В чем выражался сословный характер образования в россии 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XVIII веке образование уходит из епархии церкви и переходит под юрисдикцию государства. Последствия этого довольно спорные, в том числе для школьников. Например, ученикам московской школы математических и навигационных наук за побег из школы грозила смертная казнь.

Радикальная европеизация России при Петре I (время царствования: 1689–1725) повлекла за собой перестройку педагогических традиций. Образование теперь было не при церкви, им заведовало государство. Начала работу светская школа, которая должна была обеспечивать государство образованными слугами: военными, чиновниками, учителями. Изменения коснулись и духовного воспитания. Открылись начальные архиерейские школы и духовные семинарии.

К середине XVIII века сложилась сословная система образования. Для каждого сословия было открыто свое учебное заведение со своей программой.

В 1698 году открылась артиллерийская школа Преображенского полка для детей служащих солдат и матросов. В программу обучения входили грамота, счет и артиллерийское дело. С 1721 года, указом Петра I, было велено открыть школу при каждом полку.

В 1714 году Петр I издает указ об открытии цифирных школ. Они же государственные начальные школы, доступные большинству населения. В них обучались дети с 10 до 15 лет. Чаще всего выпускники этих школ шли на государственную службу.

В 1730–1755 годах открываются образовательные заведения для дворян и Смольный институт благородных девиц. В Москве и Петербурге открываются первые общеобразовательные гимназии. Это время, когда закладываются основы общественного образования, что впоследствии приведет к открытию Михаилом Ломоносовым Московского университета (об этом наш следующий текст).

В 1755–1782 годах в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

В 1782–1786 годах была создана государственная система народного образования. Екатерина II решила взять австрийское образование за образец. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. Создавались училища двух типов: главные с четырьмя классами в губерниях, малые двухклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

Но учителей катастрофически не хватало. Тогда были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В России XVIII века качество образования наконец-то заметно выросло и стало приобретать структуру.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

И. Никитин "Портрет Петра I"

Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Но некоторые историки отмечают, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением преобразований XVII века (В.О. Ключевский), а другие, наоборот, указывали на революционный характер петровских реформ (С. Соловьев).

Начальное и профессиональное образование

Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия.

Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы.

Таким образом, развитие светского образования началось в России в эпоху царствования Петра I. Сначала это были профессиональные школы: аптекарская, типографская, морская, строительная и др. В этих школах помимо профессиональных предметов ученики изучали родной язык, иностранный язык, арифметику, политику, философию и др. общеобразовательные предметы. По преимуществу школы создавались для дворянских детей, но сословный порядок часто нарушался. У молодого царя были амбициозные планы: он мечтал о выходе России к морям, в том числе к незамерзающим. Но чтобы достичь этой цели, нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр создал две военные школы: Бомбардирскую (школу артиллеристов) и Преображенскую (школу пехотинцев).

Школа математических и навигационных наук

Школа математических и навигацких наук (Сухарева башня)

Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня)

Она была создана в Москве в 1701 году и располагалась в Сухаревой башне.

Директор школы — профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать.

В школе учились до 500 человек. Возраст учащихся: 12 — 20 лет. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы — штраф. За побег из школы — смертная казнь.

Л.Ф. Магницкий

В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На их базе была организована Морская академия, а Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии. В Морской академии изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

По образцу Школы математических и навигационных наук в 1707 году при военном госпитале в Москве была создана Химическая школа, а в 1712 году еще две школы: Артиллерийская и Инженерная.

Гимназии в XVIII веке

Гимназия Эрнста Глюка

Здание гимназии Э. Глюка

После 18 часов для младших учеников учебный день заканчивался, а остальные занимались арифметикой, риторикой, философией или готовили домашнее задание.

Петр I на инспекции в гимназии

В 1710 г. в гимназии обучалось 75 человек. Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский, Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин).

Глюк руководил гимназией до своей смерти в 1705 г. После него гимназия постепенно стала утрачивать свой общеобразовательный характер. Всего она просуществовала 14 лет и выпустила 250 учеников, которые в основном состояли на государственной службе: переводчиками, послами и др. служащими.

Первая Академическая гимназия (Санкт-Петербург)

Академическая гимназия

В 1726 г. была основана Академическая гимназия. Первым ее инспектором был Готлиб Байер. Но деятельность этой гимназии сопровождалась трудностями, в основном не хватало преподавателей, которые могли бы вести обучение на русском языке. Несмотря на то, что в гимназию принимали, кроме дворянского, детей среднего сословия и даже солдатских, платили стипендию, — в 1737 году в гимназии обучалось только 18 детей.

При княгине Е. Дашковой для гимназии был куплен особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. Но, несмотря на все усилия, в 1805 году гимназия была закрыта: не хватало учителей, не был окончательно определен устав учебного учреждения. Отсюда и недостаточно четкая система преподавания.

Университетская гимназия

В 1755 г. при Московском университете была основана гимназия (ее называли Университетской или также Академической). Ее целью была подготовка молодых людей для поступления в университет. Гимназия делилась на два отделения: для разночинцев и для дворян. Каждое отделение делилось на 4 школы, а школы – на классы.

Первая школа (российская): грамматика, стихотворство и красноречие.

Вторая школа (латинская): грамматика, синтаксис латинского языка.

Третья школа (научная): арифметика, геометрия и география, философия. Четвёртая: европейские языки и греческий (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавали в гимназии с основном студенты университета.

В 1758 г. по образцу московской была основана гимназия в Казани, которая существует до настоящего времени.

Кадетский корпус

В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус на основе Школы математических и навигацких наук. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями: адмиралы И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев. 25 октября 1762 года по инициативе генерал-фельдцейхмейстера русской армии П.И.Шувалова в Санкт-Петербурге был образован Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус на основе артиллерийской и инженерной школы.

И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса

И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса

Высшие учебные заведения XVIII века

В данной статье остановимся на истории создания Медико-хирургической академии.

Медико-хирургическая академия

Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения. На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

Петербургская медико-хирургическая академия

Петербургская медико-хирургическая академия

18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения — эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ.

Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.

О выпускниках Академии

И. Олешкевич

И. Олешкевич "Портрет Н.Ф. Арендта"

Н.Ф. Арендт и А.С. Пушкин

Когда 27 января (8 февраля) 1837 г. Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом, Арендт руководил его лечением и навещал раненого по несколько раз в сутки. Лицейский друг Пушкина Данзас писал в своих воспоминаниях: «Приехал Арендт, он также осмотрел рану. Пушкин просил его сказать ему откровенно, в каком он его находит положении, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное свое положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

И. Репин

И. Репин "Портрет В.М. Бехтерева"

Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было основой воспитания человека и преодоление аномалий его поведения.

При приемниках Петра I российское образование развивалось успешно. Появились новые виды высших и специальных учебных заведений, начальных школ: Сухопутный шляхетский корпус, Пажеский корпус для дворян. Институт благородных девиц, Славяно-греко-латинская академия, университет при Петербургской академии наук, Московский университет, начальные школы и народные училища.

Стр. 168, вопросы к документу

1. Определите по тексту, для чего создавался шляхетский корпус.

Шляхетский корпус создавался для обучения военному делу и образования детей дворян.

2. Как отразились в указе особые требования к образованию дворянских (шляхетских) детей?

Особые требования к образованию дворянских (шляхетских) детей: политическое и гражданское обучение.

Стр. 168 Вопросы после параграфа

1. В чем выражался сословный характер образования России XVIII в.?

Сословный характер образования России XVIII в. выражался в создании учебных заведений для каждого сословия, прежде всего для дворянства. Дети крестьян и горожан не учились.

2. Какие новые виды учебных заведений возникли при приемниках Петра I? Какие задачи ставились перед ними?

Новые виды учебных заведений, возникших при приемниках Петра I: Сухопутный шляхетский корпус, Пажеский корпус для дворян. Институт благородных девиц, Славяно-греко-латинская академия, университет при Петербургской академии наук, Московский университет, начальные школы и народные училища. Перед ними ставились задачи подготовки специалистов в разных сферах жизни.

3. Охарактеризуйте место Смольного института в истории российского образования. Как вы думаете, почему и в начале XX века обучение в нем считалось престижным?

Место Смольного института в истории российского образования очень значимо. Воспитанницы Смольного распространяли образование в российском обществе, обучая своих детей. Например, матери некоторых декабристов были воспитанницами Смольного института. В более позднее время в Смольном учились не только девочки-дворянки, но и дочери мещан, а позже здесь было открыто отделение для подготовки педагогов.

В начале XX века обучение в нем считалось престижным потому, что уровень и качество образования здесь были очень высокими.

4. Какое значение имело основание Московского университета? Чем организация обучения в нем отличалась от других европейских университетов?

Основание Московского университета имело большое значение. Организация обучения в нем отличалась от других европейских университетов тем, что лекции читались в нем и на латыни, и на русском языке.

5. Объясните, как в России XVIII века получали образование дети из семей разных сословий. В чем значение появления первых начальных государственных школ?

В России XVIII века получали образование дети из семей разных сословий: купеческие – домашнее образование, дети мещан – в государственных школах и начальных училищах, дети разночинцев могли обучаться в гимназиях и Московском университете. Появление первых начальных государственных школ имело большое значение, так как происходило распространение образования в широкие слои населения.


Урок характеризует развитие системы образования, просвещения и науки в России второй половины XVIII века, выявляет их особенности. Объясняет, что XVIII век стал временем становления российской науки. Рассматривает процесс становления системы народного образования в России при Екатерине II. Подробно останавливается на рассмотрении вклада М. И. Ломоносова в российскую и мировую науку, описывает технические достижения российских изобретателей.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Образование и наука России во второй половине XVIII века"

В эти годы также произошли крупные изменения в российском образовании и науке.

Для того чтобы на равных участвовать в большой европейской политике, развивать собственную экономику, защищать границы и расширять территорию, содействовать просвещению, России, как и другим государствам, была необходима такая система образования, которая могла бы обеспечить нужным количеством специалистов все эти направления.

На протяжении всего 18 века образование в России носило сословный характер. Во второй половине столетия эта тенденция получила ещё большее развитие.

Так как главной опорой самодержавия являлось дворянство и именно дворяне служили чиновниками, офицерами, зачастую были учёными и просветителями, то именно для них стали создаваться особые закрытые учебные заведения.

Кроме того, во второй половине 18 века образование стало привилегией дворян. В учебных заведениях стали обучать не столько наукам, как культуре поведения, танцам, языкам, искусству.

К таким заведениям относились открытый ещё в 1731 году Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус (открыт в 1752году). Пажеский корпус, основанный в 1750 году.

Состоятельные дворяне предпочитали давать своим детям домашнее образование. Для этого из-за границы выписывались частные учителя. Правда, далеко не всегда такой учитель был действительно знаком с науками. Поэтому домашнее образование не всегда приносило положительный результат.

Екатерина ІІ, как истинный просвещённый монарх, хотела изменить систему образования России к лучшему.

Советником в делах образования при императрице стал Иван Иванович Бецкой. Он был видным деятелем русского Просвещения.

В дальнейшем началось создание подобного рода учебных заведений. Ими стали воспитательные дома в Москве и Петербурге. Училища при Академии художеств и при Академии наук. Коммерческое училище в Москве.

Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

Воспитание в таких заведениях рассматривалось с четырёх сторон.

Моральной – удаление ученика от того, что может иметь тень порока.

Обучающей – развитие ума как средства для заработка.

В 18 веке успешно развивалось профессиональное образование России.

Была расширена сеть горнозаводских школ и училищ. Они были открыты почти при каждом крупном предприятии. Такие школы обеспечивали квалифицированными рабочими заводы и мануфактуры.

Развивались госпитальные школы. Из-за постоянных войн России были нужны военные врачи. К концу века эти школы были реорганизованы в более совершенные медико-хирургические училища.

Появились профессиональные художественные училища – Танцевальная школа в Петербурге и Балетная школа в Москве. Сословные школы не могли дать нужного количества образованных людей. Ввиду этого в 1780-е годы в России началась разработка программы народного образования.

Особенностью народных училищ стало использование ими во время обучения таких привычных сегодня приёмов как преподавание каждым учителем своего предмета, классно-урочная система, единое расписание занятий, одинаковые учебные планы и учебники, журнал посещаемости.

Во второй половине 18 века увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 году, при содействии графа Ивана Ивановича Шувалова и Михаила Васильевича Ломоносова, был открыт Московский университет.

В университете было три факультета: юридический, философский, медицинский. Основным языком преподавания был русский.

Это учебное заведение впоследствии стало центром развития отечественной науки и просвещения.

Так же во второй половине 18 века была открыта Императорская Академия художеств (1757 год). Горный институт в Петербурге (1773 год). Медико-хирургическая академия в Петербурге (с 1799 года).

Таким образом, не смотря на достаточно пёстрый состав учебных заведений и их программ обучения, к концу 18 века система образования России приобрела определённую чёткость.

Профессиональное образование давали дворянские закрытые учебные заведения, специальные технические и художественные училища.

Высшее образование можно было получить институтах и университетах (Московском, Горном, в Академии художеств).

В 18 веке, по мере развития российской экономики и общества, увеличивалась потребность в научных знаниях.

С целью изучения обширных российских просторов, в1760 – 80-х годах Академией наук были проведены пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Их итогами стали подробные географические и этнографические, описания исследованных земель. Впоследствии наблюдения учёных были опубликованы в специальных трудах.

Важным достижением академических экспедиций стало плавание к берегам Аляски русского исследователя Григория Ивановича Шелихова. В 1784 году им были основаны первые постоянные русские поселения в Северной Америке. В 1799 году при участии Шелихова была создана Российско-американская компания. Она стала инструментом по освоению и колонизации Русской Америки.

На то время, учитывая размеры России, это было уникальным научным достижением.

Успешно развивалась российская астрономия. Большой вклад в её развитие внёс Леонард Эйлер. К концу века в стране была создана целая сеть из 70 обсерваторий.

Но особое место в истории России 18 века занимает личность Михаила Васильевича Ломоносова. Этот учёный энциклопедист сделал огромный вклад в развитие российской и мировой науки.

В физике – развил молекулярную теорию строения вещества.

В химии – создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.

В астрономии – открыл наличие атмосферы на Венере.

В металлургии – написал практические пособия для мастеров горного дела.

В географии – положил начало русской научной геологии.

В литературе– утвердилосновы для современного русского литературного языка.

В просвещении – содействовал открытию Московского университета.

По указу Екатерины ІІ в 1783 году была образована Российская академия. Её задачей было изучение русского языка и словесности. Основным достижением Академии стало издание первого толкового словаря русского языка.

В18 веке значительными были технические достижения российских изобретателей.

Андрей Нартов построил скорострельную артиллерийскую установку.

Иван Моторин отлил Царь-колокол массой около 200 тонн.

Михаил Ломоносов создал первую действующую модель вертолёта.

Иван Ползунов в 1765 году построил универсальную паровую машину.

Но использование бесплатного труда крепостных делало большинство технических новшеств в России ненужными.

Гораздо проще было увеличить барщину или оброк, чем тратить деньги на непонятные машины. Поэтому конкретного применения большинство изобретений не нашли.

Во второй половине 18 века российская система образования приобрела достаточно чёткий вид.

За вторую половину 18 века в России были основаны учебные заведения нового типа (закрытые дворянские, учебно-воспитательные по проекту Бецкого, народные училища).

В это же время были заложены основы для формирования народной системы образования.

Успехов достигла российская наука. Были совершены открытия и достижения во многих областях естественных и гуманитарных наук.

Проведены масштабные исследования территории России.

Успешно развивалась техника. Но из-за наличия крепостнической системы, многие технические новинки не нашли применения.

Читайте также: