Технология педагогических мастерских основная школа

Обновлено: 08.07.2024

Технологизация образования – процесс необходимый и закономерный, вызванный кардинальными изменениями в жизни общества, усложнением информационного пространства, появлением новых информационных технологий. Вместе с тем современная психологическая наука предупреждает нас о том, что тотальная технологизация образовательного процесса несет в себе и определенные риски. Так Н. И. Лифинцева, доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета, выделяет следующие наиболее негативные последствия чрезмерной технологизации процесса обучения:

Поэтому, выстраивая современную модель педагогической деятельности, мы должны опираться на то, что проверено веками: на традиционные духовные ориентиры, и только это может послужить действительно прочной основой образовательного процесса. Среди множества известных принципов обучения и воспитания в свете названных противоречий наиболее важными можно выделить следующие:

  • принцип целостности. Интеллектуальное развитие личности не должно стать единственной целью деятельности педагога. Нужно избавиться от чрезмерного интеллектуализма в образовании. Задача школы не только в том, чтобы дать ученику максимальный объем знаний. Важно пробудить в нем чувство умственного голода, жажду поиска, развивать его душу, эмоции, волю. Нужно облегчить ребенку путь к раскрытию его индивидуальности, помочь детям в организации и упорядочении их внутреннего мира. Должен быть воплощен идеал целостности воспитания и обучения, чтобы всесторонне воздействовать на личность ребенка, оказывать помощь в формировании его мировоззрения.
  • принцип свободы является ключевым в педагогическом процессе. Степень агрессивности в нашем обществе сейчас столь велика, и насилие стало таким обыденным делом, что мы его даже не всегда замечаем в собственной деятельности. Педагог должен помочь ребенку обрести свободу. Вне свободы нет смысла в воспитании и обучении – оно превращается в дрессировку, в подавление личности и унижение ее.
  • антропологический принцип. Уважение к человеку, к его достоинству является ос­новополагающим в педагогике. Мы должны учиться видеть в каждом ребенке личность и понимать, что в его душе происходят сложнейшие процессы. Педагог обязан быть оптимистом и верить в своих учеников до конца.
  • принцип реализма. Мы должны научиться принимать ребенка таким, какой он есть. Не строить иллюзий, не навязывать ученикам своих идеалов, образов и желаний. Иллюзии часто рождают агрессию. Ведь реальная жизнь обычно вступает в противоречие с идеалистическими представлениями и неминуемо начинает раздражать. Отсюда может возникнуть желание подавить, переделать, подогнать жизнь под наше представление о ней. Педагог не имеет права на это – человек свободен и имеет право на собственный путь.

Выстраивая методическую систему, важно опираться не только на вышеназванные принципы, но и на идею равенства ребенка и учителя перед истиной, перед ошибкой, перед выбором способа познания. Среди огромного арсенала самых различных методов и средств, накопленных в современной педагогике, наиболее актуальными являются те, которые позволяют реализовать именно эту идею. В первую очередь, это такие технологии, в основе которых лежит принцип диалога. Сократический или эвристический диалог – это лестница, по которой совместно движутся его участники, при этом на уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство учителю.

Диалоговые технологии позволяют бороться с одной из самых тяжелых болезней нашего века – пассивностью восприятия. Первоочередным является вопрос об активизации творческого потенциала личности. Деятельностный подход в обучении становится наиболее актуальным в образовательном процессе. Современный человек находится сейчас под огромным давлением СМИ и рекламы. Все это подавляет его свободу, навязывает чуждое мировосприятие. Многие сейчас вообще и не живут в реальности, людей поглощает виртуальное пространство, порабощая их свободную волю, обезличивая. Мы же, развивая в детях творческий потенциал, должны противостоять этому устрашающему глобальному процессу. Но, к сожалению, не всегда справляемся с этой важной задачей. Как часто во время урока мы торопимся, у нас нет времени остановиться, дать ребенку самому увидеть, услышать, почувствовать. А останавливаться надо, иногда просто помолчать, выдержать паузу, прислушаться к себе. Важно не давать своим ученикам готовых схем и решений. Пусть это займет больше времени, но ребята сами сформулируют тему, правило, сделают выводы.

Технология обучения в сотрудничестве. Опыт совместной деятельности необходим нашим детям, так часто замкнутым на себе, не умеющим и не желающим слушать, понимать, сочувствовать. Развитие личности должно не обособлять ее от других, а, наоборот, сближать со всеми. Чрезвычайный индивидуализм нашего времени, потребительское отношение к окружающим мешает ребенку открыться людям и миру, наладить отношения со сверстниками и старшими. Потому различные коллективные творческие дела, работа в парах, в группах – это неотъемлемая часть урока. Коллективно придуманные сказки, стихотворения, рисунки, коллажи, сценки – результат увлекательного творческого процесса, интересного и пятиклашкам, и выпускникам.

Деятельностный подход, эвристический диалог, обучение в сотрудничестве являются основой такой образовательной технологии как мастерская. Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской реализуется идея диалога во всех его аспектах. Происходит обмен знаниями, мнениями, творческим находками между участниками мастерской, между опытом каждого участника и ученого, художника, явлением культуры в целом, и, быть может, самое важное – диалог с самим собой. Мастерская – это не только технология, это новая философия, новая система отношений, приобщение ее участников к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Мастер как бы отстраняется от процесса, он не дает никаких оценок, ничего не комментирует, не отвечает на вопросы. Каждое новое задание ведет ученика вперед, но это движение свободно, никому ничего не навязывается. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Технология мастерских позволяет воплотить принцип целостности, пробуждая в ребенке и интеллектуальную, и эмоциональную сферу. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:

  1. проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи; а творческий процесс мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
  2. проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских большинство проблем выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Принципы и правила ведения мастерской:

  • ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской
  • право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине
  • безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника создают условия творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией
  • ограничение участия, практической деятельности мастера на всех этапах мастерской
  • значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях
  • диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собою, с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентаций и др.

Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала – в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса.

По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов выделяются:

  • мастерские творческого письма
  • мастерские построения знаний
  • мастерские по самопознанию
  • мастерские отношений и ценностных ориентаций

Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской. Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, активизируют работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.

Мастерская – это не только педагогическая технология, это философия, лежащая в основе деятельности учителя. И пусть не каждое занятие удается провести по достаточно строгому и сложному алгоритму, но основные принципы мастерской могут быть реализованы в рамках любого урока.

Авторы технологии педагогических мастерских

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Педагогические мастерские - это форма организации учеб­но-воспитательного процесса, которая создает творческую ат­мосферу, психологический комфорт, способствует росту лично­сти учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:

Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.

Методы активного обучения и развития личности:

а) отношение учителя к ученику как к себе равному;

в) плюрализм мнений, уважительное отношение к позиции каждого.

Структура педагогической мастерской

1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

Типы мастерских:

мастерские творческого письма;

мастерские построения знаний;

мастерские по самопознанию;

мастерские отношений и ценностных ориентации и т.д.

Описание порядка использования технологии педагогических мастерских в практической и профессиональной деятельности

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.

Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.

Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.

Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как "вместилище красоты и смысла" (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

Один из главных принципов работы в мастерских - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.

Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. "Не навреди"-общий ограничительный принцип медика и педагога.

Технология педагогических мастерских

Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности учащихся. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и неумеющему ученику.

Мастер:

Структура традиционного урока

Структура педагогической мастерской ценностной ориентации и творческого письма

-введение в тему, побуждение, создание эмоционального настроя

II. САМОКОНСТРУКЦИЯ И СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

-индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…

-построение этих элементов группой,

-сверка с научным источником.

III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

-новые понятия и способы действий;

- основные и второстепенные проблемы, самостоятельная работа

открытия, новое видение предмета.

(формирование умений и навыков)

-типы самостоятельных работ;

IV. ПОСТРОЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МАСТЕРСКОЙ

  • промежуточная рефлексия;
  • осознание, построение нового знания.

- типы самостоятельных работ

-осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения

-социализация (обнародование, представление знаний)

Итак, мастерская – это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру.

Примеры индукторов:

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:

2. Метод сравнения версий. Ученики сравнивали собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими формулировками великих ученых. Сравнение происходило после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начиналось с актуализации уже имеющихся у них представлений и их словесного оформления. После того, как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагался художественный текст, где использовалось данное слово. Учащиеся заново формулировали определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционировало данное слово. Затем мастер предлагал разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки оставались в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним "Я". Последовательность действий: ученик получал задание: записать к предложенному слову или словам список слов-ассоциаций. Далее, учитель помогал учащимся дать определение исходному слову-понятию, используя полученный поток ассоциаций. Например: запишите в два столбика 6 – 8 ассоциаций к слову гроза, выберите из них ключевое для вас слово; соедините два любых слова из обоих столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру.

8. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: нарисуйте счастье; дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту и т.д.

9. Прием "чтение с пометками". На уроках чтения учащиеся учились читать изучаемый текст с карандашом в руках, по ходу чтения делая на полях пометки: "+" - согласен; "-" - не согласен; "?" - есть вопросы, непонятно; "!" - это интересно; "?!" - надо подумать и т.д. Этот метод предполагает "живой" диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы.

10. Прием "Толстый" и "тонкий" вопрос. Направлен на формирование у учеников умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Технология: а) учащимся предлагалось составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения; б) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них "толстые" (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и "тонкие" (вопросы, требующие однозначного ответа "да" - "нет" или простого привлечения фактов); в) каждая группа представляла свой набор "толстых" вопросов всему классу. Таким образом, формировалась мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).

Приёмы рефлексии

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Рефлексия бывает:

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Рефлексия деятельности

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

Феномен технологии педагогических мастерских — это под­ход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодей­ствия с миром, людьми. Мастерская выступает как сово­купность пространств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно- творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает соб­ственные знания, формирует ценности, культуру.

Главным условием мастерской является свободное само­выражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее.

Ценность новой технологии состоит в наличии разных то­чек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, со­здании собственного продукта творчества.

создает атмосферу открытости, доброжелательности, со­

включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к

работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;

не торопится отвечать на вопросы;

необходимую информацию подает малыми дозами, обна­ружив потребность в ней у ребят;..

исключает официальное оценивание работы ученика (не

продумывает чередование индивидуальной и коллектив­туры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важен не столько результат, сколько сам процесс, в кото­ром реализуются законы проблемного обучения.

Один из главных принципов мастерской — принцип выбо­ра вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы.

Сравнительная характеристика структур традиционного урока и педагогической мастерской

Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.

Представьте, что вас попросили разработать правила поведения в школе. Объясните, почему другие ученики должны выполнять эти правила?

    – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

4. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

5. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

6. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

7. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

8. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

9. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Используя различные приёмы проведения этапа рефлексии на уроках в начальной школе можно увидеть:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

Критерии оценки результативности технологии педагогических мастерских:

овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности;

развитие способности к рефлексии;

сформированность коммуникативной культуры, когнитивных, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемое методическое пособие представляет собой теоретический материал по данной технологии, востребованной в период перехода на 12 – летнее образование, а также опыт работы учителей гимназии №2 в данном направлении.

Теория. Опыт. Проблемы.

Учебно – методическое пособие

г. Рудный 2008год

Предлагаемое методическое пособие представляет собой теоретический материал по данной технологии, востребованной в период перехода на 12 – летнее образование, а также опыт работы учителей гимназии №2 в данном направлении.

Как организовать деятельность учащихся при решении любых задач? Ответы на эти и другие серьёзные вопросы можно будет найти в данном методическом пособии.

Пособие предназначено для учителей начальных классов.

Пояснительная записка

В современных условиях меняется и роль учителя. Учитель должен быть не транслятором знаний, а организатором, руководителем и соучастником ученого процесса, построенного как диалог учащихся с познаваемой действительностью. А это возможно через использование в первую очередь инновационных технологий, востребованных при 12 – летнем образовании. К этим технологиям относится и технология педагогических мастерских.

Гриценко Галины Васильевны

Алексеевой Валентины Фёдоровны

Баган Галины Николаевны

Нагноеко Оксаны Юрьевны

Гопанович Ольги Степановны

Кищенко Натальи Евгеньевны

Кривопаленко Марины Георгиевны

Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои собственные способности, думает, изобретает, создаёт, творит, самореализуется. Это не просто новая технология, но и новая философия образования.

«Я не согласен принять никакой истины

Педагогические мастерские как инновационная технология

Ведущие идеи этой оригинальной педагогической системы можно кратко представить в виде следующих основных положений:

Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

Интенсивные методы обучения и развития. Для методов, используемых ЖФЭН, характерны:

отношение учителя к ученику как к себе равному,

Новый тип педагога.

Каждый участник группы и группа в целом могут быть сильны в определённой области, более результативны при решении определённой проблемы: в формулировании учебной задачи, нахождении пути её решения, применении в ходе решения конкретного учебного действия, формулировании вывода, обобщении результата деятельности, рациональном использовании и организации учебного пространства. Опираясь на сильные стороны группы, мастер акцентирует на её достижениях общее внимание, не забывая, по возможности, каждого ученика. Таким ообразом, не учитель находит и указывает путь к познанию истины, а сам субъект (класс). Могут быть верные и неверные шаги, быстрые и медленные, широкие и частые. Задача мастера состоит в том, чтобы ни один шаг не остался без внимания, это шаг выбравшего. Основу работы составляют алгоритмы.

Миссия учителя – мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, оказании помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Принципы построения педагогических мастерских:

Равенство всех, включая мастера. (Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.)

Ненасильственное привлечение всех к процессу деятельности (создание личностной мотивации).

Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важен не результат, а сам процесс, в котором реализуются законы

Принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления

материала. Без выбора нет свободы.

Не произвол, а диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой – необходимая основа педагогических мастерских.

8716461296591265986127.jpg

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесстворческий продуктосознание его закономерностейсоотнесение полученного с достижениями культурыкоррекция своей деятельностиновый продукт и т. д.

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.

Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях мастерской:

  1. Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания,
  2. Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Педагогическая мастерская как форма, метод и тех­нология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских эпистемологов — последователей теории познания Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.

Принципы и правила ведения мастерской

Для облегчения понимания процесса организации и ведения мастерской необходимо пояснить некоторые термины и понятия, которыми мы будем в дальнейшем пользоваться.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс В мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция (см. Алгоритм) выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. Рефлексия),

Петербургские педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:

— целей и способов деятельности;

— временной продолжительности процесса.

По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми. Главное различие заключается в том, что мастерские для взрослых подчинены законам андрогогики — науки об обучении взрослых, и, следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.

В случае необходимости в мастерскую для взрослых включается игровой элемент: например, предлагается представить себя в роли школьника, родителя, директора и т. п.

— мастерские творческого письма;

— мастерские построения знаний;

— мастерские по самопознанию;

— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.

Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.

Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.

Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму.

Первый этап

Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап

  1. Обращение к новой информациии ее обработка.
  2. Корректировкатворческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа.
  3. Социализация.
  4. Общая рефлексияи выходна новую систему проблем.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное голодание. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до работы со словарем — могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.

По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

Закончим теоретические выкладки словами поэта:

Я скажу это начерно, шёпотом,

Потому что еще не пора:

Постигается потом и опытом

Безотчетного неба игра.

О. Э. Мандельштам

Инна Алексеевна Мухина (1930 – 2014), заслуженный учитель РФ, – известный в Ленинграде учитель словесности, а с 1969 года - методист кабинет литературы Института усовершенствования учителей, затем заведующая Центром педагогического опыта, Центра педагогических технологий, доцент кафедры педагогики социального творчества в Университете педагогического мастерства Санкт-Петербурга.

Пользуясь тем, что статья известна, многие публиковали и продолжают публиковать её без всякого разрешения моей мамы, Инны Алексеевны Мухиной, а часто и без ссылок.

Предоставляю Гильдии словесников официальное право публикации для распространения идей, которые были дороги Инне Алексеевне. Не хотелось бы потерять их.

Читайте также: