Какие изменения произошли в науке в процессе развития производства кратко

Обновлено: 05.07.2024

НТП постепенно меняет нашу жизнь, совершенствуя средства производства и качество конечного продукта. Этот процесс происходит только тогда, когда развивается наука, работают предприятия, а между экономикой и испытательными лабораториями налажена прочная связь.

Предпосылки возникновения НТП

Человечество постоянно совершенствовало орудия труда и стремилось придумать удобные способы производства. Прогресс безусловно был, но до XVIII века он носил исключительно технический характер.

Развитие НТП

Последние 300 лет человечество наблюдает развитие научно-технического прогресса и замечает, что темпы его увеличиваются.

Мы тоже являемся участниками НТП . Все изменения происходят на наших глазах.

Основные этапы

Этап I : 1790-1840 годы

После Первой промышленной революции, изобретения ткацких станков, парового двигателя, высвобождения дешевой рабочей силы и увеличения производительности труда стали развиваться:

  1. заводы и фабрики;
  2. города;
  3. станкостроение.

НТП способствовал зарождению капитализма и заставил рабочую силу сконцентрироваться в городах.

Этап II: 1840-1890 годы

Предпосылками нового этапа стали важные научные открытия.

В середине XIX века сформулировали свойства электромагнитной индукции, разработали принципы внедрения электричества и запатентовали способ превращения чугуна в высокопрочную сталь.

Новый виток прогресса кардинально изменил жизнь и быт людей. На смену устаревшим паровым машинам пришли электродвигатели, на заводах и фабриках масштабно внедряли механизацию.

На втором этапе НТП ускоренными темпами развивались:

  1. железнодорожный транспорт;
  2. металлургия.

Научный прогресс тесно взаимодействовал с производственным. В науке выделились специализированные направления.

Этап III: 1890-1940 годы

В начале XX мир снова изменился. Именно тогда разработали первые промышленные стандарты, начали активно внедрять конвейерное производство и механизацию в самые отстающие отрасли, в том числе в сельское хозяйство.

Первые десятилетия прошлого века связаны с внедрением электричества, началом массового производства автомобилей, вытеснением гужевого транспорта и развитием телеграфной связи.

В эти годы возникли новые отрасли:

  1. электроэнергетика;
  2. автомобилестроение;
  3. производство стали;
  4. нефтехимическая промышленность.

Этап IV: 1940-1990 годы

В середине XX люди научились использовать ядерную энергию, придумали безопасные способы перемещения радиоактивных материалов и разработали первых роботов.

Бурный экономический рост 70-х годов прошлого века связан с автоматизацией процессов, запуском логистических схем и зарождением программирования. В эти годы появились персональные компьютеры и сотовые телефоны.

В четвертую волну НТП возникли:

  1. крупные комплексы вычислительной техники;
  2. квантовая электроника;
  3. атомная энергетика.

Электроника проникла во все сферы деятельности человека.

Этап V: с 1990 года по настоящее время

В XX веке человечество поднялось на новую ступень развития. Индустриальное общество превратилось в постиндустриальное. Наступила новая эра.

Научно-технический прогресс не стоит на месте. Как только ученые изобретут принципиально новый способ изменения жизни, мир снова поменяется.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с отличительными чертами науки как системы государственных и общественных организаций, вы­рабатывающих и распространяющих научные знания; характери­зовать роль науки в современном обществе.

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Наука в современном обществе

Цели и задачи: познакомить с отличительными чертами науки как системы государственных и общественных организаций, вы­рабатывающих и распространяющих научные знания; характери­зовать роль науки в современном обществе.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный че­ловеку характеризовать элементы современного научного знания; анализировать основные положения этики ученых; оценивать важность этических проблем, с которыми сталкиваются ученые в своей работе; описывать основные функции науки, роль науки в современном обществе;

метапредметные УУД — I) коммуника­тивные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как ос­новы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодей­ствие в группе; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной дея­тельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей дея­тельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; да­вать определения понятий; создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффек­тивных способов решения задач; личностные УУД: формирование и развитие нравственного сознания и поведения, умения выра­жать собственное отношение к явлениям современной жизни; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих

поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Из двух суждений: а) образование — это целенаправлен­ный процесс воспитания в интересах человека, семьи, общества и государства; б) образование — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятель­ности и компетенций определенного объема и сложности:

верно только а 3) верны оба суждения

верно только б 4) оба суждения неверны

Организация учебной деятельности по овладению знания­ми, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей:

принуждение 4) образование

Из двух суждений: а) одним из принципов образования в Российской Федерации является его общедоступность; б) одним из законодательно закрепленных в Российской Федерации прин­ципов образования является сочетание светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях:

верно только а 3) верны оба суждения

верно только б 4) оба суждения неверны

Из двух суждений: а) одним из принципов российского об­разования является обязательность высшего профессионального образования; б) одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования:

верно только а 3) верны оба суждения

верно только б 4) оба суждения неверны

Введение в новый материал

По подсчетам специалистов, количество ученых за последние 200 лет увеличилось примерно в 50 тыс. раз. Чем вызван этот столь значительный рост? Как развивается наука? Каковы ее особенно­сти? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Что такое наука?

Нравственные принципы труда ученого.

Возрастание роли современной науки.

Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

Каковы нравственные принципы труда ученого?

Работа по теме урока

Что такое наука?

Запись в тетради

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию.

Наука — это специализированная деятельность людей, кото­рые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связан­ные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке. Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму научных знаний. Цель на­уки — познание, поиск истины. Научное знание имеет двойную ценность. Оно ценно само по себе как объективная истинность знания. Кроме того, научное знание открывает перспективу для поиска нового знания и полезно для человеческой деятельности.

Зачатки научного знания появились в Древнем Китае и Древ­ней Индии. Однако не всякие знания можно назвать наукой. Наука — это не просто перечень наблюдений над природой, она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. Прежде чем родилась астрономия, су­ществовала астрология, изучавшая расположение звезд. Древние астрологи открыли некоторые закономерности в движении звезд.

Человек стал задумываться над общими вопросами мирозда­ния, на первый взгляд ненужными в повседневной жизни. Как дви­жутся небесные светила? Почему день сменяется ночью? Отчего бу­шуют стихии? Думая об этих, казалось бы, отвлеченных вопросах, люди открывали законы, которые затем помогали им обустраивать свой быт, позволяли противостоять природным стихиям.

Но для рождения науки как новой области культуры одного появления таких вопросов еще недостаточно. Для этого нужны люди, способные профессионально заниматься познанием. Сего­дня мы называем таких людей учеными, в древности же это были жрецы, пророки, маги, а позже — естествоиспытатели и философы.

Они искали ответы на так называемые общие вопросы: Что такое мир? как он возник? Однако к тому времени человечество накопило очень мало конкретных выводов, которые можно было бы соединить в относительно целостную систему — науку. Но со временем интерес к познанию становился все более разносторон­ним. Научная деятельность превратилась в науку только тогда, когда люди связали между собой самые разные проблемы, резуль­таты многочисленных наблюдений и размышлений и попытались создать некое систематизированное знание.

— Работая с п. 1 § 11 учебника, определите функции науки.

Результаты работы представьте наглядно.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)


Цель научного познания — получение новых, более глубоких знаний. В основе научного процесса лежит передача информации. Она должна быть объективной, достоверной и систематичной.

Все науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Социология, психология, социаль­ная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным (общественным) наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

Философию, историю, искусствознание, литературоведение относят к гуманитарному знанию. Социальные науки опериру­ют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими исключениями, качественными (опи­сательно-оценочными). Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они описывают и раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника и биотехнология представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное зна­ние и служат практическим целям.

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии — человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.




Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной .

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии — человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.

Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной .

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
  • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
  • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

Этапы урока:

  1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
  2. Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
  3. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
    • НТР
    • Геоинформатика;
    • Геоинформационные системы.
  4. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
  5. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. (Слайд 1)

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Эпиграф. (Слайд 2)

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)

План лекции: (Слайд 4)

  • Научно-техническая революция
  • Характерные черты НТР.
  • Составные части НТР.
  • Понятие о геоинформационных системах.

1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Беседа с классом

Научно-технический прогресс

НТР

НТП – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества.

НТР – Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

НТП

НТР

Эволюционное развитие общества

Превращение науки в в непосредственную производительную силу общества

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)

1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Работа с учебником

Задание:

  • Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
  • Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

Научное открытие

Внедрение в производство

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)

3. Составные части НТР. (Слайд 14)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

  • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции).

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
  • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. (Слайд 18)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

  1. Эволюционный путь
  2. Революционный путь

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

Вывод (ученики делают самостоятельно): Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)

Вопрос: Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)

a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

  • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
  • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
  • в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)

Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)

Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.

Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

f) Космизация. (Слайд 43)

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

III. Итоги урока:

1) Проверка схемоконспекта.

Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:

  1. Производство новых материалов.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Ускоренное развитие биотехнологии.
  5. Ускорение научно-технических преобразований.
  6. Космизация.
  7. Повышение требований к уровню квалификации.
  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  9. Универсальность и всеохватность.
  10. Электронизация.

Главные черты НТР

Главные направления развития производства в эпоху НТР

В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

IV. Домашнее задание

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

Читайте также: