Учитывают ли педагоги доу особенности детей с овз в своей профессиональной деятельности
Обновлено: 07.07.2024
На сегодняшний день ресурсом для становления инклюзивного образования, на мой взгляд, могут быть специализированные детские сады или детские сады комбинированного вида, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В таких детских учреждениях есть специальные педагоги, созданы условия и опробованы методики, учитывающие индивидуальные особенности детей.
Я уверена, что одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития детей, обладающая способностью совместно решать проблемы и задачи успешного образования детей с разными потребностями.
В настоящее время в детских садах сокращены штатные единицы: психолога, логопеда.
Воспитатель в такой ситуации для обеспечения социализации и успешного развития ребёнка с ОВЗ должен одновременно выполнять весь функционал выше перечисленных специалистов. Специфика сопровождения детей с ОВЗ такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей деятельности. После составления индивидуального образовательного маршрута, реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Сопровождение детей в ДОУ осуществляют:
- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.
- Педагог-психолог - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Управление инклюзивным процессом осуществляют:
1) научно-методический совет ДОУ;
2) психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ;
3) педагогический коллектив инклюзивной группы;
4) родительский комитет.
Руководство ДОУ должно быть готово к переосмыслению учебных программ, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, а так же недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.
Практика показывает, что воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности лучше знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ, а воспитатели групп общеразвивающей направленности имеют ограниченный объём знаний о детях с особыми образовательными потребностями.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.
Профессиональная готовность включает в себя :
• информационную готовность;
• владение педагогическими технологиями;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;
• готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие;
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Воспитатель должен знать нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.
На практике - воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.
Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, педагог должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком.
Я считаю, что несмотря на все условия и трудности, самое главное – это желание помочь ребёнку и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.
Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.
Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр.
Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.
Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.
Проблемы в работе с детьми с ОВЗ в детском саду В настоящее время у педагогов-психологов ДОУ сложилась сложная ситуация. С вступлением в силу ФГОС в детских садах стали открываться инклюзивные.
Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Профессиональная компетентность воспитателя
в работе с детьми с ОВЗ.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Т.е., педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности :
осуществление целостного педагогического процесса;
создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Осуществление целостного педагогического процесса .
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;
умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.
Педагоги нашего ДОУ получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях.
Создание развивающей среды.
Предметно-развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.
Например, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата .
1) Планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (на лестницах, в туалете - наличие поручней, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия - организация помощи детям при передвижении);
2) Планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.
3) Создание специального пространства:
организация рабочего места для занятий с ребенком: подбор мебели в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом) и спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.)
стулья с подлокотниками и перекладиной.
специальные приспособления и подбор специального оборудования: наличие утяжелителей, тренажеров для карандашей, кисти и карандаши крупного диаметра и т. д.
4) Зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.
Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно-развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.
Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Каждого вновь поступившего на работу в ДОУ педагога знакомят с должностной инструкцией, которой должно руководствоваться на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм на протяжении многих лет.
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
направленное воспитание у детей с ОВЗ умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
2 . Учебно – методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности :
1) Планирование воспитательно-образовательной работы;
2) Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;
умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания детей.
3. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
1.Консультативная помощь родителям;
2.Создание условий для социализации детей;
3.Защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
2) Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. В практике нашего детского сада активно применяются совместные мероприятия коррекционных групп и групп общей направленности. Это проведение совместных прогулок и досугов. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.
3) По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители, их единицы, не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.
Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.
Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает российскому образованию высококвалифицированных специалистов, использующих новые педагогические модели, ориентирующихся на гуманные ценностно-личностные критерии и опирающихся на слаженную работу междисциплинарной команды школы.
Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии
В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки.
Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы постдипломного образования и повышения квалификации, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.
Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать, избегать как отстранения от таких детей, и так и гипервнимания к ним.
Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Цель — выявлять и решать практические проблемы, анализировать педагогические явления, проводить опытно-эксперементальную работу в системе инклюзии.
Профессиональные качества, необходимые в условиях инклюзии
Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств иклюзивной компетенции.
1. Мотивационно-ценностные качества
В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.
2. Операционно-деятельностные качества.
3. Рефлексивно-оценочные способности
- Владеть специальной терминологией.
- Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования.
- Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Саморегуляция педагогов
1. Сядьте, ступни хорошо прижмите к полу.
2. Сконцентрируйтесь на области рта и нижней челюсти.
3. Положите на нижнюю точку подбородка указательный палец правой или левой руки.
4. Приоткройте и закройте рот 5 раз.
5. Плавно подвигайте нижней челюстью вправо и влево 5 раз.
6. Подвигайте нижней челюстью вперед 5 раз.
7. Приоткройте рот и сделайте 5 круговых движений нижней челюстью против часовой стрелки и 5 круговых движений по часовой стрелке.
8. Соблюдайте условия: не морщите нос, не двигайте головой, не задерживайте дыхание.
9. Уберите палец от подбородка.
10. Прочувствуйте свое новое состояние.
В результате энергия агрессии, изначальная энергия жизни этого мира, распределится по всему телу в качестве творческого начала.
Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.
Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.
- дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
- полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.
Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.
Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:
- охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
- представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
- обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
- оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.
Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ
Наличие соответствующих специалистов
Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.
Материально-технологические условия
Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.
Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.
Реализация программ дошкольного образования
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.
Для этого необходимо:
- создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
- применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
- привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
- — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
- проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
- сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.
Инклюзия
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:
- образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
- разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
- направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.
Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.
Адаптированная образовательная программа ДОУ
Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ
Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.
Индивидуальная карта развития ребенка
Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.
Работа с семьей ребенка с ОВЗ
Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.
Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ
Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ
Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:
- проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
- развивать моторику пальчиков;
- прививать культурные и гигиенические навыки;
- организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
- создать благоприятную атмосферу в группе;
- консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.
Работа няни с ребенком с ОВЗ
Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.
Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ
Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:
- организует взаимодействие учителей;
- работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
- корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
- разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
- повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
- консультирует родителей малыша.
Работа логопеда с ребенком с ОВЗ
- диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
- разрабатывать индивидуальные планы обучения;
- проводить индивидуальные занятия;
- консультировать педагогический состав, включая родителей.
Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ
Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.
Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ
- занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
- подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
- использует инструменты музыкальной терапии.
Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ
- проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
- осматривают детей;
- контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)
Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.
Наталья Белокопытова,
- Организация работы с детьми, имеющими ОВЗ, в ДОУ
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап . В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Читайте также:
- Какую роль играют прямокрылые в природе кратко
- В чем значение экологического воспитания и образования кратко
- Какие изменения произошли в науке в процессе развития производства кратко
- Школа 49 орск педагогический состав
- Какие особенности реформации в англии отличают ее от реформации в германии 7 класс ответы кратко