Какая должна быть речь педагога в школе

Обновлено: 05.07.2024

Что может быть важнее в педагогике, чем речь учителя? Проявить свой педагогический талант , пробудить в студенте положительные эмоции и сподвигнуть его на новые свершения в изучении предмета можно не только с помощью идеального планирования и интересных заданий, но и с помощью правильной, продуманной, положительной языковой стратегии. Очень важно обладание культурой общения. От того, какой будет речь зависит очень многое. То, как учителя общаются с учениками (и вербально, и не вербально) чрезвычайно важно в процессе преподавания. Учитель способен произвести неизгладимое впечатление на учеников. К сожалению, часто это впечатление оказывается негативным. Вот почему преподавателю, как никому другому, важно следить за тем как он говорит и помнить, что словом можно убить если не человека, то его желание что-либо изучать.

Студенты, которые регулярно испытывают страх, смущение или незащищенность при виде учителя, не учатся хорошо. Обращаясь в своей речи к ученикам, мы должны помнить, что наши цели – культивирование взаимопонимания, уважения и доверия. Вот почему так важно пересмотреть свою собственную речь на предмет её способности ко всему вышеперечисленному. Высокая культура речи поможет более эффективно объяснять и новый материал .

Подводя итог, хочется отметить, что речь – это последнее, на что обращают внимание преподаватели. Они привыкают общаться в определённой манере и не отслеживают показателей мини-агрессии в собственной речи. В поисках ответа на вопрос о том, какой должна быть речь учителя и какими коммуникативным качествами она должна обладать , попробуйте проанализировать свою речь, задав себе следующие вопросы:

Спонсор данного выпуска - сайт tushshop , где вы можете заказать уникальную 4D туш Xpress Control !

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Требования к речи педагога

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.к. она

свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой

речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Основы педагогического общения.

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда

правильной. А речь педагога– основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Что же такое Культура речи? Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это

“ владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами

произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет

овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам)

Среди к требований к речи педагога ДОУ выделяют: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, умение не только говорить, но и слышать ребёнка.

Следует разбираться в особенности своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается

в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как

они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение

звука О в таких словах : молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звукИ и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств

иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр

Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному

использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

4. Необходимо учитывать возрастной и жизненный опыт ребёнка при общении с ним .Чем младше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Предложения должны быть короткими и простыми.

5. Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое

употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое

богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и

употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Требования связаны с действенностью ,эффективностью устного слова. Имеет отношение не только к ребёнку, но и к родителям детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

6. Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой

интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

7. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

8. Выразительность усиливает эффективность выступления, яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства ,воображение детей.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной

выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя.

9. Голос- это главный инструмент общения педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности:

1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым. Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

10. Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).Говорить надо настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи. Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

11. Голос должен быть выразительным ,звучным, энергичным. Привлекать внимание, но не раздражать звать к действию ,но не убаюкивать. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Важнейшим элементом профессионального мастерства учителя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Речь –деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Речь учителя служит не только решению учебных задач. Речевое воспитание ведется непрестанно, так как учителю стремятся подражать ученики. Искусство воспитания прежде всего включает в себя искусство владения словом. Вот почему и сегодня актуальны слова К.Д. Ушинского: “Искусство классного рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо немало потрудиться, чтобы выработать в себе способности вполне педагогического рассказа”. Во многом этот недостаток в деятельности педагога объясняется тем, что вооруженный теоретическими знаниями и основами методик, он не обладает педагогической техникой, важной составной частью которой является речь.

Культура речи –соответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в определенный исторический период.

Для формирования коммуникативных умений необходимо знание сущности языка и речи как средств общения, знание особенностей восприятия звучащей речи, а также знание строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития. Я.А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык учителя, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным и ярким.

Не секрет, что иной хорошо знающий свое дело учитель в школе превращается в скучного ментора, способного усыпить учащихся. Знание основ искусства речи, приемов ораторского мастерства помогает учителю говорить ясно, понятно, образно, воздействовать не только на умы, но и на чувства слушателей.

Подходя с этой точки зрения к педагогической деятельности, следует отметить, что для учителя очень важно уметь облечь свои мысли в надлежащую форму, то есть знать не только то, что он должен сказать, но и то, как он должен выступать перед учащимися. Важно, чтобы учитель говорил своим языком, искал свой стиль речи, свои средства убеждения, свои приемы ораторского искусства.

Речь служит не только одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но и является могучим средством формирования личности. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру “зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей”.

Культура речи, закрепляя навыки развертывания речевого высказывания в соответствии с нормами литературного языка, одновременно формирует у педагога умение отбирать и использовать те языковые средства, которые необходимы ему для достижения цели в каждой конкретной ситуации.

В понятие культуры речи прежде всего входит ее лексическая культура, которая определяется богатством словаря. Известно, что если человек владеет достаточным запасом слов, его речь будет правильной, точной. Поэтому богатый словарный запас – это первый, неотъемлемый признак высокой культуры речи и языка вообще.

Однако богатство языка определяется не только количеством слов, но и полисемией –наличием различных, но в какой-то мере связанных смыслов и значений одного и того же слова. Полисемия дает возможность выражать разнообразные мысли и чувства. Поэтому следует быть очень внимательным к словам и выбирать самые нужные и подходящие, чтобы достичь точности – второго важнейшего признака культуры речи. Нужно постоянно заботиться о том, чтобы каждое слово употреблялось в свойственном ему значении, так как лишь точная речь может быть убедительной и действенной.

Значение умения пользоваться всеми богатствами речи в работе учителя очень велико. Ученики надолго запоминают не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, образные сравнения, которыми сопровождалась его речь. В памяти надолго остаются голос учителя, особенности его речи, манера обращаться к ученикам, задавать вопросы и отвечать на них. Речь опытного учителя вызывает доверие. К сожалению, столь же надолго может запомниться и другое – безапелляционность, назидательность, громкий неприятный голос, авторитарная требовательность, жесткость тона оценок и замечаний. Как же научиться пользоваться выразительностью речи и избегать возможных ошибок?

Речь учителя рассматривается как важный элемент педагогического мастерства. К ней предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет ответственность и за содержание, и за последствия своей речи, как устной, так и письменной. Можно выделить ряд характеристик речи педагога:

Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.

Понятность речи учителя –избирательный отбор материала, доступного ученикам.

Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.

Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Устная речь существует в двух разновидностях – монологической и диалогической. Наиболее распространенными формами монолога являются: рассказ, лекция, комментарий, толкование, развернутые оценочные суждения. Диалог происходит в беседах с учениками, в обсуждении.

И устная, и письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:

– Правильность речи – соответствие речевым нормам современ­ного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.

Согласование падежных окончаний с числительными, предлогами, употребление инфинитивов не должно вызывать трудностей ни при написании, ни при произнесении. Правильное словоупотребление и произношение – одно из условий профессиональной компетентности учителя. Дети немедленно и очень бурно реагируют на ошибки произношения, что является серьезным препятствием на пути мыслей учителя к сознанию учеников. Чтобы избежать ошибок в произношении и ударении, нужно чаще обращаться к справочникам и словарям. Хорошо помогает и разговорная практика, когда учитель пересказывает содержание книг, кинофильмов, разговаривает с людьми высокого уровня культуры.

Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А.Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.

Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но учителю нельзя забывать и об особенностях восприятия и словарного запаса учеников. Все вновь вводимые слова и обороты необходимо объяснять и приводить примеры их использования.

Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя. Столь же плохо и пустословие учителя, когда за внешней гладкостью слов не видно смысла. Но лаконичность и смысловая наполненность речи учителя должна быть разумной и зависеть от возможностей учеников. В случае непонимания повтор не будет многословием, умелое повторение смысла сказанного разными словами – достоинство педагога.

Ясность и точность. Ясность речи учителя – это умение найти словесную форму, доступную ученикам. Она во многом зависит от того, насколько учитель знает класс – его уровень развития, особенности восприятия и мышления. Простота и ясность не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога. За ними стоит проникновение учителя в сущность явления (как говорят студенты: “Три раза рассказал, – сам все понял”), умение все рассказать “своими словами”, ярко представлять явление или событие. Поэтому между простотой и богатством содержания и выразительностью нет противоречия. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.

Эмоциональность. Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы учителя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на класс с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции класса.

Эмоциональность – мощный стимулятор в любом виде человеческой деятельности. Она изменяет всю схему восприятия речи, положительно воздействуя на мышление, память, внимание. Но повышенная эмоциональность речи учителя также вредна, как и ее отсутствие. Она ведет к утомлению детей, недоверию к словам учителя, чьи эмоции кажутся им наигранными и надуманными. Выход заключается в разумном чередовании экспрессии и спокойного, логического изложения.

Функции речи учителя

1. Обеспечение полноценной передачи знаний. Речь учителя может сделать восприятие учебного материала доступным и интересным, а может затруднить ее. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче знаний, но и формированию у учеников эмоционально-ценностного отношения к ним.

2. Обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Этому способствует оптимальный темп речи, расстановка логических ударений, стиль коммуникативного поведения учителя на уроке (корректность, требовательность к себе и ученикам).

3. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это ведущая функция, призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества, на основе которых строится обучение и воспитание. Речь учителя выполняет роль регулятора этих отношений и средства их достижения. Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя, характера его социальных установок в сфере общения.

Таким образом, речь педагога призвана обеспечить:

1) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;

2) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

4) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Шабарина Ирина Юрьевна


Черемховский медицинский техникум

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз
2. Простота и ясность изложения
3. Выразительность:
а) интонация и тональность;
б) темп речи, паузы;
в) динамика звучания голоса;
г) словарное богатство;
д) образность речи;
е) дикция.
4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:
а) правильное ударение в словах;
б) исключение местных диалектов.
5. Правильное использование специальной терминологии:
а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;
б) исключение лишних слов;
в) исключение жаргонных и модных словечек.
6. Немногословие.
7. Речедвигательная координация.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого педагогом.

Еще одной составляющей культуры речи педагога, на которой хотелось бы остановиться, является немногословие. Некоторые педагоги, вместо того чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим образом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Многословие выражается и в повторении фраз и слов.

Конечно, немногословие не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы педагога становятся двусмысленными.

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру учащихся и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету, через речь – выражает свои мысли и чувства. Учащиеся запоминают, прежде всего, мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.

В современной школе различают три типа языковых культур учителей:

-содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

-грамотность речи и лексическое богатство;

-логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

-техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

-уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

-литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.

-Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Существуют правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

1.Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. – Яр, 2008.

Читайте также: