Для чего нужны родительские собрания в школе

Обновлено: 03.07.2024

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Статистика показывает, что количество мам и пап, присутствующих на школьных родительских собраниях, максимальное в первом классе, постепенно уменьшается к пятому и резко сокращается в 6-10 классах. В 11 классе – опять скачок вверх.

Почему родители учащихся старших классов не ходят на родительские собрания? Этот вопрос возникает практически во всех школах.

Во-первых, кто сказал, что троечник и лентяй – плохой человек?

Во-вторых, вспомните, что интересовало Вас в этом возрасте. Неужели учебники и домашние задания?

В-третьих,: ребенок больше всего нуждается в любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает!

Поэтому именно в подростковом возрасте необходимо взаимопонимание между ребенком и родителями, а также доброжелательный, но постоянный контроль за успеваемостью в школе, за проведением досуга. Однако типичный страх родителей в общении со школьными педагогами способен свести на нет все усилия школы.

Посещение родительских собраний – прекрасный способ быть в курсе всех событий, познакомиться с учителями, посмотреть им в глаза, понять их систему работы с учениками, уяснить свою роль в процессе обучения или разрешения проблемы, если она есть. Достижение взаимопонимания – главная задача, которую решают педагогический коллектив и родительская общественность на собраниях.

Для установления взаимопонимания школа организует работу с родителями, реализуя несколько целей:

  1. Просветительская цель заключается в том, чтобы научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с их детьми.
  2. Консультативная цель – это совместный психолого-педагогический поиск эффективных методов воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  3. Коммуникативная цель – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности подобной работы являются:

  1. • сформированное родительское понимание сильных и слабых сторон их детей;
  2. • уважительное отношение к собственному ребенку как к личности.

Подготовка родительского собрания. С чего начать?

разбивается на несколько этапов.

1 этап. Выбор цели проведения собрания, тематика и формы проведения.

Цели могут быть у собрания разные, о них говорилось ранее,

- способствовать повышению педагогической культуры родителей

- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания,

В зависимости от тематики и целей родительского собрания могут быть выбраны различные виды и формы его проведения.

Следующим шагом было придумать как его провести. Но мне кажется эта самая небольшая проблема, которая может возникнуть при подготовке мероприятия, Сейчас есть интернет, литература, коллеги и сааме главное поле фантазии самого учителя.

2 Этап Следующий этап подготовки – это приглашение родителей и оповещение преподавателей, участие которых запланировано на собрании. Приглашение должно содержать план собрания и список выносимых на него вопросов.

В процессе подготовки собрания прорабатываются организационные вопросы: где будут раздеваться родители, кто их встретит на входе в школу, оборудование места проведения.

Учитель должен продумать и свой внешний вид: собрание - это не просто встреча с родителями, для учителя это еще и отчет о проделанной работе перед главными ее заказчиками. А, как известно первое впечатление о человеке создается по его внешнему виду.

На мой взгляд, этот этап самый сложный, потому что уговорить родителей участвовать оказалось не таким простым занятием. Пришлось приложить максимум усилий мне и Кравцовой Светлане Дмитриевне, для того, чтобы на нашем поединке участвовало 3 семьи.

Для себя я ввела кВ практику, приглашать на родительские собрания лично каждого, позвонив по телефону, или при личной встрече.

3 этап. Проведение мероприятия. (ФОТО)

4 этап Рефлексия. Понравилось, не понравилось можно спросить сразу же после проведения у родителей. Если присутствуют гости: администрация, коллеги, у них тоже можно спросить впечатления, совета, какие были ошибки, взгляд со стороны.

Обычно в учебном году школа организует 4-5 родительских собраний. Посещаемость родительских собраний в начальной школе довольно высока, но к средней школе родителей на собрания приходит все меньше и меньше. С чем это связано?

Пора отказаться от родительских собраний?

Может, пора отказаться от родительских собраний и организовать взаимодействие с родителями иначе?

По мнению школы, родительские собрания являются частью взаимодействия с семьей, это часть воспитательного процесса. Было бы полезным, если бы на родительские собрания приходили специалисты, например, психологи, которые выдавали бы порцию полезного теоретического материала о конфликтах, особенностях определенного возраста.

Но на деле всю эту информацию можно найти в интернете, и если психолог действительно хочет донести что-то до родителей, он может на своей странице на сайте школы предложить родителям ссылки на наиболее интересные статьи. Каждая школа сейчас работает с электронными дневниками, поэтому нет необходимости информировать родителей об уровне успеваемости их ребенка, демонстрировать журнал.

Общение с учителем

Во время собраний, а если быть точным, после собрания, к учителю выстраивается очередь из родителей, которые хотели бы обсудить именно своего ребенка. Но у каждого учителя есть часы консультаций, когда родители по договоренности могут прийти для диалога с учителем- предметником, во многих школах организуются дни открытых дверей, когда также можно пообщаться с педагогами, ну, а если ребенок вызывает опасения по какой-либо причине у самого педагога, то чаще всего родителей вызовут в школу для беседы.

Анкетирование родителей

Школа может сказать, что в начале года необходимо собрать анкетные данные о ребенке и семье, заполнить неимоверное количество бумаг и согласий. А удобнее это сделать на родительском собрании. Да, но в то же время из-за того, что собрание назначается не всегда в удобное для родителей время, на подобные встречи приходят бабушки/сестры/тети, которые забирают все бумаги домой для того, чтобы их заполнили законные представители ребенка, а возвращения этих уже заполненных бумаг классный руководитель обычно ждет еще около недели.

Важные сведения о ребенке

Часто сами родители хотят сообщить о ребенке какие-то важные сведения учителю, чтобы процесс обучения стал более эффективным. Но в таком случае редко кто из родителей будет ждать родительского собрания, чтобы пообщаться на эту тему с учителем.

Насущных проблем класса

Родительские собрания организуются для обсуждения насущных проблем класса. Но, как показывает практика, обсуждение острых проблем переходит очень часто в повышение тона и накалу обстановки, вместо сплочения родительского коллектива — ругань и ссоры. А надо ли тогда собираться, если в любом случае в настоящее время все классные проблемы или вопросы, которые необходимо обсудить, решаются в общих чатах класса?

В интернете ходит много шуток о том, как после родительского собрания родители выходят из кабинета с пустым кошельком. А раз так, неужели именно ради этого мы собираемся по вечерам 4 раза в год?

Информирование родителей

Многие классные руководители, особенно в начальной школе, организуют совместные мероприятия с родителями: когда родители проводят мастер-классы для ребят класса или дети показывают спектакли, где у каждого ученика есть своя роль. Для таких мероприятий, которые несомненно дарят всем участникам множество позитивных впечатлений, совершенно не обязательно устраивать родительские собрания. Достаточно информировать родителей через электронный дневник или группу в ВК.

Так какой же становится цель родительских собраний? Нужны ли они школе? А родителям?

Зачем нужны родительские собрания

В школах не обсуждается вопрос, зачем нужны родительские собрания. Обычно у ребенка в дневнике появляется запись, сделанная педагогом, с приглашением на встречу. И сколько же тяжелых вздохов сопровождает чтение таких приглашений! Никого эта запись не радует.

И никто не удивляется таким радикальным отцовским отказам от исполнения данного вида родительских обязанностей, ведь в глубине души практически каждый мечтает тоже взять – и перестать посещать эти собрания, которые часто просто бессмысленная трата времени. И так думают не только родители, такое мнение иногда встречается и среди представителей педагогического сообщества.

Классный руководитель напряжен потому, что сейчас ему придется выдерживать родительские наезды по поводу всего сразу: и школа не хороша, и педагоги учить не умеют, и цены в школьном буфете высоки, и вообще система образования деградирует. И за все в ответе – он один. И как отвечать – не ясно.

Ничуть не лучше: сидеть и слушать про чужих детей, какие они хорошие и прекрасные. Или не очень хорошие, неумные и ленивые – тем более, информация о других детях никому не интересна.

Отдельная причина для напряжения мам и пап – ожидание, что сейчас начнутся набившие оскомину жалобы учителей на свою горькую долю: зарплата мизерная, нагрузка огромная, работа нервная, горы отчетности перед контролирующими органами. Конечно, все это правда, и педагоги заслуживают сочувствия, только вот не получается сочувствовать. Свои школьные годы плюс учеба детей выжали из души все способности к жалости и сочувствию по отношению к преподавательским кадрам.

Ну и чадо тоже сидит дома напряженное: расскажет классная или не расскажет про вызывающее поведение, драку или пропуск уроков на прошлой неделе? И в каком настроении придет мама из школы? Может, сделать вид, что спишь уже? Или вообще – заболеть?

Напрягаются и учителя-предметники, которые не успели сбежать после работы домой. Им, приглашенным на собрание, приходится опять стоять у доски и оправдываться перед коллективом родителей всего класса, почему они ставят детям двойки, а учить их не умеют.

Учителям докладывать об успехах класса совсем не радостно. Не менее тяжко родителям внимать им в течение двух часов, а иногда и больше, если предметники явятся чуть ли не полным составом.

Учителя математики – это уже тяжелая артиллерия. Как правило, очень эмоциональные преподаватели. Поэтому сразу: дети – невменяемые, уровень знаний – нулевой, экзамены сдать – не выйдет. Родители должны каждый вечер проверять всё ДЗ. И задачи с уравнениями в тетради, и знание теории устно. Обязательно пусть дети расскажут вам все формулы, теоремы, определения – слово в слово, как в учебнике.

Какие уж тут вопросы, если у детей почти всего класса репетиторы по математике? Не спросишь ведь учителя, почему репетитор может объяснить ребенку его предмет, а он не может? Ведь предложить ему сменить профессию – это грубость и бестактность. Интеллигентные и вежливые люди так не поступают.

После двух примадонн могут выступить историк и биолог, учителя химии и физики, географ и англичанка, которые разными словами скажут одно и то же: надо больше внимания уделять их предметам, делать ДЗ, готовиться к контрольным. Ничего нового не будет.

Покорно выслушав всех докладчиков, родители в подавленном состоянии возвращаются домой, размышляя о том, какой же предмет самый важный, с чего именно прямо сейчас начинать проверку домашних заданий.

И какой вывод делает мама после всех выслушанных речей? Что мы узнали нового?

Итак, очевидно, на собрание ходили зря, впустую потрачено 2,5 часа.

Почему так происходит?

В нашем обществе давно произошел раскол, не менее драматичный, чем в свое время церковный. Мы трагически разделились на две неравные части: учителей и родителей. Причем, у каждого педагога в голове автоматически устанавливается некий тумблер-переключатель, который не позволяет учителю думать как отцу, а матери – как педагогу. В каждом преподавателе эти две личности живут самостоятельно, не смешиваются и не взаимодействуют.

И все же несправедливо будет – заливать всю картину черной краской, есть учителя, которые стремятся к человечности в школе, на собраниях в частности. Педагоги, которые ждут родителей своих учеников, чтобы поделиться и наболевшим, и радостным. Признаваться в ошибках (да учителя тоже иногда ошибаются), устраивать совместные мозговые штурмы, решая общие проблемы, обсуждать то, что всем интересно и важно. Когда получится вести такой открытый диалог, а не зачитывать пофамильный перечень отметок, тогда и родители устремятся на собрание в школу с огромным интересом, с горящими глазами, даже те, кто их терпеть не мог.

Читайте также: