Идея всеобщего обучения и проект идеальной пансофической школы яна амоса коменского

Обновлено: 04.07.2024

350 лет назад, 15 ноября 1670 года этот великий человек скончался. А образовательная система, которую он создал, за это время практически не изменилась.

Книга за книгой

Ян Коменский родился в 1592 году в городе Нивнице, на территории Моравии. Его отец – словак, при этом самого Яна Амоса считают чешским педагогом. Но это не очень существенно, когда речь идет о фигуре мирового масштаба.

В раннем возрасте мальчик лишился почти всей семьи – отец, мать и две сестры умерли от чумы. Яна и его третью, старшую сестру приютила тетушка. Он учился в братской протестантской школе Чешских Братьев, а затем в латинской школе.

В 1611 году молодой человек принял крещение по протестантскому обряду, и при крещении получил второе, библейское имя – Амос. Именно под этими двумя именами – одним, данным при рождении, а другим – при крещении, он и вошел в историю.

Образование, однако, продолжалось – Гернборский университет, затем Гейдельбергский университет. В то время он считался одним из центров европейской научной и культурной мысли.

Этот человек неутомим и фанатично предан делу своей жизни – педагогике. Что, впрочем, не мешает ему стать священником.

Пансофическая школа


Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия). Фото: Michal Manas/wikipedia

Молодость заканчивается незаметно. Зрелые годы проходят один за другим. Работа над книгами, преподавание, церковные проповеди. Нет времени перевести дух.

Женится, но чума уносит и супругу, и двоих детей. Женится снова – и опять его супруга вскоре умирает. Женится в третий раз.

Квест получился внушительным. Еще в детстве он, будучи сиротой, живет то в Стражнице, то в Нивнице. Братская же школа была в городе Угерский брод. В шестнадцать Ян переезжает в Пшеров, там расположена латинская школа. Затем Прага – попытка получить образование в Карловом университете. Но, к сожалению, там правят бал активные противники его вероисповедания, и юноша перемещается в Германию, в Гернборнский университет.

Продолжительное путешествие по северу Европы – и снова Пшеров. Ян теперь преподает в той братской школе, где когда-то был учеником. Затем он в Фульнеке, учительствует и проповедует. В 1628 году начинаются гонения на Чешских Братьев, и он переезжает в польский городок Лешно.

Тут бы устать душой, озлобиться, проклясть бы все на свете. Но нет – этот камень обтачивается иначе. Ян Коменский делается все добрее к людям, все мудрее его тексты.

Ян всю жизнь переезжал с места на место, в первую очередь из-за гонений на церковь Чешских Братьев. Кто-то, возможно, назовет ее сектой, но для Коменского это была вера отцов, преданность которой он сохранил до последних секунд своей жизни.

Он даже не принял предложение кардинала Ришелье. Тот обещал ему создать в Париже все условия и для писательской работы, и для педагогических экспериментов, но это отдалило бы Коменского от братьев.

И только в 1651 году ему предоставляется возможность сделать то, к чему он шел всю свою жизнь, выступить в роли реального преобразователя учебного процесса. Даже по нашим временам 59 лет – немало. А в XVII веке – тем более.

Отныне на земле князя Ракоци все должны все знать. Звучит несколько странно, а по тем временам было вообще педагогической революцией.

Но именно на этом принципе была – во всяком случае, формально – построена советская система среднего общего образования. Когда абсолютно все – гуманитарии и технари, девочки и мальчики, двоечники и отличники, гении и злодеи, будущие адвокаты и сантехники, матросы и доярки должны были дружно и в одних и тех же рамках, в одном и том же возрасте, в одно и то же время года изучать строение цветка, химическую формулу воды, правило буравчика и кольца, которые отличают Сатурн от других планет Солнечной системы (а саму систему тоже изучают, только в другом месяце).

Сейчас это трудно представить, но множество понятий, которые сегодня кажутся вполне очевидными, ввел в обиход именно Коменский.

То есть, до него все было как раз по-другому. Это учебный год, система обязательных уроков (с категорическим запретом их пропуска), годовой школьный план, проверка усвоенных знаний. Весь материал должен подаваться с учетом возраста учеников, новые знания должны ложиться на уже полученные. Каждое изучаемое правило должно сопровождаться примерами.

Утренние часы – самые подходящие для занятий. Учитель должен быть не только знатоком своего предмета, но и хорошим педагогом. По каждому предмету у каждого ученика должен быть только один учитель.

И это лишь немногие из его тезисов.

В результате Коменскому удается пусть не полностью, но все-таки осуществить задуманное. В 1654 году он возвращается в Лешно, с тем, чтобы снова приступить к теории. Он не стремится весь остаток жизни заниматься практическим реформаторством. Научная работа привлекает больше.

А спустя год начинается Северная война. В Лешно входят шведские войска, город сильно разрушен. И Ян Амос Коменский вновь в дороге, в 1656 году он переезжает в окрестности Амстердама.

Как и все великие, он был слегка чудаковат. Или нам только так кажется?


Рембрандт ван Рейн, портрет Портрет Яна Амоса Коменского-Комениуса, 1660. Галерея Уффици, Флоренция. Фото с сайта comeniusmuseum.nl

Увы, именно этим фундаментом часто пренебрегают.

Портрет Яна Амоса Коменского был изображен на чешской банкноте достоинством 200 крон. На другой стороне банкноты – рука взрослого мужчины и детская рука, и эти руки тянутся друг к другу.

Ян Коменский

Педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, демократ-гуманист, Ян Амос Коменский (1592-1670)

Заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции гуманизма дал критическую оценку всей отжившей средневековой системе обучения. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Т.е. он обосновал и выдвинул те принципы обучения, на которых основана современная общеобразовательная школа.

Великая дидактика

В 1626 году он пишет свою главную работу "Великая дидактика", в которой он формулирует основые принципы своей образовательной системы:

В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. В соответствии с этим Коменский намечает четыре основных требования:

1. успешность
2. легкость
3. основательность
4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает Коменский под каждым этим требованием?

Для Коменского успешность обучения означает:

. учить детей своевременно
. учить вещам раньше слов
. учиться в школе до конца
. каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного предмета
. образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и наконец, язык и руку
. от простейших начал переходить к общему
. распределять занятия по врмени и порядку
. учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость обучения и учения достигается в том случае, если:

. обучение начнется рано;
. разум будет подготовлен для этого;
. будет идти от более легкого к более трудному;
. от общего к частному;
. никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов;
. учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и осмысленно;
. все будет преподаваться для приложения к жизни;
. все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

. будут заниматься полезными вещами;
. всему будет положено прочное основание;
. последующее будет опираться на это основание;
. все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться;
. все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота в обучении будет достигнута, если:

. во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель;
. один предмет будет изучаться по одному автору;
. одна работа будет задаваться всему классу;
. по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

На основании чётких принципов Коменского стало возможно открыть общедоступные школы с едиными стандартами обучения.

Пансофическая школа

"Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости,
учреждение которой было желательно уже многие годы у
всех народов и которая теперь под покровительством
сиятельного господина Сигизмунда Ракоци счастливо
призвана к жизни у Венгров в Шарош-Патаке
в 1651 году спасения нашего

"Если я говорю: во всех классах, то я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенство- вались:
1. Чувства — для все более и более отчетливого наблюдения вещей.
2. Ум — для все более и более глубокого проникновения в вещи.
3. Память — для все лучшего и лучшего усвоения.
4. Язык — для того, чтобы понятое уметь высказывать все лучше и лучше.
5. Руки – чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно;
6. Дух – чтобы лучше и лучше предпринимать и производить все, что достойно уважения;
7. Сердце – чтобы пламеннее любить и признавать святое"

Ян Амос Коменский

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. В 1602–04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры.

Внешне эта идея Я.А. Коменского сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я.А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала большее, чем овладение какими-то общими сведениями из различных областей действительности. Пансофия, в понимании Я.А. Коменского, — это отражение в сознании человека всего реально существующего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.

В общем, для понимания пансофических идей Я.А. Коменского, которые являются краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.

Ян Амос Коменский как основоположник мировой педагогики. Общая характеристика основных положений его учений, таких как принцип природосообразности, дидактические принципы, гуманизм и нравственное воспитание, теория обучения и семейная педагогика.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.11.2010
Размер файла 21,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра социологии и педагогики

Реферат на тему:

СОДЕРЖАНИЕ

1 Принцип природосообразности

2 Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

3 Дидактические принципы Яна Коменского

4 Семейное воспитание в педагогике Коменского

Список используемой литературы

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в Южной Моравии в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлияли на всю систему образования, созданную этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосообразности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

1 ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе.

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания. Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т. д. Возникает он на базе знаний из многих наук (из философии, психологии, педагогики), объединяемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса.

Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики.

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый.

1. Детство: от рождения до 6 лет включительно. Характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств.

2. Отрочество: от 6 до 12 лет. Характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.

3. Юность: от 12 до 18 лет. Помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.

4. Возмужалость: от 18 до 24 лет. Характеризуется развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Первый этап - упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Второй этап - упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти путем изучения определенных предметов.

Третий этап - это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов.

Четвертый этап - развитие преимущественно того, что относится к области воли.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразности развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

2 ГУМАНИЗМ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ ЯНА КОМЕНСКОГО

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс.

В общем, педагогическую систему Коменского можно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, целью которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.

Результат педагогического процесса - достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Эта модель органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЯНА КОМЕНСКОГО

В педагогической литературе различают дидактические (общие) и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическими принципами.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися.

Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике.

Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей.

2) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.

Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Коменский формулирует несколько требований к процессу обучения.

1. Должен быть установлен точный порядок обучения во времени.

3. Все должно изучаться последовательно с начала и до завершения.

4. Нужно не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим.

5. Обучение должно идти от более общего к более частному, от более легкого к более трудному.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Коменский связывает упражнения с памятью, но вместе с тем выступает против механического запоминания в пользу логического.

Также большое внимание он требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

1. В одной и той же школе должен быть один и тот же порядок и метод во всех упражнениях.

3. Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.

Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. Многие предложенные им правила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

- Определенные ежегодные начала учебного курса.

- Деление на классы.

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книг на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, учитель должен ставить перед учащимися вопросы, возбуждая их активность, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

4 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ КОМЕНСКОГО

Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение.

При многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями. Их обыкновенно называют наставниками, учителями.

Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться.

Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Основные характерные черты этой школы Коменский описывает следующим образом: чему бы мы ни хотели научить ребенка, все это должно быть преподано ему в этой первой школе.

Далее Коменский приводит список предметов (их зачатков), которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал.

В естествознании ребенку можно объяснить, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два.

А также начала метафизики, оптики, геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки, знакомство с поэзией, политикой, учением о нравственности и пр.

Итак, на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. В соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ.

Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19, 20 и 21 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему.

Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах.

Во всех школах времени Петра I, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики.

Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни.

Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшее своего значения до сих пор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Подобные документы

Краткий очерк жизни и направления деятельности, а также роль учений Яна Амоса Коменского в русской педагогике на протяжении четырех столетий. Дидактическая теория, ее содержание и значение в педагогической науке. Проблема отношений учителя и ученика.

реферат [42,2 K], добавлен 22.12.2014

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

реферат [35,5 K], добавлен 18.11.2010

Характеристика принципов природосообразности в педагогике - отношение к ребенку, как к части природы, предполагающее его воспитание в единстве с ней и заботу о ней. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.

контрольная работа [20,3 K], добавлен 23.01.2010

Биография Яна Амоса Коменского: детство, школьные годы, семья. Его представления о системе обучения, содержании образования. Отрывки из произведений (о развитии природных дарований, законы для учителей, организованной школы). Основные труды педагога.

реферат [20,8 K], добавлен 06.03.2011

Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 28.08.2008

Философские основы педагогической системы Коменского. Методы обучения и воспитания. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. Коменский о работе учителя. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Коменскому.

реферат [29,2 K], добавлен 12.12.2006

Научно-педагогическая работа Я.А. Коменского "Великая Дидактика". Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до начала Великой Отечественной войны). Педагогика и советская школа в 1941-1960 годы. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

Читайте также: