Какая школа сделала шаг от натурфилософии к онтологии

Обновлено: 05.07.2024

Принята следующая условная периодизация античной философии раннего досократовского периода (6-5 вв. до н.э.), куда входят ионийская философия (Милетская школа, Гераклит (540 – 480 г.г. до н.э.), италийская философия (Пифагор (VI в. до н.э.), Парменид (540 – 470 г.г. до н.э.), Зенон (ок. 460 г. до н.э.), философская школа Демокрита (460 – 370 г.г. до н.э.).

Милетская философская школа – по названию города Милет на побережье Малой Азии.

Элейскаяфилософская школа по названию города Элея в Южной Италии.

Элейская философская школа: ее главные представители – Ксенофан, Парменид, Зенон. Новым явлением в философии этой школы было то, что мифологические, языческие боги, число которых было неизмеримо, объявлялись плодом фантазии людей. В то же время Бог (один) признавался как сама природа, данность мира, неотъемлемая ее часть; он понимался как мышление и вечность. В замыслах этого – разлитого в мире – бога не было человека: он появился из движения земли и воды.

Проблема движения детально рассмотрена Зеноном (апории Зенона), где указывалось, что очевидность движения не так проста (Ахилл и черепаха, летящая стрела).

К первому периоду античной философии относят Гераклита ( г. Эфес). Первоначалом всего он считал огонь, потому что он наиболее изменчив и именно поэтому составляет основу всех космических процессов. Гераклит был убежден, что мир был всегда, к его возникновению не причастен никто, он постоянно будет вечным огнем: то воспламеняющимся, то угасающим, что в мире все изменчиво, и все состоит из противоположностей, которые переходят друг в друга.

К первому периоду античной философии относится и школа, где особо выделяется идея атомизма, авторами которой был Левкипп и его ученик Демокрит. В этой концепции утверждалось, что все состоит из мельчайшего неделимого – атомов, но в каждой вещи или предмете они группируются особым способом. Некоторые атомы можно почувствовать через их истечение (запах). Самым тонким видом истечения атомов считалась мысль. Такой материалистический подход к пониманию бытия обусловил и учение Гиппократа (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 74-75). Линию материалистической философии античности принятио называть линией Демокрита.

Пифагорейская школа (по имени Пифагора) разрабатывала идею принципов и гармонии мира через смыслы чисел и их сочетание. Идея бесконечности мира объяснялось через бесконечность числа.

Исчисление велось от верховного понятия – верховной единицы, которая отождествлялось с Богом как началом Всего.

Первый период развития античной философии называется натурфилософским.Натурфилософия античности положила начало развитию учения о бытии – онтологии.

Принята следующая условная периодизация античной философии раннего досократовского периода (6-5 вв. до н.э.), куда входят ионийская философия (Милетская школа, Гераклит (540 – 480 г.г. до н.э.), италийская философия (Пифагор (VI в. до н.э.), Парменид (540 – 470 г.г. до н.э.), Зенон (ок. 460 г. до н.э.), философская школа Демокрита (460 – 370 г.г. до н.э.).

Милетская философская школа – по названию города Милет на побережье Малой Азии.

Элейскаяфилософская школа по названию города Элея в Южной Италии.




Элейская философская школа: ее главные представители – Ксенофан, Парменид, Зенон. Новым явлением в философии этой школы было то, что мифологические, языческие боги, число которых было неизмеримо, объявлялись плодом фантазии людей. В то же время Бог (один) признавался как сама природа, данность мира, неотъемлемая ее часть; он понимался как мышление и вечность. В замыслах этого – разлитого в мире – бога не было человека: он появился из движения земли и воды.

Проблема движения детально рассмотрена Зеноном (апории Зенона), где указывалось, что очевидность движения не так проста (Ахилл и черепаха, летящая стрела).

К первому периоду античной философии относят Гераклита ( г. Эфес). Первоначалом всего он считал огонь, потому что он наиболее изменчив и именно поэтому составляет основу всех космических процессов. Гераклит был убежден, что мир был всегда, к его возникновению не причастен никто, он постоянно будет вечным огнем: то воспламеняющимся, то угасающим, что в мире все изменчиво, и все состоит из противоположностей, которые переходят друг в друга.

К первому периоду античной философии относится и школа, где особо выделяется идея атомизма, авторами которой был Левкипп и его ученик Демокрит. В этой концепции утверждалось, что все состоит из мельчайшего неделимого – атомов, но в каждой вещи или предмете они группируются особым способом. Некоторые атомы можно почувствовать через их истечение (запах). Самым тонким видом истечения атомов считалась мысль. Такой материалистический подход к пониманию бытия обусловил и учение Гиппократа (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 74-75). Линию материалистической философии античности принятио называть линией Демокрита.

Пифагорейская школа (по имени Пифагора) разрабатывала идею принципов и гармонии мира через смыслы чисел и их сочетание. Идея бесконечности мира объяснялось через бесконечность числа.

Исчисление велось от верховного понятия – верховной единицы, которая отождествлялось с Богом как началом Всего.

Первый период развития античной философии называется натурфилософским.Натурфилософия античности положила начало развитию учения о бытии – онтологии.

Его основная периодизация связана в основном с общим культурным развитием античности. Исходя из содержательного анализа древней философии, можно выделить пять взаимопроникающих и иногда пересекающихся периодов:

1) Космологическая, с ее онтологией и вытекающими из нее эпистемологией и этикой, иногда называемая досократовской или натурфилософией (6-5 век до н.э.).
2) антропологическая, представленная софистами, Сократом и сократическими школами (2-я половина V-IV вв. до н.э.)
3) классическая, связанная с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (5-4 век до н.э.).
4) Эллинистический: связан с подъемом и распространением эпикурейства, стоицизма, скептицизма и неоплатонизма (конец IV — I век до н.э.).
5) римская, представленная философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикурейством, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н. э. — VI в. н. э.).

Античная философия — это теоретический и методологический фундамент европейского мировоззрения, который лег в основу западного рационального и логического мышления. Основой философской рефлексии стало обобщение данных внешнего опыта. Основным средством или инструментом познания было наблюдение и философское осмысление результатов того, что наблюдалось во внешнем мире.

Главной особенностью античной философии является четкое разграничение двух основных философских школ — материализма и идеализма, теоретическая борьба которых проходит через всю историю западноевропейской мысли.

Становление античной философии и её основные проблемы

Античная натурфилософия

Период возникновения ионийской философии был временем семи мудрецов, людей практической житейской мудрости.

Первые живые существа, по словам Анаксимандра, родились во влаге и были покрыты шипастой чешуей. Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри гигантской рыбы, а затем вышел на берег.

Подход Анаксимена к объяснению природы был количественным. Он объяснил создание многих вещей и их возвращение к единому первоначалу процессом сжатия и разрежения воздуха. Для него характерно признание семи переходных состояний воздуха (первичных): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни.

Выдающиеся мыслители древности и особенности их учений

Таким образом, философия начала искать ответы на вопрос о происхождении мира, который уже был поставлен перед ней в мифологии. Философия сформулировала этот вопрос в более четкой, теоретической форме и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения об изначальном.

Идею первоначала отстаивали первые греческие философы, представители милетской школы: Фалес (конец VII первая половина VI века до н.э.), Анаксимен (VI век до н.э.), Анаксимандр (VI век до н.э.) и Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Они считали первобытное единым с природой. Причиной всего сущего они считали саму природу, а не что-то сверхъестественное.

Фалес считал таким началом воду, Анаксимен — воздух, а Гераклит — огонь. Вода, воздух, огонь, а позднее элементы Эмпедокла (земля, вода, воздух и огонь) были символами всеобщего. Они были не только материальными, но и разумными, даже божественными. Вода Фалеса — это философское переосмысление мифологического океана, огонь Гераклита — это не просто огонь, а Огрологос — разумный, вечный и божественный космический огонь.

Все дальнейшее развитие античной философии было спором о первичном, последовательным разворачиванием мысли о всеобщем.

Более абстрактным было учение пифагорейцев — последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, который организовал религиозно-философское объединение в Кротоне в 532 году до нашей эры. Пифагорейцы объясняли всю структуру Вселенной, используя число как первооснову.

Гераклит связал идею борьбы противоборствующих стихий с идеей вечности изменений в мире, символизируемой в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита о том, что все течет, все изменяется и что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, давно вошли в философскую культуру.

Парменид (р. ок. 540 г. до н.э.), представитель элейской школы, первым разработал философскую концепцию бытия. Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники размышляли о бытии, не мысля его.

Парменид сосредоточился на проблемах соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Когда Парменида спросили о соотношении бытия и небытия, он ответил, что бытие есть, а небытия нет. Он был первым, кто обосновал свой тезис доказательствами. То, что есть, может быть выражено в мысли, то, чего нет, не может быть выражено в мысли. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно для мысли, поэтому оно и есть небытие.

Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно — вот его основные свойства.

Вечность бытия и его единство для Парменида неразделимы. Тот факт, что у бытия нет ни прошлого, ни будущего, означает, что оно едино, тождественно самому себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по словам Парменида, неподвижно. Ибо откуда берется движение, которое не меняется?

Философия Платона и Аристотеля

Философия Платона представляла собой синтез всех предыдущих знаний, изложенных на понятном языке. Для него истинное существование принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир вещей — лишь слабое отражение, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен и неизменен.

В философской системе Платона можно выделить четыре компонента философского знания времени: Онтология, космология, эпистемология и этика.

По Платону, бытие многообразно и состоит из идей. Условием существования бытия, то есть идеи, является единство, которое отождествляется с благом. С учением о бытии тесно связано учение о космосе, космология. Платон развивает учение о сотворении космоса Божеством из первозданного хаоса, причем Творцом является Демиург. Понимая, что неразумное творение не будет совершенным, он заложил разум в душу космоса, а душу — в тело. Он представлял себе космос как сферу, в центре которой находится наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, питаемые их душами. Именно душа является основой человеческого разума, дает ему способность познавать окружающий мир.

Учение Платона о душе тесно связано с учением о средствах познания вечного мира идей. Душа состоит из трех частей: рациональной, волевой и чувственной. Теория познания состоит из трех частей. Первая — это учение об эросе, то есть о состоянии мистического энтузиазма, который сопровождает и обуславливает познание. Тогда это теория запоминания. Третья часть теории познания посвящена определению роли теоретического мышления. Эта часть называется диалектикой и представляет собой рациональное постижение истинно существующих родов бытия или идей.

Негативный тип состояния встречается в четырех формах: Тимократия (власть честолюбцев), олигархия (правление немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Платон основывает свою модель идеального государства на учении о строении души. Как душа состоит из трех частей (рациональной, волевой и чувственной), так и государство должно иметь три группы состояний. Рациональная часть души, добродетель которой заключается в мудрости, должна соответствовать сословию правителей — философов; волевая часть, добродетель которой заключается в мужестве — сословию воинов (стражников); волевая часть души — сословию крестьян, ремесленников и купцов. Именно такое состояние, по мнению Платона, является добродетельным. Однако Платон ничего не может сказать о способе создания идеального государства, и он надеется на случай, который может привести к его появлению в будущем.

Согласно Платону, формы идеального государства могут быть разными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того чтобы власть выражала не личные, а народные интересы, необходима хорошая организация образования граждан. И здесь важную роль играет отношение граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства и настраивает людей друг против друга. В связи с этим хранители и философы, которые выходят из их рядов, не имеют частной собственности. Ради целого, то есть государства, он ликвидирует и семью.

Эллинистическая философия: эпикурейство, скептицизм, стоицизм

Афины стали главным центром эллинистической философии, где несколько влиятельных школ соперничали друг с другом. Сначала были философские школы, возникшие в IV веке до нашей эры. …Платоном и Аристотелем. Но постепенно Академия Платона и перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и превратились в закрытые элитарные учреждения. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, киники) все больше соответствовали общему уровню социальной и культурной атмосферы своей эпохи.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура была самым важным и главным средством достижения человеком счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Чтобы достичь невозмутимости самосознания, необходимо знание природы.

Теория природы Эпикура включает в себя общие, идеологические, а также частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о восходе и заходе небесных тел, их движении, фазах луны и т.д. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, которую искали эпикурейцы, и освободить людей от широко распространенного страха перед небом.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие удовольствия. Счастье человека заключается в достижении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовлетворение физических потребностей необходимо для духовного мира человека, для равновесия его душевного состояния. Считается, что благодаря этому удовлетворению душа человека становится спокойной и безмятежной. Смысл удовольствия — это удовольствие от ума (литература, искусство и т.д.), а не от физических благ.

Элементы скептицизма как сомнения в достоверности всех знаний присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное течение в философии появился лишь в эллинистические времена. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо было воздержаться от суждений, поскольку невозможно постичь истину. Отсюда безмятежность, спокойствие и невозмутимость ума, которые для него были высшим уровнем счастья (атараксия).

Работа Секста Эмпирика является кульминацией античного скептицизма. Главное для него — феномен вещи, а не то, чем является вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, всегда помня об эквивалентности утверждения и отрицания, изостении. Структура философствования Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент является отрицанием первого, а третий задумывается либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одинаковы: Никто и никогда не может знать ничего ни о чем, независимо от того, каким образом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Профессора Киево-Могилянской академии онтологическую проблематику рассматривали в курсах метафизики, логики и физики. Бытие как таковое, общие свойства сущего, его основы, первопричину всего сущего (абсолютное бытие Бога) они причисляли к компетенции метафизики. Поэтому метафизика в них, как и в схоластике в общем, была также онтотеологією. Понимание метафизики, согласно которым ее задачей было исследование внутренних и внешних основ сущего, что давало ей возможность проникать в абсолютное бытие Бога как первопричину всего сущего с целью постижения сущего конечного, было развито и обоснованное в метафизике Ф. Суареса, утвердилось в школьной философии Нового времени, существенно повлияло на наше мышление.

Среди всех видов субстанций, которые выделяли в своих философских курсах профессора Киево-Могилянской академии, наибольшее внимание они обращали на полной созданной субстанции, самосущому бытии или самосущій сущности, что является единичной вещью. Эта единичная вещь, а не вечные идеи или понятия Бога, как в дотомістичній схоластике, рассматривалась ими как исходный пункт построения их концепции бытия и концепции познания, поскольку именно она считалась непосредственно данной інтелектові. Такой взгляд на единичную вещь формировал и их концепцию универсалий.

Універсаліями могилянке считали идеальные сущности различной степени абстрактности, в т. ч. и те, что в виде индивидуальных форм вещей представили в мире выше бытия и были укоренены как в вещах окружающего мира, так и в человеческом уме. Когда профессор Киево-Могилянской академии смотрел на любую вещь сквозь призму определенного понятия, он пытался обнаружить это понятие, скрытое, по его убеждению, под телесной оболочкой этой вещи. Он считал, что и в вещах имеющиеся аналоги понятий человеческого разума. В целом в схоластической философии проблема универсалий развязывали или с позиции крайнего реализма, согласно которому універсаліям предоставлялось онтологического статуса и интерпретации вроде платоновских идей, которые существуют в действительности к вещам, или в контексте номіналістичного учение, которое отождествляло универсалии с именами единичных предметов.

Следовательно, профессора Киево-Могилянской академии не восприняли томістичного понимание материи как чистой возможности, лишенной собственного существования. Признавая ее как неполную субстанцию, несовершенную телесную субстанцию или как простую буттєвість (entitas), то есть как некий вариант целостной, конкретной действительности, они ориентировались на концепцию Ф. Суареса, который рассматривал дело как буттєвість саму по себе с присущим ей собственным, отличным от формы, существованием.

Положительную оценку гелиоцентрической системы и теории вихрей Декарта отстаивал в своем философском курсе Георгий Щербацкий. Итак, в имеющуюся в могилянских лекционных курсах концепция целостного, упорядоченного, насыщенного божественными энергиями космоса постепенно проникали и утверждались новейшие философские идеи и гипотезы.

1) возникновения, или рождения, - путь от небытия к бытию. Например, человек рождается, потому что раньше не существовала. После этого она существует;

2) гибель, уничтожение - движение от бытия в небытие, когда, например, животное погибает, или количественный движение, то есть рост и уменьшение. Рост есть тогда, когда некая вещь увеличивается через приобретение большего количества. Это происходит, когда подросток растет. Уменьшение происходит тогда, когда тело по количеству уменьшается. Примером может быть сгущения жидкости или похудения человека после болезни;

В философских курсах Киево-Могилянской академии сочетаются старое с новым, традиционные интерпретации - с поисками новых идей, присущее второй схоластике предчувствие открытия новых законов. Об этом свидетельствуют рассуждения Иннокентия Гизеля о универсальный характер движения как самозамкнутого, завершенного в себе процесса. Таким образом он описывал отдельные локальные перемещения или изменения, происходящие с вещами. В целом процессы распада и образования вещей в природе Иннокентий Гизель считал взаимосвязанными, и эта связь, по его убеждению, происходил за помощью формовочной, объединительной функций движения. Опираясь на свое утверждение о том, что гибель одного является рождением другого, он доказывал, что любую вещь, которая распадается и перестает существовать, в то же время можно рассматривать как начальную черту, от которой начинается движение к образованию новой вещи, что приходит на смену уничтоженной. Поскольку процессы распада и возникновения вещей, их переход из одного состояния в другие, с неестественных в природные места - непрерывные, то непрерывным, универсальным является и само движение, основан на борьбе и взаимном вытеснении противоположностей.

В философских курсах Киево-Могилянской академии заметен определенный интерес к опытного естествознания. Так, Феофан Прокопович ссылается на многочисленные наблюдения в области оптики, механики, гидродинамики, горной, артиллерийской, инженерной дела и т.п. Он учил своих студентов экспериментировать при исследовании минералов, атмосферного давления, размножение простейших организмов, применять в своих наблюдениях астрономические инструменты и т.д. В своем философском курсе использовал достояние древних и современных ему математиков и природоведов, ссылался на Евклида, Архимеда, Пифагора, Аполлония, Прокла, Витрувия, Галена, Плиния, Авіценну, Аверроэса, Альфонса XIII, Кардано, Порта, Бойля, Герике, Борелли, Коперника, Галилея, Браге, Везалия и др. Заинтересованность экспериментальным естествознанием проявляли и другие профессора Киево-Могилянской академии.

Следовательно, интерпретация могилянцами натурфілософської проблематике свидетельствует об их попытки в пределах схоластической парадигмы філософування осмыслить некоторые актуальные идеи новейшей философии.

Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.

Что такое натурфилософия

Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.

Натурфилософия

Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.

Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.

Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.

Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Ранняя древнегреческая натурфилософия

Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.

В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.

Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.

Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.

Пифагореизм

Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.

Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.

Элейская школа

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.

Учение Демокрита

Основой его учения являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.

Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.


Представители натурфилософии

Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.

Фалес

Фалес

Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.

Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.

Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.

Анаксимандр

Анаксимандр

Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.

Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.

Анаксимен

Анаксимен

Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.

Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Пифагор

Родился на острове Самос (540 - 490 г. до н. э.). Был известным философом, но прославился также тем, что основал научную школу. В Кротоне было создано научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.

Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.

Ксенофан

Ксенофан

Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.

Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.

В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.


Гераклит

Гераклит

Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.

Парменид

Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.


Зенон

Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.

Мелисс

Анаксагор

Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.

Демокрит

Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.

Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.

Читайте также: