Что такое функциональная грамотность в доу презентация

Обновлено: 30.06.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.

Генеральная конференция ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.

Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам.

Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, идей, технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Подобные изменения затрагивают практически все стороны общественной жизни и в первую очередь систему образования, так как вхождение в постиндустриальное общество породило серьёзную проблему – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Функциональное чтение – чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Приёмы функционального чтения

Приёмы аналитического чтения: выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц

Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П.И. Фролова. – Омск: СибАДИ, 2012. – 196 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально.

Функциональная грамотность является средством раскрытия учебных навыков, умен.

Функциональная грамотность является средством раскрытия учебных навыков, умений старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают базовой основой чтения, письма, математики; основами естественнонаучных представлений, социально-коммуникативной компетентностью и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни. В рамках обновленного образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих социализации будущего школьника, а также стремлению к самостоятельному обучению в дальнейшем.

Задача педагога: -помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир -н.

Задача педагога:
-помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир
-научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

Содержание функциональной грамотности: -грамотность в чтении и письме - вла.

Содержание функциональной грамотности:
-грамотность в чтении и письме - владение навыками речевой активности, способность ребенка понимать и использовать письменные тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности;
-математическая грамотность - способность старшего дошкольника определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт;
-грамотность в естественных науках - способность ребенка осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний;
-грамотность в вопросах здоровья - общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на личных знаниях и опыте.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики рук.

Математическая грамотность. Под математическим развитием дошкольников понимаю.

Математическая грамотность.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, математический и т.д.), связанный с положительными эмоциями и порождающий познавательную активность ребенка. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Методы, приемы, д/игры:- Игровые логические задачи и задания включаются в поз.

Методы, приемы, д/игры:
- Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки.
Логические карты

Перфокарты для развития логического мышления

Перфокарты для развития логического мышления

Естественно-научная грамотность
Методы, приемы, д/игры

Работа над вопросами, устанавливающих причинно – следственные связи. Выде.

Работа над вопросами, устанавливающих
причинно – следственные связи.

Выделяется шесть типов оценочных вопросов:

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного про.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.
Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя: - Рациональ.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

 Грамотность в вопросах здоровья

Грамотность в вопросах здоровья

Поведение ребенка станет социальным, когда его взгляд перестанет фокусировать.

Поведение ребенка станет социальным, когда его взгляд перестанет фокусироваться на себе самом, а обратится на другое – на сверстника в сопереживании, на дело - в сосредоточенности на игре или занятии; на красоту мира, в растворении в музыке, танце, движении, созерцании природы.

Краткое описание документа:

Функциональная грамотность является средством раскрытия учебных навыков, умений старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают базовой основой чтения, письма, математики; основами естественнонаучных представлений, социально-коммуникативной компетентностью и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни.

Итак, 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Хотелось у вас спросить: Что такое функциональная грамотность?

ОТВЕТ: Способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

Что мне нужно поменять в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов.

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. занятия) в группе и на прогулке интегрируя несколько образовательных областей.

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать. / Принять к сведению рекомендации по результатам исследования качества дошкольного образования в РФ, г. Надыме с использованием шкалы ECERS-R.

Итог: Кейс компетентностных заданий (игр, упражнений, сценариев образовательных мероприятий, работающих на формирование естественнонаучной, читательской, математической, информационной, коммуникативной, социально-бытовой, финансовой грамотности

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Читайте также: