Историческая обусловленность формирования родоплеменной структуры казахов план урока

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Формирование казахского народа по антропологическим данным Работа: Журжа Марина Ивановна (Карасуский р-н, Жалгысканская СШ ) Журжа Марина Ивановна (Карасуский." — Транскрипт:

2 Формирование казахского народа по антропологическим данным Работа: Журжа Марина Ивановна (Карасуский р-н, Жалгысканская СШ ) Журжа Марина Ивановна (Карасуский р-н, Жалгысканская СШ ) Турганова Акзира Куанышевна (Тарановский р-н, Варваринская ОШ) Турганова Акзира Куанышевна (Тарановский р-н, Варваринская ОШ)

3 цели: * изучить развитие казахского народа по антропологическим данным. *развивать навыки применения мультимедиа на практике. *воспитывать интерес к предмету. цели: * изучить развитие казахского народа по антропологическим данным. *развивать навыки применения мультимедиа на практике. *воспитывать интерес к предмету. задачи: задачи: * раскрыть понятие антропологии. * раскрыть понятие антропологии. * изучить этапы развития монголоидных черт от андроновцев до тюрков. * изучить этапы развития монголоидных черт от андроновцев до тюрков. * поддержание интереса к предмету. * поддержание интереса к предмету.

4 план андроновцы саки, усни антропология тюрки

5 Антропология- наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, изменение его внешнего вида.

6 антропология морфология человека антропогенез расогенез

7 андроновцы андроновцы Территорию Казахстана в бронзовом веке населяли племена, относившиеся к андроновскому историко-культурному объединению. Внешне андроновцы напоминают древних предков европейцев: большие черепа, округленные лица, нос с горбинкой. Останки андроновского типа были найдены: в Хакасии, в Жамбылской обл.,в Восточном Казахстане, в Костанайской обл. и др. Территорию Казахстана в бронзовом веке населяли племена, относившиеся к андроновскому историко-культурному объединению. Внешне андроновцы напоминают древних предков европейцев: большие черепа, округленные лица, нос с горбинкой. Останки андроновского типа были найдены: в Хакасии, в Жамбылской обл.,в Восточном Казахстане, в Костанайской обл. и др.

9 Саки В раннежелезном веке на территории нынешнего Казахстана жили племена саков, гуннов, сарматов и т. д. Черепа саков небольшие, лица как бы приплюснуты, глаза глубоко посаженные, скулы выпуклые, носы с горбинкой. Монголоидная внешность больше проявляется у саков, населявших Северный, Центральный и Восточный Казахстан. Монголоидные черты привнесли монгольские, тюрко- монголо язычные племена, затем переместившиеся на запад. В раннежелезном веке на территории нынешнего Казахстана жили племена саков, гуннов, сарматов и т. д. Черепа саков небольшие, лица как бы приплюснуты, глаза глубоко посаженные, скулы выпуклые, носы с горбинкой. Монголоидная внешность больше проявляется у саков, населявших Северный, Центральный и Восточный Казахстан. Монголоидные черты привнесли монгольские, тюрко- монголо язычные племена, затем переместившиеся на запад.

10 Усуни В период между III в. до н. э. и III в. н. э. в Юго-Восточном и Восточном Казахстане проживали усни. Некоторые черепа по расовым характеристикам относятся к монголоидным. Черепа с монголоидными признаками относятся к мужчинам, что доказывает их принадлежность к азиатским завоевателям. В период между III в. до н. э. и III в. н. э. в Юго-Восточном и Восточном Казахстане проживали усни. Некоторые черепа по расовым характеристикам относятся к монголоидным. Черепа с монголоидными признаками относятся к мужчинам, что доказывает их принадлежность к азиатским завоевателям.

11 Тюрки Население Казахстана тюркской эпохи отличалось своей пестротой. Черепа найденные при раскопках отличаются смесью европейской и монголоидной расы. Они уже напоминают облик современных казахов Население Казахстана тюркской эпохи отличалось своей пестротой. Черепа найденные при раскопках отличаются смесью европейской и монголоидной расы. Они уже напоминают облик современных казахов

2. Шежире - родословие или генеалогия – это систематическое собрание сведений о происхождении, преемственных поколениях, степени

4. Основополагающее значение родословных для казахов связано с устройством традиционного казахского общества. Род - был основной

единицей социальнополитической, экономической и культурной
жизни. Место в родословной
идентифицировало человека, его
принадлежность к определенному родовому
коллективу, положение в цепочке
преемственности поколений

обозначения подразделений
Казахский род - термин, обозначающий
принадлежность к определенной группе, так
называемому роду. С боевым кличем – уран.
Возглавлялся аксакалами. У каждого племени
была своя тамга(родовой фамильный знак,
печать)

6. Жуз - историко-хозяйственный район, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Еще у древних и

7. Казахские жузы Районы расположения: Старший жуз: Южный и Юго-Восточный Казахстан (район Туркестана и Семиречья)- Уйсуны,

Казахские жузы
Районы расположения:
Старший жуз: Южный
и Юго-Восточный
Казахстан (район Туркестана и Семиречья)Уйсуны, Канглы, Жалаиры, Албаны, Суаны,
Шапрашты, Ошакты, Сиргели, Шанышкылы
Средний жуз: Центральный, Северный,
Восточный Казахстан - Аргыны,
Найманы,Кереи, Кыпчаки, Конураты, Уаки
Младший жуз:
Западный Казахстан
Алимулы,Байулы,Жетиру

9. I. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории

своих кочевий, казахи создали такие
большие
союзы.
II.
По
мнению
Н.
А.
Аристова,
объединение
жузы
произошло
во
время
набегов
джунгар.
III.
В.
В.
Бартольд
связывает
возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное
природно-географическое положение позволило казахам отдалённых
регионов
сохранить
культурно-хозяйственные
особенности.
IV. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к
природно-географическим факторам политические события. Он считает,
что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические
союзы.
I

10. V. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в XXIIвв. — до монгольского нашествия. VI. Востоковед Т.

И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов
о происхождении жузов и предполагает,что во второй половине XVI в.
система улусов трансформировалась в жузы.

12. Написать эссе: «Каковы предпосылки формирования, функциональное значение и объединяющая роль родоплеменных объединений казахов?

2. Формировать предметные и метапредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, выделять в нем главное; обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).

3. Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ВложениеРазмер
etnogenez_kazahskogo_naroda.doc 68.5 КБ
etnogenez_kazahov.ppt 2.66 МБ

Предварительный просмотр:

СШ № 1 с ДМЦ г. Текели.

по истории Казахстана в 7 классе

Учитель: Коштаева Гульжахан Дукановна.

Тема: История этногенеза казахского народа.

2. Формировать предметные и метапредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, выделять в нем главное; обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).

3. Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы проведения урока : применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы); Взаимопроверка и самоконтроль.

1. Организационное начало. Мотивация.

Приветствие. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.

2. Подготовка к основному этапу.

2.1. Послушаете легенду : Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

  1. Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
  2. Нет, — ответила лошадь.
  3. А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира. И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:

— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца.

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

На уроках истории мы будем изучать историю образования этих народов, и говорить о том, как они оказались на древней земле казахов. А сегодня мы познакомимся с историей формирования казахского народа.

Тема нашего урока - История этногенеза казахского народа . Запишем в тетради.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Задание № 1 . Прочитайте и выпишите термины. (с.198).

Задание выполняется самостоятельно.

В переводе с греческого языка – народ, кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию.

Народ осознает свои особенности, отличающие их от других этносов, т.е. имеет самосознание, которое выражается в названии народа – этнониме.

  1. Этногенез – это процесс образования, происхождение народа.

Задание № 2 Объясните, что означают термины: этнос, этноним, этногенез.

Если ответы учащихся будут не полными – задать дополнительные вопросы и записать в тетрадях:

нация устойчивая совокупность людей,

народность обладающая общими признаками

племя (внешние черты, язык, культура и

традиции, кровное родство).

- общая история, (историческая судьба).

Учащиеся получают карточки, в которых будут выполнять следующее задание.

Задание выполняется в парах. После заполнения схемы дети обмениваются рабочими листами и проводят взаимопроверку.

Итак, признаки этноса мы записали, их необходимо запомнить.

Класс распределяется на 3 группы.

2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв.

Индоевропейский период Тюркский период Монгольский период

(бронзовый век, железный век) (средневековье)

Задание № 5. Каждая группа выполняет отдельное задание: 1 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.

2 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.

3 группа – составьте список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

1. 2. каракитай, 3. Сибирское ханство

гунны кипчаки Могулистан

сарматы караханиды Ногайская орда

уйсуны огузы, кимаки ханство Абулхаира

канглы карлуки Ак орда

4. Закрепление знаний. (Если времени будет недостаточно – решение тестов оставляем для домашнего задания, и переходим к рефлексии).

Решение тестовых вопросов.

5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

- легко ли было изучать новую тему?

- какое задание было самым интересным?

- что понравилось на этом уроке?

6. Подведение итогов урока.

Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве.

Записываем домашнее задание: Если на уроке не успели выполнить тесты – решить дома;

Ответить на вопросы в конце параграфа устно.

Оценки за урок и комментарии учителя.

Урок окончен, спасибо за работу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

7 класс СШ № 1 г.Текели Коштаева Гульжахан Дукановна.

Хорошо, что все мы разные.

История этногенеза казахского народа . § 30-31

Самостоятельно. Прочитать, составить определения терминов этнос, этноним, этногенез . с.198

объясните, что означают термины: этнос, этноним, этногенез.

нация народность племя

определенная территория, преемственность поколений общая история, (историческая судьба). самосознание.

2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв. Индоевропейский период Тюркский период (бронзовый век, железный век) (средневековье)

Каждая группа выполняет отдельное задание: 1 группа – составь в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде. 2 группа – составь в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде. 3 группа – составь список государств, составивших основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

гунны сарматы уйсуны канглы саки андроновцы

кипчаки, каракитаи, найманы, жалаиры караханиды карлуки тюргеши тюрки

Сибирское ханство Могулистан Ногайская орда ханство Абулхаира Ак орда

Многовековой процесс формирования казахской народности и её этнической территории завершился в А) XIII – XIV вв В) XVI- XVII вв С) XV - XVI вв D ) XII – XIII вв Е) XIV – XV вв 2. Второй решающий этап этнических процессов в Казахстане начинается с середины 1 тыс. н.э. и связан с массовым расселением А) гуннов В) тюрков С) монголов D ) Арабов Е) кыпчаков 3. В XI – начале XIII вв жители большей части Казахстана именовали себя кыпчаками, но дальнейшая этническая консолидация была задержана А) монгольским нашествием В) арабским завоеванием С) османским завоеванием D ) переселением гуннов Е) джунгарским нашествием

4. Процесс интеграции племен и народов на территории Казахстана связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода 1. Карлуксого каганата 2. ханства Абулхаира 3. Ногайской орды 4. Караханидского государства 5. Ак орды 6. Тюргешского каганата 7. Западнотюркского каганата 8. Могулистана 5. Процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп завершился А) XII – XV вв В) XVI- XVII вв С) XVII - XVIII вв D ) XVIII – XI Хвв Е) XIV – XV вв 6. Этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркских наций, возникли в А) VI– начале XIII вв В) XVI- начале XVII вв С) XVII - начале XVIII вв D ) XIV – начале XV вв Е) XV – XVII вв

Система родоплеменных отношений считается устаревшей и присущей лишь первобытному укладу жизни. Но на мой взгляд, её нельзя ставить в один ряд или сравнивать с феодальными или капиталистическими отношениями, поскольку при любой системе экономических и производственных отношений понятия "семья", "род", остаются неизменными и означают не хозяйственный уклад, а генетическое родство людей.
Я очень рада тому, что несмотря на все внешние влияния казахи сумели сохранить уникальную систему родоплеменных отношений, изучение которой - просто рог изобилия информации для историков, этнографов, генетиков.

Каждый казах знает свою принадлежность к роду, которая передаётся по мужской линии.

Название одних ру связано с именем героического предка, другие означают название народа, от которого произошло племя. Например, ру Кердери берет начало от древнего народа под названием кидариты. Это очень воинственное тюркское кочевое племя, от которого произошли курайшиты (племя, к которому принадлежал пророк Мухаммад).

Изучая своё генеалогическое древо, начинаешь отчётливо понимать, что нация - это весьма абстрактное понятие. Процесс этногенеза непрерывен, как поток воды в реке. Нации постоянно обновляются, как кровь в наших сосудах. Нет одинаковых казахов, нет одинаковых русских. Каждый человек имеет свою уникальную родословную, которая связывает его с другими народами в той или иной степени. И лишь единый язык, общие нравственные ценности и менталитет являются тем цементом, который скрепляет народ. Если же они отсутствуют, то ни общая территория, ни хозяйство, ни быт, ни даже культура не способны объединить людей в единый народ.

Государства и цивилизации могут исчезать с лица земли, но это не значит, что исчезают люди. Просто они образуют другие формы социальных отношений в поисках гармоничного социального устройства. Возникают новые народы, начинается новая история. И это удивительный природный феномен, участниками которого мы являемся.

Казахская система родоплеменных отношений является настолько естественной, природной и целостной, что может служить образцом построения гармоничного общества. В её основе лежит генетическое происхождение человека. Главной ценностью она провозглашает семейные и родственные отношения, преемственность поколений. Человек, знающий своё происхождение и чувствующий свою кровную связь со всеми другими людьми и народами, не может иметь искаженное мировоззрение, не может чувствовать себя одиноким и оторванным от природы. И вся хозяйственная, экономическая деятельность людей должна быть направлена на укрепление этих отношений, а не наоборот. Только тогда мы получим здоровое, умное и счастливое поколение, способное жить в ладу с собой, с окружающими и с природой.

С большим интересом прочитала о системе родоплеменных отношений у казахов.
Очень понравилась фраза:
"Человек, знающий своё происхождение и чувствующий свою кровную связь со всеми другими людьми и народами, не может иметь искаженное мировоззрение, не может чувствовать себя одиноким и оторванным от природы".
У чувашского народа есть культ Древа Жизни (Киреметь), связанный с природой, с землёй, со всем сущим и с почитанием предков.
Гульмира, благодарю за познавательную статью.
С уважением и самыми светлыми пожеланиями,

Спасибо, Анна!
У каждого народа есть традиции, связанные с почитанием предков и матери-природы. Просто некоторые забывают. А сегодня многие принимаются их возрождать и придавать им современное звучание. Я думаю, что совсем исчезнуть они не могут.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: