Источниковедение как наука кратко

Обновлено: 03.07.2024

Источниковедение (нем. Quellenkunde, англ. source study) – гуманитарная дисциплина, объект которой – исторические источники, т. е. вся совокупность произведений человека / продуктов культуры – эмпирическая реальность исторического мира, а предмет – изучение исторического источника как культурного феномена и на этой основе поиск, извлечение, оценка и использование в науке и иных социальных практиках информации о человеке и обществе в их исторической составляющей.

Источниковедение вырастало из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Научное историческое источниковедение прошло сложный путь становления и развития в качестве дисциплины исторической науки. На каждом из этапов этого пути прирастали функции источниковедения, усложнялись его задачи и, главное, менялись статус и место источниковедения в системе научного исторического знания.

В течение XX в. источниковедение приобретает статус научной дисциплины. Современное состояние источниковедения определяется трансформацией нововременной науки, отличавшейся строгим дисциплинарным делением, в новый тип знания, преимущественно гуманитарного и синтетического характера. В новой социокультурной и теоретико-познавательной ситуации, сложившейся главным образом в последней трети XX – начале XXI в., источниковедение выступает как интегрирующее начало гуманитаристики, поскольку его предмет – исторический источник, понимаемый как культурный феномен, как продукт творчества человека и социума в широком смысле, – выступает одновременно как объект исследования других гуманитарных и социальных наук. Современное источниковедение принципиально полидисциплинарно, оно обращается ко всей совокупности произведений культуры с целью понимания Другого (человека, социума, культуры), расширения на этой основе опыта собственной культуры, обогащения мировосприятия.

Выступая как интегрирующее начало гуманитарного знания, предоставляя универсальный метод обращения к произведениям человека / продуктам культуры для любых гуманитарных и социальных наук, источниковедение в то же время сохраняет связи со вспомогательными историческими дисциплинами, становление и развитие которых было обусловлено необходимостью специального изучения отдельных аспектов исторических источников (например, палеография исследует внешние признаки памятников письменности, историческая хронология – содержащиеся в них датировки, метрология – упоминаемые меры) или особых групп исторических источников (сфрагистика изучает печати, геральдика – гербы, фалеристика – знаки отличия, награды, вексиллология – знамена) с целью установления подлинности, датировки, определения авторства исторических источников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КНИГИ

Глава 3. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КНИГИ 3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Источниковедение — термин, обозначающий совокупность знаний об исторических источниках и их изучении. При этом под "историческим источником" понимается буквально все, что может

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Источниковедение — термин, обозначающий совокупность знаний об исторических источниках и их изучении. При этом под "историческим источником" понимается буквально все, что может свидетельствовать о свершившихся фактах,

Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185]

Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185] «Никакая наука не может существовать без тщательно разработанной методики. И, возможно, дальнейший прогресс источниковедения будет зависеть, прежде всего, от совершенствования приемов анализа

Зачем человеку источниковедение

Глава 2 Источниковедение в неклассической модели науки

Глава 2 Источниковедение в неклассической модели науки На рубеже XIX–XX вв. обособляется в самостоятельное направление теория источниковедения, что обусловлено методологическими поисками, связанными, с одной стороны, с кризисом позитивизма (сохранившего во многом

3.2 Источниковедение в СССР

3.2 Источниковедение в СССР Обновление проблематики исторической науки в новых социально-политических условиях стимулировало появление на рубеже 1920–1930?х годов нескольких работ по методам изучения истории, в которых выраженная идеологизация сочеталась

Глава 3 Компаративное источниковедение: апробация метода

Глава 3 Компаративное источниковедение: апробация метода 3.1. Россия и Западная Европа в новое время как объекты сравнительно-исторического исследования Как отмечалось в первом главе данной части, начальный этап сравнительно-исторического исследования предполагает

Источниковедение историографии

Источниковедение историографии Беленький И. Л. Русская история в XIX – начале XX в.: трансформация историографических представлений в советскую и постсоветскую эпохи // Россия XX столетия в исторической науке: взгляды, концепции, ценностные подходы: сборник. – М.: ИНИОН,


Предмет источниковедения — исторический источник и методы его поиска и изучения.

Научно-познавательный статус в системе исторических дисциплин: источниковедение создает научно-познавательные предпосылки для развития основных исторических наук и для проведения конкретно-исторического исследования.

Строение источниковедения:

— история и историография источниковедения,

— Общее (теоретическое) источниковедение: - сущность исторического источника,

— место и роль источниковедческого исследования в конкретно-историческом исследовании,

— классификация исторических источников,

— этапы и методы источниковедческого исследования.

— Специальное (прикладное) источниковедение: - источники по истории отдельных исторических эпох,

— источники по истории отдельных стран,

— источники по истории отдельных археологических культур,

— отдельные виды и группы источников,

— отдельные конкретные источники.

История и историография источниковедения

Общее (теоретическое) источниковедение

Общее источниковедение изучает сущность и научно-познавательную роль исторических источников, их классификацию, общие этапы и методы их изучения.

Исторический источник — это материальный объект являющийся носителем исторической информации.

Научно-познавательная роль исторического источника: исторический источник является носителем исторической информации, извлечение которой в ходе конкретно-исторического исследования является одной из необходимых предпосылок научного исторического исследования.

Классификация исторических источников: по характеру информации и носителю: - вещественные,

— видео и аудио источники,

по первичности - первичные источники (первоисточники),

— вторичные и более опосредованного происхождения источники.

Первоисточники представляют наибольшую ценность для исторического исследования, поскольку содержат наименее искаженную историческую информацию.

Этапы источниковедческого исследования

Источниковедческое исследование исторического источника состоит из двух частей:

источниковедческая эвристика и источниковедческий анализ.

Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников, изучение возможностей доступа к нему и наличие вариантов источников: - определяет тип возможного источника,

— определяет существование источника,

— определяет место хранения источника,

— определяет условия доступа к источнику,

— выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.

Источниковедческий анализ: внешняя критика источника: - определение сохранности источника,

— определение подлинности источника,

— определение первичности источника,

— определение авторства источника,

— определение места и времени создания источника,

— определение цели создания источника,

— изучение истории источника,

внутренняя критика источника: — определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,

— сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,

— определение историко-информационного потенциала (полноты и новизны исторической информации) источника,

— определение значимости содержащейся исторической информации,

— выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.

Методы источниковедческого исследования:

Прикладное источниковедение

Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования строится по следующей схеме:

1) введение, в котором обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография (степень изученности данной темы в литературе), формулируются задачи исследования;

2) характеристика источника, в котором проводится изучение вопросов происхождения (когда и где создавался источник) и авторства источников, дается характеристика исторических условий возникновения источника, автора (создателя) источника, истории текста, истории публикаций источника;

3) анализ содержания источника — полнота сведений источника и их достоверность;

4) заключение, в котором дается оценка значения источника и практические рекомендации по его использованию.

Источниковедение. Теория и практика. Краткий курс лекций.

Цель данного краткого курса лекций дать представление о базовых понятиях и категориях современного отечественного источниковедения; рассказать, как они появлялись, развивались, совершенствуются и стараниями каких исследователей. Показать студентам, пишущим курсовые и дипломные работы, зачем надо знать теорию источника и как эти знания применять на практике. И желательно сделать это в доступной форме, способствующей легкому усвоению материала.

Лекции предназначены для студентов заочной формы обучения.

Уральский государственный университет

Фофанова Л.А., 2009

Содержание

Лекция 1. Источниковедение как наука

Лекция 2. Исторический источник и его роль в научном исследовании

Лекция 4. Проблема информации источников

Лекция 5. Классификация исторических источников

Лекция 6. Массовые исторические источники

Лекция 7. Метод источниковедения

Лекция 1. Источниковедение как наука

Источниковедение это специальная отрасль исторических знаний, которая разрабатывает теорию и практику изучения и использования источников. Данная дисциплина входит в систему исторических, и в целом гуманитарных наук. Она помогает исследователям, в том числе и студентам, пишущим курсовые и дипломные работы, приобретать и расширять навыки выявления источников и применения их информации для освещения своих исторических, архивных, документоведческих и иных проблем. Не будет преувеличением сказать, что источниковедение это учение об источнике, которое имеет принципиальное значение для гуманитарного знания в целом.

Действительно, без источников не может состояться никакое сколько-нибудь серьезное научное исследование. Поскольку основой, а во многом и итогом изучения любой выбранной исследователем, в том числе и студентом, темы является умение искать, обобщать и интерпретировать информацию. Последняя же изначально и прежде всего содержится именно в источниках. Источниковедение как раз и старается разобраться в том, что такое источник, каковы особенности его информации и как правильно работать с нею, а именно извлекать, проверять, оценивать.

У каждой науки есть свой объект и предмет исследования. Объект исследования представляет собою ту сторону действительности, на изучение которой направлена данная наука. Можно сказать, что это явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет исследования — это те аспекты и свойства проблемы, рассматривая которые, мы познаем объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Исходя из сказанного, объектом источниковедения являются разнообразные исторические источники. Кстати, само название говорит о том, что данная научная дисциплина источниками ведает. Причем, некоторые видные ученые считают, что, прежде всего, это комплекс письменных материалов. Предмет, то есть коренные вопросы данной науки, на наш взгляд, можно обозначить как выяснение природы и сущности источников, а также закономерностей и особенностей отражения в них реальности.

Нет нужды долго доказывать, что прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, тесной, органической связи. И обращение современности к опыту прошлого, в том числе преследует цель извлечь из него уроки, полезные для настоящего и будущего.

В частности, к современным письменным источникам ( а есть еще и вещественные, устные, лингвистические, этнологические и другие) относятся разные законы, акты гражданского состояния, статистика, делопроизводство, публицистика, воспоминания и т.д. Это продукты жизни и деятельности общества, без которых оно не может жить и функционировать как социальный организм.

То есть, источники разных времен и исторических эпохи возникают в процессе каждодневной жизни людей и являются ее естественной необходимостью и неотъемлемой частью, что собственно и делает их источниками, носителями первичной информации.

Соответственно, один и тот же носитель информации, будь то вещь, письменный текст, фотография и прочее, может изучаться в качестве источника представителями разных гуманитарных наук, включая историков, филологов, лингвистов, юристов, искусствоведов и т.д. И это происходит именно потому, что объекты, называемые исследователями источниками, не для них созданы, а являются суть порождениями самой жизни и деятельности человека.

Один из главных вопросов источниковедения, исторической науки и гуманитарного знания в целом это само понятие источника. Невозможно изучать источник, оценивать его фактический материал, от обобщения и истолкования которого во многом зависят уровень и итоги любого научного труда, включая курсовые и дипломные работы, без понимания сути этого явления.

Что такое источник, в том числе исторический, каковы его особенности, характеристики, свойства. Вопрос не такой простой. Существуют разные подходы и точки зрения. В зависимости от них исследователи – историки, архивисты, документоведы и другие склоняются к тем или иным приемам изучения информации. Спорят о состоятельности и научности тех или иных взглядов и предложений.

Соответственно и на развитие источниковедения влияли самые разные политико-социальные обстоятельства, от которых зависели уровень свободы и открытости, качество научных дискуссий, плодотворность работы ученых и многое другое. И все-таки как мировое, так и отечественное источниковедение со времени своего формирования и до сегодняшнего дня претерпели грандиозные и зачастую позитивные изменения.

Естественно развивались и менялись сами представления об источнике, появлялись разные определения и трактовки. С учетом опыта предшественников, о котором речь пойдет ниже, в современном отечественном источниковедении сформировались два глобальных и принципиальных подхода к пониманию источника.

В теоретико-методологической литературе их принято называть культурологический и расширительный. Каждый из этих подходов имеет своих сторонников и лидеров, то есть ученых, наиболее адекватно сформулировавших их суть и содержание, а также обосновавших степень их важности и результативности.

Культурологическое толкование источника связывают с именем крупного теоретика, источниковеда Ольги Михайловны Медушевской. На наш взгляд, этот подход в силу своей логики и распространенности занимает лидирующее положение в науке. Пожалуй, сама практика творческой работы историков и вообще гуманитариев, судя по их научной продукции, свидетельствует о том, что такой взгляд на источники разделяет существенная часть исследователей. В чем же суть и логика этого подхода?

Гуманитарные науки, будь то история, источниковедение, архивоведение, документоведение, филология, политология и многие другие, освещают жизнь человека и общества в разных проявлениях и преломлениях. И, пожалуй, трудно спорить с тем, что логичнее и сподручнее изучать все эти события, явления, процессы по материальным остаткам деятельности людей.

Таким образом, в русле культурологического подхода источник рассматривается как объект культуры, продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором он жил, чувствовал, мыслил, действовал.

Расширительный подход сформулирован и представлен в научной литературе известным историком и источниковедом Сигурт Оттовичем Шмидтом. Само название свидетельствует о том, что это понимание исторического источника шире культурологического, выходит за его рамки. Важно отметить, что расширительный подход не противоречит культурологическому и не отрицает его. Действительно, странно было бы оспаривать тот факт, что к источникам следует относить вещественные, письменные и иные результаты человеческой жизни, несущие информацию о развитии общества.

Вместе с тем С.О.Шмидт считает, что не только они содержат информацию, полезную для историка. По его мнению, источники помимо продуктов целенаправленной деятельности людей это еще и природные явления, и биопсихические свойства самих людей, которые во многом предопределяют и объясняют как индивидуальную, так и коллективную, социальную жизнь человека.

К природным явлениям в данном случае можно отнести климат, существенно влияющий на развитие любого общества, геомагнитные поля, особенности почв, лежащие в основе формирования специфики и характера земледелия, разного рода природные катаклизмы и т.д.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что природная среда, в которой живет и действует человек, во многом предопределяет путь и социальные перспективы развития любой страны. И уж точно это можно сказать об особенностях массового менталитета, индивидуальной и коллективной психике людей того или иного общества, картине общественных настроений. К тому же именно в этих сферах зачастую содержится глубинный, объяснительный критерий целого ряда общественных явлений и процессов.

И все-таки расширительный подход к пониманию источника, при всем своем праве на существование и наличии большого числа сторонников, пока нередко воспринимается как экзотический и трудно применимый в рамках исторической науки. Его оппоненты считают, что такая трактовка размывает некие традиционные, устойчивые грани истории. И историк начинает выходить в сопредельные науки, выступая в роли психолога, социолога, биолога и т.д., без достаточных на то оснований и проверенного, надежного инструментария.

На наш взгляд, это весьма интересный, спорный, открытый вопрос. Каждый исследователь решает для себя, какой точки зрения ему придерживаться и почему. Самое же очевидное и позитивное, что наличие разных трактовок и подходов, включая культурологический и расширительный, способствуют развитию теории и практики источниковедения и истории, а также в целом обогащают гуманитарное знание.

Источниковедение изучает не просто исторические источники, но и систему отношений, которую можно обозначить в виде триады: автор источника – источник – историк. Эта триада воплощает в себе тот феномен, при котором возникают важные, общечеловеческие связи, когда исследователь с помощью источника общается с его автором, возможно человеком другой страны, другой эпохи, иного сознания. И здесь, как замечают современные специалисты вслед за крупнейшим ученым конца XIX – начала XX века Александром Сергеевичем Лаппо-Данилевским, крайне важен принцип признания чужой одушевленности.

Историку необходимо осознать и почувствовать, что за текстом источника, будь то закон, воспоминание или делопроизводственный документ, стоит реальный человек, с его особыми взглядами, мировосприятием, индивидуальностью, интеллектом, настроениями и страстями. На этом построено очень многое в изучении источника.

Отражение реальности в источниках всегда происходит в зависимости от интересов людей, их создававших. Причем, это могут быть политические, экономические, национальные, религиозные, личностные и прочие интересы и настроения. Важно учитывать и то, что человек, автор, создавая источник, всегда выражает в нем себя и современное себе общество.

Поэтому источники могут быть правильно поняты и истолкованы историками только тогда, когда сами будут рассматриваться как определенные исторические явления, возникшие в конкретной общественной обстановке и несущие не себе печать своего времени. Любой источник является продуктом определенных социальных условий. И исследователю приходится выяснять, что они собой представляли или представляют и как влияли или влияют на информацию изучаемого объекта, которую он использует в своих научных целях.

Источниковедение это междисциплинарная область науки. Специально занимаясь источником, оно способствует крайне важному для современного гуманитарного знания восстановлению целостного, системного подхода к изучению человека и общества. Естественное развитие разных наук было невозможно без процессов дифференциации, то есть разделения целого (а в данном случае речь идет об обществе, его жизни и деятельности) на части для более углубленного их рассмотрения.

Однако серьезные исследователи давно обратили внимание на то, что дифференциация без интеграции, то есть объединения в целое каких-либо изучаемых частей, приводит к довольно негативным последствиям в любой науке. Неизбежно утрачивается взгляд на человека и общество, коими как раз и занимаются гуманитарные дисциплины, как на единый организм, сложную, многосоставную систему. Это приводит к неверному, упрощенному, поверхностному освещению исследуемых проблем. Не зря видные ученые, такие как О.М.Медушевская, С.О.Шмидт и другие, считают, что преодоление устойчивого разделения разных аспектов изучения человека – одна из самых важных и трудных проблем современной науки об обществе.

Источниковедение же запускает и активизирует интеграционные процессы, поскольку системность, междисциплинарность заложена в самой природе источника. В источниках, как продуктах реальной действительности, присутствует естественная взаимосвязь разных начал в природе человека и общества, жизнь человека запечатлена здесь органичное целое. Другое дело научиться работать с этим сложным социальным организмом, не разрушая и не расчленяя его. Источниковедение как раз и ищет пути и подходы этого умения.

В то же время надо отметить, что одна из важнейших функций документа, помимо всех других, это функция источника. Кстати, и архивные документы могут служить и служат источником исторической информации. Недаром методические пособия по написанию курсовых и дипломных работ рекомендуют студентам в списке источников и литературы подразделять источники на опубликованные и неопубликованные, т.е. хранящиеся в архивах. Кстати, и к последним тоже применяются методы источниковедения.

Наблюдаются тесные контакты источниковедения и с вспомогательными историческими дисциплинами, некоторые из них называют специальными. Сегодня насчитывается около 60 этих дисциплин. В частности, самые классические и знаменитые из них – это нумизматика, палеография, сфрагистика, геральдика, историческая география, хронология, метрология и ряж других. Они также занимаются разными группами, частями или свойствами источников.

Вообще, взаимосвязи источниковедения с другими дисциплинами идут по линии изучения тех видов источников, которые нуждаются в использовании еще и смежных наук. В частности, с правовыми науками – при изучении законодательства, с литературоведением – при изучении литературных памятников как источников и т.д. Таким образом, разные науки применяют свои способы исследования к единому объекту – источнику, взаимодействуя и обогащая, друг друга, а также историческое и в целом гуманитарное знание.

В отличие от вспомогательных дисциплин, сконцентрированных на разных группах источников, источниковедение занимается не только отдельно взятым источником, но их комплексами и всей массой исторических источников во всей полноте заключенной в них информации. Образно говоря, работает как на микро, так и на макро уровнях. Причем, рассматривает источники как продукты общественного развития, что, кстати, берут на вооружение представители других наук. Поэтому у данной дисциплины гораздо более широкие задачи, чем у любой из вспомогательных научных дисциплин.

Причем, эти две группы задач тесно взаимосвязаны, поскольку важны, существенны и, в конечном счете, востребованы исследователями только те теоретические положения, которые можно применить к изучению конкретных источников. То есть теория здесь проверяется практикой, а практика не может успешно воплощаться без удачных, адекватных, соответствующих естественным реалиям источников, теорий.

Источниковедение (нем. Quellenkunde, англ. source study) – гуманитарная дисциплина, объект которой – исторические источники, т. е. вся совокупность произведений человека / продуктов культуры – эмпирическая реальность исторического мира, а предмет – изучение исторического источника как культурного феномена и на этой основе поиск, извлечение, оценка и использование в науке и иных социальных практиках информации о человеке и обществе в их исторической составляющей.

Источниковедение вырастало из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Научное историческое источниковедение прошло сложный путь становления и развития в качестве дисциплины исторической науки. На каждом из этапов этого пути прирастали функции источниковедения, усложнялись его задачи и, главное, менялись статус и место источниковедения в системе научного исторического знания.

В течение XX в. источниковедение приобретает статус научной дисциплины. Современное состояние источниковедения определяется трансформацией нововременной науки, отличавшейся строгим дисциплинарным делением, в новый тип знания, преимущественно гуманитарного и синтетического характера. В новой социокультурной и теоретико-познавательной ситуации, сложившейся главным образом в последней трети XX – начале XXI в., источниковедение выступает как интегрирующее начало гуманитаристики, поскольку его предмет – исторический источник, понимаемый как культурный феномен, как продукт творчества человека и социума в широком смысле, – выступает одновременно как объект исследования других гуманитарных и социальных наук. Современное источниковедение принципиально полидисциплинарно, оно обращается ко всей совокупности произведений культуры с целью понимания Другого (человека, социума, культуры), расширения на этой основе опыта собственной культуры, обогащения мировосприятия.

Выступая как интегрирующее начало гуманитарного знания, предоставляя универсальный метод обращения к произведениям человека / продуктам культуры для любых гуманитарных и социальных наук, источниковедение в то же время сохраняет связи со вспомогательными историческими дисциплинами, становление и развитие которых было обусловлено необходимостью специального изучения отдельных аспектов исторических источников (например, палеография исследует внешние признаки памятников письменности, историческая хронология – содержащиеся в них датировки, метрология – упоминаемые меры) или особых групп исторических источников (сфрагистика изучает печати, геральдика – гербы, фалеристика – знаки отличия, награды, вексиллология – знамена) с целью установления подлинности, датировки, определения авторства исторических источников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КНИГИ

Глава 3. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КНИГИ 3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Источниковедение — термин, обозначающий совокупность знаний об исторических источниках и их изучении. При этом под "историческим источником" понимается буквально все, что может

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Источниковедение — термин, обозначающий совокупность знаний об исторических источниках и их изучении. При этом под "историческим источником" понимается буквально все, что может свидетельствовать о свершившихся фактах,

Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185]

Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185] «Никакая наука не может существовать без тщательно разработанной методики. И, возможно, дальнейший прогресс источниковедения будет зависеть, прежде всего, от совершенствования приемов анализа

Зачем человеку источниковедение

Глава 2 Источниковедение в неклассической модели науки

Глава 2 Источниковедение в неклассической модели науки На рубеже XIX–XX вв. обособляется в самостоятельное направление теория источниковедения, что обусловлено методологическими поисками, связанными, с одной стороны, с кризисом позитивизма (сохранившего во многом

3.2 Источниковедение в СССР

3.2 Источниковедение в СССР Обновление проблематики исторической науки в новых социально-политических условиях стимулировало появление на рубеже 1920–1930?х годов нескольких работ по методам изучения истории, в которых выраженная идеологизация сочеталась

Глава 3 Компаративное источниковедение: апробация метода

Глава 3 Компаративное источниковедение: апробация метода 3.1. Россия и Западная Европа в новое время как объекты сравнительно-исторического исследования Как отмечалось в первом главе данной части, начальный этап сравнительно-исторического исследования предполагает

Источниковедение историографии

Источниковедение историографии Беленький И. Л. Русская история в XIX – начале XX в.: трансформация историографических представлений в советскую и постсоветскую эпохи // Россия XX столетия в исторической науке: взгляды, концепции, ценностные подходы: сборник. – М.: ИНИОН,

Читайте также: