План урока по естествознанию 5 класс история изучения океанов

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект урока географии

Разработала:

учитель географии

Урок по географии в 5 классе

Предмет: география

Уровень образования: основное общее образование

Тема: Мировой океан и его части

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения урока: путешествие

Участники: ученики 5 класса

Цель: сформировать представление о Мировом океане, его частях/

Задачи :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,

Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;

Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность;оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,

развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Основные понятия :океан, море, залив. пролив, течения.


Рассмотрены новые методы и подходы к уроку-рассмотрены дифференцированные задания.

Содержимое разработки

Раздел долгосрочного плана: 2

ФИО учителя:

Участвовали: 16

Отсутствовали: 0

История изучения океанов

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

5.2.6.2 – характеризовать историю изучения океанов

- все знают историю освоения и изучения океанов и ее частей,

- большинство показывают по карте историю освоения и изучения океанов

- некоторые на основе анализа характеризуют историю изучения океанов

Критерий оценки

•работать с текстовыми материалами (чтение);

•выделять существенные этапы, исследования и освоения океанов;

•наносить океаны на контурную карту и обозначать границы океанов;

Языковые цели

Понятия: океан, остров, полуостров, материк

Взаимообучение, диалог, чтение текста

Привитие ценностей

Общность истории, культуры и языка

Межпредметная связь

Предшествующие знания по теме

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

1.Объединение в группы по океанам по первоначальным буквам. (Т - Тихий, И - индийский, СЛ - Северный Ледовитый, А - Атлантический).

Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнём сегодня день с улыбки, улыбнёмся друг другу и с таким настроением проведём весь урок.

- Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в далёкое путешествие и для этого нам необходимо выполнить задания. А куда узнаете немного позже.

2.Актуализация знаний.

- Когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? (Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? (Это багаж наших знаний).

Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по воде)

Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали об океанах)

-Давайте, определим тему нашего урока. Просмотр видеофрагмента об океанах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел долгосрочного плана:

Дата :

ФИО учителя:

Класс : 5

отсутствующих : присутствующих :

5.2 История изучения океанов

Цели обучения

5.2.6.2 – характеризовать историю изучения океанов

характеризовать историю изучения океанов

Критерии успеха

Все могут характеризовать историю изучения океанов

Многие анализировать цели путешествий

Некоторые оценивать проблемы в изучении океанов

Языковые цели

Развитие навыков работы с текстом: читает, анализирует географические источники

Развитие навыков речи: дает характеристику изучения океанов

Предметная лексикаисследователи, путешественники океанология, батискаф, мореплаватель, акваланг ,

Полезные выражения для урока:

Кругосветное путешествие

- Главная цель открытий .

--Были открыты новые .

Почему ты так считаешь?

Привитие ценностей

Развитие сотрудничества и уважения друг другу

Межпредметные связи

История - путешествия в древнем мире и средних веках,

познание мира- форма Земли, материки и океаны

Предварительные знания

Знают представления людей в древности об океанах, о форме Земли, о первых путешественниках, об изучении океанов

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Организационный момент урока, приветствие учащихся.

Учащиеся рассаживаются в произвольные группы но 4 человека.

Назовите имена путешественников, портреты которых вы видите. Чтовы знаете об их открытиях?

(У) Мотивационные вопросы:

-Что мы изучали на прошлом уроке?

Смодете ли вы определить тему и цель нашего урока, если я скажу, что мы продолжим говорить о путешественниках

Если мы знаем путешественников исследовавших сушу, то на этом уроке будет логично продолжить говорить о путешествиях по океанам.

Теперь смодете назвать цель урока?

(У) Уточняется цель обучения, цель

урока и обращет внимание на

языковые цели урока. (новаые термины -- океанология, батискаф, мореплаватель, акваланг )

Карты географических открытий, физическая карта мира, портреты путешественников.

У. Изучать новую тему мы будем в группе.

Все ученики получают одинаковые таблицы, но на бумаге 4 разных цветов.

Г. Задание 2. Изучите текст учебника и дополнительную литературу и подберите факты согласно вопросам таблицы.

1 группа – Христофор Колумб стр. 73-74.

2 группа – Фернан Магеллан стр. 74.

3 группа – Витус Беринг стр. 79.

4 группа - Жак Ив Кусто стр. 83

На это задание вам дается 6 минут.

Прежде чем начать работу составим критерии оценивания нашей работы.

1.Все графы заполнены, запись краткая.

2.Выписаны все термины.

3.Термины используются в объяснении нового материала.

4. Анализируют цели путешествий. Делают вывод.

Теперь учащиеся объединяются в группы по цветам своих таблиц. В новых группах все ученики по очереди рассказывают изученный материал и обмениваются данными из своих таблиц. Таблица окажется заполненной полностью.

После заполнения таблицы необходимо сравнить все факты, выделить их сходства и различия. Сделать вывод по предложенным учителем вопросам:

1 – В какой период времени произошло наибольшее количество открытий?

2-Как изменялись цели путешествий со временем?

3- Дайте собственную оценку развитию географии в древности и в наши дни.

4-Осталось ли неизученное в океанах в наше время, почему?

(Выступление от группы)

Проходит критериальное оценивание выполненной работы.

П. Задание 3. Установи соответствие между путешественниками и географическими объектами.

Пролив между материками Северная Америка и Евразия

Достиг западного побережья Индии

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

Научные географические открытия

Карты путешествий, океанов

Проведите самооценку по предложенному ключу.

8 из 8 – отлично,

5 и менее – нужно прочитать еще раз и узнаешь больше.

Все учащиеся получают лист рефлексии.

Ф.И. уч-ся ________________________

Я считаю удачным является ___________

Сложно было _______________________

Интересно было _____________________

В тоже время, я бы посоветовал бы ____

1.Нанести на КК маршрут путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба, В. Беринга.

2.Подписать географические объекты, названные этими путешественниками и их именами.

Правила работы с контурной картой. Стр. 81. Учебника

3.По желанию составить маршрут путешествия менее изученной части Мирового океана.

раздаточный материал и ключ к нему

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Вопросы разного уровня

Высокомотивированные учащиеся получают задание о современных исследованиях (Жак Ив Кусто)

Помощь в формулировании ключевых идей, определений

Разноуровневые вопросы для вывода.

Соответствия разного уровня сложности.

ФО 1 задания по предложенным критериям, научились составлять и отвечать письменно на простые и сложные вопросы

2 задание – работа в группе.

Критериальное оценивание работы по таблице.

ФО – фронтальный опрос

Учащиеся умеют выделят из текста нужные сведения и факты.

Учащиеся умеют характеризовать историю изучения океанов и использовать новые термины.

Смогут оценить значение географических открытий

Выделяют из текста факты

Характеризуют историю изучения океанов с использованием новых терминов

Оценивают значение географических открытий

Использование активных методов (Джигсо)

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Прочти абзац на стр. 74. Учебника, заполни таблицу.

Выпиши новые термины, напиши, что они означают

_______________________________________

При объяснении нового материала используй эти термины, сделай вывод.

П. Задание 3. Установи соответствие между путешественниками и географическими объектами.

Пролив между материками Северная Америка и Евразия

Достиг западного побережья Индии

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

Жак-Ив Кусто́

hello_html_68e169a8.jpg
hello_html_m20d4ef8e.jpg

Жак-Ив Кусто́ 11 июня 1910 , Франция — 25 июня 1997 , Париж , Франция) французский исследователь Мирового океана , фотограф , режиссёр , изобретатель , автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии . Командор ордена Почётного легиона . Известен как Капитан Кусто Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал аквалан г. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Фернан Магеллан

hello_html_m6d244c43.jpg
hello_html_35687bb5.jpg
hello_html_3ddb63a3.jpg

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу

Ферна́н Магелла́н родился в Королевстве Португалия , умер 27 апреля 1521 , на острове Мактан , Филиппины ) — португальский и испанский мореплаватель . Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие . Открыл пролив , позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, потом повернул на северо-запад , а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на запад-северо-запад . Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения ] .

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов . Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов , которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам Магеллан организовал против него военную экспедицию.. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём.. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит. Это путешествие закончил Эль Кано.

hello_html_4ec44203.jpg
hello_html_m689ef228.jpg

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море и Саргассово море . Он открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки , включая их континентальные части и близлежащие архипелаги — Большие Антильские ( Куба , Гаити , Ямайка и Пуэрто-Рико ), Малые Антильские (от Доминики до Виргинских островов , а также Тринидад ) и Багамские острова .

Первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, ведь ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы в лице исландских викингов . Но, поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит много сведений об истории изучения океанов; аппаратах, приборах которые исрользовались в древние времена для изучения океанов. Иллюстрации яркие, с пояснениями. Добавлен видеоматериал о Марианской впадине.

Тема урока: История изучения океанов Цель обучения: Характеризовать историю изучения океанов. Подготовила: Музакова Алия Ергалиевна учитель географии ОСШ №3 имени Абая города Талгар

Тема урока: История изучения океанов

Цель обучения:

Характеризовать историю изучения океанов.

Подготовила: Музакова Алия Ергалиевна

учитель географии ОСШ №3 имени Абая города Талгар

Это - водные пустыни, Волны как барханы. Здесь, среди бездонной сини – Штормы, ураганы… (океан)

Это - водные пустыни,

Волны как барханы.

Здесь, среди бездонной сини –

Штормы, ураганы…

(океан)

Океа́н — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана , расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.

Океа́н — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана , расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.

510 млн. км. кв.

361 млн. км. кв

149 млн. км. кв.

Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли

Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря,

составляет около 71 % поверхности Земли

Богатства Мирового океана неисчислимы. В океанической воде растворено большое количество химических веществ

Богатства Мирового океана неисчислимы. В океанической воде растворено большое количество химических веществ

Океан снабжает сушу пресной водой (процесс мирового круговорота воды)

Океан снабжает сушу пресной водой (процесс мирового круговорота воды)

Но до сих пор в глубинах океана остается немало неизвестного и даже загадочного…

Но до сих пор в глубинах океана остается немало неизвестного и даже загадочного…

Во второй половине XX века началось интенсивное изучение глубин океана. Методом эхолокации были составлены детальные карты глубин океана, были открыты основные формы рельефа океанического дна.

Прошло немало времени, прежде чем появились жесткие тяжелые водолазные костюмы – скафандры, соединенные с кораблем шлангом для подачи воздуха и тросом

ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ 1797 г . Карл Клигерт изобрёл водолазный костюм, состоящий из металлического шлема и кожаных куртки и штанов. 1878 г. Французы Альфонс и Теодор Кармагноль создали костюм с 20 маленькими иллюминаторами. Эти изобретения позволили заглянуть в еще неизвестные глубины.

ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ

1797 г . Карл Клигерт изобрёл водолазный костюм, состоящий из металлического шлема и кожаных куртки и штанов.

Французы Альфонс и Теодор Кармагноль создали костюм с 20 маленькими иллюминаторами. Эти изобретения позволили заглянуть в еще неизвестные глубины.

ЭХОЛОТЫ Вопрос о глубине Мирового океана продолжал привлекать внимание человека. Долго для измерения глубин применялся трос. Этот способ не мог считаться точным, чему в немалой степени способствовали подводные течения. Приборы для изучения глубин Океана – эхолоты - появились в 1913-1915 годы, они дали возможность построения непрерывного профиля рельефа дна.

Вопрос о глубине Мирового океана продолжал привлекать внимание человека. Долго для измерения глубин применялся трос. Этот способ не мог считаться точным, чему в немалой степени способствовали подводные течения.

Приборы для изучения глубин Океана – эхолоты - появились в 1913-1915 годы, они дали возможность построения непрерывного профиля рельефа дна.

В 1943 году Жак Ив Кусто – (впоследствии знаменитый французский океанограф) и Эмиль Ганьян изобрели акваланг - автономный ( не связанный с кораблем) аппарат для дыхания человека под водой для погружения на глубину до 40 м.

В 1943 году Жак Ив Кусто – (впоследствии знаменитый французский океанограф) и Эмиль Ганьян изобрели акваланг - автономный ( не связанный с кораблем) аппарат для дыхания человека под водой для погружения на глубину до 40 м.

Этот аппарат – акваланг – состоит из баллонов со сжатым воздухом и дыхательной маски. Надев ласты, аквалангист может плавать в воде, как рыба. Но ему нельзя забывать, что запас воздуха в баллонах рассчитан на 1,5 – 2 часа, а глубина погружения не должна превышать 40 м.

Этот аппарат – акваланг – состоит из баллонов со сжатым воздухом и дыхательной маски. Надев ласты, аквалангист может плавать в воде, как рыба. Но ему нельзя забывать, что запас воздуха в баллонах рассчитан на 1,5 – 2 часа, а глубина погружения не должна превышать 40 м.

В 50-е гг. XX века Ж.И.Кусто стал организатором первых подводных исследований и киносъемок, которые проводились со специально оборудованного судна. Под его руководством шесть акванавтов в течение трех недель жили и работали в шарообразном подводном доме на глубине более 100 м.

В 50-е гг. XX века Ж.И.Кусто стал организатором первых подводных исследований и киносъемок, которые проводились со специально оборудованного судна. Под его руководством шесть акванавтов в течение трех недель жили и работали в шарообразном подводном доме на глубине более 100 м.

Почти одновременно аналогичные испытания были проведены в США в Тихом океане. В американском эксперименте впервые принял участие ручной дельфин Таффи, который выполнял роль посыльного и дежурного спасателя.

Почти одновременно аналогичные испытания были проведены в США в Тихом океане. В американском эксперименте впервые принял участие ручной дельфин Таффи, который выполнял роль посыльного и дежурного спасателя.

Для исследования больших глубин пользуются разнообразными подводными аппаратами. Подводным дирижаблем называют батискаф. Он свободно опускается на дно и поднимается к поверхности.

Для исследования больших глубин пользуются разнообразными подводными аппаратами. Подводным дирижаблем называют батискаф. Он свободно опускается на дно и поднимается к поверхности.

В 1960 году швейцарский ученый Жак Пикар и его помощник Дон Уолш, впервые погрузились на этом батискафе в Марианский желоб на глубину около 11000 м!

В 1960 году швейцарский ученый Жак Пикар и его помощник Дон Уолш, впервые погрузились на этом батискафе в Марианский желоб на глубину около 11000 м!

Главная роль в изучении океана принадлежит исследовательским судам. В крупных международных экспедициях участвуют десятки кораблей, подводные аппараты, самолеты и даже спутники Земли. Океан изучается всесторонне: воды, дно, живые организмы .

Главная роль в изучении океана принадлежит исследовательским судам. В крупных международных экспедициях участвуют десятки кораблей, подводные аппараты, самолеты и даже спутники Земли. Океан изучается всесторонне: воды, дно, живые организмы .

Результаты исследования океана имеют важное практическое значение для судоходства, составления прогнозов погоды,

Результаты исследования океана имеют важное практическое значение для судоходства, составления прогнозов погоды,

поисков полезных ископаемых, рыболовства.

поисков полезных ископаемых, рыболовства.

Эти суперводоёмы - Все на глобусе найдём мы, Потому что в целом мире Их немного – лишь четыре! На земле 4 (четыре) океана 1. Тихий океан, 2. Атлантический океан, 3. Индийский океан, 4. Северный Ледовитый океан

Эти суперводоёмы -

Все на глобусе найдём мы,

Потому что в целом мире

Их немного – лишь четыре!

На земле 4 (четыре) океана

1. Тихий океан,

2. Атлантический океан,

3. Индийский океан,

4. Северный Ледовитый океан

Тихий Атлантический океан Индийский океан СЛО океан Мировой океан 49.8% 20.8% 3.6% 25.8%

Мировой океан

На нашей Земле океанов — Четыре: ИНДИЙСКИЙ — самый соленый в мире, Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ — славен сельдями, ЛЕДОВИТЫЙ — всё время спит подо льдами, А ТИХИЙ - конечно же, вовсе не тихий — А буйный, глубокий и самый великий!

На нашей Земле океанов — Четыре: ИНДИЙСКИЙ — самый соленый в мире, Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ — славен сельдями, ЛЕДОВИТЫЙ — всё время спит подо льдами, А ТИХИЙ - конечно же, вовсе не тихий — А буйный, глубокий и самый великий!

Самый большой и глубокий

Самый большой и глубокий

Самый узкий и протяженный с севера на юг

Самый узкий и протяженный с севера на юг

Самый южный и теплый

Самый южный и теплый

Самый маленький и холодный

Самый маленький и холодный

Закрепление изученной темы

Впервые 23 января 1960 года совершили погружение к самой глубокой точке Мирового океана - Марианскому желобу - исследователь Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш.

В марте 2012 года погружение на дно Марианской впадины совершил режиссер Джеймс Кэмерон.

На нашей Земле океанов — Четыре: ИНДИЙСКИЙ — самый соленый в мире, Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ — славен сельдями, ЛЕДОВИТЫЙ — всё время спит подо льдами, А ТИХИЙ - конечно же, вовсе не тихий — А буйный, глубокий и самый великий!

На нашей Земле океанов — Четыре: ИНДИЙСКИЙ — самый соленый в мире, Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ — славен сельдями, ЛЕДОВИТЫЙ — всё время спит подо льдами, А ТИХИЙ - конечно же, вовсе не тихий — А буйный, глубокий и самый великий!

Предлагаю вашему вниманию видеоролик:

(показ видеоролика)

Задания для выполнения:

Задания для выполнения:

1. Сколько материков Вам известно?

2. Сколько океанов Вам известно? а) 4 б) 5 в) 6 г) 7 3. Какой из океанов имеет самую большую площадь? а) Атлантический океан б) Северный Ледовитый океан в) Тихий океан г) Индийский океан

2. Сколько океанов Вам известно?

3. Какой из океанов имеет самую большую площадь?

а) Атлантический океан

б) Северный Ледовитый океан

г) Индийский океан

4. Какой из океанов имеет самый малый размер? а) Атлантический океан б) Северный Ледовитый океан в) Тихий океан г) Индийский океан 5. Какова площадь поверхности Мирового океана? а) 351 млн км² б) 371 млн км² в) 361 млн км² г) 381 млн км²

4. Какой из океанов имеет самый малый размер?

а) Атлантический океан

б) Северный Ледовитый океан

г) Индийский океан

5. Какова площадь поверхности Мирового океана?

а) 351 млн км² б) 371 млн км²

в) 361 млн км² г) 381 млн км²

Верные ответы 1. в 2. а 3. в 4. б 5. в

Верные ответы

Задание 2 Заполните таблицу (использовать учебник І часть на стр. 85-86; конспект урока BilimLand) океан Тихий площадь Атлантический особенность наибольшая глубина Индийский омывает берега каких материков Северный Ледовитый

Заполните таблицу

(использовать учебник І часть на стр. 85-86; конспект урока BilimLand)

Читайте также: