Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия кратко

Обновлено: 06.07.2024

Глава 1. Предпосылки философии в Древней Индии Глава 2. Предпосылки философии в Древнем Китае Глава 3. Становление философии в Древней Греции Глава 4. Философия Древнего Рима Глава 5. Средневековая философия Глава 6. Философия Нового времени Глава 7. Философия XIX века Глава 8. Философия XX века Глава 9. Русская философия

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Некоторые из основных проблем нашей жизни: откуда человек приходит в мир, в чем смысл его существования, что с ним будет после смерти и т. п. — вечны. Они издавна ставились различными народами. Очевидно, что невозможно по-настоящему глубоко оценить новое,* не уяснив его истоков, и это определяет интерес к древним культурам, порой так непохожим на нашу собственную.

Открытие Индии. — М., 1987. — С. 456.

19

Реинкарнация и карма

Каждая культура имеет свою глубинную черту, которая сообщает ей уникальность и является самым ценным из того, что вносится ею в мировую цивилизацию. Чтобы понять какую-либо культуру, надо принять за основу изучения то, чем она наиболее отличается от нашей. Для индийской культуры — это концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) — как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь. В свою очередь, развитие концепции перевоплощения предопределило то, что проблема жизни и смерти стала главной проблемой древнеиндийской философии. Налицо взаимовлияние между преимущественно духовно-мистической направленностью индийского национального характера и формированием концепции перевоплощения.

Понятие карма — ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Учение о карме — это учение о естественной нравственной причинности, которое распространяется сейчас все шире. Английский философ Г. Спенсер считал, что этика станет подлинной наукой, когда можно будет вывести общие правила жизни из ясно определенной причины и открыть не-

1 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 456.

2 Цит. по: Весть: Книга советско-индийской дружбы / сост. Н.Скаддина. — М.; Дели, 1987. — С. 48.

20

избежные естественные соотношения между поступками человека и их последствиями. Хотя индийцы не создали этики в современном научном смысле, но они были убеждены в существовании естественной этической причинности. Существует опыт (йогов и не только их), подтверждающий естественную причинность (воспоминания о предыдущих рождениях и т.п.), но нет общеобязательности полученных эмпирических результатов (их не может проверить каждый). Тут открывается поле для научных исследований.

Быть может, естественную этическую причинность можно будет когда-нибудь научно обосновать, но для этого понадобится иная наука по своему соотношению с нравственностью, хотя столь же строгая, как физика и математика.

В соответствии с законом кармы, что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный, космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство Индии — наличие каст, наследственный характер которых имеет, по-видимому, расовую основу (арийцы не хотели смешиваться с дравидами и другими туземными племенами после их завоевания).

Природные условия, история и национальный характер придали определенную направленность индийской культуре, создавшую целостный оригинальный архетип. Он образовался из нескольких основных понятий, и прежде всего — понятия перевоплощения и тесно связанного с ним представления о карме.

Единое и майя

1 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 456.

21

Добро И ЗЛО

Добро и зло — это свойства майи, но для слияния с Единым человек должен обладать определенным набором нравственных качеств: отрешенность от суеты, стремление к истине, воздержание, незлобивость, непричинение вреда живому и т. д. Особенно следу-

1 Мокшадхарма. —Ашхабад, 1983. — С. 167.

2 Открытие Индии. — М, 1987. — С. 58.

3 Радхакришнан С. Индийская философия. — М, 2008. — С. 27.

22

1 Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 2008. — С. 136.

3 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 47.

4 Законы Ману. — М, I960. — С. 125.

5 Открытие Индии. — С. 63.

6 Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 2008. — С. 129.

23

Веды и Упанишады

В каждом человеке есть индивидуальная душа — атман,— которая соотносится с Единым, как капля воды с океаном; как воздух, запечатанный в сосуде, с воздухом вокруг него. Приобщение к Единому идет через молитвы, ритуалы жертвоприношений, изучение Вед и т.д. Идеальная жизнь, по Ведам, предполагает: жертвенные церемонии, гостеприимство, милосердие, любовь к людям, защиту живого.

1 Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 2008. — С. 129.

2 Ригведа. — М., 1972. — VII 58.

3 Древнеиндийская философия / сост. В. В. Бродов. — М., 1963. — С. 98.

24

Интерес Упанишад к Единому объясняется тем, что человек смертен, и .единственный способ мыслить его вечность — в том, чтобы представить его как часть, а еще лучше как тождество с Единым. Это и стало основной целью индийской философии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает ещё и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии — это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Философия произошла от желания ничего не делать. В народе говорят - Пи.. дить, не камушки ворочать. Точнее не скажешь!

Философия-это любовь к мудрости. Произошла от любви человека мыслить о значении мира. От Истории скорее всего.

лучшая филосфия - та, что опирается на практику жизни - почитайте книги, конгрессы Рона Хаббарда. Все на практике жизни можно проверить, все работает, что у него написано. Опирался на труды философов, буддизм, что-то отвергал, что не подтверждалось в жизни.

филосовия это больше разносторонность мышления а не отросль культуры и произошла при начале человеческого равития сознания.


Оглавление

  • Введение
  • Возникновение философии, ее понятие и основные функции
  • Философия как мировоззренческое знание
  • Основной вопрос философии: бытие и сознание
  • Мифология как начальная форма мировоззрения
  • Философия Древнего Востока

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Возникновение философии, ее понятие и основные функции

Возникновение философии и становление ее предмета

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Основные функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Целью данного реферата является понять, чем отличается философское мировоззрение от других мировоззрений.
В соответствии с целью ставились следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по предмету философия.
2. Выявить истоки, причины и пути возникновения философии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I
1. Понятие философии………………………………………………….5
2. Возникновение философии………………………………………….7
ГЛАВА II
1. Происхождение философии – ее истоки…………………………..11
ГЛАВА III
1. Генезис античного философского мировоззрения……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

Каким образом развертывается философствование?

У философии свой особый подход к предмету. Он отличается от житейски-практического и научного подхода к миру.

Философ задается вопросом: Что такое бытие? Что значит быть? А это значит, что он ставит под сомнение общепринятое и традиционное поведение человека, ставит под сомнение правомерность повседневного подхода к вещам.

Такое сомнение возможно тогда, когда в общественной жизни и в сознании людей возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений. Тогда и появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Это различие рождается вместе с философией.

В связи с этим философия с самого начала выступает как критика традиционных ценностей и норм нравственности. Но философ, критикуя, полностью не порывает с нормами и традициями, к которым принадлежит сам. Он ставит все это под сомнение, чтобы докопаться до истинных корней. В этом и состоит смысл его вопроса: Что такое бытие? Что значит – быть? А, ухватившись, за эти корни, ответив на главный свой вопрос, и начиная развертывать решение других вопросов, философ опять-таки опирается на традиционные представления. Какие-то из традиционных жизненных ориентиров он поддерживает, углубляет и обосновывает, другие изменяет,

третьи отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но все это, тем не менее, разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.

Какая же общественная ситуация способствует появлению философии?

Расцвет философии обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение.

Например, возникновение античной философии приходится на тот период, когда прежние традиционно-мифологические представления неспособны удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии, прежде всего мифологии Гомера, обвиняя ее в логической непоследовательности и безнравственности.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, которое привело к расширению связей и контактов с другими народами, открытию грекам незнакомых обычаев, нравов и верований. Это наводило на мысль об условности их собственных социальных и политических установлений, вело к кризису традиционного уклада.

Философия предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель. Тем самым власть отца в семье ставилась под вопрос. Функции отца и учителя разделились. С VII по IV век дл н. э. наблюдается жестокая схватка между родом и духом, а они прежде выступали как нечто единое.

В этих трагедиях сталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, а с другой стороны, государство, все граждане которого составляют правовое и политическое целое.

Таким образом, философия возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, философия выступает как критика традиций, с другой стороны, пытается найти фундамент, чтобы возвести на нем новый тип культуры.

2.1 ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ

К философским раздумьям люди приходят разными путями. Чтобы представить путь становления философии, необходимо обратиться к ее первым шагам, к истокам философского мышления.

Известно, что в своем происхождении философия связана с мифологией, религией и наукой. Мифология и религия исторически и генетически предшествуют философии. На возникновение философии повлияли также любовь к истине и мудрости, а также раздумья философов.

Если уподобить философию древу, то материалом для построения духовного древа философии послужила предшествующая ей по времени мифология. Она стала основой для становления философии как отрасли духовной культуры.

Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная для всех сограждан форма, в которое вкладывалось новое, рациональное содержание.

Мифы – это древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

В мифах люди пытались ответить на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении явлений природы, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождению мира, много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.

Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных и поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры. Человеческие черты переносились на окружающий мир. Космос и другие природные силы олицетворялись и одушевлялись. Вместе с тем в мифологических образах заключалась, и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого представления мира как целого.

В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия позже.

Как система мифология состоит из двух уровней: образного уровня и более глубокого – смыслового. Последний по мере эволюции логического мышления становился все более важным. В определенное время глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов. Произошла осознанная замена образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии, это начало философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи, а затем к науке психологии.

Таким образом, предпосылкой становления философии стало введение отвлеченных сущностей, а окончательное утверждение философии произошло, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, которые формируются в мозгу человека и выступают в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия.

Близким к мифологическому мировоззрению, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение.

Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его

ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание и отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела, поступки и помыслы человека оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Поиск высших целей и смыслов характерен для обеих форм сознания. Однако есть различия. Религия являет собой массовое сознание. Философия – это сознание теоретическое. Религия считает истины веры выше истин разума и не требует доказательства и разумного обоснования своих положений. Философия всегда основана на работе мысли.

Таким образом, в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Это отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Любовь к мудрости

Мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, использовать. Это стремление, поиск, который требует напряжение ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый человек должен пройти сам, приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков.

Само понятие мудрости несло в себе не будничный, а возвышенный смысл. Мудрость противопоставлялась обыденному разумению и рассудительности. Она значилась как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира. Развитие философской мысли означало не только «отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок

Читайте также: