, поэтому уже в начале XX века открытие астероида перестало быть чем-то уникальным.
В настоящее время, в связи с полётами межпланетных станций, интерес к малым планетам вновь стал возрастать, а значит, возможно, появится и спрос на покупку названий.

Журнал: Тайны 20-го века №28, июнь 2019 года
Рубрика: Неизвестное об известном
Автор: Юрий Соломонов

Академик Легасов о причинах чернобыльской аварии

27 апреля 1988 года, во вторую годовщину Чернобыля, был найден мёртвым в своей квартире академик Валерий Легасов. На следующий лень учёный, который провёл четыре месяца на месте катастрофы, должен был огласить свои результаты расследования её причин. Валерий Алексеевич ушёл в расцвете творческих и физических сил на 52-м году жизни. Вместе с архивными документами Легасова следствие изъяло пять аудиокассет, на которые академик надиктовал свои соображения по поводу чернобыльской аварии, а также хронологию ликвидации её последствий с ранее неизвестными подробностями.

Бочковой квас в СССР

До чего же жаркими и долгими стали летние месяцы! Даже на улицу не хочется выходить. Но если уж погнали дела на солнцепёк, приходится как-то спасаться — жаться в тень, передвигаться короткими перебежками от одного магазина с выкрученным на максимум кондиционером до другого, пока на горизонте не забрезжит надежда — маленький весёленький прилавок под пляжным зонтиком.

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ: ОТКРЫТИЕ И ПРИСВОЕНИЕ ИМЕН. Кто дает имена звездам, планетам, лунным кратерам и горам на Венере? Можно ли за деньги присвоить звезде имя своей возлюбленной? Куда следует сообщать об астрономическом открытии? Как и кем будет назван открытый тобой объект? Эти вопросы волнуют не только астрономов и любителей астрономии, но и всех, кто каждый день слышит о новых астрономических открытиях, о появлении комет с незнакомыми именами (комета Хейла – Боппа, комета Икейя – Секки, астероид Икар, астероид Эрос) или, скажем, о возможности купить звезду и дать ей желанное имя.

Кто присваивает имена небесным телам.

Имена звездам, созвездиям и планетам начали присваивать с незапамятных времен. Раньше у каждого народа созвездия и отдельные звезды в них назывались по-разному; еще и сейчас бытуют народные названия, например, звездное скопление Плеяды называют Стожарами или Семь Сестер, Ковш Большой Медведицы тоже называют по разному: Повозка, Лось, Тесло, Плуг, Семь Мудрецов и т.п. Однако для однозначности научной терминологии в астрономии приняты европейские названия созвездий и арабо-европейские названия звезд. Они закреплены в документах Международного астрономического союза (МАС), объединяющего около 8000 астрономов из 60 стран – практически всех, кто профессионально работает в этой науке. Впрочем, не только члены МАС, но и члены менее крупных объединений астрономов (Европейское астрономическое общество, множество национальных астрономических обществ), включая также любителей астрономии, в точности следуют этой традиции, подкрепленной международным авторитетом МАС. В чем же она состоит?

Названия созвездий.

Имена звезд.

Названия объектов Солнечной системы.

Приблизительно такая же традиция сложилась и с названиями астероидов – малых планет размером от нескольких сотен километров до совсем крошечных, в несколько десятков метров. В основном новые астероиды открывают астрономы-профессионалы, поскольку для этого необходимы большие телескопы. Астероиду присваивается порядковый номер и по желанию первооткрывателя может быть присвоено имя. Первые астероиды были открыты в начале 19 в., и, продолжая планетную традицию, им стали давать мифологические имена – Церера, Паллада, Юнона, Веста. Но астероидов обнаруживали все больше, литературных имен не хватало, и им стали присваивать имена людей.

Любопытно, что, назвав первые астероиды именами мифических женщин, астрономы уже не могли остановится и продолжали искать для астероидов только женские имена. В крайнем случае переделывали мужское имя на женский лад: так появились, например, Эдисона, Владилена (в честь В.И.Ленина), Симеиза (в крымском Симеизе находится известная обсерватория) и др. В последнее время от этой традиции отошли, и названия астероидов стали более благозвучными: Евклид, Стравинский, Вивальди, Клэптон, Ван Гог. В последние годы для поиска астероидов созданы автоматические комплексы (телескоп + компьютер), которые без участия человека исследуют небо; количество новооткрытых астероидов резко возросло, многие их них пока не получили имен.

Иная ситуация с именами комет. Эти огромные глыбы замороженных газов прилетают к Солнцу издалека, на короткое время разогреваются его лучами и начинают интенсивно испаряться, демонстрируя всем желающим свои газо-пылевые хвосты и давая астрономам редкую возможность изучать древнейшее вещество Вселенной, застывшее когда-то в ядре кометы. Чтобы стимулировать поиск комет, им присваивают имена первооткрывателей. Часто это бывают любители астрономии, готовые провести тысячи ночей у телескопа, чтобы принести пользу науке и, разумеется, оставить в ней свое имя.

Можно ли продавать и покупать имена звезд.

Разумеется, никто, даже Международный астрономический союз, не обладает официальной монополией на имена звезд: если вы хотите называть Полярную звезду именем своей возлюбленной или тещи, никто вам этого не запретит. Вы можете сообщить это имя своим знакомым, и, если ваша идея им понравится, они вправе называть эту звезду так же, как вы. Однако следует иметь в виду, что астрономы ее так называть не будут. Каким бы благозвучным ни было новое имя, астрономы сохранят традиционное, исходя при этом из чисто практических соображений: они не хотят, подобно географам, постоянно переделывать свои карты сообразно с чьими-то политическими и коммерческими интересами или составлять таблицы идентификации имен одних и тех же объектов, носящих в разных странах разные названия (в географии это чаще всего острова и проливы).

Торговля именами звезд приняла сейчас такие масштабы, что Международному астрономическому союзу (МАС) и национальным астрономическим организациям пришлось обратить на это внимание и разместить на своих сайтах в Интернете специальные страницы, посвященныю практике присвоения имен небесным объектам и незаконности торговли ими.

Как и куда сообщать об астрономическом открытии.

Опытным наблюдателям советуем провести фотографирование нового объекта. При фотографическом открытии очень желательно подтверждение вторым изображением (чтобы не принять за новый объект изображение случайного блика или брак фотоэмульсии). В случае новой кометы должна быть указана скорость движения как по прямому восхождению, так и по склонению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока : урок изучения нового материала, урок-путешествие

Вид учебных занятий: урок с применением информационно-коммуникационных технологий обучения.

На данном уроке изучение нового материала идет в ходе самостоятельной, групповой работы с учебником, ПК, затем проработанный материал представляется в виде компьютерной презентации и защищается в ходе выступления.

Цель урока : расширить и углубить знания учащихся о Солнечной системе Продолжить формирование знаний учащихся о строении, составе, происхождении и развитии тел Солнечной системы..

Образовательные задачи:

1. обобщить и систематизировать знания о малых телах Солнечной системе: астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты.

2. выяснить историю их открытия, классификацию, физическую природу, химический состав, взаимосвязь метеорных потоков с кометами, значение для развития науки, роль в познании окружающего мира.

Воспитательные задачи: продолжить формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.

Развивающие задачи: продолжить развитие информационных компетентностей учащихся (умение работать с информацией: искать нужную информацию в опубликованных источниках и с помощью ПК, отбирать главное, анализировать, обобщать, систематизировать) и коммуникационных умений в ходе групповой работы по вопросам заданной темы и защиты темы в ходе представления в виде компьютерной презентации.

Оборудование к уроку:

· 4-8 ПК (1 на группу, желательно 2). С помощью первого идет отработка и озвучивание компьютерной презентации по заданной теме, с помощью второго можно поискать информацию на диске «Открытая астрономия 2,5

· ПК, медиапроектор – для выступления.

· СД – диск с компьютерной презентацией учителя (для обобщения материала урока)

· Энциклопедический словарь юного астронома

· Наглядный словарь. Вселенная. Дюрлинг Киндерсли,

Этапы урока

Задачи этапов урока

Действия учителя

Планируемые действия учащихся

Организация начала урока

Внимательно прослушать, подготовиться к уроку, распределить обязанности в группах

Объявление темы и цели урока

Задает вопросы на выявление того, что известно по данной теме, а что необходимо изучить, корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока

Отвечают на поставленные учителем вопросы, выясняют, что им еще неизвестно, что еще надо изучить, записывают тему урока в тетрадь.

Работа в группах по индивидуальным заданиям

Историки, физики и химики, компьютерщики

Наблюдение, помощь, консультация

Командир координирует работу в группе

Работа в группах

Наблюдение, помощь, консультация

Обобщение и систематизация материала, добытого в индивидуальной работе, озвучивание компьютерной презентации, осуждение порядка выступлений

Выступление ребят – защита своего вопроса

Внимательно выслушать ответы выступающих ребят, прокомментировать, дать оценку, обобщить материал на данном этапе

Защита своей работы: объяснение нового материала в ходе озвучивания презентации, ответы на возникшие в ходе выступления вопросы.

в ходе выступления ребят

Выделяет основные положения изученного материала, указывает на достижение поставленной цели

Мысленно и вслух проговаривают основные ответы с опорой на текст таблицы и краткого конспекта урока

Инструктирует выполнение теста, после его выполнения информирует о правильных ответах на вопросы теста, осуществляет контроль за выполнением теста

Применяют полученные знания, выполняют тестовые задания, проверяют свою работу, выставляют оценку на листе теста

Дает указания по выполнению домашнего задания

Подведение итогов урока

Благодарит за работу на уроке, просит учащихся дать свою оценку уроку

Дают краткую оценку уроку

Информирует о наиболее интересных статьях газет, журналов по данной теме

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте гости!

Учитель. Нет на Земле никого, кто бы мог равнодушно смотреть на величественное безмолвное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, яркие планеты, изредка появляющиеся хвостатые кометы – все это тысячелетиями волнует человека, не оставляет равнодушным и в настоящее время. Какое место во Вселенной занимает человек? Какое место в мироздании занимаю я?- вот вопросы, которые мы задаем, когда начинаем осознавать величественность мироздания.

Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в космическое путешествие, целью которого является изучение объектов Солнечной системы.

Каждый стол – это экипаж космического корабля. Вы должны из своего состава выбрать командира корабля, на которого ложится очень ответственная работа по координации деятельности всего экипажа, историка, физика, химика, компьютерщика и аналитика.- 1 мин.

Вопросы: 1) Назовите объекты, входящие в состав Солнечной системы

( Солнце - единственная звезда, планеты)

2) Кроме планет и Солнца, что еще можно обнаружить в пределах Солнечной

системы? Астероиды, кометы, метеориты и т.д.

Это так называемые малые тела.

3) Известно вам, что собой представляют астероиды, кометы, метеориты, их

происхождение, строение, химический состав и значение?

Какие задачи мы должны решить в ходе урока? – уточнить, что входит в состав

Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее.

Итак, цель урока - выяснить:

· что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды

· химический состав и значение?

Тем самым продолжить формирование научной картины мира

Перед стартом экипажи получают последние советы и рекомендации :

- Задания, которые вы должны выполнить в ходе работы, выдаются командиру, на столах вы видите необходимую литературу, включив ПК, вы найдете соответствующий материал и компьютере. Ваша задача:

· найти ответы на вопросы карточки

· составить отчет по данной теме

· представить отчет в виде компьютерной презентации

· познакомить с ним ребят других экипажей

Звучат слова : Внимание! Внимание! Внимание!

Говорит Центр управления полетами. Объявляется минутная готовность.

Три, два, один. Старт! (звучит гул стартующей ракеты)

Группы начинают работать.

ІІ. РАБОТА В ГРУППАХ.

ЗАДАНИЕ №1 . – историкам.

· Что означает слово астероид ?

· Когда и кем были открыты первые астероиды?

· Что такое пояс астероидов ? Где он находится? Какая легенда объясняет его существование?

· Сколько астероидов открыто в настоящее время? Как дают названия вновь открываемым астероидам?

ЗАДАНИЕ №2. - физикам и химикам.

· Размеры, масса и внешний вид астероидов

· Как движутся астероиды?

· Каков химический состав астероидов?

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

· Используя данные историков и физиков, составить краткий рассказ об астероидах.

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

ЗАДАНИЕ №1 . – историкам.

· Что такое метеорит ?

· Откуда берутся метеориты?

· Последствия падения метеоритов на Землю.

· Ознакомиться с такими явлениями, как Тунгусский метеорит и Сихотэ-Алинский метеорит.

ЗАДАНИЕ № 2 .– физикам и химикам.

· На какие группы делятся метеориты

· Их химический состав

· Значение метеоритов для науки

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

· Что демонстрирует данная модель? Показать ее в действии и объяснить принцип образования кратеров.

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

· Что такое метеор ?

· Причины появления метеоров.

· Что такое болид ?

· Что такое радиант?

· Что такое персеиды, леониды ?

· Почему иногда происходят метеорные дожди ?

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

· Что демонстрирует данная модель? Показать ее в действии и объяснить причину появления звездных дождей.

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

ЗАДАНИЕ №1 – историкам.

· Что означает слово комета ?

· Открытие кометы Галлея

· Какую роль играют кометы в познании мира?

ЗАДАНИЕ №2. – физикам и химикам.

· Внешний вид комет, их орбиты

· Основные части комет.

· Химический состав комет

· Откуда берутся кометы в Солнечной системе?

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

· Что демонстрирует данная модель? Показать ее в действии и объяснить строение кометы, причину появления хвостов

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

На выполнение заданий каждой группе дается 10 минут, затем идут выступления ребят, которые сопровождаются компьютерной презентацией (выступление должно быть не больше 10 минут).

ІІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – выступления ребят

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем пылающею бездной

Со всех сторон окружены. (Ф.Тютчев)

Бог шлет на нас ужасную комету,

Мы участи своей не избежим;

Я чувствую, конец приходит свету;

Все компасы исчезнут вместе с ним… (П.Беранже)

ІІІ. Предрассветное. Синее. Ранее.

И летающих звезд благодать.

Загадать бы какое желание,

Да не знаю чего пожелать. (С.Есенин)

Когда падает звезда, то желание, которое вы загадали, должно обязательно исполниться.

Читайте также: