Анализ стихотворения хлебникова кузнечик кратко

Обновлено: 05.07.2024

Велимир Хлебников — один из участников литературной группы кубофутуристов

Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли. Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли. Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополиных тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет. (1919)

Именно они впервые заговорили о надвигающейся экологической катастрофе, а в революционных преобразованиях увидели гибель крестьянской Руси.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • велимир значение псевдонима
  • хлебников око анализ
  • анализ стихотворения велимира хлебникова я и россия
  • велимир хлебников детство ,псевдоним

Цели урока: познакомить учащихся с поэтом В. Хлебниковым; выработать навыки устного и письменного анализа худ. текста; научить выразительно читать текст.

(Звучат звуки леса: пение птиц, жужжание пчёл)

Сегодня на улице морозно и не очень уютно. За окном зима. Но я уверена, что вас греют приятные воспоминания о лете, о солнце. Конечно же, каждый из вас хоть один раз был летом в лесу и, наверняка, видел кузнечика, стрекочущего в траве знойным летним полднем. А, может быть, вы даже наблюдали за ним, присев на корточки. Попытайтесь представить этот знакомый вам образ, увидеть его до мельчайших подробностей, до тончайших деталей (звучит музыка).
II. Работа над распространением предложения. записанного в раздаточном материале (см. задание 1).

  1. Задание. А теперь допишите, пожалуйста, предложение: «Кузнечик, стрекочущий в траве, похож на … «. Посмотрим, у кого получится интереснее (снова звучит музыка).
  2. Предложения читаются вслух.
  3. Оценка учителем.

IV. Диалог учителя и двух учащихся (готовится заранее)

Маша: Н.Г. а я не знаю такого поэта Велимира Хлебникова. Странное у него имя – Велимир.

Вася: Это он сам себе придумал такое имя.

Маша: А разве человек может сам себе придумать имя?

Вася: Да, если это поэт, ведь поэты – это совершенно необычные люди, они живут в мире своих фантазий и пытаются как-то украсить окружающий мир.

Маша: И он решил приукрасить своё имя?

Вася: Да. Его настоящее имя – Виктор. Но Хлебников очень любит все самое необычное, так что поэт очень часто придумывает новые слова.

Маша: Вот это да! Я и не знала, что можно придумать столько новых слов. А как же тогда разгадать смысл стихотворения, если там одни непонятные слова?

Н.Г. А весь секрет заключается в том, что если очень внимательно проанализировать стихотворение, заострив внимание на каждом слове, то можно понять его смысл, несмотря на огромное количество непонятных слов.

Вот мы с вами и попытаемся очень внимательно обследовать, потрогать, понюхать, определить цвет каждого слова стихотворения.

V. Первичное прочтение стихотворения учителем.

Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!

1. Работа по вопросам и заданиям по тексту:

  • Похож ли кузнечик В. Хлебникова на вашего? Если похож, то чем? Если не похож, то чем?
  • Какие слова показались вам необычными?

2. Подробный анализ каждого слова (слова для детей расписаны в столбик на листочке, см. задание 3)

Крылышкуя (работа с корнем “крыл”, слово предполагает быстрые и частые взмахи крыльями, дополнительное действие при основном “лететь”)

Золотописьмо (работа с корнями “золото”, “письмо”, цветовая гамма слова)

Тончайшие жилы (работа со значением суффикса “айш”)

Кузов пуза уложил (работа с метафорой “кузов пуза”, словом “уложил”)

Прибрежных (местонахождение кузнечика около водоема)

Трава (цветовая гамма слова)

Веры (подобрать синонимы: звуки леса, цвета леса)

Пинь, пинь, пинь! (с чем у детей ассоциируется эти звукоподражания? С пением, чтением стихотворения, с танцем кузнечика. )

Тарарахнул ( слово передает шум. работа со звукописью в слове:нагнетание сонорного “Р”,глухих согласных “Т”, “Х”)

Зинзивер (синоним к слову “кузнечик”, работа со звонкими согласными)

О, лебедиво! (работа с корнями “лебедь”, “диво”, дети подбирают синоним к слову)

О, озари! (работа со словами “заря”, цветовая гамма слова, восклицательный знак как показатель восхищения)
VII. Вырабатываем навыки выразительного чтения.

  1. Первичное выразительное прочтение учителем.
  2. Как передать настроение?
  3. Отработка пауз с помощью знаков (стихотворение со знаками: “легкая пауза”, “пауза”, “продолжительная пауза” — должно быть записано на доске).
  4. Дети тренируются читать вслух ( см. задание 2)
  5. Прослушивание чтения учащихся .
  6. Оценка чтения учителем.

VIII. Написание маленького рассказа по стихотворению (мини-рецензия) по заданному началу ( см. задание 4)

  1. Дети пишут на листочках рассказ.
  2. Чтение работ.
  3. Оценка учителем.

IX. Вопросы к классу.

  1. Что вы узнали о поэте В.Хлебникове?
  2. Похож ли кузнечик, которого мы описали в конце урока, на того, которого представили в начале урока? (Нет)
  3. Кто помог нам ярче представить этот образ? (Поэт Хлебников)

Вот так поэт самые обычные предметы превращает в прекрасные образы.

X. Подведение итого урока (похвалить активно работающих учащихся, объявить оценки)

Нарисовать на альбомном листе картину, нарисованную поэтом Хлебниковым и представленную нами, раскрасить, принести на следующий урок.

Раздаточный материал для детей (Приложение)

“Большая синица(Parus major)

— с оливково — зеленой спинкой. желтым брюшком с черной продольной полосой посредине ( у самцов она шире. чем у самок ), черной блестящей головой и белыми щеками. Общая длина птицы 14 см. Как только в воздухе повеет весной. зимние стаи разбиваются на пары. Самцы в это время часто заводят свою нехитрую. но зато звонкую двух — или трехсложную песню”.

Что же это за песня такая. Нахожу в “Определителе птиц фауны СССР” П. П. Второва. Н. Н. Дроздова.

“Голос большой синицы – “пинь — пинь — тарарах” .

Тут уж все сомнения рассеялись. Оставалось найти этот самый голос большой синицы. что было нетрудно. так как он есть в фонотеке “Энциклопедии животных Кирилла и Мефодия”. Вот он – этот “пинь — пинь — пинь-тарарах” :

Не пришлось даже делать никакой коррекции по длительности, так удачно совпали голос чтеца и птицы. Что касается камышовок-сверчков, то пение некоторых из них напоминает стрекотание прямокрылых (недаром их назвали сверчками), но не “пинь — пинь — пинь-тарарах”.

При использовании в Интернете сделайте пожалуйста ссылку на эту страницу.

Велимир Хлебников отличался среди писателей своей оригинальностью. Он очень необычно выражал свои мысли в стихах. Хлебников не сильно обращал внимание на слова, ему больше нравилось, как звучит стихотворение. Велимир Хлебников вставлял в свои произведения неологизмы и смысл должен угадывать по созвучию. Маяковскому очень нравились стихи Хлебникова, прочитав их в первый раз, он пришел в восторг. Не все коллеги Хлебникова понимали радость Маяковского от этих стихотворений. Многие считали Велимира чудаком, который пишет непонятные произведения для читателей. Похвала от Маяковского оставила писателя равнодушным, ведь он считал, что главное уметь выразить свою мысль и донести ее до читателя.

Стихотворение маленькое, но писатель передал все что замыслил. В нем Хлебников пишет о кузнечике, который прыгает по полям и лесам. Кузнечик очень любит лакомиться луговой травой. Он наелся от пуза и теперь почивает на той же мягкой травке. В этом одном предложении Хлебников передал яркую картину. Хлебников с особым трепетом относится к природе и всему живому.

Во второй части стихотворения Хлебников пишет о синичке, которая своим пением озаряет словно солнышко. Ей тоже нравятся всякие лакомства, поэтому Велимир провел между ней и кузнечиком некую параллель. Два совсем разных божьих творения, но в тоже время так похожи между собой. В последней строчке писатель даже восклицает от радости.

Несмотря на то, что Хлебников не всем понятен в своем творчестве, его произведения пользуются успехом. С малых лет Велимир любил природу и с удовольствием ездил со своим папой, который был орнитологом. Будучи взрослым, он даже написал пару статей по орнитологии. Писать Хлебников начал рано, его стихи детства отличаются от произведений уже взрослого писателя. Он никогда не обращал внимания на критику со стороны и занимался любимым делом, продолжая ярко и красочно выражать свои мысли. Через всю свою жизнь писатель пронес свою любовь к природе и выражал это в своем творчестве. По сей день, Велимир Хлебников остается неординарным и оригинальным писателем двадцатого века.

Картинка к стихотворению Кузнечик

Кузнечик Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Люди часто задумываются о счастье, но дать его определение очень трудно. Для каждого человека существуют свои представления о счастливой жизни, которые не подойдут другим. Иногда,

Ф.И. Тютчев был не только выдающимся поэтом, навсегда оставившим свой след в литературе, н и потрясающим философом, тонко чувствующим мир. В его произведениях прослеживается влияние А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. А. Фета.

Сегодня мы живём в эпоху, когда социальные сети и зависимость людей от них всё больше и больше начинают уничтожать любые морально-этические ценности. Мы смотрим клипы Моргенштерна,

Иван Сергеевич Тургенев для своего времени был достаточно интересной и всесторонне развитой личностью. Лирика в написанных им произведениях была самой разнообразной. Его произведения чаще всего открывали и рассматривали

“Кузнечик”. Хлебников воспевает в этом стихотворении зем­ную жизнь, естественные существа, стремится увидеть “величие в малом”, вникает во всевозможные микроэлементы, рассматри­вает их как бы под микроскопом:

Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер “Пинь, пинь, пинь!” тарарахнул зинзивер.

В данном стихотворении поэтом используется эффект “двойного значения”: объяснение значения слова с разных пози­ций. Чтобы понять

созданный поэтом художественный мир, не­обходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска сво­его словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообра­зовании, звукописи. Например, звукоподражание “пинь, пинь, пинь” сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер – маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечиком.

Многим современ­никам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем “алхимиком слова”, не пытаясь понять сложный по­этический мир поэта.

В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков. Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание.

У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы. Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.

Читайте также: