Какие есть профили в школе в беларуси

Обновлено: 01.07.2024

В связи с возвращением в белорусские СШ с 1.09.2013 г. профильных классов и, соответственно, возникающими вопросами, публикуем ответы на них Управления общего среднего образования Министерства образования, размещенные сайте этого ведомства .

Какое количество учебных предметов можно выбрать ученику 10 класса средней школы для изучения на повышенном уровне?

Предметы будут сгруппированы по направлениям - физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое.

На повышенном уровне в рамках учебного расписания могут изучаться только два учебных предмета соответствующего направления: физико-математического, химико-биологического, обществоведческого, филологического.

Далее по желанию учащихся и их законных представителей за счет часов, выделяемых для проведения факультативных занятий можно продолжить изучение на повышенном уровне как ранее выбранных учебных предметов, так и других учебных предметов из перечня типового учебного плана.

При организации образовательного процесса с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне по второй модели, какое количество учащихся может быть в группе?

Учитывая тот факт, что изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне осуществляется за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий, то и количество учащихся в группе должно быть таким же, как и количество учащихся на факультативных занятиях.

В соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, наполняемость группы при проведении факультативных занятий в учреждениях, расположенных сельской местности, составляет не менее 3 учащихся, в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа, не менее 5 учащихся.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут принять решение о формировании групп учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне по второй модели, с меньшей наполняемостью.

При организации образовательного процесса по первой модели наполняемость класса должна составлять не менее 24 учащихся в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа.

Каким образом будут использоваться дополнительные учебные часы?

В примерном тематическом планировании по каждому учебному предмету будет установлено, какое количество учебных часов будет увеличено на изучение теоретического материала, решение задач, обобщение и систематизацию изученного материала и другое. Данное тематическое планирование станет одной из составных частей инструктивно-методического письма об особенностях организации образовательного процесса по учебному предмету в 2013/2014 учебном году.

При организации образовательного процесса по второй модели, каким образом можно составить расписание учебных занятий?

При составлении расписания учебных занятий заместителю директора по основной деятельности придется предусмотреть возможность изучения всем классом учебных предметов на базовом уровне и возможность одновременно разойтись по группам при изучении отдельных предметов на повышенном уровне.

Какую учебную литературу можно использовать при организации образовательного процесса как по первой, так и по второй модели?

Перечень учебников, учебных пособий, которые используются при организации образовательного процесса как в средней школе, так и в гимназии, ежегодно публикуется в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. В то же время, в каждом инструктивно-методическом письме к началу 2013/2014 учебного года будет дан перечень основной учебной литературы и дополнительной, в том числе перечень учебно-методических комплексов факультативных занятий, которые включают учебную программу, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогических работников. Учитель сможет самостоятельно подобрать необходимый материал к проведению учебного занятия по соответствующему учебному предмету на повышенном уровне. Отдельно учебная литература по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, издаваться не будет.

В каждой ли школе возможно открытие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, если для этого есть условия?

Учредитель учреждения образования совместно с руководителем средней школы будут определять средние школы, в которых образовательный процесс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне будет организован в X , а затем в XI классах с учетом всех составляющих, а именно: какие учреждения образования расположены рядом, какой кадровый потенциал, материально-техническая база учреждения образования и конечно же, заинтересованность учащихся и их законных представителей в данной образовательной услуге. При этом, для каждой средней школы следует определить направления для изучения на повышенном уровне соответствующих учебных предметов. Возможно, что будут и средние школы, в которых все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне, а на факультативных занятиях будет осуществляться реализация индивидуальных интересов, склонностей и способностей учащихся.

Будет ли какой-то отбор среди учащихся в класс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне?

В текущем году Национальным институтом образования ведется разработка научно-методического обеспечения проведения итоговой аттестации учащихся за период обучения на II ступени общего среднего образования в целях обеспечения конкурентоспособности общего базового образования. По ее результатам и будет определяться механизм приема в X класс.

Можно ли будет переходить в другие школы, где появится изучение понравившийся отдельных учебных предметов на повышенном уровне?

Учащийся для продолжения обучения имеют право выбора любого учреждения образования.

Как будут сдавать выпускные экзамены учащиеся, обучающиеся в классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне?

Так как учебные предметы могут изучаться на разных уровнях, то и задания для выпускных экзаменов в XI классе по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, будут отличаться от заданий для выпускных экзаменов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне.

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, начиная с 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) с целью ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

В 2020/2021 учебном году профильное обучение организовано в X классах и продолжается в XI классах для тех учащихся, которые обучались в профильных классах в 2019/2020 учебном году.

Профильному обучению на III ступени общего среднего образования предшествует допрофильная подготовка учащихся.

Согласно пункту 43 Положения об учреждении общего среднего образования, зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

При организации профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

В учреждениях общего среднего образования могут функционировать профильные классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных), спортивно-педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

В указанных классах учащиеся изучают отдельные учебные предметы на повышенном уровне (далее – профильные учебные предметы) и дополнительно осваивают содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий:

XI профильные классы учреждений общего среднего образования на примере Лидского района

С нового учебного года в 10-11 классах учреждений общего среднего образования вводится профильное обучение. Оно предусматривает изучение предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. При этом изучение учебных предметов на повышенном уровне будет проводиться в режиме пятидневной учебной недели, а изучение факультативных занятий рекомендуется проводить в шестой школьный день.

Кто принимает решение об открытии профильных классов

Решение об открытии профильных классов в конкретном учреждении образования будет принимать его руководитель, согласовывая это решение с учредителем. Профильный класс может быть открыт только при соблюдении комплекса условий. Среди этих требований - наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов. В частности, необходимо иметь оснащенные учебные кабинеты физики, химии, биологии и др., позволяющие в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам.

При принятии решения об организации профильного обучения необходимо разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации. До начала 2015/2016 учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию.

Как будет проходить зачисление

Зачисление учащихся в 10-е профильные классы школ и учебно-педагогических комплексов будет проводиться на конкурсной основе по результатам 9-и классов. При этом отметки по профильным предметам должны быть не ниже 7 баллов, а средний балл свидетельства об общем базовом образовании - не ниже 6. Пойти учиться в 10-й профильный класс можно в любом учреждении образования при наличии свободных мест.

Победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам будут зачисляться в профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам.

Что касается лицеев, то прием в 10-й класс будет проводиться по конкурсу на основе вступительных испытаний. Те ребята, которые получили общее базовое образование в гимназиях, по желанию могут продолжить образование в 10 классе без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

Кроме того, всем учащимся предоставлена возможность изучать все учебные предметы на базовом уровне.

Какими могут быть профильные классы

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.

Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы.

При реализации этой модели возможны два варианта. Первый - один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех, а другие учебные предметы - разные для разных учащихся.

Второй вариант - в одном 10 классе сформировано несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение).

Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

Как будет разрабатываться учебный план

Министерство образования предлагает осуществлять разработку учебного плана учреждения общего среднего образования по следующему алгоритму. Учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы (гимназии, лицея), в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях. Учащиеся определяют два учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения администрации учреждения образования.

На основе этой информации и с учетом возможностей учреждения образования будет определяться количество направлений, по которым учащиеся желают обучаться. Это может быть всего несколько конкретных направлений (например, физико-математическое и химико-биологическое; химико-биологическое и гуманитарное) или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне. Исходя из этих данных и формируются профильные группы учащихся.

Для чего нужны педагогические классы

В учреждениях общего среднего образования могут открываться классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей. Педагогические классы формируются по тем же правилам, что и обычный профильный класс.

Ребята, которые проходят обучение в педагогических классах, будут изучать на повышенном уровне те предметы, учителем которого они планируют стать в будущем. Кроме того, они должны обязательно освоить программу факультативного занятия "Введение в педагогическую профессию. X-XI класс".

Сегодня рассматривается возможность особого порядка приема в вузы на педспециальности для тех ребят, кто окончил педагогические классы.



Система образования Республики Беларусь находится в постоянном совершенствовании. С распада СССР школьное образование перешло сначала на 11-ти, затем 12-ти летнее. В 2009 году Министерство образования решило вновь вернуться к одиннадцатилетнему образованию в школе. С 2002 года в Беларуси введена 10-ти бальная система оценки знаний на всех уровнях образовательной системы. Правительство уделяет особое внимание социальному, идеологическому воспитанию подрастающего поколения, развитию его интеллектуального уровня.

Школьное образование в Беларуси

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 – 4 классы);
  • общее базовое образование (5 – 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.


Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.


В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.


Дежурство по столовой

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.


Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

Читайте также: