Исследовательская деятельность в работе логопеда в доу

Обновлено: 06.07.2024

Познавательно-исследовательская деятельность детей

на логопедических занятиях

Карпухина Г. А., Иванова А. И.,

Ключевые слова: детская исследовательская деятельность, познавательное развитие, коррекция речи.

Аннотация. В статье обсуждаются условия, необходимые для познавательно-исследовательского развития детей-логопатов в свете современных требований ФГОС ДО.

Как известно, на логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности; он говорит, совершенствует звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы [5, 8]. Но по его поведению и по отношению к занятию видно, что эмоционально ребенок пассивен: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований [1, 4, 5, 6, 7, 8].

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза, что повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Базой для гипотезы являются:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [4, 6] (далее – ФГОС ДО), который выделил познавательно-исследовательскую деятельность детей как новое самостоятельное направление деятельности ДОУ;

Анализ работы логопеда под этим углом зрения показал, что специфические логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.

Ниже описаны некоторые направления исследовательской деятельности, которые используются в нашем ДОУ на занятиях с детьми-логопатами, а также с детьми, не имеющими речевых нарушений.

1. Первое направление детской исследовательской деятельности– это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных и групповых занятиях, причем может быть полезным не только для логопатов, но и для детей с нормально развитой речью. Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы. твердое и мягкое небо.

В первом варианте центром образовательного процесса был педагог; он объяснял роль всех органов речевого аппарата, просил выполнить то или иное действие - а детей воспринимал как статистов, обязанных выполнить его задания и подтвердить сказанное. Дети выполняли, но, как сказано выше, оставались эмоционально пассивными.

Если же педагог избирает метод самостоятельных исследований, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести на своем речевом аппарате, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же самостоятельно делают необходимые выводы.

Безусловно, в первом варианте работа идет быстрее, но для осознания механизмов речеобразования второй путь более интересен для детей и, как следствие, – более продуктивен.

Работа проводится в 3 этапа.

1. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.

2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.

3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его то к нижним зубам, то к верхним.

Вышеназванное замечание не означают самоустранения педагога от образовательной деятельности. Напротив, его роль усложняется. Только теперь она представляет собой не жесткую регламентацию деятельности всех детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо, если дети будут смеяться, общаться друг с другом, пытаясь произносить звуки в ситуации, когда этого сделать невозможно. Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры. Хорошо, если один ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Не следует думать, что все должны увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.

Итак, между постановкой задачи в начале занятия и получением ответа в конце лежит сложная работа - как детей, так и педагога.

Итак, очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать, поэтому занятия по ознакомлению с человеком являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми-логопатами.

2. Второе направление - это исследование звуков как таковых.

2.1. Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести своим голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть листы бумаги, издающей шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков, звуков Р, Т и др.

Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьирует:

а) по количеству участвующих детей:

- работа ведется с одним ребенком.

- работа ведется с несколькими детьми одновременно;

в) по условиям проведения исследования:

- ребенок видит предмет, издающий звук,

- ребенок не видит предмета (предмет спрятан за ширмой, под столом);

г) по форме организации игры:

- во время режимных моментов,

- в свободной деятельности.

Выбор используемых предметов и условий предъявления звуков зависит от специфики речевых нарушений ребенка, степени выраженности этих нарушений, уровня познавательной активности и зачастую определяется просто необходимостью сменить приемы работы, дать детям поиграть.

Поэтому не следует торопить ребят. Нужно поощрять их общение между собой, создавать ситуацию, когда они показывают звуки друг другу, многократно повторяют их друг перед другом, стараясь как можно точнее воспроизвести звук. В этой ситуации педагог старается держаться в тени, не мешать детям.

Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).

2.2. Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ребенком лежит несколько предметов. Педагог просит ребенка отвернуться, извлекает какой-либо звук и затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Для детей со значительными нарушениями каждый предмет берется в одном варианте (один лист бумаги, один колокольчик, одна баночка). По мере совершенствования звуковосприятия каждый предмет может быть представлен в нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут 3 листа бумаги разного сорта; нужно определить, какой из них издал данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По какой из трех баночек он постучал? Проводя собственные исследования - проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину.

2.3. Неизменный интерес вызывает у ребят эксперименты со звучащими баночками. Для этого педагог приносит несколько баночек, которые при легком ударе по стенке издают разные звуки.

В этих играх дети, слегка ударяя по стенке палочкой (т. е. путем собственного исследования), находят баночки, звучащие одинаково, звучащие громче, тише, выше, ниже. Ребята всегда с интересом играют в эту игру, ранжируют баночки по высоте тона или по силе звучания. Это напоминает им оркестр.

С огромным удовольствием ребята изучают, как меняется характер звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.

3. Третье направление - исследование речевого дыхания.

Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты.

Единственное ограничение для этой игры - наличие хронических расстройств дыхательной системы (например, бронхиальной астмы) и инфекционных заболеваний у ее участников.

Игры такого типа позволяют решать три задачи:

- изучить физические свойства предметов,

- изучить собственную способность регулировать силу воздушной струи,

- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.

4. Четвертое направление - трансформация букв и слов.

Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.

4.1. Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Логопед просит детей выложить с их помощью заданные буквы.

Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Логопед не вмешивается в процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.

По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.

Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и незаметно, как бы сама собой.

4.2. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т.д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов).

Нас неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые нам самим казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора.

Кто стучится в дверь моя?

Видишь, дома нет никто?

Приходи ко мне вчера,

Будем съели пирожки.

После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать правильный вариант текста.

4.4. Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды [3]. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).

Методика разгадывания кроссвордов детьми почти такая же, как и у взрослых. После того, как педагог зачитает первое задание, дети предлагают свои варианты ответа. Педагог, не оценивая названные слова, не говоря, правильны ли они, просит у каждого предложенного слова сосчитать количество букв и сопоставить получившееся число с количеством клеточек кроссворда. Дети сами должны прийти к выводу, для какого слова эти числа совпадают. Для ребенка дошкольного возраста данная работа представляет собой сложное лингвистическое исследование.

Для продвинутых детей кроссворды заведомо составляются так, чтобы на отдельный пункт можно было предложить несколько разных слов, имеющих одинаковое количество букв. Тогда правильным окажется то слово, для которого уже стоит на месте пересечения строк общая буква из другого слова.

На занятиях этого типа главной целью является не разгадывание кроссворда как такового, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова (обучение грамоте) и счету (математика), а также актуализация познавательного содержания темы кроссворда. Поэтому не надо стремиться к быстрому получению конечного результата. Пусть дети без спешки осваивают эти умственные операции в игровой форме.

При таком подходе у детей тренируется фонематический слух, совершенствуется способность к звуковому анализу слова, развиваются память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь.

Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.

4.5. Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.

  1. Большакова С. А. Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1996. - 28 с.

2.Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи. Поэтому встал вопрос в поиске новых форм работы по развитию этой функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активизирующего средства мы используем познавательно-исследовательскую деятельность, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой, а познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

- формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов познания, которая даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

(У каждого ребенка лежат бусы и шнурки.)

Логопед: По сигналу вам надо нанизать на шнурок как можно больше бус. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз. ( Дети нанизывают бусы на шнурки, далее - подсчет бус). В результате дети пришли к выводу, что один тот же отрезок времени может длиться по-разному в зависимости от вида занятия.

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать общее мнение.

В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы исследовали температуру воды, и дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловатая, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая. Деятельность педагога при этом состоит в том, чтобы дать возможность исследовать, выбирать способ действия.

Таким образом, использование познавательно-исследовательской деятельности как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей с нарушениями речи.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2012г.-78с.

3. Касавин И.Т. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М: Мысль. Под редакцией В.С.Степина. 2001г.

5. ТрошинО.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2005г.-256с.

Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего мира, объектов природы, людей, и т. д. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем ввиду, активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления, и соответственно развиваются психические функции (восприятие, мышление, речь).

В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, удовлетворяет свою любознательность, расширяет представления о мире, а с другой стороны овладевает основополагающими формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовыми, пространственными и временными отношениями.

На логопедических занятиях дети также не остаются в стороне. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в тоже время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его так, чтобы побудить к находкам и открытиям.

Развитие речи, как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развиваться в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.

Я расскажу вам о некоторых направлениях исследовательской деятельности, которые используются в ДОУ, на занятиях с детьми – логопатами.

Первое направление исследовательской деятельности – это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных занятиях, с использование зеркала. Дети сидят перед зеркалом внимательно изучают свой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо. Педагог лишь подсказывает, какие опыты можно произвести на речевом аппарате, но что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и также самостоятельно делают необходимые выводы.

Работа проводится в три этапа:

1. Вначале ребята просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их.

2. Далее, с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как открывается и закрывается рот, как сжимаются и растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.

3. Завершается работа экспериментом, какие звуки можно произнести, а какие нельзя если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, ели зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его, то к нижним зубам, то к верхним.

Итак, очень важно дать ребенку посмотреть, пощупать, послушать.

Второе направление- это исследование неречевых звуков. Развитие фонематического восприятия.

Для этого педагог использует разные предметы, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть: связка ключей, листы бумаги, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые бутылочки, дудки и многое другое.

Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков.

Третье направление – исследование речевого дыхания.

Для изучения речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на комок ваты, ленточки, ручку, тяжелый кубик, тем самым регулируют воздушную струю и готовят аппарат к постановке звуков.

Четвертое направление- трансформация букв и слов.

Большие возможности для развития познавательно исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов.

Первое направление- это конструирование букв из разного материала. Это могут быть: счетные палочки, шнурки, камешки марблс, мозаика, пуговицы, карандаши. Чем активнее ребенок, тем богаче набор предметов. Здесь создается ситуация выбора, из чего выложить буквы.

По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины. Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача - запомнить внешний вид и начертания букв.

Второе направление- трансформация букв: как из одной буквы получить другую (передвинуть палочку, что-то добавить, или убрать, заменить один предмет другим).

Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды, ребусы. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и естественно научных представлений.

На занятиях такого типа главной целью является не разгадывание кроссворда, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова.

Кроме того решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность.

А сейчас я хотела бы провести с вами фрагмент занятия по автоматизации звука ш в словах и предложениях с использование познавательно - исследовательской деятельности.

Книжка открывается – сказка начинается. Слушайте внимательно.

Жил-был заяц. Звали его Тошка. Целыми днями сидел он дома и не знал, чем ему заняться. Решил он пойти погулять. Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.

-Ты что, заяц, такой грустный?

-Да не знаю чем заняться, ничего интересного вокруг.

-Да ты что заяц! Я вот по лесу летаю, почту разношу. Так интересно!

-А можно я тебе помогу?

Давайте и мы поможем.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

-Назовите картинки на конвертах, в названии которых есть звук ш. Определите место звука в словах карандаш, шапка, игрушки, мышь и т. д.

-Слушайте сказку дальше.

Справился заяц с заданием и побежал дальше. Бежит по сторонам не смотрит, чуть в паутину не угодил.

-Добрый день, Тошка, поприветствовал его старичок-паучок. Давай я тебя научу в моих узорах разбираться.

Да и мы с вами поучимся.

Упражнение на развитие зрительного восприятия.

(перед педагогами картина представлена в виде зашумленных предметов)

-Какие предметы вы видите в паутине? Назовите предметы со звуком ш. Какой предмет лишний? Почему?

Зайчику пора идти дальше. На лесной опушке Тошка увидел ежика Колючку, который никак не мог развязать мешочек с сюрпризом. Давайте поможем ему. Для начала потрогаем его двумя руками и предположим, что же там спрятано (трогают волшебный мешочек).

-Как вы думаете, что же там спрятано? (мячи)

-Почему? (круглый, гладкий)

-А теперь посмотрим (логопед достает из мешочка мяч).

-Какие действия, можно совершать с мячом? (бросать, пинать, ловить и т. д)

-Мяч сделан из резины, значит он, какой? (резиновый).

Упражнения на автоматизацию звука ш и развитие мелкой моторики.

-Большое спасибо,- сказал ежик. Но не мог бы ты отнести подарок Лягушонку.

-А какой подарок, мы узнаем, отгадав загадку. Это овощ, название его начинается на звук Г. Что это за фрукт? (тарелка с грушами покрыта полотенцем после отгадывания загадки полотенце убирается)

-Какого цвета груши?

-Что можно приготовить? (компот, варенье, джем).

-А как вы думаете, какая груша слаще зеленая или красная?

-А теперь попробуем на вкус.

(пробуют на вкус и находят правильный ответ).

-Тошка согласился отнести подарок лягушке и отправился в путь. Вдруг он увидел речку, через которую не было переправы.

-Поможем зайчонку? (да).

- На столах у вас лежит разный материал, подберите тот, который поможет сделать переправу (выбирают материал и делают переправу).

- А теперь посчитайте камешки так, один камешек, два камешка и т. д. (выполняют задания).

-Так Тошка, перебрался на другой берег реки, отдал подарок Лягушке и в лес побежал.

Упражнение на употребление сложных предложений и развитие мелкой моторики.

-И последнее какой буквы не хватает в слове. уба. (ш).

-Напиши или выложи ее с помощью подручных средств.

(выбирают подходящий материал и выкладывают).

-Спасибо тебе зайчонок, - сказал старый дуб.

-Давайте вспомним, чем сегодня занимался зайчонок.

Возможности для развития познавательно- исследовательской деятельности в ДОУ велики и задача логопеда – стремиться, как можно чаще создавать для этого необходимые условия.

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к.

Экспериментальная деятельность в работе учителя-логопеда Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии.

Автор: Пирожкова Ольга Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Светлячок"
Населённый пункт: п. Пеледуй, Ленский район, РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно–исследовательская и экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях"
Раздел: дошкольное образование

Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей

на логопедических занятиях

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Чем внятнее и

выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и

малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и

взрослыми т.е его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Все это

предъявляет большие требования к качеству нашей речи

отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами ( до 60%). Дети с

речевыми нарушениями составляют группу педагогического риска.

проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности,

нежелание посещать логопедические занятия, повышение утомляемости.

нестандартные подходы, новые технологии.

Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их

усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались

Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и

запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и

Анализ моей работы показал, что логопедические занятия дают большой

простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно

отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом

собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию

речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их

самих к находкам и открытиям.

пассивны: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков,

анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций, дается им очень трудно и

работы я использую различные направления исследовательской деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность при работе над

звукопроизношением

Исследование

артикуляционного

артикуляции

произношении

отрабатываемых звуков;

Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом, изучает свой речевой

аппарат, сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует,

как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как

сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык,

профили артикуляции звуков, анализирует, сравнивает разные артикуляционные

Методом эксперимента выясняет:

Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы,

язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко

открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит,

а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются.

Исследование особенностей произношения изучаемого звука

аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и

гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Исследуя и экспериментируя дети выясняют:

-какие особенности артикуляции и произношения имеет изучаемый звук,

постановки каждого конкретного звука. Например, трудный для произнесения

Шипящие звуки требуют, подъема языка в форме "чашечки", округления губ и

вытягивания их слегка вперед и т.д.

опустим его вниз, звук будет правильно звучать?)

делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные

Исследование речевого дыхания.

развитию речевого выдоха и воздушной струи.

длительности, силе, направленности. Как правило, смычные взрывные и смычно –

Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

При произнесении звуков Ф В,Т, Д, С ,З, Ц и др. воздушная струя проходит

по центру языка прямо.

При произнесения шипящих Ш, Ж, Щ, Ч, Р воздушная струя проходит по

центру языка вверх.

При произнесении Л, Л’ струя проходит по боковым краям языка.

При изучении речевого дыхания, дети узнают, что:

воздушная струя может быть сильная или слабая. (Например, если

подуем в трубочку сильно-шарик полетит высоко, слабо- низко; чтобы

перышко с ладони нужно дуть слабо.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у

одной вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у другой вертушки – необходимо

дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с

несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Ставить перед ребенком на столе свечу на разном расстоянии от него и попросить его

задуть. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе

игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть свечу, которая близко достаточно подуть

слабо, чтобы задуть свечу, поставленную далек – необходимо дунуть как можно сильнее.

Подув на ладони разными способами дети узнают, что воздушная струя

может быть теплая или холодная

Ребѐнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же

упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребѐнок ладошкой

направлении: вперед, вбок или в щеки. для проведения эксперимента ребенку

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том

струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где

вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

выдох может быть коротким и длительным

Ребенку предлагается положить перышко на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот,

загнуть широкий язык кверху, и с силой подуть, стараясь сдуть перо с носа. чтобы удержать

перышко наверху подольше - выдох должен быть длительным.

Во время таких игр-экспериментов дети учатся тактильному контролю

(когда ладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, другая

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №101

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГА

(из опыта работы)

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений.Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

Читайте также: