Учитывают ли педагоги доу особенности детей с овз в своей профессиональной деятельности

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день ресурсом для становления инклюзивного образования, на мой взгляд, могут быть специализированные детские сады или детские сады комбинированного вида, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В таких детских учреждениях есть специальные педагоги, созданы условия и опробованы методики, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Я уверена, что одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития детей, обладающая способностью совместно решать проблемы и задачи успешного образования детей с разными потребностями.

В настоящее время в детских садах сокращены штатные единицы: психолога, логопеда.

Воспитатель в такой ситуации для обеспечения социализации и успешного развития ребёнка с ОВЗ должен одновременно выполнять весь функционал выше перечисленных специалистов. Специфика сопровождения детей с ОВЗ такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей деятельности. После составления индивидуального образовательного маршрута, реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

Сопровождение детей в ДОУ осуществляют:

- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.

- Педагог-психолог - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.

- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.

- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

Управление инклюзивным процессом осуществляют:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Руководство ДОУ должно быть готово к переосмыслению учебных программ, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, а так же недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.

Практика показывает, что воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности лучше знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ, а воспитатели групп общеразвивающей направленности имеют ограниченный объём знаний о детях с особыми образовательными потребностями.

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.

Профессиональная готовность включает в себя :

• информационную готовность;

• владение педагогическими технологиями;

• знание основ психологии и коррекционной педагоги;

• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;

• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;

• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

Психологическая готовность – это, прежде всего:

• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;

• готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие;

• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Воспитатель должен знать нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.

На практике - воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.

Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, педагог должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком.

Я считаю, что несмотря на все условия и трудности, самое главное – это желание помочь ребёнку и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр.

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Проблемы в работе с детьми с ОВЗ в детском саду В настоящее время у педагогов-психологов ДОУ сложилась сложная ситуация. С вступлением в силу ФГОС в детских садах стали открываться инклюзивные.

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональная компетентность воспитателя

в работе с детьми с ОВЗ.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Т.е., педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности :

осуществление целостного педагогического процесса;

создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Осуществление целостного педагогического процесса .

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;

умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.

Педагоги нашего ДОУ получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях.

Создание развивающей среды.

Предметно-развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.

Например, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата .

1) Планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (на лестницах, в туалете - наличие поручней, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия - организация помощи детям при передвижении);

2) Планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

3) Создание специального пространства:

организация рабочего места для занятий с ребенком: подбор мебели в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом) и спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.)

стулья с подлокотниками и перекладиной.

специальные приспособления и подбор специального оборудования: наличие утяжелителей, тренажеров для карандашей, кисти и карандаши крупного диаметра и т. д.

4) Зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.

Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно-развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.

Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.

Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Каждого вновь поступившего на работу в ДОУ педагога знакомят с должностной инструкцией, которой должно руководствоваться на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм на протяжении многих лет.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

направленное воспитание у детей с ОВЗ умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

2 . Учебно – методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности :

1) Планирование воспитательно-образовательной работы;

2) Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;

умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания детей.

3. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

1.Консультативная помощь родителям;

2.Создание условий для социализации детей;

3.Защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

2) Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. В практике нашего детского сада активно применяются совместные мероприятия коррекционных групп и групп общей направленности. Это проведение совместных прогулок и досугов. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

3) По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители, их единицы, не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.

Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.

Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает российскому образованию высококвалифицированных специалистов, использующих новые педагогические модели, ориентирующихся на гуманные ценностно-личностные критерии и опирающихся на слаженную работу междисциплинарной команды школы.

Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии

В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки.

Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы постдипломного образования и повышения квалификации, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.

Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать, избегать как отстранения от таких детей, и так и гипервнимания к ним.

Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Цель — выявлять и решать практические проблемы, анализировать педагогические явления, проводить опытно-эксперементальную работу в системе инклюзии.

Профессиональные качества, необходимые в условиях инклюзии

Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств иклюзивной компетенции.

1. Мотивационно-ценностные качества

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

2. Операционно-деятельностные качества.

3. Рефлексивно-оценочные способности

  • Владеть специальной терминологией.
  • Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования.
  • Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Саморегуляция педагогов

1. Сядьте, ступни хорошо прижмите к полу.

2. Сконцентрируйтесь на области рта и нижней челюсти.

3. Положите на нижнюю точку подбородка указательный палец правой или левой руки.

4. Приоткройте и закройте рот 5 раз.

5. Плавно подвигайте нижней челюстью вправо и влево 5 раз.

6. Подвигайте нижней челюстью вперед 5 раз.

7. Приоткройте рот и сделайте 5 круговых движений нижней челюстью против часовой стрелки и 5 круговых движений по часовой стрелке.

8. Соблюдайте условия: не морщите нос, не двигайте головой, не задерживайте дыхание.

9. Уберите палец от подбородка.

10. Прочувствуйте свое новое состояние.

В результате энергия агрессии, изначальная энергия жизни этого мира, распределится по всему телу в качестве творческого начала.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.

  • дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
  • полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  • охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  • представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  • обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Наличие соответствующих специалистов

Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Материально-технологические условия

Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.

Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.

Реализация программ дошкольного образования

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Для этого необходимо:

  • создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
  • применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
  • привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
  • — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
  • проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
  • сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Инклюзия

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:

  • образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
  • разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
  • направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.

Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.

Индивидуальная карта развития ребенка

Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.

Индивидуальная карта развития ребенка

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ

Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:

  • проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
  • развивать моторику пальчиков;
  • прививать культурные и гигиенические навыки;
  • организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
  • создать благоприятную атмосферу в группе;
  • консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:

  • организует взаимодействие учителей;
  • работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
  • корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
  • разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
  • повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
  • консультирует родителей малыша.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

  • диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
  • разрабатывать индивидуальные планы обучения;
  • проводить индивидуальные занятия;
  • консультировать педагогический состав, включая родителей.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ

  • занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
  • подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
  • использует инструменты музыкальной терапии.

Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ

  • проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
  • осматривают детей;
  • контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)

Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.

Наталья Белокопытова,




  • Организация работы с детьми, имеющими ОВЗ, в ДОУ

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС


Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап . В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Читайте также: